В консультации для родителей - Рекомендации по первой встрече с ребенком, говорится о том, что дети постарше начинают задавать вопросы, в т.ч. очень странные. Самая главная рекомендация: не нагнетать. Не искать скрытый смысл в наивных и простодушных словах. Представьте, что вы общаетесь с инопланетянином, который ничего не знает о вашей жизни, о том, что принято, а что нет. Детдомовские дети могут быть абсолютно дезориентированы в современной жизни. Например, 5,6 и 9 летние братья, усыновленные в одну семью, не могли есть первое время. Так как родители еще и по-русски не говорили, проблема выглядела просто угрожающей.В консультации для родителей - Рекомендации по первой встрече с ребенком, говорится о том, что дети постарше начинают задавать вопросы, в т.ч. очень странные. Самая главная рекомендация: не нагнетать. Не искать скрытый смысл в наивных и простодушных словах. Представьте, что вы общаетесь с инопланетянином, который ничего не знает о вашей жизни, о том, что принято, а что нет. Детдомовские дети могут быть абсолютно дезориентированы в современной жизни. Например, 5,6 и 9 летние братья, усыновленные в одну семью, не могли есть первое время. Так как родители еще и по-русски не говорили, проблема выглядела просто угрожающей.
Рекомендации по первой встрече с ребенком
Знакомство с ребенком в детском доме – как не наделать
ошибок
Как организовать первую встречу?
Мне кажется, здесь, прежде всего, важен возраст ребенка. Понятно, что если вы едете к младенчику, то практически ничего
специального делать не нужно. Единственно, постарайтесь не пользоваться духами и не надевать яркую одежду, украшения: маленькие
дети непривычны к сильным стимулам и могут испугаться. Одеться вообще как можно проще. Чтобы можно было валяться по полу, не
бояться грязных ботинок, брать ребенка на руки во время прогулки.
До трех лет ребенок – это практически звереныш, биологическое, а не социальное существо. Он будет реагировать на
ваше физическое состояние: как вы дышите (и дышите ли вообще, потому что тревога – это возбуждение минус кислород), как вы
двигаетесь, голос. Поэтому имеет смысл и общаться с ребенком, как с животным: медленно, спокойно, без резких движений. Подробно
с методикой можно ознакомиться вот здесь: Как я была плюшевым мишкой
Имеет значение ваш внутренний настрой, ваше состояние. В статье «Как я была плюшевым мишкой» я не стала описывать один момент.
Мама не могла контактировать с девочкой (и, соответственно, девочка с мамой) потому, что чувствовала сильную тревогу. Слишком
ответственная, слишком энергичная женщина, привыкшая распоряжаться и решать, юрист по профессии и складу характера, для неё
невыносима ситуация беспомощности и неопределенности, в которой она оказалась.
Чтобы снять страшную тревогу и зажатость у матери я проводила отдельную с ней работу, медитацию, чтобы она расслабилась и
выдохнула. И только после этого девочка пошла к ней.
Как расслабиться?
Я использую медитации и проективные техники: порисовать себя и ребенка, много, каждый день, поразному. Тревогу нужно
проговаривать, прорисовывать, лепить, играть в свой страх.
А многие боятся говорить, чтобы не спугнуть. Только нужно найти себе хорошего собеседника, достаточно нейтрального, который не
будет уговаривать, не будет утешать, советовать, а будет просто слушать и поддакивать, угукать и поддерживать: «У тебя все
получится». Перебирать крупу (спасибо Юлии Рублевой за идею).
Единственно, что я не рекомендую – таблетки.
Если совсем прям колотит – просите о помощи, идите к специалисту.
Можно взять маленькую игрушечку, куклу на палец, крутить бумажную поделку типа кораблика. Маленькие мягкие игрушки лучше,
чем большие и дорогие. Одну легче оставить, она будет связана с вами. Заниматься какойнибудь ерундой, всячески отвлекая внимание.
Тогда наступает контакт.
Дети постарше начинают задавать вопросы, в т.ч. очень странные. Самая главная рекомендация: не нагнетать. Не искать скрытый смысл
в наивных и простодушных словах. Представьте, что вы общаетесь с инопланетянином, который ничего не знает о вашей жизни, о том,
что принято, а что нет. Детдомовские дети могут быть абсолютно дезориентированы в современной жизни. Например, 5,6 и 9 летние
братья, усыновленные в одну семью, не могли есть первое время. Так как родители еще и порусски не говорили, проблема выглядела
просто угрожающей.
