Консультация для родителей - Рекомендации по первой встрече с ребенком

  • Лекции
  • docx
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Рекомендации по первой встрече с ребенком, говорится о том, что дети постарше начинают задавать вопросы, в т.ч. очень странные. Самая главная рекомендация: не нагнетать. Не искать скрытый смысл в наивных и простодушных словах. Представьте, что вы общаетесь с инопланетянином, который ничего не знает о вашей жизни, о том, что принято, а что нет. Детдомовские дети могут быть абсолютно дезориентированы в современной жизни. Например, 5,6 и 9 летние братья, усыновленные в одну семью, не могли есть первое время. Так как родители еще и по-русски не говорили, проблема выглядела просто угрожающей.В консультации для родителей - Рекомендации по первой встрече с ребенком, говорится о том, что дети постарше начинают задавать вопросы, в т.ч. очень странные. Самая главная рекомендация: не нагнетать. Не искать скрытый смысл в наивных и простодушных словах. Представьте, что вы общаетесь с инопланетянином, который ничего не знает о вашей жизни, о том, что принято, а что нет. Детдомовские дети могут быть абсолютно дезориентированы в современной жизни. Например, 5,6 и 9 летние братья, усыновленные в одну семью, не могли есть первое время. Так как родители еще и по-русски не говорили, проблема выглядела просто угрожающей.
Иконка файла материала ==Консультация - Рекомендации по первой встрече с ребенком.docx
Рекомендации по первой встрече с ребенком Знакомство с ребенком в детском доме – как не наделать  ошибок Как организовать первую встречу? Мне кажется, здесь, прежде всего, важен возраст ребенка. Понятно, что если вы едете к младенчику, то практически ничего  специального делать не нужно. Единственно, постарайтесь не пользоваться духами и не надевать яркую одежду, украшения: маленькие  дети непривычны к сильным стимулам и могут испугаться. Одеться вообще как можно проще. Чтобы можно было валяться по полу, не  бояться грязных ботинок, брать ребенка на руки во время прогулки. До трех лет ребенок – это практически звереныш, биологическое, а не социальное существо. Он будет реагировать на  ваше физическое состояние: как вы дышите (и дышите ли вообще, потому что тревога – это возбуждение минус кислород), как вы  двигаетесь, голос. Поэтому имеет смысл и общаться с ребенком, как с животным: медленно, спокойно, без резких движений. Подробно  с методикой можно ознакомиться вот здесь: Как я была плюшевым мишкой Имеет значение ваш внутренний настрой, ваше состояние. В статье «Как я была плюшевым мишкой» я не стала описывать один момент.  Мама не могла контактировать с девочкой (и, соответственно, девочка с мамой) потому, что чувствовала сильную тревогу. Слишком  ответственная, слишком энергичная женщина, привыкшая распоряжаться и решать, юрист по профессии и складу характера, для неё  невыносима ситуация беспомощности и неопределенности, в которой она оказалась. Чтобы снять страшную тревогу и зажатость у матери я проводила отдельную с ней работу, медитацию, чтобы она расслабилась и  выдохнула. И только после этого девочка пошла к ней. Как расслабиться? Я использую медитации и проективные техники: порисовать себя и ребенка, много, каждый день, по­разному. Тревогу нужно  проговаривать, прорисовывать, лепить, играть в свой страх. А многие боятся говорить, чтобы не спугнуть. Только нужно найти себе хорошего собеседника, достаточно нейтрального, который не  будет уговаривать, не будет утешать, советовать, а будет просто слушать и поддакивать, угукать и поддерживать: «У тебя все  получится». Перебирать крупу (спасибо Юлии Рублевой за идею). Единственно, что я не рекомендую – таблетки. Если совсем прям колотит – просите о помощи, идите к специалисту. Можно взять маленькую игрушечку, куклу на палец, крутить бумажную поделку типа кораблика. Маленькие мягкие игрушки лучше,  чем большие и дорогие. Одну легче оставить, она будет связана с вами. Заниматься какой­нибудь ерундой, всячески отвлекая внимание. Тогда наступает контакт. Дети постарше начинают задавать вопросы, в т.