Консультация для родителей - Стили семейного воспитания.

  • Лекции
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Стили семейного воспитания, говорится о том, что от отношения родителей и детей принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка. Стиль воспитания является системообразующим фактором в становлении детской личности и влияет на все уровни индивидуальности практически в равной степени. Исследования психологов показывают, что дети, воспитывающиеся в большой строгости, сильнее скованы в движениях по сравнению с детьми, имеющими большую свободу в самовыражении.В консультации для родителей - Стили семейного воспитания, говорится о том, что от отношения родителей и детей принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка. Стиль воспитания является системообразующим фактором в становлении детской личности и влияет на все уровни индивидуальности практически в равной степени. Исследования психологов показывают, что дети, воспитывающиеся в большой строгости, сильнее скованы в движениях по сравнению с детьми, имеющими большую свободу в самовыражении.
Иконка файла материала 37 + Стили семейного воспитания.doc
Психология для родителей. Стили семейного воспитания 1Отношения родителей и детей принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом ­ общее развитие ребенка.  Воспитание   по   типу   Золушки.  Родители,   придерживающиеся   этого   стиля   воспитания, чрезмерно   придирчивы   к   своим   детям,   требуют   от   них   беспрекословного   послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений,   многие   из   таких   детей   вырастают   в   дальнейшем   неряшливыми,   пугливыми,   не способными   постоять   за   себя.   В   некоторых   случаях   у   детей   появляется   стремление   к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других   взрослых,   много   фантазируют,   уходят   в   мир   фантазий,   вместо   того,   чтобы   активно действовать. Результаты научных исследований, опыт психологов­практиков и педагогов показывают, что такое воспитание не достигает цели; дети не становятся дисциплинированными. Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов. Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших. При таком воспитании, как правило, родители младших школьников готовят с ними уроки. Они становятся в позицию далеко не лучшего учителя, принимают холодный назидательный тон, всеми   силами   стараются   "выжать"   из   ребенка   самостоятельное   действие.   Дети   отвечают   на нажим разнообразными уловками: плачем, неожиданной "тупостью", беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя. Родители, придерживающиеся традиции авторитарного воспитания, убеждены, что имеют все   "права   на   ребенка"   ­   наказывать   его   по   своему   усмотрению,   ограничивать   его   свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия. Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения   свободы   подавляется   поисковая   активность   детей,   гасится   инициатива   и воображение.   Чем   старше   становится   ребенок,   тем   большую   нетерпимость   он   проявляет   к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности. Воспитание   постоянной   опекой.  Родители   тепло   относятся   к   своим   детям,   но контролируют  каждый их шаг, не позволяют  им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых.   Постоянная   опека   приводит   к   тому,   что   ребенок   лишен   самостоятельности.   Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые,  необщительные, инфантильные, неприспособленные  к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто­то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле. Воспитание   по   типу   кумира   семьи.  При   таком   стиле   воспитания   выполняются   все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных   и   иных   возможностях   родителей.   Эгоизм,   безответственность,   неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим ­ вот следствия такого воспитания. Воспитание   равнодушием.  Ребенок   не   получает   в   семье   ни   тепла,   ни   внимания,   он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной 2жизни,   не   обучает   его   пониманию   "что   такое   хорошо,   а   что   такое   плохо".   У   таких   детей возможны серьезные  нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия. Воспитание   подарками.  Существует   и   такой   стиль   воспитания,   когда   родители   не занимаются   достаточное   время   своими   детьми,   отделываясь   от   них   подарками.   Дети, воспитывающиеся  таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей  ласку, тепло и заботу,   получают   от   них   суррогаты   любви.   Родители   перепоручают   воспитание   своих   детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет. Воспитание доверием.  Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся   к   ним   тепло,   уважают   их   человеческое   достоинство,   позволяют   часто   самим регулировать   свое   поведение,   готовы   прийти   на   помощь,   снисходительны   к   ошибкам, воспитывают   социально   адаптированных,   независимых   детей,   способных   к   сотрудничеству   и творчеству. Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что­то делать, то завтра это у него обязательно получится. Авторитет   помощи,  осторожного  и внимательного   руководства,  считаясь  с  авторитетом знания, приведет к авторитету ответственности. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной,   если   они   принимают   ребенка   таким,   какой   он   есть,   тепло   относятся   к   нему, объективно   оценивают   его   и   на   основе   этой   оценки   строят   воспитание;   если   они   способны изменять   методы   и   формы   воздействия   в   соответствии   с   изменением   обстоятельств   жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная   родительская   позиция   направлена   на   благо   ребенка.   Она   предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Русская гуманистическая мысль еще в 19­ ом веке понимала воспитание как взаимодействие равноправных участников. Все воспитание в семье   держится  на  любви  к  детям. Любовь  родителей  обеспечивает   полноценное  развитие  и счастье детей. Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов,   исследующих   проблемы   семейного   воспитания,   контроль   необходим   ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает   в   противоречие   с   потребностью   ребенка   быть   самостоятельным.   Надо   найти   такие формы   контроля,   которые   бы   соответствовали   возрасту   ребенка   и   не   ущемляли   его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Американские   психологи   предлагают   взамен   директивного   подавляющего   контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину. Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает  изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить "Великую хартию"   Януша   Корчака   о   правах   ребенка:   ребенок   имеет   "право   на   смерть",   право   на сегодняшний день, право быть тем, что он есть. Можно напомнить и о том, как Ш. Л. Амонашвили говорил о детях: "Плохими дети не рождаются.   Ребенок   рождается,   чтобы   узнать   мир,   а   не   злить   родителей   или   учителя.   Тело ребенка ­ это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека ­ не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни.   Ребенок   ­   существо   социальное.   Всякая   личность   развивается   в   общении.   Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе". Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, 3осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.  Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение   всех   потребностей   ребенка,   ограждают   его   от   каких­либо   забот,   усилий   и трудностей,   принимая   их   на   себя.   Вопрос   об   активном   формировании   личности   отходит   на второй   план.   В   центре   воспитательных   воздействий   оказывается   другая   проблема   – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым   казалось   бы   не   на   что   жаловаться,   начинают   восставать   против   чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную  таким  образом  линию.  Чаще  всего  в основе  этого  типа  взаимоотношений   лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество   как   тип   взаимоотношений   в   семье   предполагает   опосредствованность межличностных   отношений  в  семье  общими  целями  и  задачами  совместной   деятельности,  ее организацией и высокими нравственными ценностями.  Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим   типом   взаимоотношений   является   сотрудничество,   обретает   особое   качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.  Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. 3 стиля семейного воспитания: демократический авторитарный попустический  При   демократическом   стиле  прежде   всего   учитываются   интересы   ребенка.   Стиль “согласия”.  При   авторитарном   стиле  родителями   навязывается   свое   мнение   ребенку.   Стиль “подавления”.  При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.  Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки   и   ожидания   в   семье   не   соответствуют   возрастным   и   индивидуальным   особенностям ребенка, его представление  о себе кажутся искаженными.  М.И. Лисина  проследила  развитие самосознания   дошкольников   в   зависимости   от   особенностей   семейного   воспитания.   Дети   с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.  Разные стили семейного воспитания: ­ гиперопека – каково жить с доминантной мамой; ­   «антиавторитарная   волна»   в   воспитании.   Хорош   ли   излишний   либерализм   в   семье; ­   «Золушка»,   «Снежная   королева»,   «Унтер   Пришибеев»   и   другие   стили   родительского отношения. Стиль воспитания является системообразующим фактором в становлении детской личности и   влияет   на   все   уровни   индивидуальности   практически   в   равной   степени.   Исследования психологов показывают, что дети, воспитывающиеся   в большой строгости, сильнее скованы в движениях по сравнению   с детьми, имеющими  большую свободу в самовыражении.  4Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь. 5