Пригласили меня. Оказалось, что дети не опознают еду в тех ярких коробочках и странных формах, что им предложили. Они ни разу в
жизни не видели: йогурт, рыбные палочки, сыр, спагетти, виноград, сок в баночках. Они просто не догадались, что это съедобно, и
ждали привычной тарелки с кашей и супом. А в этой местности ни каша, ни суп не входят в рацион. Совсем. (Хлеб, кстати, тоже не
выглядел как хлеб. Я же говорю: инопланетяне).Большая проблема, когда приезжаешь к своему одному, а кидается вся группа с воплем «мамочка, забери меня!». Ваш как раз будет
стоять в сторонке и сосать палец.
Важнее настрой, чем антураж.
Стоит ли брать чтото из ДД?
Если дают, то стоит, но чаще всего отдают просто голым. Видела, как родители привозили ребенка, завернутым в папину куртку,
потому что их не предупредили, что одежду ребенку надо привозить с собой. Домато дочечку ждал целый гардероб. Более удачные
случаи усыновления свидетельствуют, что для ребенка важно сохранять связь с ДД (если только не было насилия и травм). Но даже в
этом случае, лучше связь сохранять, говорить об этом, как было плохо, ужасно, прорабатывать травму, но не прятать и не делать вид,
что ничего не было.
Хотя я видела случаи – и много – когда дети, усыновленные в иноязычную среду, отказывались от русского языка, «чтобы не вернули».
Как объяснить, кто ты и зачем пришел?
Если совсем маленький – ничего объяснять не надо. Если постарше… Там все сложно, так как слова «мама» и «папа» для брошенных
детей могут быть перегружены смыслами, которые вы совсем не имели в виду. Папа может быть угрожающей фигурой насильника, а
мама – вообще непонятно кто.
Поэтому я бы сначала представлялась по имени и не говорила ничего о планах. Вот как вы знакомитесь в обычной обстановке: «Привет,
меня зовут Аня, а это Павел, давай знакомиться». И узнавайте больше про ребенка.
Так же, как вы устанавливаете контакт в любой другой ситуации: сначала знакомство, потом сближение, и, наконец, вы приглашаете
человека к себе в гости.
А если сказать «Здравствуй, мы твои мама и папа, пойдем домой», реакция может быть любой, и не факт, что она вам понравится.
Когда я работала с тремя детками, усыновленными в одну семью, то мужа они сразу стали называть папой, а вот жену только через год.
Объяснение было таким: «ты не наша мама, наша мама Света, она за нами придет». Притом, что маму свою они никогда не видели, она
оставляла каждого из них сразу в роддоме. Но фантазия о «доброй любимой мамочке» очень сильна.
Если надо объяснить, куда едем, то: «Хочешь с нами жить? Поедем к нам домой? Мы любим тебя и хотим, чтобы ты жил с нами».
Страх, который испытывает ребенок
Вопервых, признать, что страх есть. «Я понимаю, что ты боишься».
Вовторых, дать слова, для описания чувств. «Все люди боятся, я тоже. Особенно, когда чтото новое и незнакомое. Когда я боюсь, что
чувствую, как у меня в животе все сжимается, а ладони становятся мокрыми, и сердце стучит сильносильно. Но это пройдет, а я буду
рядом с тобой».
Я перевожу эмоции на язык ощущений еще и потому, что детдомовские дети, как правило, алекситимики: не распознают и не умеют
назвать свои и чужие эмоции. У них нет для этого слов и опыта. Кстати, именно поэтому сирот ошибочно считают черствыми и
жестокими. А они просто не умеют.
Порасспрашивать, а что он думает, про что фантазирует.
Сохранять исследовательскую позицию. В моей (психолога) жизни ничего не изменится изза того, что скажет ребенок, поэтому я могу
спокойно выслушивать любые его фантазии. Но для вас каждое его слово имеет дополнительный вес и значение, поэтому вы можете
излишне бурно реагировать на предположение, например, что вы собираетесь его «разобрать на органы». Угу, конечно, ведь именно об
этом его и предупреждали старшие ребята и нянечки. Как только уедешь из родного детдома – так сразу и расчленят.Мифов очень много, и расчленение на органы – только один из. Лучше, чтобы эти ужасы были проговорены, рассмотрены и отброшены в
сторону самим ребенком.
Страхи могут возвращаться в виде ночных кошмаров, странных привычек, непонятного поведения. Кроме нормальных возрастных
страхов, у приемного ребенка есть еще целый сонм его собственных, индивидуальных демонов, полученных в наследство или
благоприобретенных в процессе жизни.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь