Консультация для родителей - РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ – ЭТО СЕРЬЁЗНО!

  • Лекции
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Развод родителей – это серьезно, говорится о том, что при разводе психологическая помощь нужна всем членам семьи В данном случае она нужна и маме, чтобы избавиться от чувства вины и обрести себя, и девочке чтобы понять, что папа любит ее и придет, защитит и поддержит.В консультации для родителей - Развод родителей – это серьезно, говорится о том, что при разводе психологическая помощь нужна всем членам семьи В данном случае она нужна и маме, чтобы избавиться от чувства вины и обрести себя, и девочке чтобы понять, что папа любит ее и придет, защитит и поддержит.
Иконка файла материала 112.6. - Развод родителей -это серьёзно!.doc
Психология для родителей.                                РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ – ЭТО СЕРЬЁЗНО!      Лена (4,5 года) на развод родителей реагирует   агрессией   по   отношению   к маме, считая ее виновной в том, что папа теперь с ними не живет. Девочки каждый вечер задает маме одни и те же   вопросы:   «Где   папа?»,   «Почему папа   не   приезжает?».   Мама   и   Лена живут в квартире бабушки и дедушки (маминых родителей), которые в этой стрессовой   для   молодой   женщины ситуации   не   смогли   оказать   своей дочери   психологическую   помощь   и поддержку:   «Сама   виновата   в   том, что   не   смогла   удержать   своего мужа!», «Мы не будем сидеть с твоей дочерью   для   того,   чтобы   ты   смогла устроить свою личную жизнь!» ­ эти и другие   фразы   часто   звучали   в   этой семье. При   разводе   психологическая   по­ мощь   нужна   всем   членам   семьи   В данном случае она нужна и  мак  (чтобы избавиться   от   чувства   вины   и   обрести себя), и девочке (чтобы понять, что папа любит   ее   и   придет,   защитит   и поддержит).   Эта   помощь   нужна   и бабушке с дедушкой (снять страх за судьбу дочери), и папе (чтобы справиться с новой   ролью   приходящего   отца,   которая   позволит   сохранить   у   Лены   доверие   к мужчинам).   Это   доверие   так   необходимо   маленькой   девочке   для   ее   будущей взрослой жизни, в которой она сможет довериться своему избраннику, а не ожидать от него, что он тоже может предать, как когда­то это сделал отец. В этом состоит суть   психологического   «наследования»   развода.   Девочка,   получившая   урок предательства   со   стороны   главного   Мужчины   ее   жизни   ­   отца,   уже   не   может безоглядно доверять любимому человеку. Нелишне   посмотреть   на   генограмму   супругов,   которые   собираются   раз­ водиться.   Зачастую   можно   обнаружить   преемственность   разводов,   которая передается из поколение в поколение. Может передаваться, например,  недоверие мужчинам (женщинам). Одна молодая женщина с удивлением обнаружила, что в ее семье   во   всех   поколениях   были   разводы   после   7   лет   супружеской   жизни   по инициативе женщин, которые оставались в результате одни с ребенком. Новых семей 1эти   женщины   не   создавали,   довольствуясь   радостями   одинокого   материнства. Задумавшись над этим фактом, женщина передумала выступать инициатором разво­ да и пересмотрела свои отношения с супругом. «Мама,   зачем   ты   папу   выгнала?»  ­  этот   вопрос   каждый   день   задавала девочка Саша (7 лет) своей маме (29 лет) после развода родителей. Мама долго мучилась в сомнениях: разводиться или нет? Она узнала, что у него есть ребенок на стороне. Но как сказать дочке о разводе? Как себя с ней вести? Дети   дошкольного   возраста   часто   реагируют   на   развод   родителей   страхом одиночества:  один из  родителей  оказался выключенным из  жизни  малыша, его нет рядом  каждый  день, как это было раньше. А  где  гарантия, что и второй родитель не пропадет?  Опасения родителей звучат следующим образом:  «Я ви­ новат перед ребенком, из­за меня разрушилась привычная жизнь малыша».  Это чувство вины часто мешает родителям увидеть, что их ребенок очень страдает по поводу развода родителей. Наиболее   травмирующая   ситуация   для   ребенка   ­   это   ситуация   «хронического развода», когда родители то разводятся, то сходятся вновь. При этом нарушается стабильность жизни, так необходимая ребенку дошкольного возраста (и чем младше ребенок, тем он больше нуждается в стабильности семейных отношений). Что менее травмирует   ребенка   ­   нестабильность   семейных   отношений   с   конфликтами (скрытыми или явными) или развод родителей? На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку бесконечные семейные конфликты могут повредить отношения в семье настолько, что развод будет представляться единственным решением во благо ребенка. С другой стороны, развод является сильнейшим потрясением для малыша, и не случайно развод по шкале стресса стоит на втором месте, означая смерть семьи. Олег (5 лет) в детском саду, когда дети играют самостоятельно, чаще всего сидит на стуле. Родители Олега развелись, когда мальчику было 1,5 года. Оба дедушки и обе бабушки Олега тоже находятся в разводе. Мальчик стал жить один день у одной бабушки, второй день у другой бабушки, третий день у одного дедушки,   четвертый   день   у   другого   дедушки,   на   пятый   день   недели   мальчик оказывался у папы, и наконец к концу недели сын попадал к маме. Мама через полгода после развода нашла мальчику нового папу и иногда оставалась у него ночевать. Тогда малыш ночевал один в квартире. После нескольких таких ночевок в одиночестве у Олега появились тики. Понимая   влияние   развода   на   психическое   здоровье   ребенка,   сказать   или   не говорить ребенку о разводе родителей? Здесь можно ответить однозначно: говорить надо.   