В консультации для родителей - Ребёнок идёт в школу, говорится о том, что тревожность и растерянность испытывают на протяжении всего первого школьного года и сами первоклассники, и их близкие. Это влечет за собой постоянную напряженность, приводит к замедлению процесса адаптации, вызывает трудности в усвоении учебного материала. Нередко это сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается иммунитет - он часто болеет (а пропускать школу с первых же недель не хотелось бы), что тоже мешает адаптации.В консультации для родителей - Ребёнок идёт в школу, говорится о том, что тревожность и растерянность испытывают на протяжении всего первого школьного года и сами первоклассники, и их близкие. Это влечет за собой постоянную напряженность, приводит к замедлению процесса адаптации, вызывает трудности в усвоении учебного материала. Нередко это сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается иммунитет - он часто болеет (а пропускать школу с первых же недель не хотелось бы), что тоже мешает адаптации.
Психология для родителей.
РЕБЁНОК ИДЁТ В ШКОЛУ
Школа это шаг в будущее. Многие дети пришли в школу после детского сада и уже
знали, как вести себя в коллективе, у них было представление о занятиях; для них, как и для
тех, кто пришел прямо из дома, изпод уютного крыла бабушек и мам, эта перемена всего
образа жизни стресс. Да и для родителей сплошные проблемы. Ту ли выбрали школу? Кто
будет отводить ребенка на занятия и забирать? Ведь он пока еще совсем маленький. Да и
вообще, сможет ли он приспособиться к школьной жизни? А задания на дом? А учи
тельница? Какой она будет мягкой, спокойной или строгой, требовательной? Вдруг наш
мальчик ей не понравится тогда пиши пропало...
Тревожность и растерянность ис
пытывают на протяжении всего первого
школьного года и сами первоклассники, и их
близкие. Это влечет за собой постоянную
напряженность, приводит к замедлению про
цесса адаптации, вызывает трудности в
усвоении учебного материала. Нередко это
сказывается и на физическом состоянии
ребенка: снижается иммунитет он часто
болеет (а пропускать школу с первых же не
дель не хотелось бы), что тоже мешает
адаптации.
А ведь этих неприятностей можно было
избежать. Как и в любом другом деле, лучше
предупредить появление проблемы, чем потом с большим трудом ее преодолевать.
И начинать эту работу лучше задолго до первого класса в 55,5 лет, в старшей и
подготовительной к школе группах детского сада.
Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом
имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах
и группах развития при школах. Гораздо важнее психологическая готовность к школе,
сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному
обучению. Без этого малыш учиться в школе не сможет. Ему придется срочно
«психологически дозревать» уже в процессе обучения, что приведет к выраженным стрессам
и нервным срывам и у него, и у его родителей, скажется на развитии личности ребенка в
целом.
Дополнительные занятия, доступность огромного количества обучающих
материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей приходят записываться в
первый класс с «интеллектуальным багажом» гораздо большим, чем требуется для того,
чтобы пройти собеседование (хотя по закону ребенка должны принять в школу без всяких
проверок) и стать учениками. Однако вскоре в школе все же начинаются проблемы.
Дело в том, что умение читать, считать в пределах десятка, знание своего адреса,
дня рождения и имен родителей, а также многое другое, что проверяют при поступлении в
школу, все это не избавит ребенка от тревоги, растерянности, стрессов, не поможет ему
научиться общаться с окружающими, сидеть и внимательно слушать учителя 40 минут
подряд. Даже если он способен изобразить письменные буквы, хорошо читает и считает до
ста, даже если у него есть начальные знания иностранного языка и он обладает широким
1кругозором, умеет решать логические задачи, адресованные детям 89 лет, и это не
обеспечит ему принятия сверстниками, их симпатию и дружелюбие, не избавит от страха
перед строгими учителями, не поможет почувствовать и сохранить интерес к учебе в
школе. Все это только характеризует его интеллектуальное развитие и хорошую память, что
само по себе прекрасно и, конечно, поможет ему в обучении, но этого недостаточно.
Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной,
но и эмоциональноличностной сферы, а также требует определенного уровня физической
зрелости ребенка. И если родители могут с помощью педагогов и многочисленных дидакти
ческих материалов «по подготовке к школе» осуществить своеобразное интеллектуальное
«натаскивание» ребенка, то в области эмоционального, личностного, социального и физиче
ского развития подобное кратковременное и интенсивное воздействие невозможно.
Очень часто у детей к 6,57 годам не сформирована учебнопознавательная
мотивация: обучение, усвоение нового обычно (у 90% первоклассников) не является
значимой целью при поступлении в школу. Гораздо больший интерес для них представляет
возможность завести друзей, купить красивые школьные принадлежности, не спать днем, гу
лять, когда многие дети еще в садике, и вообще, пользоваться привилегиями своего нового
социального статуса.