ч. очень странные. Самая главная рекомендация: не нагнетать. Не искать скрытый смысл  в наивных и простодушных словах. Представьте, что вы общаетесь с инопланетянином, который ничего не знает о вашей жизни, о том,  что принято, а что нет. Детдомовские дети могут быть абсолютно дезориентированы в современной жизни. Например, 5,6 и 9 летние  братья, усыновленные в одну семью, не могли есть первое время. Так как родители еще и по­русски не говорили, проблема выглядела  просто угрожающей. Пригласили меня. Оказалось, что дети не опознают еду в тех ярких коробочках и странных формах, что им предложили. Они ни разу в  жизни не видели: йогурт, рыбные палочки, сыр, спагетти, виноград, сок в баночках. Они просто не догадались, что это съедобно, и  ждали привычной тарелки с кашей и супом. А в этой местности ни каша, ни суп не входят в рацион. Совсем. (Хлеб, кстати, тоже не  выглядел как хлеб. Я же говорю: инопланетяне).Большая проблема, когда приезжаешь к своему одному, а кидается вся группа с воплем «мамочка, забери меня!». Ваш как раз будет  стоять в сторонке и сосать палец. Важнее настрой, чем антураж. Стоит ли брать что­то из ДД? Если дают, то стоит, но чаще всего отдают просто голым. Видела, как родители привозили ребенка, завернутым в папину куртку,  потому что их не предупредили, что одежду ребенку надо привозить с собой. Дома­то дочечку ждал целый гардероб. Более удачные  случаи усыновления свидетельствуют, что для ребенка важно сохранять связь с ДД (если только не было насилия и травм). Но даже в  этом случае, лучше связь сохранять, говорить об этом, как было плохо, ужасно, прорабатывать травму, но не прятать и не делать вид,  что ничего не было. Хотя я видела случаи – и много – когда дети, усыновленные в иноязычную среду, отказывались от русского языка, «чтобы не вернули». Как объяснить, кто ты и зачем пришел? Если совсем маленький – ничего объяснять не надо. Если постарше… Там все сложно, так как слова «мама» и «папа» для брошенных  детей могут быть перегружены смыслами, которые вы совсем не имели в виду. Папа может быть угрожающей фигурой насильника, а  мама – вообще непонятно кто. Поэтому я бы сначала представлялась по имени и не говорила ничего о планах. Вот как вы знакомитесь в обычной обстановке: «Привет,  меня зовут Аня, а это Павел, давай знакомиться». И узнавайте больше про ребенка. Так же, как вы устанавливаете контакт в любой другой ситуации: сначала знакомство, потом сближение, и, наконец, вы приглашаете  человека к себе в гости. А если сказать «Здравствуй, мы твои мама и папа, пойдем домой», реакция может быть любой, и не факт, что она вам понравится. Когда я работала с тремя детками, усыновленными в одну семью, то мужа они сразу стали называть папой, а вот жену только через год.  Объяснение было таким: «ты не наша мама, наша мама Света, она за нами придет». Притом, что маму свою они никогда не видели, она  оставляла каждого из них сразу в роддоме. Но фантазия о «доброй любимой мамочке» очень сильна. Если надо объяснить, куда едем, то: «Хочешь с нами жить? Поедем к нам домой? Мы любим тебя и хотим, чтобы ты жил с нами». Страх, который испытывает ребенок Во­первых, признать, что страх есть. «Я понимаю, что ты боишься». Во­вторых, дать слова, для описания чувств. «Все люди боятся, я тоже. Особенно, когда что­то новое и незнакомое. Когда я боюсь, что  чувствую, как у меня в животе все сжимается, а ладони становятся мокрыми, и сердце стучит сильно­сильно. Но это пройдет, а я буду  рядом с тобой». Я перевожу эмоции на язык ощущений еще и потому, что детдомовские дети, как правило, алекситимики: не распознают и не умеют  назвать свои и чужие эмоции. У них нет для этого слов и опыта. Кстати, именно поэтому сирот ошибочно считают черствыми и  жестокими. А они просто не умеют. Порасспрашивать, а что он думает, про что фантазирует. Сохранять исследовательскую позицию. В моей (психолога) жизни ничего не изменится из­за того, что скажет ребенок, поэтому я могу  спокойно выслушивать любые его фантазии. Но для вас каждое его слово имеет дополнительный вес и значение, поэтому вы можете  излишне бурно реагировать на предположение, например, что вы собираетесь его «разобрать на органы». Угу, конечно, ведь именно об  этом его и предупреждали старшие ребята и нянечки. Как только уедешь из родного детдома – так сразу и расчленят.Мифов очень много, и расчленение на органы – только один из. Лучше, чтобы эти ужасы были проговорены, рассмотрены и отброшены в сторону самим ребенком. Страхи могут возвращаться в виде ночных кошмаров, странных привычек, непонятного поведения. Кроме нормальных возрастных  страхов, у приемного ребенка есть еще целый сонм его собственных, индивидуальных демонов, полученных в наследство или  благоприобретенных в процессе жизни. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь