Данный материал - это пособие для родителей по тренировке слухоречевой памяти и звукоразличения у ребёнка -дошкольника. Оно содержит различные варианты игр по закреплению правильного звукопроизношения и развитию слухоречевой памяти, а также рекомендации о том, как правильно проводить такие игры дома
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ 5 – 6 ЛЕТ.
Очень скоро придет день, когда Ваш ребенок переступит порог школы.
Вы можете многое сделать для того, чтобы облегчить ребенку первые, самые
трудные шаги в школе, а именно, взятие рубежа под названием «грамота». Со
словами можно и нужно играть, ведь ребенку предстоит не только освоить
правила орфографии, но и научиться чувствовать слова, то есть применять
правила. Иначе они останутся для ученика набором звуков, не связанных с
практикой письма и чтения.
Вот несколько вариантов таких игр:
перед ребенком вы раскладываете несколько картинок и просите назвать их
четко. Допустим, это «шапка», «машина», «карандаш», «подушка». Пусть
малыш попытается определить, какой звук есть во всех этих названиях. Чтобы
помочь ему, произнесите сами эти слова, выделяя голосом именно [ш]:
«шапка». А теперь предложите ребенку придумать слова, в которых тоже есть
звук [ш]. Вариантами усложнения могут быть задания, когда вы используете
картинки не только со звуком [ш], но и, например, со звуком [с]. Ребенку
нужно не перепутать их и не смешать, в то время, как он будет выбирать
нужное. Спросите малыша, в каких словах [ш] слышится в середине, в конце,
в начале; называя картинки, просите ребенка определить, какой звук первый,
какой последний, сколько всего звуков в слове, а также составить слова из
звуков, данных по порядку ([п], [а], [р]) или вразбивку ([с], [е], [п]).
«закончи слово». Просите ребенка закончить слово определенным звуком:
самоле но
вертоле ли
автома ле
самока Т ве С
сове плю
поле ква
1рассве анана
салю абрико
«договори слово». Просите ребенка закончить слово определенным слогом.
гу коте
шу БА узе ЛОК
ры уго
Вариантом усложнения может быть предоставление ребенку выбора из
двух возможных договариваний:
побе поло
бесе колба
рабо
прав ДА или ТА
меч
заса
гро
сле ЗА или СА
кры
угро
конфе
грана
заве
актри
предложите ребенку изменить один звук в слове и смотреть, что получится:
сам – сом – сон – сан – сын – сыр – сор – сок – сук;
мол – мил – мыл – мал – мул – мел – меч – мяч;
нос – нес – пес – пас – пар – пир – мир – тир;
тик – пик – лик – лак – бак – бас – нас;
вел – вол – кол – мол – гол – гон – тон – ток – сок – бок – бор – сор – сон;
попросите ребенка найти ошибки – определить, правильно или неправильно
вы произнесли слово, называя картинку:
«субы» (зубы), «хумка» (сумка), «гонь» (конь), «сляпа» (шляпа),
«бячик» (мячик), «бомик» (домик), «дишня» (вишня), «кодка» (лодка).
При этом не надо требовать от ребенка, чтобы он говорил, как должно
звучать слово правильно, то есть направлял звуки. Достаточно того, что
2малыш сумеет определить неверно произнесенное слово, обратит внимание на
дефектное звучание. Это будет качественной тренировкой слухоречевой
памяти и звукоразличения. Такая работа поможет и окончательно закрепить
правильное звукопроизношение, и разобраться с различием звуков на слух.
3