Консультация для родителей - Семья как образец будущей семьи ребёнка.

  • Лекции
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Семья как образец будущей семьи ребёнка, говорится о том, что семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую ребенок образует в будущем. И, конечно, молодые люди, перенявшие негативные черты поведения, своих родителей, испытывают в жизни большие трудности, чем другие: их семейная жизнь начинается с того, что им приходится сначала переучиваться, прежде чем начать учиться искусству жить в семье. Переучивание требует дополнительных сил, – как от человека, так и от окружающего его мира. Почти все родители хотят «хорошо подготовить детей к жизни». Но при конкретном анализе оказывается, что дети, пережившие ссоры между родителями, и тем более развод, получают неблагоприятный старт в жизни.В консультации для родителей - Семья как образец будущей семьи ребёнка, говорится о том, что семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую ребенок образует в будущем. И, конечно, молодые люди, перенявшие негативные черты поведения, своих родителей, испытывают в жизни большие трудности, чем другие: их семейная жизнь начинается с того, что им приходится сначала переучиваться, прежде чем начать учиться искусству жить в семье. Переучивание требует дополнительных сил, – как от человека, так и от окружающего его мира. Почти все родители хотят «хорошо подготовить детей к жизни». Но при конкретном анализе оказывается, что дети, пережившие ссоры между родителями, и тем более развод, получают неблагоприятный старт в жизни.
Иконка файла материала 112.12 - Консультация для родителей - СЕМЬЯ КАК ОБРАЗЕЦ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ РЕБЁНКА..doc
Консультация для родителей СЕМЬЯ  КАК  ОБРАЗЕЦ  БУДУЩЕЙ  СЕМЬИ РЕБЁНКА. Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую ребенок образует в будущем. И,   конечно,   молодые   люди,   перенявшие   негативные черты   поведения,   своих   родителей,   испытывают   в жизни большие  трудности, чем другие:  их  семейная жизнь начинается с того, что им приходится сначала переучиваться, прежде чем начать учиться искусству жить в семье. Переучивание требует дополнительных сил,   –   как   от   человека,   так   и   от   окружающего   его мира. Почти все родители хотят «хорошо подготовить детей к жизни». Но при конкретном анализе оказывается,   что   дети,   пережившие   ссоры   между   родителями,   и   тем   более   развод,   получают неблагоприятный старт в жизни. Надо   все   время   помнить,   что   отрицательные   воспоминания   детства   очень   вредны,   они обусловливают соответствующим образом мышление, чувства и поступки во взрослом возрасте. Очень   часто   родители   не   говорят   детям   правду,   т.е.   о   том,   что   они   решили   развестись, особенно если дети дошкольного или младшего школьного возраста. Родители считают (по крайней мере один из них), что лучше придумать красивую историю: папа уехал в командировку, папа – летчик или геолог, много путешествует; или даже трагическую – папа погиб. В основном с детьми, после развода, остается мама, считающая, что это ложь во благо. Но это совсем не так. Детям надо говорить   правду   всегда.   При   этом   надо   учитывать   такие   существенные   факторы,   как   степень духовной зрелости ребенка, его возраст, его психические особенности и окружение. Само собой разумеется, что детям следует тактично сообщить о разводе. Как бы ни было трудно покинутому, он должен найти в себе силы говорить с детьми спокойно и не унижая бывшего супруга. И без того дети часто бывают свидетелями отвратительных сцен. Поэтому надо стараться не   усиливать   эти   впечатления,   а   сделать   все,   чтобы   дети   как   можно   скорее   забыли,   что   им пришлось пережить. Старшие дети не удовлетворяются объяснением, что родители не понимают друг   друга.   Понятно,   что   каждому   трудно   признавать   свои   ошибки;   но   насколько   же   труднее объективно   объяснить   детям   случившиеся.   Но   если   дети   видели,   что   отец   пьет,   ни   с   кем   не считается, держит в страхе всю семью, или если они знали о внебрачных связях отца или матери, не так уж сложно будет для них понять обстоятельства, которые, в конце концов привели к разводу. Если трудно все объяснить все обстоятельно, следует все же сказать детям, что всего они пока понять не могут и поймут все, когда вырастут. Такое   поведение   родителей   служит   интересам   детей,   которые   должны   быть,   как   можно меньше   втянуты   в   семейный   конфликт.   