В консультации для родителей - Рекомендации по адаптации детей в детском саду, говорится о том, что адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет найти не только правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.В консультации для родителей - Рекомендации по адаптации детей в детском саду, говорится о том, что адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет найти не только правильный подход к ребенку, но и заложить предпосылки для его успешной социализации в новом коллективе.
Психология для родителей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.
Адаптация детей в детском саду всегда была и
остается психологически наиболее сложным
периодом как для ребенка и его родителей, так и
для педагогов. Учет специфики адаптационного
периода поможет найти не только правильный
подход к ребенку, но и заложить предпосылки для
его успешной социализации в новом коллективе.
Большинство детей начинают посещать
дошкольное учреждение в возрасте 2,5 – 3 лет. Для
некоторых из них переход от домашней
обстановки, знакомых и любимых игрушек,
близких взрослых дается более или менее легко, и через 2 – 3 месяца они привыкают к д/с. Для
других же он превращается в трагедию, чреватую нарушениями поведения, резким
ухудшением здоровья, постоянными дисфориями (пониженный эмоциональный фон, плохое
настроение), а в дальнейшем даже ранней невротизацией, ведущей к появлению множественных
психологических и неврологических нарушений.
Для любого ребенка начало посещения д/с – сильнейший стресс. Даже самый здоровый
ребенок растеряется, впервые попав в совершенно новую обстановку, где нет мамы, которая
помогла бы с ней разобраться, привыкнуть, освоиться; где много совершенно новых детей,
некоторые из которых плачут; ходят чужие взрослые, которых надо слушаться: они дают есть
незнакомую еду из чужих тарелок, кладут спать в незнакомую кроватку и нет любимого зайца,
с которым всегда засыпаешь дома…
В возрасте 2 – 3 лет ребенок не в состоянии играть с игрушками, даже очень
привлекательными, он еще не умеет общаться с другими детьми, не понимает их и не может
выразить свои желания, мысли, чувства так, что его поняли. Посторонних же взрослых
некоторые дети могут просто испугаться.
Для любого педагога период, когда в группу приходит много новичков, является большим
испытанием. Особенно важно в это время заложить основы благожелательных отношений
между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка.
Все дальнейшие задачи, связанные, например, с обучением, самообслуживанием и т. д. ,
являются вторичными, т. к. их реализация возможна чуть позже, когда дети успокоятся и
пойдут на контакт.
АДАПТАЦИЯ – ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СРЕДЕ
ОБИТАНИЯ.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным
результатам ( адаптированности, т. е. совокупности всех полезных изменений организма
и психики), или негативным ( стрессу).
Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт
(эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения ( способность
легко и точно выполнять требования среды).
Для каждой семьи острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную
длительность. В связи с этим говорят о трех вариантах адаптации (Р. Р. Калинина):
Легкая адаптация – поведение ребенка нормализуется в течение 1015 дней;
Адаптация средней тяжести – в течение месяца; Тяжелая адаптация – требуется от 2 до 6 месяцев.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРМАЛЬНО ТЕКУЩЕГО ПЕРИОДА
АДАПТАЦИИ.
НАРУШЕНИЯ НАСТРОЕНИЯ.
Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость,
гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность от недели до 1,5
месяцев).
НАРУШЕНИЯ СНА.
Дети часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном:
утром же их бывает трудно разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть
днем в д/с, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не
могут успокоиться до поздна. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей
практически сразу и оказывает негативное влияние на нервную систему (продолжительность
– от 1 до 2 месяцев).
НАРУШЕНИЯ АППЕТИТА.
Дети начинают плохо есть (причем и дома и в саду) по той причине, что им предлагают
непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус.
Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться
неожиданной консистенция блюд в д/с. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью
некоторых детей это может привести к кратковременным желудочнокишечным
расстройствам – рвоте, болям в животе, иногда пищевой аллергии (продолжительность от 1
недели до месяца).
ПОНИЖЕНИЕ ИММУНИТЕТА.
Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто
болеть, реагируют на переохлаждения, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии;
легко заражаются друг от друга (продолжительность – от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще
дольше).
НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ.
Дети как бы возвращаются на ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся
примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У
некоторых замечается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (не
просятся на горшок, затрудняются помыть руки) (продолжительность _ от 1 недели до 2
месяцев).
Во время прохождения ребенком периода адаптации работа организуется по трем
направлениям:
С родителями,
Педагогами,
Воспитанниками.
В большинстве случаев в течение первой недели детей приводят на неполный день, а на
несколько часов – на прогулку. И только после таких кратковременных визитов дети
остаются без мамы, но не надолго, а затем это время посте6пенно увеличивается. С десятого
дня большинство детей остается на целый день.
