Родителям предлагается консультация как объяснить ребёнку, что такое радуга. В дошкольном возрасте дети проходят стадию психологического и умственного развития, сопровождающуюся большим интересом к познанию внешнего мира. И они стремятся удовлетворять свое любопытство в виде вопросов к родителям об устройстве мира. И мать с отцом должны суметь объяснить ребенку суть различных явлений природы, например, радуги.
Рекомендации для родителей по организации экспериментов в
повседневной жизни
Как объяснить ребенку, что такое радуга.
Прошел дождь. Высоко в небе снова стали появляться солнечные лучи,
пробиваясь сквозь толщу уже посеревших и выжатых туч. От одного края
неба до другого перекинулась радуга. Красота, да и только!
«Мама, откуда на небе появилась радуга?» задает очередной вопрос ваш
неустанный любознательный почемучка. Как рассказать об этом ребенку, чтоб
он понял, и при этом не лгать.
Еще в школьные годы на уроках физики нам объяснили, что луч белого
света состоит из семи лучей разных цветов, называемых спектром.
Спектральные лучи смешиваются и становятся единым белым лучом. Именно
спектральные лучи и есть цвета радуги. Когда луч света проходит через
предмет с ровными и гладкими сторонами призму, он рассеивается на все
семь радужных оттенков.
Мы с вами знаем об этом прекрасно, но как это объяснить ребенку,
сидящему напротив? Такое явление, как радугу, можно показать дома.
Возьмите маленькое зеркальце и поймайте солнечный луч, покажите, как по
стене скачет солнечный зайчик. А теперь направьте этого зайчика на призму,
установленную на подоконнике. Проскочивший сквозь нее луч превратится в
маленькую радугу. Ваш малыш обязательно увидит нового солнечного
зайчика.
В небе тоже множество крохотных призм это капли воды или
кристаллики льда. Но также в небе очень много солнечных лучей, которые,
проходя через толщи воды, разделяются на части и образуют радугу. «Почему
тогда радуга не висит на небе все время?». Потому что чаще всего радугу
можно увидеть после дождя или снегопада в той стороне, куда ушел дождь,
так как именно там капель больше всего. Когда скопление капель в воздухе
становится меньше, радуга исчезает.
Увидев собственными глазами, как получается радуга, ваше чадо, скорее
всего, захочет ее нарисовать. Тогда вспомните маленькую считалочку, как
запомнить какой цвет за каким следует: "Каждый Охотник Желает Знать Где
Сидит Фазан". И не забудьте объяснить, что первая буква каждого словауказывает на цвет. "Каждый" первая буква "К" цвет Красный, "Охотник"
"О" цвет оранжевый и так далее.
Вам понадобится
лист бумаги;
фломастеры или краски.
1
Адаптируйте свой рассказ для возраста и уровня развития ребенка.
Например, любознательному третьекласснику можно рассказать больше о
физической природе явления на доступном ему уровне, в то время как
четырехлетний вряд ли воспримет эту информацию.
2
Расскажите ребенку о погодных условиях, предшествующих появлению
этого оптического эффекта. Объясните, что радуга появляется после дождя.
Обратитесь к личным наблюдениям ребенка, например, спросите, заметил ли
он, что после дождя воздух влажный. При его согласии объясните, что это
происходит изза того, что в воздухе в это время очень много крошечных
водяных капель.
3
На следующем этапе при объяснении прибегните к рисунку. Изобразите на
листе бумаги водяную каплю, на которую падает луч света и объясните, что
свет, отражаясь в ней, дает ей один из цветов. Далее нарисуйте радугу и
скажите, что эти разноцветные полосы это отражение солнечных
лучей в маленьких каплях воды. Также можете добавить, что радугу нельзя
потрогать руками, это всего лишь свет.
4
Ребенку более старшего возраста расскажите о разных ситуациях, при
которых может появиться радуга. Например, его интерес может вызвать то,
что радугу у водопада можно видеть очень часто, изза тех же маленьких
капелек воды, которыми насыщен воздух. Также поделитесь с ним
информацией о том, что радугу можно увидеть даже зимой. Это бывает очень
редко, но в сильные морозы свет может начать отражаться в маленьких
кристаллах, висящих в воздухе. И в результате получится радуга в форме
шара.
«Радуга над лужайкой»
Цель: познакомить детей с системой цветов и последовательностью их
расположения в спектре.
\Задачи:
учить приёмам проведение красочных непрерывных линий;
развивать цветовосприятие; воспитывать интерес к изобразительному
искусству.
Ход занятия:
Загадка:Крашенное коромысло над рекою повисло. Радуга.
Беседа.
Детям предлагается ответить на вопросы:
Кто видел радугу? Когда обычно появляется радуга ?
Выслушав ответы детей, уточняется, что радуга появляется на небе
после дождя.
Сколько же цветов входит в радугу?
Сегодня вам предстоит попасть в «Радужный мир», а проведёт нас туда
Художник, который дружит со всеми красками и знает о них много разных
интересных сказок и игр.
Появляется кукла с изображением радуги и предлагает поиграть.
Пальчиковая гимнастика.
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышкоколоколнышко!
(Самомассаж каждого пальца)
Ах ты радугадуга.
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай нам вёдрышко.
Чтобы попасть в «Радужный мир» надо запомнить волшебные слова:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Эти слова не просто названы волшебными. Они помогут нам запомнить
порядок цветов, входящих в радугу.
Практическая работа.
Дети рисуют радуга на альбомных листах с помощью красок и кистей.
Объяснить технику выполнения работы. Во время работы следить за тем,
чтобы проведение красочных линий было непрерывно и не происходило
слияния цветов.
Обсуждение.
Работы вывешиваются на доску. Дети рассматривают работы и называют все
цвета радуги. Педагог предлагает смотреть на свои работы, прищурив глаза,
широко раскрыв глаза, поочерёдно прикрывая то один, то другой глаз.