Консультация для родителей - Рекомендации по адаптации детей в детском саду.

  • Лекции
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Рекомендации по адаптации детей в детском саду, говорится о том, что адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет найти не только правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.В консультации для родителей - Рекомендации по адаптации детей в детском саду, говорится о том, что адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет найти не только правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.
Иконка файла материала 3.9 + РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.doc
Психология для родителей. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ. Адаптация детей в детском саду всегда была и остается   психологически   наиболее   сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для   педагогов.   Учет   специфики   адаптационного периода   поможет   найти   не   только   правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе. Большинство   детей   начинают   посещать дошкольное учреждение в возрасте 2,5 – 3 лет. Для некоторых   из   них   переход   от   домашней обстановки,   знакомых   и   любимых   игрушек, близких взрослых дается более или менее легко, и через 2 – 3 месяца они привыкают к д/с. Для других   же   он   превращается   в   трагедию,   чреватую   нарушениями   поведения,   резким ухудшением здоровья, постоянными дисфориями (пониженный эмоциональный фон, плохое настроение), а в дальнейшем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению множественных психологических и неврологических нарушений. Для любого ребенка начало посещения д/с – сильнейший стресс. Даже самый здоровый ребенок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, которая помогла бы с ней разобраться, привыкнуть, освоиться; где много совершенно новых детей, некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться: они дают есть незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимого зайца, с которым всегда засыпаешь дома… В   возрасте   2   –   3   лет   ребенок   не   в   состоянии   играть   с   игрушками,   даже   очень привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может выразить   свои   желания,   мысли,   чувства   так,   что   его   поняли.     Посторонних   же   взрослых некоторые дети могут просто испугаться.  Для любого педагога период,  когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием.   Особенно   важно   в   это   время   заложить   основы   благожелательных   отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Все   дальнейшие   задачи,   связанные,   например,   с   обучением,   самообслуживанием   и   т.   д.   , являются вторичными, т. к. их реализация возможна чуть позже, когда дети успокоятся и пойдут на контакт. АДАПТАЦИЯ – ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СРЕДЕ ОБИТАНИЯ.     Адаптация   является   активным   процессом,   приводящим   или   к   позитивным результатам ( адаптированности, т. е.  совокупности всех полезных изменений организма и психики), или негативным ( стрессу). Выделяются   два   основных   критерия   успешной   адаптации:   внутренний   комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения ( способность легко и точно выполнять требования среды). Для каждой семьи острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. В связи с этим говорят о трех вариантах адаптации (Р. Р. Калинина):   Легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 10­15 дней;  Адаптация средней тяжести – в течение месяца; Тяжелая адаптация – требуется от 2 до 6 месяцев. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРМАЛЬНО ТЕКУЩЕГО ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ. НАРУШЕНИЯ НАСТРОЕНИЯ. Слезливость,   капризность,   подавленное   состояние   у   некоторых   детей;   возбудимость, гневливость,   агрессивные   проявления   у   других   (продолжительность   ­   от   недели   до   1,5 месяцев).  НАРУШЕНИЯ СНА. Дети часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном: утром же их бывает трудно разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днем в д/с, переутомляются  и быстро засыпают вечером. Другие,    перевозбужденные, не могут   успокоиться   до   поздна.   Недостаток   сна   сказывается   на   самочувствии   детей практически сразу и оказывает негативное влияние на нервную систему (продолжительность – от 1 до 2 месяцев). НАРУШЕНИЯ АППЕТИТА. Дети начинают плохо есть (причем и дома и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция  блюд в д/с. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых   детей   это   может   привести   к   кратковременным   желудочно­кишечным расстройствам – рвоте, болям в животе, иногда пищевой аллергии (продолжительность ­ от 1 недели до месяца). ПОНИЖЕНИЕ ИММУНИТЕТА. Вследствие   стресса   у   маленьких   детей   страдает   иммунная   система,   они   начинают   часто болеть, реагируют на переохлаждения, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше). НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ. Дети   как   бы   возвращаются   на   ранние   ступени   развития,   хуже   играют,   игры   становятся примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых   замечается   утрата   навыков   самообслуживания,   гигиенических   навыков   (не просятся на горшок, затрудняются помыть руки) (продолжительность _ от 1 недели до 2 месяцев). Во   время   прохождения   ребенком   периода   адаптации   работа   организуется   по   трем направлениям:  С родителями,  Педагогами,  Воспитанниками. В большинстве случаев в течение первой недели детей приводят на неполный день, а на несколько   часов   –   на   прогулку.   И   только   после   таких   кратковременных   визитов   дети остаются без мамы, но не надолго, а затем это время посте6пенно увеличивается. С десятого дня большинство детей остается на целый день.   Психологически   очень   важным   моментом   является   то,   что   ребенок   понимает   (   после соответствующих пояснений) – никто не остается в д/с навсегда, за всеми вечером приходят родители. Есть   дети,  которым  очень  трудно   есть   и спать   в  незнакомой  обстановке.  Может   пройти несколько дней, прежде чем ребенок согласится остаться в группе один, без мамы. Хорошо посоветовать маме дать ему игрушку ( не новую, но и не самую любимую – во избежание конфликтов),   просто   чтобы   с   ним   оставалось   что­то   родное,   «кусочек   дома».   Кроваткутакому   ребенку   нужно   показать   заранее,   продемонстрировать,   как   другие   ложатся, пообещать, что кроватка его подождет, а завтра он уже сможет спать на ней. В целом наличие в группе и на прогулке посторонних – мам, бабушек – очень дезорганизует работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений лучше ограничить первой неделей. За эту неделю дети познакомятся с участком, группой, игрушками, будут знать в лицо своего воспитателя и нескольких сверстников – для начала этого достаточно. На первое время воспитатель должен попросить  у родителей дать ребенку с собой носовые платки   и   салфетки.   Дополнительную   смену   белья   и,   если   есть   необходимость,   запас памперсов. Если воспитатели и родители вместе доброжелательно, но твердо  направят жизнь малыша в новое русло, никаких особых проблем с ребенком (если он физически и психически здоров) не будет. ПРИЕМЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ РЕБЕНКУ УТРЕННИЕ  РАССТАВАНИЯ.  Научитесь   прощаться   с   ребенком   быстро.   Не   затягивайте   расставание.   Ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться.  Положите малышу в кармашек какую­нибудь памятную вещицу, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.  Никогда   не   пытайтесь   ускользнуть   незаметно   от   ребенка,   если   хотите,   чтобы   он   вам доверял.  Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиком или что­нибудь подобное.  Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в д/с за новую игрушку.  Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он не закатывал, он все равно пойдет в д/с. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет еще сложнее справиться с его капризами и слезами. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ.  Следует обратить внимание на домашний режим питания и сна и постепенно приблизить его к тому режиму, который будет в д/с.  Нужно постепенно формировать навыки общения ребенка со сверстниками: можно гулять с ними на участке д/с, привлекать к совместной деятельности с другими детьми.  Постепенно   приучайте   малыша   к   самостоятельности   и   доступным   для   его   возраста самообслуживанию.  Следует рассказать ребенку, что такое д/с, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел.  Проходя мимо д/с,  с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – осенью он сможет ходить   сюда.   Рассказывайте   родным   знакомым   в   присутствии   ребенка   о   своей   удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в д/с.  Подробно расскажите ребенку о режиме д/с: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в дошкольное учреждение.  Психологи   вывили   четкую   закономерность   между   развитием   предметной   деятельности ребенка   и   его   привыканием   к   д/с.   Легче   всего   адаптируются   малыши,   которые   умеют длительно,   разнообразно  и  сосредоточенно  действовать  с   игрушками.   Впервые   попав  в ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новыеигрушки. Для ребенка, умеющего играть, не6 составит труда войти в контакт с любым взрослым.  Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, так ему будет легче отпустить вас.  Помните, что на привыкание ребенка к д/может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи  будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.  Убедитесь   в   собственной   уверенности   в   том,   что   вашей   семье   д/с   необходим   именно сейчас.   Любые   ваши   колебания   ребенок   использует   для   того,   чтобы   воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы дошкольному учреждению.  Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить   отношения.   Помогите   ему   в   этом.   Познакомьтесь   с   другими   родителями   и детьми. В этом помогает посещение прогулок в д/C. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.  В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес д/с и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.  Примерно за неделю до первого посещения детского сада следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие. ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.  В   период   адаптации   устанавливается   индивидуальный   режим   для   каждого   вновь поступающего   малыша   с   учетом   рекомендаций   врача,   педагога­психолога,   старшего воспитателя. Со временем все дети переводятся на общий режим.   Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные  привычки ребенка, даже вредные и не в коем случае не перевоспитывать его.  Необходимо   подготовить   «полочку   любимой   игрушки»,   где   будут   располагаться   вещи, принесенные из дома.  Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравиться детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.   Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять малышу: его здесь любят.   В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную   пищевую   реакцию.   Необходимо   чаще   предлагать   ребенку   попить,   погрызть сухарики.  Отрицательные  эмоции  затормаживаются   монотонными  движениями  рук   или   сжиманием кистей, поэтому ребенку предлагаются соответствующие игры.  Периодически следует включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.  Лучшее   лекарство   от   стресса   –   это   смех.   Необходимо   создавать   как   можно   больше ситуаций,   в   которых   бы   ребенок   смеялся.   Использовать   игрушки­забавы,   мультфильмы, приглашать необычных гостей – зайчиков, клоунов, лисичек.  Необходимо исключить однообразие жизни детей, т.е. определить тематические дни.   Исключить интеллектуальные и физические перегрузки. Необходимо   присматриваться   к   индивидуальным   особенностям   каждого   ребенка   и стараться   вовремя   понять,   что   стоит   за   молчаливостью,   спокойствием,   пассивностью некоторых детей.  Непреложное   правило   –   не   осуждать   опыт   ребенка,   никогда   не   жаловаться   на   него родителям.   Необходимо ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь