В консультации для родителей -Страх наказания, крика, и т. п., говорится о том, что часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это! Ну, и подчас страх наказания, боязнь крика или даже разговоров на повышенных тонах бывает обусловлен несоответствием темпераментов и, главное, культурного уровня родителей и ребенка. Причем не в пользу родителей.В консультации для родителей -Страх наказания, крика, и т. п., говорится о том, что часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это! Ну, и подчас страх наказания, боязнь крика или даже разговоров на повышенных тонах бывает обусловлен несоответствием темпераментов и, главное, культурного уровня родителей и ребенка. Причем не в пользу родителей.
Консультация для родителей
Страх наказания, крика, и т. п.
и
в
Тут, как говорится, «нет дыма без огня». Хотя и не обязательно страх
наказания у детей свидетельствует о том, что их родители поминутно хватаются за
ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним
слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные
требования,
душе
поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего
наказания, чем это! Ну, и подчас страх наказания, боязнь крика или даже разговоров
на повышенных тонах бывает обусловлен несоответствием темпераментов и,
главное, культурного уровня родителей и ребенка. Причем не в пользу родителей.
Дада, говорят же о «врожденной интеллигентности»! Такому ребенку жизнь в
грубой, малокультурной среде причиняет подлинное страдание. Его утонченность
особенно сейчас, когда престижно быть «крутым» как правило, вызывает у родных
раздражение, и он превращается в забитое, жалкое существо, хотя в культурной
семье его за те же самые качества ценили бы и создавали условия для их развития.
детской
Для преодоления страха наказания разумеется, при условии, что родители
изменят свое поведение показаны подвижные игры.
1. «ПЯТНАШКИ» (для детей от 3 лет, предложено А.И.Захаровым).
Пятнающий может угрожать: «Я тебе покажу!», «Лови его!», а затем, незаметно
подыгрывая ребенку, говорить с похвалой: «Смотри, какой ловкий!», «Надо же,
никак не могу догнать!», «Устал! Сдаюсь!». Подвижные игры всегда вызывают
много радости, поэтому угрозы воспринимаются как шуточные, но у ребенка
незаметно снижается страх перед ними в реальных отношениях. Прикосновение,
легкий удар в игре в какойто мере имитирует физическое наказание. Со временем
можно усугубить этот момент, гоняясь друг за другом с пластмассовыми кеглями.
Это драматизирует ситуацию, да и, оказавшись в роли водящего, ребенок, пусть и
шутливо, но может впервые в жизни угрожать взрослому, оказаться с ним на равных.
Затем, для пущей драматизации, полезно, пригласив в игру еще нескольких
детей, сделать страшные и комические маски. Надев маску, ребенку труднее будет
следить за водящим, поэтому игра потребует еще большей ловкости и
находчивости.
2. «ЖМУРКИ» (для детей от 3 лет, предложено А.И.Захаровым)
Отличие этого варианта от широко известной игры состоит в том, что взрослый
в роли водящего задает тон, шутливо угрожая во что бы то ни стало найти ее
участников и расправиться с ними, т.е. выступает в роли этакого гротескного
злодея Бармалея. Детям же ставится условие, что они должны хранить полное
молчание, сдерживаясь даже, когда «Бармалей» подходит к ним почти вплотную. В
крайнем случае, можно издать только звук «уууу!» Если ктото себя обнаружит
раньше времени, он либо получает штрафные очки, либо выбывает из игры. Когда
водящий когото поймает, он, как и положено, в «жмурках», опознает его на ощупь.
Водят все по очереди. Игра длится в среднем 2030 минут, чтобы каждый не разпобывал в роли водящего. Кроме страха наказания, «жмурки» помогают преодолеть
страх темноты и замкнутого пространства.
3. «ВЫШИБАЛЫ» (для детей 59 лет). Это достаточно известная игра, хотя в
последние годы она, увы, далеко не так популярна, как лет десятьпятнадцать назад.
Играют в нее на свежем воздухе. В игре участвуют как минимум трое: один человек
становится посередине, а двое игроков, стоя друг напротив друга на расстоянии 58
метров, пытаются попасть в него мячом и «вышибить» из игры. Если
«вышибаемому» удается поймать мяч на лету, он получает очко (аналог
дополнительной жизни» в компьютерных играх), и, соответственно, возможность
расплатиться этим очком, когда игроки, кидающие мяч, наконец попадут в цель.
Желательно, разумеется, чтобы в игре участвовал взрослый, которого боится
ребенок. Если это не получается (например, строгий отец, наотрез отказывается
«заниматься ерундой», и его ничем не проймешь), подключите к игре другого
взрослого того же пола и примерно того же возраста.
4. «СЕРДИТЫЙ УТЕНОК» (для детей 45 лет). Робкие, «затюканные» дети
часто боятся даже в шутку изобразить гнев. Особенно в присутствии взрослых,
которые вызывают у них страх. Поэтому очень полезно постепенно снимать
эмоциональное торможение, разыгрывая с ребенком пантомимические сценки, в
которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка
(перевоплотиться в него нетрудно, стоит вытянуть вперед губы, и получится
смешной утиный клювик).
Пусть покажет, как утенок сердится, а потом придумает, на кого он
рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными
возгласами и аплодисментами взрослых. Это можно даже сделать номером
домашнего концерта. Например, утенок хочет поймать червячка (изображаемого
шнурком, за который тянет ктото из родственников), а червячок уползает. Утенок
рассержен. (Ребенок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т.п.).
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь