В консультации для родителей - Ребенок во время и после развода, говорится о том, что когда рушится семья, разваливаются семейные отношения, то жизнь бывших мужа и жены меняется полностью. Независимо от того, какие причины у развода, людям приходится начинать жизнь заново. И мало кто задумывается о том, что ребёнок воспринимает мир через своих родителей, развод которых фактически лишает его целой половины мира: ведь папа для него - это одна половина мира, а мама - вторая половина. И в данной ситуации наиболее важно сохранить здоровье ребёнка, в том числе и психологическое здоровье. Возможности семейной и детской психологии выступают при разводе на первый план.В консультации для родителей - Ребенок во время и после развода, говорится о том, что когда рушится семья, разваливаются семейные отношения, то жизнь бывших мужа и жены меняется полностью. Независимо от того, какие причины у развода, людям приходится начинать жизнь заново. И мало кто задумывается о том, что ребёнок воспринимает мир через своих родителей, развод которых фактически лишает его целой половины мира: ведь папа для него - это одна половина мира, а мама - вторая половина. И в данной ситуации наиболее важно сохранить здоровье ребёнка, в том числе и психологическое здоровье. Возможности семейной и детской психологии выступают при разводе на первый план.
П сихология для родителей.
РЕБЕНОК ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ РАЗВОДА
Когда рушится семья, разваливаются семейные отношения, то жизнь бывших
мужа и жены меняется полностью. Независимо от того, какие причины у развода,
людям приходится начинать жизнь заново. И мало кто задумывается о том, что
ребёнок воспринимает мир через своих родителей, развод которых фактически
лишает его целой половины мира: ведь папа для него это одна половина мира, а
мама вторая половина. И в данной ситуации наиболее важно сохранить здоровье
ребёнка, в том числе и психологическое здоровье. Возможности семейной и
детской психологии выступают при разводе на первый план.
Как правило, суд оставляет ребёнка с матерью, таким образом, развод
оставляет мужчин в одиночестве. Мужчина тяжело переживает развод, и боль
мужчины после развода бывает достаточна сильна, потому что в первую очередь
бьет по самолюбию. Отецодиночка явление более редкое, чем матьодиночка, но
не менее сложное.
В развитых западных странах основа брака преимущественно материальная,
это прежде всего экономический союз. В результате для супругов, для которых в
браке более важны не чувства, а экономическая выгода, основные деструктивные
последствия развода связаны не столько с эмоциональными переживаниями и
духовными утратами, сколько с финансовоматериальными, жилищнобытовыми
потерями. Как следствие, процесс социальнопсихологической адаптации к разводу
у них менее трагичен. Негативное влияние родительского разрыва на детей здесь
также несколько слабее, так как они сохраняют связи и с отцом, и с матерью. В
России же основа брака прежде всего чувства, любовь. У нас больше ценность
семьи, для россиян это духовночувственный союз, это, в первую очередь, тесные
эмоциональные связи, нежели финансовоматериальный контакт. Именно поэтому,
как правило, разведённая женщина в России чаще, чем в тех же США, выступает
против встреч мужа, которого она любила или любит до сих пор, с ребёнком. Она
надеется таким образом порвать с прошлым, или, наоборот, притянуть ребёнка к
себе и так удержать мужа. Как следствие, у нас развод и его отрицательные
последствия воспринимаются тяжелее, чем на Западе, а материальное (алименты,
денежная и натуральная помощь ушедшего супруга) отнюдь не всегда может
покрыть эмоциональное. Это относится и к взрослым, и к детям. Ребёнку в России,
убеждённому в том, что он "плод родительской любви", как правило, намного
труднее пережить разрыв матери и отца.
Кроме того, если на Западе с его эгоцентризмом и индивидуализмом в семье
имеет место влияние личности на личность (матери или отца на ребёнка), то в
России с её коллективизмом, общинностью, антропроцентризмом, речь идёт о
воздействии целой семьи на ребенка. Поэтому её распад по причине развода в
нашей стране большая трагедия для несовершеннолетнего. Кроме того, учитывая,
что ребёнок познаёт мир через родителей, где мама является отражением одной
половины мира, а папа отражением второй половины мира, а вся семья этоотражение всего мира, то не трудно предположить, чем оборачивается развод
родителей для ребёнка крушением всего мира. Отсюда становится понятным,
почему ребёнок старается применить все доступные для него способы примирения
родителей в ситуации затяжного брачносемейного конфликта.
Можно выделить минимум четыре типа поведения детей в подобной
ситуации:
1. Шантаж (угрозы уйти из дома, не иметь в будущем с ушедшим родителем
ничего общего, покончить жизнь самоубийством и др.);
2. Отклоняющиеся поведение как способ объединить родителей для
"возвращения" их к "нормальной" жизни;
3. Демонстрация собственных успехов в учёбе родителям, которые будут ими
гордиться и захотят жить, как прежде вместе;
4. "Последовательная политика" организации семейных праздников,
совместного досуга всех членов семьи и отдельно родителей друг с другом.
СПОСОБЫ ПРИМИРЕНИЯ:
а) основанные на позитиве:
Организация семейных праздников;
Рассказы о своих успехах в детском саду, школе и др.;
Просьбы к обоим родителям помочь решить какиелибо проблемы;
Приглашение сходить вместе в гости к друзьям, чтобы родители могли
увидеть и сравнить быт и атмосферу в другой семье, отвлечься от своих
проблем;
Разговоры с каждым из родителей о достоинствах другого.
б) Основанные на негативе:
Слёзы, истерики;
Нанесение (попытки нанесения) себе физического увечья;
Угрозы (попытки самоубийства);
Побеги (попытки побега) из дома;
Пропуск занятий в школе;
Низкая успеваемость;
Употребление алкоголя, наркотиков.
Негативные проявления чаще всего демонстрируют подростки, которые,
помимо развода родителей, испытывают ещё и проблемы, связанные со своим
подростковым возрастом, а конфликты в семье только усиливают негативные
проявления подросткового возраста.Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.