Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
29.10.2018
Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта. Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о положительных примерах и образцах поведения).
Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.
В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка
Консультация для родителей.docx
Консультация для родителей
«Стили семейного воспитания и их
влияние на развитие личности
ребенка»
Подготовила: старший воспитатель МКДОУ
Бутурлиновский д/с №1
ЧЕРНЫХ Т.А.
Главным институтом воспитания является семья. Семья это малая
социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными
отношениями, а также общностью быта.
Семья выполняет ряд функций:
Социальностатусная – предоставление членам семьи определенного
положения в обществе.
Хозяйственная функция – обеспечение хозяйственных потребности семьи:
покупка продуктов и приготовление пищи; уборка и ремонт; содержание в порядке одежды и других предметов обихода.
Досуговая – восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение
различных духовных потребностей. Семейный досуг должен оказывать
развивающее воздействие на всех членов семьи: повышать их
образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью
интересов.
Репродуктивная – воспроизводство и сохранение потомства, продолжение
человеческого рода.
Воспитательная функция – воспитание и развитие детей.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет,
развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В
семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает
первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в
различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы,
сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена
тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и
по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов
воспитания не может сравниться с семьей.
В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях:
• как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок
чувствует себя беззащитным и беспомощным;
• как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,
• как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных
человеческих качеств;
• как старший друг и советчик, которому можно доверять.
Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду
воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное
питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о
положительных примерах и образцах поведения).
Воспитание это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние,
взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает
большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть
различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят
результаты воспитания.
В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как
сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму
отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо
точно определить внутрисемейные социальнопсихологические факторы,
имеющие воспитательное значение. Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться
благоприятные детскородительские отношения. Дети, растущие в атмосфере
любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в
обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а
нарушение детскородительских отношений ведет к формированию различных
психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и
комплексов.
В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая
представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия,
осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и
умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и
приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие
эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.
В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости
от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует
индивидуальный стиль, который относительно стабилен. Существует 3
основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный.
Они поразному влияют на формирование и развитие личности ребенка.
Характеристика основных стилей воспитания
Авторитарный стиль
При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного
подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения
приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его
самостоятельность и принимая за него все решения. При этом
доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и
принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и
физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку
эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.
Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность,
агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность,
неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких
семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается,
происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей
незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко
относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто
сами жестоки.
Демократичный стиль Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность
и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания,
доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является
сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу
в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а
просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль,
основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются
к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье
складываются теплые и дружеские отношения.
Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности,
самостоятельности, активности, инициативности, решительности и
ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены,
открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны,
способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая
самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные
родителями, придерживающимися других стилей воспитания.
Либеральный стиль
При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он
практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей,
поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не
интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности.
Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем.
Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит
формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных
связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.
Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными,
непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными,
чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать
прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к
ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.
Наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при
котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется
доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, как и его
гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе
личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе. Для
того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители
осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания. Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль
воспитания:
• откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
• не предъявляйте ребенку завышенных требований;
• замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
• учитывайте интересы и желания ребенка;
• будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;
• не ограничивайте самостоятельность ребенка;
• поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.
Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль
воспитания:
• уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;
• интересуйтесь их проблемами и успехами;
• оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;
• чаще контролируйте поведение ребенка;
• создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.
Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на
воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных
стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а
мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая
другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от
ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не
понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть
уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Изза такого
противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического
стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в
поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и
придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел
противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были
гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания
будет гораздо легче.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям
показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если
удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как
правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают
убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания
непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из
поколения в поколение происходит социальное наследование стиля
воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за
воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.
Приложение 1
Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?»
(модификация Р. В. Овчаровой)
Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.
Текст опросника
1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и
чувствами?
А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую
игрушку?
А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;
Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому
принять правильное решение;
В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах.
3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше
поручение?
А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас
молодец;
В) порадуетесь;
4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?
А) строго накажу;
Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще
среди порядочных людей, это не
принято;
В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные
пределы.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать?
А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;
Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;
В) займетесь своими делами.
6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и
вы успеете зайти на почту, но он
под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы
предпримите?
А) разозлитесь и отругаете ребенка;
Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;
В) попытаетесь сами быстренько его одеть.
7. Какова ваша стратегия воспитания?
А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;
Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с
ребенком;
В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не
переделать, поэтому главная задача
родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых
поступков.
8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться
спать. Как вы поступите в этой ситуации?
А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;
Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в
кровати
В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.
9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы
предпримите?
А) заставите его выполнить ваше поручение;
Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;
В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.
10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;
Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;
В) расстроюсь.
Обработка результатов
Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий
вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
А – авторитарный
Б – демократичный
В – либеральный
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны
люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели.
Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную
свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит.
Родители играют роль доброго взрослого. Возможно, и просто родительское
безразличие.
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным
считаться с мнением ребенка. Часто родители с преобладанием авторитарного
стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть
заботятся, прежде всего, о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются.
Авторитарные родители считают себя вправе применять различные
физические наказания, кричать на детей. Дети таких родителей могут вырасти
как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во
всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми,
которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех
своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
При демократичном стиле воспитания, родители всегда открыты к диалогу,
готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает
разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора: выбора
друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку
уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам
ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители
помогают только тогда, когда это действительно необходимо. Дети
родителей, предпочитающих этот стиль воспитания, чаще добиваются
значительных успехов в своей взрослой жизни. Приложение 2
Памятка для родителей: «10 заповедей эффективного воспитания»
1. Уделяйте ребенку как можно больше времени. Всегда находите время,
чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах.
2. Поддерживайте его во всех начинаниях.
3. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
4. Реже наказывайте ребенка и чаще хвалите и поощряйте.
5. Будьте для него примером для подражания.
6. Научитесь спокойно реагировать на его шалости или плохое
поведение.
7. Будьте последовательны в воспитании. Установите границы
дозволенного и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного
уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя.
8. Не подкупайте, а вознаграждайте! Вознаграждайте хорошее
поведение нематериальным поощрением, например, чтением ему
любимой сказки.
9. Будьте для ребенка советником, но не диктуйте, что ему делать.
Уважайте его право на собственное мнение.
10. Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.