При   умалчивании  об   этом  событии   малыш   будет  пребывать  в  состоянии напряжения   и  тревоги.   Дело   в   том,   что   дети  дошкольного  возраста   остро воспринимают  эмоциональное   состояние   взрослых   и   способны   уловить   малейшее изменение   в   их   взаимоотношениях.  Для   этого   не   надо   слов,   ребенку   достаточно посмотреть на маму или прижаться к папе для того, чтобы понять, что с мамой и па­ пой что­то случилось. Сокрытие факта развода может порождать у ребенка тревогу, опасения, страхи, болезненные фантазии. 2Развод   как   разрыв   супружеских   отношений   затрагивает   реорганизацию   всей семейной   системы   и   практически   всегда   проходит   на   фоне   болезненных переживаний у всех, без исключения, членов семьи. Мама Иры. (5 лет) второй раз развелась со своим мужем (отцом Иры). Ее переполняли отрицательные чувства и переживания, которыми она старалась поделиться со своей дочерью: «А с кем же мне еще делиться? Мы с ней остались вдвоем. Пусть знает, как мне тяжело, пусть все знает!» Однажды утром в раз­ девалке детского сада мама завела с дочерью уже ставший привычным разговор о своем разводе. Однако в этот раз Ира прервала мать вопросом: «Мама, зачем ты мне все это рассказываешь? Я не хочу это слушать!» Всегда ли родители осознают, какому риску они подвергают своего ребенка, день  за   днем  рассказывая   ему   о  своих   переживаниях,  кладя   на  плечики   малыша такой   груз,   от   которого   даже   специалисту   с   квалификацией   «психолог»   или «психотерапевт» нелегко. Развод не является одномоментным событием, он включает, по А. Маслоу, семь стадий,   куда   входит  эмоциональный   развод  (чувство   неудовлетворенности, отчуждение   супругов),  юридический   развод  (оформление   разрыва   отношений   на формальном   уровне),  экономический   развод  (прекращение   совместного   ведения хозяйства)   и  психологический   развод  (принятие   факта   распада   отношений, стабилизация эмоциональных отношений). Эмоциональный   развод   проходит   более   гладко   при   способности   супругов поддерживать отношения и сохранять взаимодействие родительской пары. От того, как   родители   приняли   новую   семейную   ситуацию,   зависит   состояние   ребенка. Трудность   заключается   в   том,   что   ребенку   приходится   мириться   с   решением родителей. Официальный   (юридический)   развод   родителей   Юли   (5,5   года)   состоялся пять лет назад, вот только психологический развод между супругами в этой семье   так   и   не   произошел.   Причиной   разрыва   отношений   послужила   измена мужа,   когда   жена   была   на   восьмом   месяце   беременности.   Женщина   даже хотела   наложить   на   себя   руки,   но   справилась,   родила.   Понятно,   что   после таких переживаний мамы  во время беременности Юля была очень нервная в течение первого года жизни. Жить вместе с отцом Юли у мамы девочки не получилось, и вскоре состоялся юридический развод. Душевная рана за пять лет могла бы и зарубцеваться, но, увы, этого не произошло. «Живое напоминание о бывшем   муже   рядом   со   мной   каждый   день  ­  это   моя   дочка!»   Мама характеризует   дочку   таким   образом:   эмоциональная,   чувствительная,   легко обижается, плачет, боится темноты, и Бармалея (образ покинувшего семью отца). Юля боится что­то не так сказать и сделать, не может дать сдачи. А с другой стороны, девочка настойчивая и излишне требовательная. Начав разговор о дочери, мама говорит и говорит о своем бывшем муже, переживая вновь и вновь   разрыв   отношений.   Аля   встреч   со   своим   бывшим   мужем   мама   Юли использует   девочку,   настаивая   на   своем   присутствии   при   встречах   отца   с дочерью. Юля и внешне и по характеру очень похожа на отца: «Медлительность 3у нее папина, и упрямая она, как ее отец!» Интересно, что медлительность Юли отмечает только быстрая мама, она по темпераменту холерик. А вот педагоги детского сада хвалят девочку: «Юля все делает быстро, она первая!» Зато, по мнению мамы. Юля невнимательная, все делает излишне медленно, приходится ее   торопить.   Мама   Юли   испытывает   воспитательную   неуверенность   перед дочерью, которая еще вчера беспрекословно подчинялась требованиям матери, а сегодня вдруг стала ставить свои условия. Мама девочки расписывается в своей родительской несостоятельности: «Я не   знаю,   как   воспитывали   детей.   