Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Оценка 4.8

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
29.10.2018
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта. Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания. В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка
Консультация для родителей.docx
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка» Подготовила: старший воспитатель МКДОУ Бутурлиновский д/с №1 ЧЕРНЫХ Т.А. Главным институтом воспитания является семья. Семья ­ это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта. Семья выполняет ряд функций:  Социально­статусная – предоставление членам семьи определенного  положения в обществе.  Хозяйственная функция – обеспечение хозяйственных потребности семьи:  покупка продуктов и приготовление пищи; уборка и ремонт; содержание в порядке одежды и других предметов обихода.  Досуговая – восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение  различных духовных потребностей. Семейный досуг должен оказывать  развивающее воздействие на всех членов семьи: повышать их  образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общностью  интересов.   Репродуктивная – воспроизводство и сохранение потомства, продолжение  человеческого рода. Воспитательная функция – воспитание и развитие детей. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет,  развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В  семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает  первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в  различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы,  сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена  тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов  воспитания не может сравниться с семьей.  В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях:  • как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок  чувствует себя беззащитным и беспомощным;  • как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,  • как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных  человеческих качеств;  • как старший друг и советчик, которому можно доверять.  Внутри семьи, родители создают для своих детей определенную среду  воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное  питание; приобретают развивающие игры и игрушки, книги; заботятся о  положительных примерах и образцах поведения).  Воспитание ­ это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние,  взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает  большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть  различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят  результаты воспитания. В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как  сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму  отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо  точно определить внутрисемейные социально­психологические факторы,  имеющие воспитательное значение. Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться  благоприятные детско­родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере  любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в  обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а  нарушение детско­родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и  комплексов.  В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая  представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия,  осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и  умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и  приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие  эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания.  В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен. Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Они по­разному влияют на формирование и развитие личности ребенка. Характеристика основных стилей воспитания Авторитарный стиль При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного  подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения  приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его  самостоятельность и принимая за него все решения. При этом  доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и  принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и  физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку  эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.  Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность,  агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность,  неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких  семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается,  происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей  незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко  относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто  сами жестоки.  Демократичный стиль Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность  и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания,  доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является  сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу  в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а  просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль,  основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье  складываются теплые и дружеские отношения. Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности,  самостоятельности, активности, инициативности, решительности и  ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены,  открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны,  способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая  самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные  родителями, придерживающимися других стилей воспитания. Либеральный стиль При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он  практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей,  поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не  интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности.  Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем.  Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит  формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных  связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого. Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными,  чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать  прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе. Наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при  котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется  доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, как и его  гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе  личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе. Для  того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители  осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания. Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль  воспитания: • откажитесь от приказов, угроз и физического наказания; • не предъявляйте ребенку завышенных требований; • замените приказы и требования, просьбами и предложениями; • учитывайте интересы и желания ребенка; • будьте немного уступчивее по отношению к ребенку; • не ограничивайте самостоятельность ребенка; • поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения. Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль  воспитания: • уделяйте больше внимания воспитанию своих детей; • интересуйтесь их проблемами и успехами; • оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем; • чаще контролируйте поведение ребенка; • создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия. Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на  воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных  стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а  мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая  другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от  ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не  понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть  уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из­за такого  противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического  стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в  поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и  придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел  противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были  гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания  будет гораздо легче. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям  показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если  удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как  правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают  убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания  непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из  поколения в поколение происходит социальное наследование стиля  воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за  воспитание не только своих детей, но и последующих поколений. Приложение 1 Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?»  (модификация Р. В. Овчаровой) Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.  Текст опросника 1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и  чувствами? А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;  Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;  В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.  2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую  игрушку? А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;  Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому  принять правильное решение;  В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах.  3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше  поручение? А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».  Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас  молодец;  В) порадуетесь;  4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?  А) строго накажу; Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще  среди порядочных людей, это не  принято;  В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные  пределы. 5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать?  А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;  Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;  В) займетесь своими делами.  6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и  вы успеете зайти на почту, но он  под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы  предпримите? А) разозлитесь и отругаете ребенка; Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее; В) попытаетесь сами быстренько его одеть. 7. Какова ваша стратегия воспитания?  А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;  Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;  В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не  переделать, поэтому главная задача  родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых  поступков.  8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться  спать. Как вы поступите в этой ситуации? А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать; Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в  кровати В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время. 9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы  предпримите? А) заставите его выполнить ваше поручение;  Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме; В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете. 10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить; Б) попробую разобраться, что его побудило солгать; В) расстроюсь. Обработка результатов Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий  вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания. А – авторитарный  Б – демократичный  В – либеральный Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели.  Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную  свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит.  Родители играют роль доброго взрослого. Возможно, и просто родительское  безразличие.  Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным  считаться с мнением ребенка. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть  заботятся, прежде всего, о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются.  Авторитарные родители считают себя вправе применять различные  физические наказания, кричать на детей. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во  всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех  своих неудачах винят все и всех, кроме себя.  При демократичном стиле воспитания, родители всегда открыты к диалогу,  готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает  разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора: выбора  друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку  уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам  ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители  помогают только тогда, когда это действительно необходимо. Дети  родителей, предпочитающих этот стиль воспитания, чаще добиваются  значительных успехов в своей взрослой жизни. Приложение 2 Памятка для родителей: «10 заповедей эффективного воспитания» 1. Уделяйте ребенку как можно больше времени. Всегда находите время,  чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах. 2. Поддерживайте его во всех начинаниях. 3. Не предъявляйте ребенку завышенных требований. 4. Реже наказывайте ребенка и чаще хвалите и поощряйте.  5. Будьте для него примером для подражания.  6. Научитесь спокойно реагировать на его шалости или плохое  поведение. 7. Будьте последовательны в воспитании. Установите границы  дозволенного и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного  уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя. 8. Не подкупайте, а вознаграждайте! Вознаграждайте хорошее  поведение нематериальным поощрением, например, чтением ему  любимой сказки.  9. Будьте для ребенка советником, но не диктуйте, что ему делать.  Уважайте его право на собственное мнение. 10. Поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018