Но   и   тот   из   родителей,   у   которого   остаются   дети, заинтересован в том, чтобы не унижать бывшего супруга, если ему дороги хорошие отношения с детьми. Позднее дети все равно узнают правду. И тогда может случиться, что подросток примет сторону того, кого пытались унизить в его глазах. Развод становится особенно тяжел, если родители используют подростка как оружие в своей битве   –   они   нередко   склоняются   этому,   если   развод   проходит   сложно.   Они   могут   без   конца поливать друг друга грязью; используют подростка для передачи поручений; принуждают выбрать между ними; один может нарочно всячески затруднять встречи подростка с другим, либо никогда не   являясь   вовремя   на   установленное   место,   либо   придумывая   всякие   причины   для   перемены существующей договоренности. Трудным является вопрос о том, кому из родителей доверить после развода воспитание детей. Необходимо тщательно взвесить все обстоятельства, для того, чтобы в интересах детей обеспечить наилучшие   условия   их   дальнейшего   развития.   Но   далеко   не   все   родители   руководствуются исключительно интересами детей. 1Закон   о   браке   предусматривает,   что   после   развода   только   один   из   родителей   сохраняет полное   право   на   воспитание   ребенка;   другой   родитель   обязан   только   оказывать   материальную помощь, но не имеет никакого права влиять на развитие ребенка каким­либо другим способом. Осознав, что развод влечет за собой невозвратимую потерю ребенка, родители начинают бороться за   детскую   благосклонность,   причем   иногда   не   стесняются   в   средствах.   Нередко   родные   и знакомые поддерживают родителей в этом. Соперничество родителей, их борьба за любовь ребенка крайне отрицательно сказываются на его развитии, на развитии его психики. Внезапно ребенок оказывается в центре всеобщего интереса, что не вызвано никакими заслугами с его стороны. Если ребенок постарше уже подозревает об истинных   мотивах   активной   борьбы   за   его   расположение   и   может   по­своему   защищаться,   то дошкольник совершенно беспомощен перед хитростью взрослых. И он не понимает, что особый интерес к нему ослабеет, как только суд вынесет свое решение. Преувеличенное внимание родителей к ребенку вызывает в нем нескромность или завышенную самооценку. Дети пытаются любым способом добиться для себя выгод, и родители, вместо того чтобы  воспитывать   детей,  болтаются,  как  марионетки,  на ниточках   детской  симпатии.   Кто же посмеет   тут   упрекнуть   детей?   Нормально   развитый   ребенок   не   может   противостоять   натиску родительской   страсти  и   хитрости.  У  него  просто  должны   возникнуть  аномалии   в  мышлении  и чувствах,   самооценке   и   отношении   к   окружающему   миру,   равно   как   и   к   своим   обязанностям. Исчезновение особого интереса к ребенку после развода, нормальное отношение к нему со стороны родителя,   с   которым   он   остался,   снова   вызывает   у   ребенка   потрясения,   и   даже   кризисы.   Он чувствует себя разочарованным, заброшенным, особенно если мать или отец вступают в новый брак и появляются другие дети, на которых также изливается родительская любовь. Ребенок пытается сохранить   родительское   внимание,   он   становится   дерзким,   хвастается,   разыгрывает   капризного больного или, в самом деле, заболевает. Новые конфликты возникают, если взрослые, братья и сестры   и   друзья   выражают   свое   неодобрение   в   ответ   на   такое   поведение.   Если   же   близкие примиряются с выходками ребенка, отступают, то это еще опаснее для развития его характера, его психики в целом, потому что в таком случае отрицательные черты закрепляются. Поинтересовавшись мотивами, которые побуждают родителей делать из ребенка мячик в игре родительских   страстей,   можно   увидеть   красочную   палитру   чувств.   От   сильной   искренней привязанности к ребенку до боязни вызвать в случае отказа от «борьбы» неодобрение окружающих и до чисто материальных соображений (квартира, обстановка, нежелание платить алименты и т.д.). Иногда только чувство ненависти или мести к бывшему супругу заставляют оспаривать у него право   на   воспитание   ребенка.   Часто   мотивы   переплетаются.   Некоторые   только   при   разводе «обнаруживают», что у них есть дети. Но каковы бы ни были мотивы, нельзя снять с родителей обвинение в том, что своей «борьбой» за право воспитания ребенка они наносят ему большой вред. Каждый родитель должен отвечать за свое поведение перед ребенком, обществом и в конце концов перед собственной совестью. Наверное, проще тем семьям, в которых развода хотят оба родителя – отношения подошли к своему логическому концу. Но и тут бывает легко только взрослым. Ребенок страдает всегда. И если родители в результате развода могут обрести нечто хорошее, малыш проигрывает в 9 случаях из 10: его мир просто раскалывается надвое. На одном полюсе – один любимый человек, на другом – другой, и ничего от прежней веселой жизни, от ощущения  стабильности и защищенности, от привычных формул счастья не остается. Об этом придется помнить на всех стадиях развода: ни один из двух любивших когда­то друг друга людей   не станет при этом главным пострадавшим. Потому что главный пострадавший – всегда, конечно же, ребенок. И все же иногда развод просто неизбежен. Как сделать его наименее болезненным для ребенка? Первое. Придется сделать над собой усилие и научиться нормально, разговаривать с бывшим супругом. На стадии,  когда  скандалов  и криков  не удается  избежать, ребенка  стоит на время отправить к бабушке. Он сможет вернуться, когда открытые военные действия останутся позади и родители найдут в себе силы  заключить перемирие и расстаться цивилизованно.                  2Второе. Скрывать происходящее обычно бесполезно. Ребенок чувствует, что что­то в семье не так. Ложь и притворство пугают больше, чем горькая, правда. Когда родители окончательно решили развестись, необходимо сказать об этом прямо. Третье.  Ради ребенка придется  сохранить отношения с бывшим супругом. Уважительных причин, способных помешать регулярному общению ребенка с обоими родителями, всего две: один из родителей явно плохо влияет на ребенка или настраивает его против другого. Если ради счастья и нормального развития психики ребенка оба родителя сумеют вести себя честно, препятствия будут устранены. Четвертое.  Объясняя причины развода, ни в коем случае нельзя обвинять другую сторону. Ребенку важна вера в обоих родителей. Когда один из взрослых пытается во всем обвинять другого, мир ребенка рушится во второй раз. В детской системе ценностей папе или маме нужно совершить нечто совершенно жуткое – только тогда он сможет поверить, что они плохие. Даже если временно удастся настроить ребенка против второго родителя, неизвестно как все это обернется в будущем. В переходном возрасте, когда жизнь так странно и необратимо меняется, превращаясь из детской во взрослую, привычные взгляды тоже меняются и нередко на совершенно противоположные. И может   случиться,   что   второй,   когда­то   отвергнутый   родитель,   заклейменный   как   предатель, окажется лучшим другом подростка. А живущий с подростком родитель рискует превратиться во врага. И, наконец, еще один важный момент. К сожалению, во время развода ребенка поджидает еще много дополнительных неприятностей, которые могут еще сильнее усугубить и без того непростую ситуацию. Происходит это так: развод чаще всего ведет за собой разъезд. А это нередко означает переезд. В результате от былой счастливой жизни не остается совсем ничего: ни прежнего дома, ни двора, ни компании друзей, ни старой школы (детского сада). В итоге ему еще и приходится быть новеньким в очередном классе или детском саду. Быть новеньким всегда не очень приятно, а уж когда на душе у ребенка кошки скребутся, и он не очень­то готов постоять за себя, – тем более. Подавленному, пребывающему в депрессии ребенку редко удается зарекомендовать себя в новом коллективе, и за ним быстро закрепляется роль изгоя. Снежный ком проблем растет. Вывод простой: человеку, уже потерявшему очень многое, важно сохранить хотя бы что­то. Если это не может старая квартира, им должен стать прежний район, лучше всего микрорайон, а в идеале – двор.   Нужно   любой   ценой   избежать   перевода   в   другую   школу   (детский   сад),   расставания   с прежними друзьями, привычками, домашними любимцами и всеми семейными ритуалами, которые можно  сохранить.   Если   ребенка   ранят   встречи   с   новой   женой   папы   или   другим   мужем   мамы, необходимо постараться видеться с ними наедине, на нейтральной территории. И может быть, тогда детские раны смогут затянуться немного быстрее. Многие подростки с тревогой думают о том, что они обречены на повторение грустного опыта своих родителей. Хотя есть данные о том, что браки детей разведенных родителей менее прочны, это вовсе не означает, что такое обязательно случится с каждым. Главное, – какой сам по себе человек, какая у него будет семья,  и какие  в ней сложатся  отношения. Хотя видеть хороший пример полезно, не менее полезно наблюдать и отношения, которые не сложились. Если проследить за тем, как родители снова и снова повторяют все те же ошибки, можно понять, чего нельзя делать!  Всем известно, что ребенку необходим отец. Но это не совсем точно. Ему необходима именно отцовская любовь. Только она способна заложить фундамент полноценной человеческой личности. Иногда говорят еще, что отец больше нужен мальчику, а девочка – мамина дочка – меньше страдает от его отсутствия. Это глубокое заблуждение. Сын, дочь одинаково нуждаются в отце – каждый по ­ своему. Психологические механизмы этой потребности различны, и влияние отца сказывается по­ разному, но остаться без отца для обоих равно тяжело и чревато драматическими последствиями [Акивис]. Итак,   подводя   некоторый   итог   вышесказанному   можно   отметить,   что   существуют специфические моменты, связанные с наличием только одного из родителей в семье.  Во­первых, это особое положение остающегося родителя, которому будет недоставать моральной, социальной и материальной поддержки, обычно предоставляемой супругом.  3Во­вторых, сам ребенок подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца  или матери. В­третьих, ребенок оказывается лишенным возможности наблюдать близкие и гармоничные отношения между двумя взрослыми людьми. Это может сказаться в более позднем периоде его жизни на его собственных брачных отношениях. В­четвертых, если в семье остается родитель   противоположного   пола,   у   ребенка   будет   отсутствовать   возможность   половой идентификации. В заключении можно сделать следующие выводы:  даже   в   наиболее   благоприятных   случаях   развод   наносит   психическую   травму   детям, особенно в критические возрастные периоды (подростковый возраст и т.д.);  родители в процессе всего развода должны оградить детей от стрессовых ситуаций, т.е. убедить детей, что они не были причиной развода и родители по­прежнему любят их; не заставлять детей делать выбор между родителями, отдавая предпочтение кому­то одному и не втягивать их в сам процесс развода, нанося тем самым психическую и эмоциональную травму;  родитель, оставшийся с детьми после развода, должен вести себя достаточно корректно по отношению к другому родителю, т.е. не очернять его в глазах детей;  необходимо ставить детей в известность о сложившемся положении как можно раньше не допуская, чтобы они узнали о разводе родителей от кого­то еще;  родители,   заметившие   изменения   в   поведении   детей,   должны   обратиться   к   психологу, чтобы своевременно выявить негативные эмоциональные переживания и провести коррекционную работу с детьми, пережившими развод родителей. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ (первая диагностика) В процессе диагностики были использованы следующие методики: Методика «Дом – Дерево – Человек». Цель: изучение личности ребёнка. Методика «Несуществующее животное». Цель: изучение личностных особенностей ребёнка и эмоциональных проявлений. Методика «Самооценка депрессивной акцентуации характера». Цель:  выявление отрицательных эмоциональных проявлений и депрессивного состояния человек. В результате проведенной диагностики были сделаны следующие выводы:  практически все дети переживают чувство вины за произошедшее;  некоторые дети (девочки) хотят быть похожими на отца, считают, что у противоположного пола более высокий социальный статус;  все испытуемые считают, что им не хватает психологической теплоты дома: любви, заботы, ласки и т.п.;  большинство детей достаточно агрессивно настроены, хотя агрессию проявляют в основном в защитных целях;  у детей наблюдается повышенная тревожность, некоторые дети очень замкнуты; ПРОГРАММА НРАВСТВЕННОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ Целью  данного   тренинга   стала   коррекция   основных   выявленных   негативных эмоциональных проявлений: агрессивности, замкнутости, тревожности. Данная   программа   состоит   из   серии   специально   организованных   коррекционных  занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа состоит из шести занятий, в каждом из которых по три упражнения. 4Занятия проводятся в виде тренинга. Дети разбиваются на две группы, в одной из которых шесть человек, а в другой – семь. Цель   каждого   занятия   –   коррекция   выявленных   эмоциональных   нарушений   (негативных проявлений психики): агрессивность, тревожность, замкнутость.           Занятие I.                                          Приветствие. Выбирается любое четверостишие. Слова распределяются между членами группы. Начиная с первого слова, участники должны произнести данный отрывок с выражением так, как если бы это был один человек.   Упражнение 1. «Обсуждение».  Цель: Коррекция агрессивности. Для   данного   упражнения   требуется   три   текста,   где   герои   сюжета   совершают   поступки, которые можно рассматривать как положительные, так и отрицательные. Каждому   участнику   предлагается   высказать   свое   мнение   по   данной   проблеме,   избегая установившихся стереотипов («так как надо»). Остальные участники оценивают его искренность в соответствии с установленными правилами и высказывают свое мнение. Упражнение 2. «Изобрази животное». Цель: коррекция замкнутости. Вызываются два участника, которые загадывают любое животное. Один из них показывает данное животное группе, не говоря ни слова. Остальные пытаются отгадать его. Второй участник рассказывает, так ли было изображено животное как он себе его представлял и соответствует ли оно его ожиданиям. В упражнении участвует каждый член группы. Упражнение 3. «Стихотворение с выражением». Цель: коррекция тревожности. Каждый   участник   тренинговой   группы   встает   перед   всеми   и   читает   очень   выразительно стихотворение (любое), стараясь передать переживаемые эмоции. В конце упражнения участники группы   рассказывают     о   своих   переживаниях   испытываемых   во   время   выступления   и   будучи слушателем. Отвечают на вопросы «когда было легче» и «почему». По   окончанию   занятия   каждый   член   группы   высказывает   свое   мнение   об   увиденном   и услышанном, делится своими эмоциями. Занятие II.                                 Приветствие.                                Выбирается любое четверостишие. Слова распределяются между членами группы. Начиная с первого слова, участники должны произнести данный отрывок с выражением так, как если бы это был один человек.  Упражнение 1. «Ты учитель» (родитель и т.п.). Цель: коррекция агрессивности Каждому   участнику   группы   дается   возможность   побывать   в   образе   нелюбимого   учителя. Затем рассказать о том, как он себя чувствовал в данном образе. И сравнить с переживаемыми эмоциями во время. Упражнение 2. «Интонация».           Цель: коррекция замкнутости. На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После  этого участники по очереди  произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают с какой интонацией была произнесена фраза.  Упражнение 3. «Я за тебя отвечаю». 5Цель: коррекция тревожности. Вызывается   доброволец.   Он   выбирает   из   группы   того   человека,   с   кем,   по   его   мнению, возникло у него наибольшее взаимопонимание. Эти двое садятся рядом и договариваются, Кто за кого сейчас будет отвечать. Упражнение состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на его вопросы отвечал его напарник. Вопросы можно задавать любые. Идет   обсуждение   проведенного   занятия.   На   дом   дается   задание   написать   небольшое сочинение   про   каждого   члена   группы   на   тему   «Что   меня   не   устраивает»,   или   «что   может   не устраивать других в общении со мной». Занятие III.                                Приветствие.                                Упражнение 1. «Сочинение». Цель: коррекция агрессивности. Обсуждение сочинений. В тексте не указываются имена, но все участники должны догадаться о ком идет речь. Обосновать свое мнение. Упражнение 2. «Подарок». Цель: коррекция замкнутости. Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться. Кто автор того или иного подарка. И почему он так решил. Упражнение 3. «Рисунок Я». Цель: коррекция тревожности. Участники   располагаются   поудобнее,   но   не   обязательно   в   круге.   На   листе   бумаги   им предлагается   нарисовать   свой   собственный   образ   в   аллегорической   форме   так,   как   они   себя представляют. Рисовать можно все, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, подражание детским рисункам, в общем все что угодно, но с чем вы   ассоциируете,   связываете,   сравниваете   себя,   свое   жизненное   состояние,   свою   натуру. Далее идет обсуждение всего занятии Занятие IV.                                Приветствие.                                Упражнение 1. «Выход из ситуации». Цель: коррекция агрессивности. Группе предлагается какая­либо спорная, провоцирующая агрессивное повеление, ситуация (например, «в транспорте тебе наступили на ногу», «учитель несправедливо поставил оценку» или «в магазине тебе нагрубили» и т.п.). Каждый   участник   должен   предложить   свой   выход   из   сложившейся   ситуации.   В   конце упражнения обсуждаются положительные моменты поведения в сложившихся ситуациях. Упражнение 2. «Робот». Цель: коррекция замкнутости. Создается  игровое  поле   –  обширное  пространство  с  разбросанными   спичками.   Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача «оператора» – с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног туловища.  Задача  «робота» – беспрекословно  и точно выполнять  команды своего «оператора». Глаза «робота» во время упражнения закрыты.  Упражнение 3. «Гомеостат». Цель: коррекция тревожности. 6Участники   рассаживаются   в   круг.   Каждый   сжимает   правую   руку   в   кулак,   и   по   команде ведущего все «выбрасывают»  пальцы. Группа должна  стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими «незаконными» способами пытаться   согласовать   свои   действия.   Упражнение   продолжается   до   тех   пор,   пока   группа   не достигнет своей цели.  Занятие заканчивается обсуждением проделанного. Занятие V.             Приветствие.                                         Упражнение 1. «Критик».           Цель: коррекция агрессивности. Каждому члену группы дается возможность высказать свое мнение относительно тех черт личности, характера, которые ему не нравятся в людях. И объяснить почему. Сказать также о том, что ему не нравится в самом себе. Упражнение 2. «Зеркало». Цель: коррекция замкнутости. Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого – в точности копировать все движения   напарника,   быть   его   «зеркальным   отражением».   В   каждой   паре   участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп. Упражнение 3. «Анабиоз».  Цель: коррекция тревожности. Участники разбиваются на пары.  В каждой  паре игроки распределяют  между собой роли «замороженного»   и   «реаниматора».   По   сигналу   «замороженный»   застывает   в   неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо – с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора»,   на   которую   отводится   одна   минута,   –   вызволить   партнера   из   анабиотического состояния, оживить  его.  «Реаниматор»  не  имеет  права  ни  прикасаться  к  «замороженному»,  ни обращаться к нему с какими­либо словами. Все, чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима. В заключении, как обычно, идет обсуждение проведенного занятия.  Приветствие.                                 Упражнение 1. «Киногерои».  Цель: коррекция агрессивности. Каждому участнику группы предлагается назвать своего любимого и нелюбимого киногероя, объяснив при этом, «чем и почему он тебе запомнился». В конце упражнения всеми участниками группы   обосновывается   мнение:   «Почему   в   фильмах,   сказках,   книгах   как   правило   побеждают положительные герои?» Упражнение 2. «Дискуссия». Цель: коррекция замкнутости. Группа разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются  следующим образом. Первый участник играет роль «глухого – и – немого»: он ничего не слышит и не может говорить, но в его распоряжении зрение, а также жест и пантомима. Второй играет роль «глухого – и – паралитика». Он может говорить, видеть. Третий – «слепой – и – немой»: способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагаются задания: договорится о месте встречи, о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор. Упражнение 3. «Сценка». Цель: коррекция тревожности. Вся группа разбивается на две подгруппы. Им дается задание показать какой­нибудь сюжет из фильма, сказки или любую жизненную ситуацию, не используя речь. Вторая подгруппа должна угадать, что было показано. 7                                 Занятие VI.В   заключении   обсуждаются   проделанные   упражнения.   Последнее   занятие   сравнивается участниками с первым. Каждому участнику дается возможность высказать свое мнение по поводу всего тренинга, проанализировать изменения, произошедшие с ним и с группой в целом. Выразить свое мнение о том хочется ли ему продолжать общение с членами данной группы и нуждается ли он в дальнейших  занятиях и почему.                                                                          Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 8