Мои   родители   только   работали,   чтобы зарабатывать деньги. кормили и одевали меня! Мама и папа не были сплоченные, они были каждый сам по себе, но не вместе Мне даже кажется, что они не лю­ били друг друга» Именно в отсутствии модели семейного воспитания, которую мы все чаще всего берем   из   своей   семьи,   кроются   причины   воспитательной   неуверенности     этой женщины. Кроме этого, она так и не пережила предательства любимого человека, в дочери видит его черты и  пытается их подправить  и изменить. Юля воспринимает семейные   отношения   через   призму   так   и   не   свершившегося    В  этой   семье психологического   развода.   Восприятие   семейной   ситуации   звучит   в   историях девочки.   Вот   одна   из   таких   историй:  «Маму  посадили   за  решетку    роботы­ бандиты, а папу сбросили в воду!» Характерные ошибки, допускаемые родителями при разводе. 1.Агрессивное   поведение,   направленное   на   бывшего   супруга.   Такое   поведение разрушает функционирование родительской пары. 2. Манипулятивное   поведение   с   использованием   ребенка   для   того,  чтобы   вернуть бывшего супруга. 3. Потеря привычных для семьи контактов. 4. Ослабление связи с общими знакомыми. 5. Осложнение взаимоотношений  с членами семьи. 6. Организация коалиции одного родителя с собственным ребенком.        Внутрисемейные коалиции  предполагают   сплочение некоторых  членов семьи,   и   представляют   собой  альянс направленное  против   других  ее   членов,   дезадаптивного   характера.  Наличие   в  семье   выраженных  альянсов   играет положительную роль, давая членам семьи,  которые образовали альянс ощущение близости. В ситуации развода легко   может произойти преобразование альянсов в коалиции. 7. Ролевые инверсии, при которых  оставшийся с ребенком  родитель берет на   себя отцовскую   роль,  a  материнскую  делегирует  родственникам   (чаще   всего  эта функция достается бабушке, дедушке). 4Литература: 1 Андреева Г. В. Психология семьи: Учеб. пособие. ­ СПб.: Речь, 2007г. 2. Целуйко В. М  Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. ­ М.: Гуманит.  Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.                                                                                                     Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь. 5ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «РАЗВОД ­ ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО!» 1. Вам рано или поздно придется сказать ребенку о том, что вы развелись, ребёнок  имеет право это знать. 2. Избегайте искушения говорить ребенку о том, что мама и папа развелись по той причине, что папа (мама) плохой(ая). 3. Необходимо давать простое и доступное пониманию ребенка объяснение о том,  что произошло в вашей семье. Не следует рассказывать о причинах и деталях  разрыва ваших отношений, учитывайте возраст ребенка и его индивидуальные  особенности. 4. Опасайтесь искушения эмоционально привязать к себе ребенка. обсуждая с ним те  подробности своей жизни, которые раньше обсуждались вами с супругом. Тем  самым вы и сами можете не заметить, как создадите со своим ребенком отношения такой глубины и силы, что их можно расценивать с психологической позиции как  супружеские отношения с собственным ребенком. 5. При разлуке с одним из родителей дети дошкольного возраста испытывают тревогу и беспокойство, которые могут выражаться в истериках, трудном поведении и т. п. Однако отсутствие изменений в поведении не означает что ребенок не пострадал в  результате развода родителей. У него может возникнуть чувство вины за развод  родителей (плохо себя вел, не слушался папу и т. п.). Скажите малышу, что он в  этом не виноват. 6. Помните, что от того, как вы относитесь к ситуации развода, будет зависеть, как  ребенок эту ситуацию воспримет. Если вам трудно пережить предательство  бывшего супруга, то ваши отрицательные чувства усилят у ребенка ощущения  семейной нестабильности (например, изменились отношения с папой, он стал  приходить не каждый день домой, а лишь раз в неделю радовать своим появлением; да и мама стала беспокойная, тревожная и нервная). У ребенка могут возникнуть  протестные, депрессивные реакции и страх. 7. Обозначьте те изменения семейных отношений, которые будут касаться ребенка  (как часто, например, планируется приход папы и т. п.). Не исчезайте полностью из жизни ребенка, поскольку при такой ситуации он  воспринимает развод как разрыв отношений именно с вами. Помните, что вы  развелись с супругом, а не с собственным ребенком. Сохраните общение ребенка с  обоими родителями, вы оба нужны малышу. Важным будет и сохранение общения  ребенка со всеми родственниками со стороны обоих родителей ребенка. Литература: 1 Андреева Г. В. Психология семьи: Учеб. пособие. ­ СПб.: Речь, 2007г. 2. Целуйко В. М  Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. ­ М.: Гуманит.  Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. 6Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь. 7