А ведь родители, учителя, родственники и знакомые с 1 сентября, а кто и раньше, с
момента записи в школу, видя теперь в ребенке школьника, начинают предъявлять ему
соответствующие требования, хотят, чтобы он оправдал их ожидания. Вот и одергивают: «Ты
уже школьник, что ты носишься и кричишь? Пора бы повзрослеть! Ну что же ты? Ведь уже в
школу ходишь!». Нередко у детей отбирают игрушки (в том числе и любимые), смеются над
привязанностью к привычным детским «дошкольным» книгамсказкам, стихам. А малышу
трудно просыпаться утром по звонку будильника, сложно держать в голове многочисленные
новые обязанности, ему больше нравится рисовать, чем писать буквы... В результате
формируется устойчивое ощущение того, что он плохой, что он не может, не хочет, не
справится, возникает и закрепляется неадекватно заниженная самооценка. И ребенок,
который с радостью был готов выполнять новые задания, решать задачки, учиться всему, чему
учат в школе, теперь опасается сделать даже то, что прекрасно умел раньше: вдруг не
получится? Вдруг опять все будут недовольны? А уж если речь идет о чемто новом страх
еще более возрастает. Плюс стресс перехода в школу, плюс разочарование родителей,
которые были уверены, что уж их ребенок, безусловно, будет отличником... Неуверенность в
себе в начале первого класса может лечь в основу эмоционального дискомфорта, на фоне
которого пройдут все школьные годы.
Конечно, школа предъявляет много новых требований, выполнить которые ребенку
очень нелегко. Даже для более подготовленных детей хватает сложностей и проблем в первые
дни и месяцы школьной жизни. И совсем ни к чему добавлять проблемы, вытекающие из
неадекватных чаяний взрослых по отношению к возможностям шестисемилетнего ребенка в
период адаптации к школьной жизни.
Ребенок не перестает быть ребенком от того факта, что его записали в школу. Он
только начинает становиться школьником, а не превращается в него мгновенно. Это
сложный и весьма продолжительный процесс. Смена жизненной позиции, социального
статуса, приспособление к множеству новых обстоятельств, адаптация к новым условиям
требуют значительных усилий. Если ребенок не умеет слушать учителя, не может
сосредоточиться на задании, боится незнакомых взрослых и детей, не понимает причин их
поведения, неправильно трактует их поступки и слова он не готов к школе, даже если
умеет читать, писать и знает несколько иностранных слов.
Если у ребенка не сформирована произвольность поведения, он не умеет сам
2справиться со своими желаниями, плохо ориентируется в понятиях «нельзя», «надо»,
«можно, если...», «нужно, если...» и т.п. ему будет очень трудно в школе.
Если он часто болеет, быстро устает, плохо спит и ест, мало гуляет он может
не справиться с школьными нагрузками, которые ожидают его уже в первом классе
(особенно в школах и гимназиях, работающих по программам повышенной сложности).
Если он ждет от школы только радости, чувствует гордость только от причастности
к школьной жизни и от ее чисто внешних атрибутов: ранца, костюма, новых канцелярских
принадлежностей, возможностей пользоваться уважением «малышей», а желания чтото
узнавать и чемуто учиться у него нет, школа наскучит ему уже через неделю.
Но даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей. Резкая ломка
привычного образа жизни сильный стресс даже для взрослого. Поэтому обеспечьте
ребенку, хотя бы дома, понимание, доброту, участие, любовь.
Первоклассник продолжает быть ребенком, каким он был до школы. Ему все так же
нужна мама, ее любовь, ласка, помощь и совет. Ему попрежнему хочется поиграть с детьми,
погулять во дворе, побегать по парку. Он не утерял привязанности к любимым игрушкам,
книгам, мультикам. И, даже научившись читать, он предпочитает слушать любимые сказки
перед сном в исполнении мамы. Детство не закончилось, просто оно перешло в новую фазу.
Распространенная ошибка многих родителей утрированное, сверхвнимательное
отношение к первым школьным успехам или неуспехам первоклассника. Резкую смену
системы ценностей у родителей (внимание к ребенку сменяется вниманием к написанию
букв, цифр, скорости чтения, знанию расписания уроков, замечаниям учителя и т.д.) ребенок
часто воспринимает как потерю любви и доверия, чувствуя беспомощность и покинутость.
Это может привести к понижению эмоционального фона, вызвать чувство ненужности,
способствовать росту тревожных переживаний и ощущению вины, к стойким личностным
изменениям в целом.
У более сильных, активных детей преобладают иные проявления: растет упрямство, не
гативизм, они не хотят делать уроки и даже говорить о них, привлекают внимание к себе
плохими поступками, действуют «назло», становятся агрессивными. Появляется нарочито
безразличное отношение к школе, к оценкам взрослых, к учебе. Быстро формируется не
благоприятная позиция в классе, среди сверстников, чье расположение они могут завое
вать и не вполне адекватными, с точки зрения взрослых, средствами.
Не следует забывать, что в школе учителя в первую очередь оценивают учебные
умения ребенка, скорость и качество усвоения учебного материала и поведение на уроке.
На основании этого характеризуется ученик, определяется его роль и положение в классе.
И изменить это впоследствии очень сложно. Поэтому важна разносторонняя подготовлен
ность к школе.
Если ребенок идет в школу до 6,5 лет, он может столкнуться с проблемами,
связанными с незрелостью нервной системы. В этом случае нужно очень осторожно
подходить к выбору школы или гимназии с программами повышенной сложности: они
могут оказаться непосильными для ребенка. Возможно, через год этих проблем уже не
будет. Если же еще психологически неготового к обучению малыша всетаки
отдали в школу, нужно обеспечить ему щадящий режим, малочисленный класс,
индивидуальный подход к организации занятий, полноценный отдых дома и в школе.
Главное поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе,
обеспечьте необходимый ему «эмоциональный комфорт». Счастливые дети
лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с
3ними во много раз легче.
Дошкольное воспитание № 10 , 2006 г. стр. 120 123.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
4