Психологически очень важным моментом является то, что ребенок понимает ( после
соответствующих пояснений) – никто не остается в д/с навсегда, за всеми вечером приходят
родители.
Есть дети, которым очень трудно есть и спать в незнакомой обстановке. Может пройти
несколько дней, прежде чем ребенок согласится остаться в группе один, без мамы. Хорошо
посоветовать маме дать ему игрушку ( не новую, но и не самую любимую – во избежание
конфликтов), просто чтобы с ним оставалось чтото родное, «кусочек дома». Кроваткутакому ребенку нужно показать заранее, продемонстрировать, как другие ложатся,
пообещать, что кроватка его подождет, а завтра он уже сможет спать на ней.
В целом наличие в группе и на прогулке посторонних – мам, бабушек – очень дезорганизует
работу группы, поэтому количество и продолжительность их посещений лучше ограничить
первой неделей. За эту неделю дети познакомятся с участком, группой, игрушками, будут
знать в лицо своего воспитателя и нескольких сверстников – для начала этого достаточно.
На первое время воспитатель должен попросить у родителей дать ребенку с собой носовые
платки и салфетки. Дополнительную смену белья и, если есть необходимость, запас
памперсов.
Если воспитатели и родители вместе доброжелательно, но твердо направят жизнь малыша в
новое русло, никаких особых проблем с ребенком (если он физически и психически здоров)
не будет.
ПРИЕМЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ РЕБЕНКУ УТРЕННИЕ
РАССТАВАНИЯ.
Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Ребенок
почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться.
Положите малышу в кармашек какуюнибудь памятную вещицу, которая будет напоминать
о вас и о том, как сильно вы его любите.
Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам
доверял.
Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда
целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиком или чтонибудь подобное.
Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в д/с за новую игрушку.
Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он не закатывал, он все равно пойдет в
д/с. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет еще сложнее справиться с
его капризами и слезами.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ
САДУ.
Следует обратить внимание на домашний режим питания и сна и постепенно приблизить
его к тому режиму, который будет в д/с.
Нужно постепенно формировать навыки общения ребенка со сверстниками: можно гулять
с ними на участке д/с, привлекать к совместной деятельности с другими детьми.
Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и доступным для его возраста
самообслуживанию.
Следует рассказать ребенку, что такое д/с, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы
он туда пошел.
Проходя мимо д/с, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – осенью он сможет
ходить сюда. Рассказывайте родным знакомым в присутствии ребенка о своей удаче,
говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в д/с.
Подробно расскажите ребенку о режиме д/с: что, как и в какой последовательности он
будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем
спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в дошкольное
учреждение.
Психологи вывили четкую закономерность между развитием предметной деятельности
ребенка и его привыканием к д/с. Легче всего адаптируются малыши, которые умеют
длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в
ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новыеигрушки. Для ребенка, умеющего играть, не6 составит труда войти в контакт с любым
взрослым.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, так ему
будет легче отпустить вас.
Помните, что на привыкание ребенка к д/может потребоваться до полугода. Рассчитывайте
свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность
подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье д/с необходим именно
сейчас. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться
расставанию. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы
дошкольному учреждению.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет
построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и
детьми. В этом помогает посещение прогулок в д/C. Чем лучше будут ваши отношения с
воспитателями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему
ребенку.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес д/с и его сотрудников.
Никогда не пугайте ребенка детским садом.
Примерно за неделю до первого посещения детского сада следует предупредить малыша,
чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.
ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь
поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагогапсихолога, старшего
воспитателя. Со временем все дети переводятся на общий режим.
Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки
ребенка, даже вредные и не в коем случае не перевоспитывать его.
Необходимо подготовить «полочку любимой игрушки», где будут располагаться вещи,
принесенные из дома.
Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить
ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравиться детям). Хороший эффект засыпания дает
поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков
волос.
Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять
малышу: его здесь любят.
В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю,
сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть
сухарики.
Отрицательные эмоции затормаживаются монотонными движениями рук или сжиманием
кистей, поэтому ребенку предлагаются соответствующие игры.
Периодически следует включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и
определение во время звучания обязательны.
Лучшее лекарство от стресса – это смех. Необходимо создавать как можно больше
ситуаций, в которых бы ребенок смеялся. Использовать игрушкизабавы, мультфильмы,
приглашать необычных гостей – зайчиков, клоунов, лисичек.
Необходимо исключить однообразие жизни детей, т.е. определить тематические дни.
Исключить интеллектуальные и физические перегрузки. Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и
стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью
некоторых детей.
Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него
родителям.
Необходимо ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать
беспокойство и тревогу за своего ребенка.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь