В консультации для родителей - Тайны двух полушарий, говорится о том, что наш мозг состоит до двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную - осязательную). При этом правое полушарие в основном «обслуживает» ле-вую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой ру-ки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.В консультации для родителей - Тайны двух полушарий, говорится о том, что наш мозг состоит до двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную - осязательную). При этом правое полушарие в основном «обслуживает» ле-вую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой ру-ки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.
Психология для родителей.
Тайны двух полушарий
Малыш родился, и мы с умилением смотрим, как он кричит и машет сжатыми в
кулачки руками. Но ручки у него как бы связаны, и он двигает ими практически
синхронно. Лишь постепенно ребенок получает возможность раздельно поднимать,
опускать, делать хватательные движения или одной, или другой ручкой. Ребенок впервые
ухватился за игрушку, и мы обычно не очень задумываемся, какой рукой, правой или
левой, но ложку вкладываем ему в правую ручку, а позже в правую руку даем карандаш. И
большинство детей очень скоро подчиняется нашим правилам и всю жизнь самую
«квалифицированную» работу выполняет правой рукой.
Но может случиться и так, что около 4 лет наш ребенок вдруг начинает
перекладывать ложку в левую руку. Иногда родители уже у малыша 7 месяцев замечают
предпочтение левой ручки: ею он тянется за игрушкой, хватает ее. Очень часто родители в
такой ситуации пугаются: неужели ребенок будет левшой? Что делать?
Вопервых, убедиться, что кроватка стоит таким образом, что вы можете подойти к
ребенку справа и слева, а не только слева. Но это всетаки не столь важно. У детей
правшество и левшество в основном формируется к 4 годам, а до этого возраста
предпочтение руки может быть неустойчивым.
Посмотрите, как относится ребенок к тому, что вы доброжелательно и с улыбкой
перекладываете ложку из его левой ручки в правую. Если он продолжает спокойно есть, то
некоторое время можно попытаться «приучить его к пользованию правой рукой, но если
вы видите, что ребенку это неприятно, что он пытается переложить ложку снова в левую
руку, начинает капризничать, раздражаться, то это сигнал вам, что вы нарушаете
естественный ход развития организма, вмешиваетесь в интимные механизмы
формирования личности ребенка и рискуете; причинить ему непоправимый вред.
Если вашему ребенку уже 4 года и, тем более, если среди родственников ребенка
есть леворукие, остановитесь, не переучивайте его, потому что перед вами только
два пути: либо ребенок будет нормально развиваться, или даже опережать других детей,
но есть и писать левой рукой, либо он превратится в невротика, будет писать правой
рукой, но и в школе, и после ее окончаниям письмо станет дли него мукой. При этом
возможно появление заикания, ночного недержания мочи, беспокойного сна и
снохождения, тиков, навязчивых движений, а все это не может не отложить отпечатка на
его характер, на умение и желание общаться с людьми. У ребенка может сформироваться
чувство ущербности, комплекс неполноценности, а от этого зависит то, как сложится его
жизнь.
А что же происходит с ребенкомлевшой, когда мы пытаемся его переучить?
Многие думают, что левшество это чуть ли не дурная привычка, которую можно
искоренить у ребенка жесткими мерами, а дальше все пойдет, как надо. Но в томто и
дело, что это не привычка, не результат ошибок педагога и не болезнь. Левшество это
один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врожденных
генетических особенностей этого организма, а точнее – от особенностей строения мозга
ребёнка. Для того, чтобы понять, что это за особенности, давайте вспомним, как устроен
мозг человека.
1Наш мозг состоит до двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от
органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или
тактильную осязательную). При этом правое полушарие в основном «обслуживает»
левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой
руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие
обслуживает правую сторону.
У человека руки освобождены от ходьбы, а глаза находятся на плоском лице и видят
почти один и тот же участок пространства. Это дает возможность мозгу поразному
обрабатывать ту информацию, которая приходит справа и слева, от правой и левой руки,
глаза, уха. 'Мозг человека становится асимметричным.
Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены
речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации
происходит с помощью словеснознаковых систем. Строго говоря, в левом полушарии не
один центр речи, а несколько. Есть центр, ответственный за мышечный акт произнесения
слов, за артикуляцию. При его поражении ребенок (или взрослый) понимает речь, может
читать (но не вслух) и писать, но не может говорить. Губы не слушаются его, когда он
хочет чтото произнести. Другой центр речи отвечает за понимание речи. Больной с
дефектом этого центра может много, но совершенно бессвязно говорить, правильно
строить совершенно бессмысленные предложения.
Но центры речи не случайно появились у человека именно в левом полушарии. Уже у
новорожденного ребенка (и даже в какойто степени у животных) два полушария
неравноценны. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их,
выстраивая причинноследственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая
схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или
извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно
медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира
целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на
части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений.
Оно действует быстро.
Таким образом,
левое полушарие можно назвать аналитическим,
классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным.
что левому
Можно сказать,
полушарию
свойственно
рациональнологическое, знаковое
мышление.
Правому полушарию
соответствуют
такие
характеристики, как целостное,
конкретное,
синтетическое,
(от олова
эвристическое
«эврика!»),
параллельное
(одновременное,
не
последовательное), дедуктивное.
Его называют еще эмоциональным.
свойственно
Ему
пространственнообразное,
ин
а
2туитивное мышление (рис.
Отсюда следует; что интуиция это не чтото
второстепенное, второсортное, а результат огромной работы мозга, ход
которой скрыт от нас.
6).
Рис. б. На рисунке условно обозначены основные тиры мышления, свойственные полу
шариям мозга. Следует помнить, что у любого из нас постоянно задействованы оба
полушария, и речь идет только об относительной активности каждого их них при решении
той или иной задачи.
Итак, наши полушария неравноценны. 0ни действуют совместно, «рука об руку», но
у каждого свои «излюбленные приемы». Это дает нам огромные преимущества, позволяя
решать разнообразнейшие задачи. Но одни из нас, левополушарники, «охотнее»
пользуются «услугами» левого полушария, другие правого.
Почти каждый человек имеет ведущую руку, глаз, ухо, и т.д. Если ведущим
является правый парный орган, это говорит в пользу преимущественной регуляции
связанного с ним вида деятельности (моторной, зрительной, слуховой) левым полушарием,
и наоборот.
Опираясь на три важнейших показателя так называемые «рукость», «глазость» и
«ухость», исследователи условно выделяют несколько типов функциональной асимметрии
мозга.
Праворуких с ведущим правым глазом и ухом условно можно считать
левополушарниками.
Праворукие с ведущим левым глазом и ухом это, скорее, правополушарники.
Праворукие с несовпадающими ведущими глазом и ухом смешанный тип.
Левши заняли особое место. Это малочисленная группа обычно ярких
правополушарников с особым характером функциональной асимметрии.
Чтобы воспользоваться схемой, приведенной на рис. 7 необходимо определить
ведущую руку и степень праворукости, ведущие глаз и ухо.
Ведущие рука, глаз, ухо и тип функциональной асимметрии мозга
Праворукие с ведущим правым глазом и
правым
правило,
левополушарники («мыслители»).
ухом,
как
Праворукие с ведущими левым глазом и
левым
правило,
правополушарники («художники»).
ухом,
как
3Праворукие с ведущим левым глазом и
правым ухом относятся к смешанному
типу функциональной асимметрии мозга
(смешанный тип)
Праворукие с ведущим правым глазом и
левым ухом относятся к смешанному
типу функциональной асимметрии мозга
(смешанный тип).
с
Высокая степень праворукости прямо
связана
повышенной
левополушарностью.
Низкая степень
праворукости может указывать на
повышенную
правого
полушария. По этой причине группы
право и левополушарников могут
распадаться на подгруппы с разными
свойствами.
активность
типов.
Леворукие составляют особую группу.
Можно предположить, что как и в случае
с праворукими, она распадается на
несколько
Однако
малочисленность леворуких пока не
позволила
материал,
достаточный, для такого деления. Так
что мы вынуждены говорить о группе
леворуких только в целом и будем
называть их просто левшами. Как
правило, левши ярко выраженные
правополушарники
собрать
Рис. 7.
Сочетание ведущей руки, глаза, уха, степени праворукости связаны с
функциональной асимметрией мозга. Использование этих признаков простой, но
полезный способ заглянуть в «лабораторию межполушарного мышления» ребенка.
Для выявления ведущей руки существуют специальные тесты. Однако они нужны
скорее психологам, которые работают с малышами иди должны обследовать большое
число незнакомых детей. Родители и педагоги могут отнести ребенка к левшам или
правшам, наблюдая за ним изо дня в день. Какой рукой ребёнок обычно берет мелкие
предметы, какой машет на прощание, какой рисует, пишет, бросает мячик и т. д.
Более 90% детей правши. Но праворукость может быть выражена в разной степени.
Высокая праворукость указывает на повышенную активность левого полушария. Для
оценки степени праворукости используются несложные тесты.
Определение степени праворукости
41.Раздавать карты (ведущая рука та, что раскладывает, карты).
2.
2.
4.
4.
6.
6.
8.Проделать движение игры «Сорокасорока», (рисовать пальцем одной руки круги
Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
Отвинтить гайку, накрученную на болт.
Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
Вдеть нитку в иголку (для малышей — палочку в кольцо).
Показать, как зажигают спичку.
Открыть (отвинтить) пробку на пузырьке.
на ладони другой).
Проводя эти тесты, необходимо придерживаться определенных правил.
Желательно как можно меньше показывать самому. Предметы располагаются таким
образом, что их одинаково удобно взять и правой, и левой рукой. Малышей тестируют в
игровой форме.
Подростки не должны догадываться об истинной цели эксперимента или, по крайней
мере, не должны задумываться о ней. Например, следует говорить «покажи, как ты
зажигаешь спичку», но не «какой рукой ты чиркаешь спичкой о коробок?». Последняя
формулировка недопустима!
В каждом тесте одна рука играет более пассивную роль, а другая активную.
Например, при раздаче карт, неведущая рука держит карты, а ведущая раздает их. При
вдевании нитки одна держит неподвижно иголку (или нитку), а другая, активно вдевает
нитку в иголку ( или надевает ушко иголки на неподвижную нитку).
Если треть и более действий выполняется при более активной роли левой руки,
следует считать праворукость низкой. Если из 8 заданий все 8 или 7 выполнены правой
рукой, степень праворукости высокая.
Ведущая рука, глаз, ухо, степень рукости это лишь, отражение того, как устроен
мозг человека. Настойчивая, чрезмерная тренировка левой руки у правши (как и правой у
левши) не выработает желаемых качеств и может нанести ущерб ребенку, нарушив
координацию совместной работы рук.
Для определения ведущего глаза и уха мы использовали простые тесты,
изображенные на рис. 8 и 9.
Рис. 8. Ведущий глаз определяется с
помощью простого теста. Ребенку дают лист
бумаги с небольшим отверстием. Его просят
держать лист на вытянутых руках и
смотреть двумя глазами на переносицу
взрослого, стоящего в нескольких метрах
перед ним. При этом взрослому обычно
виден либо правый, либо левый глаз ребенка.
Рис. В. Для определения ведущего
уха, ребенка просят послушать, тикают ли
часики. Маленькие часы должны лежать
или висеть перед ребенком строго по
центру. Для подростков тест необходимо
маскировать под другое
задание.
(Например, без часов: «Проверим ваше
воображение. Представьте, что на столе
5лежат крохотные часики. Не беря их в
руки, наклонитесь и представьте, что
слышите, как они тикают».)
Трудно быть левшой
Если маленький ребенок, будущий правша, действует какимто предметом правой
рукой, то мышечные и кожные ощущения (очень важные в этом возрасте) приходят в
основном в левое полушарие и могут быть проанализированы, установлены причинно
следственные связи, предмет мысленно назван и включен в систему других родственных
предметов. Если же предмет находится в левой руке, то оцениваются прежде всего такие
его характеристики,
происходит
эмоциональное его восприятие как целого, без расчленения на детали и классификации.
как теплыйхолодный,
гладкийшершавый,
У маленького левши мы можем видеть обратную картину. Когда ребенок просто
стучит игрушкой по манежу, ему почти безразлично, какой рукой это делать, а вот когда
он берет в руку ложку или тем более карандаш, то связь руки с речевым полушарием
становится необходимой. Представьте, что ребенкалевшу заставили писать правой рукой.
Информация об этом действии приходит в основном в левое полушарие, а центра речи там
нет, побуквенный, послоговый анализ невозможен, тонкие движения пальцев
анализируются плохо, а ведь именно это необходимо для выработки навыка письма, его
автоматизма.
Но еще страшнее другое. Предположим, что нам с большим трудом удастся научить
ребенка вырисовывать буквенные знаки правой рукой и он научится списывать текст из
книги или с доски, писать под диктовку. Но в тех случаях, когда потребуется не просто
списываниесрисовывание чужого текста, а собственная письменная речь, когда он начнет
писать изложения и сочинения, праворукое письмо окажется несостоятельными. Поэтому
пик обращений к специалистам за помощью по поводу катастрофических трудностей с
письмом у переученных левшей приходится на возраст 10 лет.
И у нормального леворукого ребенка наши неумелые и неграмотные педагогические
воздействия, стремление переучить ребенка наперекор природе, могут привести к самым
тяжелым последствиям.
Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него
несколько отличаются от обычного типа. Действительно, показано, что леворукие дети
обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они
часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу.
Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят
отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно
одинаковыми, т.е. более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому
леворуких детей очень много в школах для художественно одаренных.
При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения
(зрительные, осязательные и др.), а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала
им требуется опора на рисунок или какоето наглядное пособие. Для левшей обычно
трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом со
подчинении. Их стихия индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента,
строгого подчинения чьемуто мнению, а важна собственная инициатива и интуиция.
6Но группа детского сада и, тем более, школьный класс — это как раз и есть работа в
жестком регламенте, когда вся жизнь в течение дня расписана заранее по времени, месту и
виду деятельности. Здесь не слишком ценят инициативу и интуицию, а ценят послушание и
дисциплину. Вот откуда берутся трудновоспитуемые левши. Кстати, и часть правшей,
имеющих определённые «левые» признаки, о которых я буду говорить чуть позже, во
многом сходны с левшами по своему психологическому статусу.
У леворуких детей чаще бывают неврозы. Однако это связано не только с их
особой ранимостью, но и с тем, что в нашем праворуком мире они постоянно испытывают
так называемый «декстрастресс» (правый стресс). Мы не замечаем, а леворукий
сталкивается на каждом шагу с тем, что все окружающие предметы сделаны таким
образом, что ими удобно пользоваться правше и очень неудобно или просто невозможно
левше. Даже двери открывать левше неудобно, осветительные приборы обычно
располагаются слева и т.д.
В некоторых странах имеются специальные магазины, где левша может купить себе
мясорубку, картофелечистку или швейную машину, приспособленную для работы левой
рукой. У нас, к сожалению, пока этого нет. А пианино? Левши часто очень музыкальны, а
ведь большинство музыкальных инструментов асимметричны. Это не может не сказаться
на разработке методик обучения, которые направлены исключительно на праворуких
детей. У леворуких же и здесь свои трудности.
А левшей в нашей стране очень много. В разных районах страны их разное
количество, но в среднем 47 человек на 100 жителей. В Соединенных Штатах Америки,
например, их еще больше 18%. Интересно, что среди последних президентов США очень
много левшей. Вообще среди леворуких много выдающихся людей, таких, как Пабло
Пикассо и Гай Юлий Цезарь, Леонардо да Винчи и Микельанджело, Бетховен и Чарли
Чаплин. Известно, например, что Леонардо да Винчи часть рукописей написал зеркально и
справа налево. А леворукий Эрне Рубик придумал кубик, которым до сих пор увлекаются
во многих странах мира.
Итак, среди леворуких очень много одаренных детей. В исследованиях по оценке
творческих способностей в возрасте от 7 до 20ти лет показано, что у леворуких резуль
таты значительно выше, чем у праворуких. Почему же тогда в профессионально
технических училищах их всегда было больше, чем в старших классах школы (где остава
лись в основном самые «умные»), почему их много среди трудновоспитуемых подростков
и алкоголиков? Почему среди рабочих левши встречаются почти в 2 раза чаще, чём среди
работников умственного труда? Возможно, разгадка заключается в том, что мы не умеем
учить леворуких детей. Часто праворукие родители, воспитатели, учителя не могут
понять ребенкалевшу, не умеют объяснить ему непонятное, пользуются методиками
обучения, не рассчитанными на леворуких, не учитывающими особенностей их психики.
Именно поэтому, если вы воспитываете леворукого ребенка, не старайтесь сделать
его таким, как все, больше доверяйте его природе, знайте, что он обладает такими
уникальными задатками, которых нет у многих других и которые являются сильными
сторонами его личности. Бойтесь загубить эти задатки. Даже на самых ранних этапах
развития психики праворукого и леворукого ребенка мы видим значительные различия,
несомненно, связанные с особенностями функциональной специализации их левого и
правого полушария.
Известный ученый Э. Питерес пишет о том, что существует два типа развития речи у
детей: аналитический и гештальный («гештальт» образ, форма). Дети с аналитическим
7типом, развития речи идут от отдельных слов к словосочетаниям, а затем к грамматически
оформленному высказыванию. Как это происходит в жизни? Сначала ребенок может
назвать кошку «ки» (киса), потом, освоив другие звуки, «китя», потом «китя патет»
(кошка плачет мяукает) и далее все сложнее и сложнее.
Дети с гештальным типом развития речи, а это в основном левши и небольшая часть
правшей, сразу строят нерасчлененный текст, то есть сначала строят предложение, в
котором пока нет ни одного слова. Это выглядит как непонятное бормотание, имеющее
мелодию речи. Затем ребенок начинает встраивать в это бормотание отдельные слова,
которые, он научился говорить. При этом для него важнее не точность воспроизведения
звуков, а ритм и музыка слова. Кошку он никогда не назовет «ки», а скорее «титя»
(измененное «киса»). Итак, ребенок«аналитик» идет от слова к развернутому
высказыванию, а «гештальтник» от развернутого высказывания к овладению отдельным
словом. Именно из «гештальтников» часто вырастают художественно одаренные люди.
Значит, даже развитие такой сложной функции, как речь, идет у левшей и правшей
(т.е. у детей с разными типами организации мозга) поразному. Можно думать, что и
другие психические функции формируются у них тоже неодинаково, просто это не так
легко заметить, не так наглядно, как особенности развития речи. А дальше различия еще
более углубляются, растут, как снежный ком. Но вернемся к предпочтению детьми правой
или левой руки.
Такие разные правши
Иногда родители замечают, что ребенок одинаково владеет и правой, и левой рукой,
без труда ест или рисует, перекладывая ложку или карандаш из одной руки в другую. По
видимому, такой ребенок относится к амбидекстрам, или «обоеруким» (обе руки как
правая). Амбидекстром был Иван Петрович Павлов великий русский физиолог.
Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как и у левшей, но они легко
привыкают писать правой рукой и не страдают от декстрастресса. Но это только в том
случае, если амбидекстрия у ребенка связана с генетическими факторами. (С другой
стороны, замечено, что у умственно отсталых детей часто не формируется ни правшества,
ни левшества, и они становятся как бы амбидекстрами.)
Вообще «чистых» правшей или левшей не существует, и если расставить всех людей
по степени праворукости, то у нас получится огромное многообразие от выраженных
правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовыраженных левшей к
выраженным левшам. В том, что у каждого из правшей имеется как бы «скрытое лев
шество», нетрудно убедиться с помощью специальных тестов. Например, у большинства
людей при переплетении пальцев рук в замок большой палец правой руки оказывается
сверху, но у значительной части правшей сверху ложится левый большой палец. При
переплетении рук на груди, если левое предплечье оказывается сверху, это указывает на
скрытое левшество.
Специалисты, изучающие межполушарные отношения в мозгу человека, стараются
вместо термина «левша» употреблять слово «леворукий». Это связано с тем, что у
человека, кроме ведущей руки, имеются и ведущий глаз, ухо, нога. И праворукий человек
может быть одновременно, например, левоглазым.
Обычно ведущий глаз можно обнаружить уже у ребенка двух лет. Исследования
показали, что левоглазые люди часто бывают робкими, хорошо приспосабливаются к дея
тельности лишь при малом объеме групп и неформальных межличностных контактах без
строгой подчиненности. Повидимому, такие дети плохо чувствуют себя в больших
8коллективах (переполненная группа детского сада или школьный класс) при жесткой
регламентации всех действий. В то же время они отличаются высокой устойчивостью к
помехам и работоспособностью. Часто у них отмечается склонность к невротическим
состояниям.
Люди, которые предпочитают правую руку, глаз, ухо (например, при разговоре по
телефону), обычно более устойчивы к невротизирующим факторам, но у них в среднем
чуть ниже интеллект и работоспособность. Интересно, что левоухие люди испытывают
наибольшие трудности при овладении иностранным языком в школе, но очень легко
овладевают им при обучении так называемым «материнским способом», особенно в
дошкольном возрасте, если общаются с людьми, говорящими на другом языке. Показана
интересная закономерность, что именно из левоухих детей вырастают хорошие
руководители. Эти интереснейшие результаты получены в Луганске при совместной ра
боте специалистов самого разного профиля под руководством профессора А. П.
Чуприкова.
Обычно предпочтение правой или левой руки, а тем более, ноги, глаза, уха или
скрытое левшество ничуть не мешает ребенку нормально развиваться в детском саду, если
родители или воспитатели не следят слишком ревностно за тем, в какую руку он взял
ложку или карандаш. Трудности начинаются, когда ребенок приходит в школу, и связаны с
овладением письмом и чтением.
И письмо, и чтение это асимметричные виды деятельности, так как письмо
осуществляется только одной рукой и пишут, и читают в русском языке слева направо.
Кроме того, форма большинства букв асимметрична, и почти все дети некоторое время
пишут часть букв зеркально. Это связано с тем, что у маленьких детей асимметрия мозга
еще не полностью сформирована и пространственные отношения трудны для анализа..
Как ни Странно, но именно с индивидуальными особенностями асимметрии мозга
связывают то, как ребенок держит карандаш при письме и рисовании. Считается, что если
центр речи расположен в полушарии, одноименном с пишущей рукой у левшей в левом,
как у правшей, а у правшей в правом (и такое, хоть и редко, но встречается), то
нормальным для этих детей и взрослых будет письмо «крюком», то есть когда тупой
конец карандаша или ручки направлен не в плечо, а в противоположную сторону, «от
себя» (рис. 12). Если такого ребенка мы будем заставлять держать ручку «как надо, то
надолго задержим развитие его способности писать и вряд ли добьемся успеха. Ведь это
тот выход, который дала природа, чтобы информация от руки попала в то полушарие, где
находится центр речи.
Но здесь встает еще одна проблема. Наблюдая за малышами, мы видим, что, они
часто, рисуя, поворачивают лист бумаги то горизонтально, то вертикально. У более
старших детей лист находится постоянно в одном определенном положении. Учитель
обычно закрепляет это положение, требуя, чтобы все дети клали тетрадку перед собой
одинаково: правым верхним, углом кверху. Действительно, для большинства детей такое
положение тетради является оптимальным, но не для всех. Но мы договорились с вами,
что нас интересует не только то, что есть у большинства, а беды, проблемы и радости
каждого ребенка.
Так вот, если ребеноклевша, пишущий «крюком», положит тетрадь, таким
образом, то он постоянно будет загораживать себе рукой и смазывать уже написанное.
Чтобы
видеть то, что он написал, а для целостного восприятия слов и фраз это необходимо, он
9вынужден почти ложиться на парту и подглядывать под свою руку. При этом стра
дает и осанка, и зрение.
В этом случае очень легко помочь ребенку, попробовав цоварьировать положение
листа бумаги, угла,, под которым он лежит, или направления наклона. Не следует этого
бояться. Ничего страшного не произойдет, даже если тетрадка окажется лежащей почти
под углом 90* к обычному положению. Ваш ребенок индивидуален, неповторим, и эту
индивидуальность надо уважать, тем более») что она основана на законах природы,
законах работы мозга. Иногда таким простым приемом удавалось сразу резко повысить
успешность обучения ученика причем необязательно левши, но и праворукого ребенка с
необычным положением руки при письме. Переучивание таких детей может привести к
невротизации, ребенок может даже начать заикаться.
Бывает» что положение карандаша при письме или рисовании как бы
промежуточное и конец карандаша смотрит вбок, параллельно строчке. Это может
означать» что нервные пути между полушариями ещё не созрели и с возрастом ребенок
повернет карандаш и начнет писать либо бочком либо «крюком»; А может быть, всю
жизнь будет писать именно таким способом параллельно строчке. Правило обучения
здесь опять то же самоё: попробуйте мягко и неназойливо показать ребенку наиболее
распространенное положение руки и карандаша, но не усердствуйте чрезмерно и, как
только убедитесь, что это именно тот тип написания, который соответствует
физиологическим особенностям организации мозга вашего ребенка, оставьте попытки
переучивания.
При параллельном положении карандаша есть свой трудности и специфические
ошибки: рука ребенка находится не под строчкой, а на строчке, и он заранее нё видит
линейки поля или края листа» замечает эту линейку лишь тогда, когда думать о
правильном переносе уже поздно, и часто вылезает за поля. Это нё вина ребенка, а его
беда. Со временем он научится контролировать перенос, а пока придется с этим
примириться и не требовать жестко от ребенка того, на что он пока не способен.
Среди множества тестов на так называемое «скрытое левшество» есть тест на
кручение. Попробуйте, не отрывая карандаша от бумаги, нарисовать на одном и том же
месте много накладывающихся один на другой кружков. Отметьте, как вы производите
движение: по часовой стрелке или против. Обратите также внимание, в каком направлении
вы размешиваете сахар в чашке чая, или рисуете циркулем, или мешаете на столе одной
рукой костяшки домино. У некоторых это направление разное, но у большинства
преобладает одно. Дети, приходящие в первый класс, в основном делятся на две почти
равные группы: предпочитающие направление по часовой стрелке и предпочитающие
противоположное направление.
Никакая из этих групп не имеет преимущества перед другой в развитии речи,
интеллекта или других качеств. Но вот начинается обучение письму, и оказывается, что
при существующей системе письма и существующей методике обучения в русском языке
почти все буквы Пишутся против часовой стрелки. Так мы и учим детей писать в
прописях.
10Для детей, которые как раз и предпочитают это направление (его, как ни странно,
принято трактовать в тесте на кручение как скрытое левшество), и для тех, у которых
слабо выражено предпочтение направления кручения, не составляет особого труда
выработать навык общепринятого направления написания букв. Значительно сложнее тем
детям, для которых выбранное в методике обучения письму направление является
неудобным и противоестественным (рис. 13). Автоматизм в написании букв таким спосо
бом вырабатывается у них более длительно и трудно или не вырабатывается совсем, и не
их вина, что мы когдато приняли именно эту систему начертания букв из нескольких
возможных.
После того, как работа с прописями закончится и дети начинают писать много и
быстро, для некоторых постоянный контроль за неестественным для них направлением
письма становится сдерживающим и мешающим письму фактором, и они переходят на
свойственное им направление написания: пишут буквы и некоторые цифры посвоему, Но
часовой стрелке. Как отнестись к атому взрослым, предлагаем решить вам самим,
основываясь не на сомнительном тезисе «правильно то, что делает большинство», а на
любви к детям и глубоком понимании того, что ребенок это неповторимая
Индивидуальность, которую надо уважать и не нарушать при этом гармонию
физиологических механизмов психики и их поведенческих проявлений.
Еще один фактор, влияющий на легкость обучения письму и чтению, это
предпочтение направления слева направо или справа налево. В русском языке принято
читать и писать слева направо, но это совсем не значит, что в природе человека заложено
предпочтение этого направления. Хотя и существует исследование, в котором показано,
что в наскальных рисунках в неолите чаще встречаются сцены, в которых развитие
событий происходит в направлении слева направо, чем наоборот (например, в сценах
охоты люди и животные чаще бегут именно в этом направлении), однако более весомых
доказательств в литературе не приводится. Напротив, известно, что огромное число людей
на земном шаре, во всяком случае не меньше миллиарда, пишет и читает справа налево или
сверху вниз, как например: китайцы, японцы, арабы, евреи, афганцы и т.д. При этом книгу
приходится читать от последней страницы к первой, а каждую страницу справа налево.
11Следует знать, что существуют методические рекомендации, выпущенные
министерством здравоохранения еще в 1985 г., в которых говорится о запрещении
переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне
почерка леворуких детей; допустимы вертикальное написание или наклон почерка влево.
При обучении письму леворукий школьник должен сам избрать' тот способ письма,
который более удобен. Поэтому действия учителя, который снижает ребенкулевше
отметку «аа почерк», неправомерны.
А как обстоят дела с предпочтением направления при письме у детей? Посмотрите
на рисунок семилетней дошкольницы Виолетты (рис. 14). Она нарисовала змею И
написала, как она шипит. Но справа написано «шиии», если читать слева направо, а слева
«ии иш». Мама, которая сама учит детей в школе, сразу заметила эту «несуразность» и
спросила дочку: «Почему?». «Ну как же ты не понимаешь?! Шипение не может в рот
идти» оно идет изо рта». Логика ребенка вполне понятна. Эта девочка уже умеет читать, и
все же в конкретной ситуации ей важнее сохранить образ вьггекающего изо рта змеи
шипения, чем направление письма.
Оказалось, что дети, впервые приступившие к обучению чтению, могут иметь свое
индивидуальное предпочтение направления. У части из них оно совпадает с общепри
нятым, и трудностей в этом плане при обучении не возникает. А как же быть с теми
детьми, которые предпочитают при зрительном Восприятии, при рисовании и раскладыва
нии предметов направление справа налево? Эти дети могут Читать некоторые слова
наоборот: вместо «он» «но», вместо «то» «от», вместо «ток» «кот». Иногда они
пытаются начать чтение строки справа. Повидимому, им легче било бы овладеть,
например, арабской грамотой, так же, как и некоторым маленьким арабам больше бы,
вероятно, подошел наш тип чтения и письма. И это как раз тот случай, когда мы
вынуждены идти против индивидуальных особенностей ребенка.
Было необычное „положение руки или листа бумаги при письме, необычное
Направление написания букв никак не влияет на способность детей научиться писать и
быть ПРИ этом понятыми теми, кому адресуется, письмо, то написание слов справа налево
сразу исключает возможность выполнения главной цели письма передачи сообщения
другому человеку, так как тот его просто не сможет прочитать.
Поэтому надо бережно отнестись к таким детям, а их немало. Эти ребята поставлены
в неравные условия с другими, и им значительно труднее овладеть письмом и чтением.
Вместе с тем, надо помнить, что это трудности временные, и если не зафиксировать
внимание ребенка на его «отставании» от других, то через непродолжительное время он
ничем не будет от них отличаться. Но в начале обучения такие дети, конечно, будут
отставать в скорости чтения, и это вполне объяснимо.
Важно понимать; что предпочтение направления слева направо или справа налево
регулируется мозгом. При некоторых поражениях мозга такая регуляция может разла
12диться. Так, известен случай, когда больная эпилепсией (с поражением левой височной
зоны), вдруг; обнаружила, что легко может произносить и писать фразы не только слева
направо, но и справа налево.
Мы пока не знаем, как все это происходит в мозгу, а тем более, у ребенка, когда
функциональная организация мозга еще только начинает формироваться. Но ребенок не
может ждать, когда мы с этим разберемся, мы должны помочь ему сейчас, а главное не
навредить. Поэтому не надо пытаться «переделать» природу она умна. Наберитесь
терпения и оптимизма: чуть раньше иди чуть позже все дети научатся читать и писать так,
как у нас принято: слева направо.
А существуют ли различия в овладении асимметричными видами деятельности, в
формировании асимметричного мозга между мальчиками и девочками? Да, существуют.
Вопервых, среди левшей больше мужчин, чем женщин. Кроме того, считается, что у детей
разного пола скорость созревания мозга различна. У мальчиков, повидимому, медленнее
созревает левое полушарие, а у девочек правое.
Это согласуется с данными о том, что девочки до десяти лет лучше запоминают
цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей.
Однако у них быстрее завершается развитие памяти. Кроме того, если у мальчиков
специализация полушарий мозга по пространственновременной ориентации имеется уже в
шесть лет, то у девочек ее еще нет даже в тринадцать. То есть можно сказать, что в
детстве мальчики как бы более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин
левое полушарие по уровню своего функцнонального развития начинает лидировать,
мужчины – обгоняют женщин и становятся как бы более левололутарными, чем женщины.
Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. Показано,
что у мальчиков при этом; больше страдают левополушарные процессы (связанные с;
речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек правополушарные
(образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).
Родители, имеющие детей разного пола, и наблюдательные педагоги обычно замечают эту
разницу и поразному строят занятия с мальчиками и девочками с тем, чтобы в конце
занятий шли задания, на выполнение которых утомление оказывает меньшее влияние.
К сожалению, в школьном классе осуществить такой дифференцированный подход к
мальчикам и девочкам довольно трудно. Сложность учета полового фактора состоит еще
и в том, что группы и мальчиков и девочек сами по себе очень разнообразны и частично
поведенческие типы перекрываются, т.е. некоторая часть мальчиков при утомлении ведет
себя скорее по женскому типу, а девочек, по мужскому. Можно думать, что и отношения
между полушариями мозга, в целом свойственные, например, мальчикам, встреча ются и у
девочек, и наоборот.
Если проследить за формированием предпочтении одной руки, правой или левой,
начиная с самого младшего возраста, то мы; увидим, что; степень праворукости (или
леворукости) с возрастом увеличивается, и ребенок все чаще начинает предпочитать во
всех действиях одну руку, используя ее в качестве более активной, тогда как вторая
рука выполняет подсобную роль. Казалось бы, отсюда можно сделать вывод, что чем выше
степень праворукости, тем лучше; тем более развит ребенок, тем легче ему будет
в первом классе. Однако наши исследования показали, что это не совсем так.
Оценив в процентах степень праворукости у детей перед поступлением в школу, мы
обнаружили, что лучшие покат затеян школьной успеваемости были у детейправшей с
меньшим предпочтением правой руки, то есть у тех, которые иногда пишут двумя руками
13более активную роль отдавали левой. Этот факт, а также некоторые другие наши
исследования могут говорить о том, что у этих детей правое полушарие достаточно
активно участвует в организации произвольной деятельности.
Вообще в мире сейчас существует такая точка зрения, что общество переоценивает
роль левого полушария в становлении мыслительной деятельности ребенка, а следова
тельно, и роль рационального, логического мышления. Методики обучения в начальной
школе, а частично, повидимому, уже и в детском саду, тренируют главным образом левое
полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребенка. В то же время
известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческой интуиции.
Основным, типом мышления шестилетнего ребенка еще является нагляднообразное, тесно
связанное с эмоциональной сферой, а значит, оно предполагает активное участие правого
полушария в обучении.
Процессы чтения и письма у ребенка опираются совсем на иные закономерности, чем
у взрослого, и требуют участия иных физиологических .механизмов. Для этого необходим
определенный уровень развития не только левого, но и правого полушария. Но у детей
эти уровни могут быть различными, как в силу разного воспитания и обучения, так и в
силу врожденных индивидуальных их особенностей.
Условно всех людей можно разделить на две большие группы: тех, у кого
преобладает левое полушарие, и тек, у кого сравнительно лучше развито правое. (Часто их
обозначают, как «мыслителей» и «художников».) Первые будут характеризоваться
рациональным типом мышления, аналитическим складом 'ума, склонностью к словесному
оформлению своих мыслей,
рассудочностью и одновременно некоторой
заформализованностью, слабой эмоциональной отзывчивостью. «Правополушарные» люди,
напротив, более эмоциональны, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут
сразу схватывать явление в целом, без выстраивания логической цепочки и анализа
деталей. Это как бы крайние типы, а между ними возможны самые разные промежуточные
варианты.
В этом действительно есть большая доля истины. Однако в жизни все значительно
сложнее: Среди художников, музыкантов, поэтов встречаются не только «правополу
шарные», но и «левополушарные» типы. И это очень отчетливо проявляется в их
произведениях. Если, например, Скрябина и Чайковского с большой долей вероятности
мы можем отнести к «правополушарным», то Бах и Шостакович это скорее
левополушарные» композиторы.
Определить, к какому типу относится ребенок, иногда можно, вслушиваясь в то, что
он говорит, или рассматривая его рисунки. Вот девочкиблизнецы. Они очень похожи, но
нейропсйхологические исследования показали,
что Аню можно отнести к
левополушарникам; а Лену к правополушарникам. Представьте себе такую картину из их
жизни: Лена смотрит в окно и говорит: «Мама, смотри, весна: сосульки тают, с крыши
капает». Аня ее перебивает: «Какая же весна сейчас февраль».
Действительно, для левополушарницы, если февраль зимний месяц; то весны в
феврале быть не может, даже если глаза говорят об ином. Для нее весна это время года,
включающее только три месяца. Для правополушарницы важнее не обозначение, а образ.
Весна для нее это, в первую очередь; явление природы (солнце, капель, ручьи), и нет
ничего странного в том, что весна наступает в феврале.1
А вот рисунки этих двух девочек. Им были даны две фигурки неопределенной формы
(похожие на фасолинку) красного цвета. Их надо было наклеить на любое место на листе
14бумаги и дорисовать картинку (рис. 15а и 156 в цветном блоке). Аня сделала из фасолинки
грибок. Ее рисунок очень аккуратно выполнен, но грибок это первое, что приходит на ум,
когда надо придумать, что может получиться из подобной фигурки. Очень многие дети
рисуют именно грибок. Аня подписала рисунок
это очень характерно для
левополушарников.
Рисунок Лены выполнен менее аккуратно и старательно, но такого рисунка, как у нее
не было ни у кого из более чем сотни детей, обследованных нами. У Лены прекрасно
развито воображение, она мыслит нестандартно.
Какой же тип лучше? И тот, и другой хороши посвоему, у того и у другого, есть
свои плюсы и минусы? В одних ситуациях больше пользы приносит леваполушарная
стратегия мышления, а в других выгоднее правополушарная.
Давая разным детям одни и те же задания, мы можем адресоваться к разным
полушариям, восприятие и переработка информации этими детьми будет совершенно
различна, несмотря на то, что видимый нами результат может быть одним и тем же
(нарисовал, написал, прочитал, слепил, прослушал и т.д.). Каждый человек сам выбирает
пути решения какогото вопроса или задания. Стиль деятельности при этом может быть
различным, мозговые механизмы, реализующие эту деятельность, тоже неодинаковы.
Другое дело, что взрослый человек свободен в выработке своей стратегии решения, а
ребенок часто может действовать только в узких рамках, задаваемых нашей методикой
обучения. Кроме того, взрослый выбирает свой путь на основании собственного
жизненного опыта, знания своих сильных и слабых качеств, оптимального, для него
соотношения в работе правополушарных и левополушарных механизмов мозга, хотя чаще
всего он даже не осознает этого. Такой выбор позволяет ему компенсировать недостатки
своего психического развития (например, плохую зрительную или слуховую память) и
даже небольшие мозговые дисфункции.
Ребенок пока еще не способен таким образом регулировать свою психическую
деятельность, выбирать оптимальный режим для работы собственного мозга. И любой
недостаток развития какойлибо функции, являющийся даже не патологическим, а лишь
вариантом нормы; может создать огромные трудности на определенном, этапе обучения.
При возможности гибкого варьирования методик, коррекции их в соответствии с
индивидуальными, возрастами или половыми особенностями развития психических
функций (разных видов памяти, внимания, помехоустойчивости, типов мышлении,
особенностей" эмоциональной сферы и т.д.) таких трудностей можно избежать и оптими
зировать процесс обучения для конкретного ребенка.
Итак, даже рассматривая развитие психики ребенка только под одним углом зрения:
асимметричного распределения функций между двумя полушариями мозга, нерав
нозначности в работе правой и левой руки, глаза, уха, мы приходим к выводу о том, что
процесс бучения уже ребенкадошкольника, а тем более школьника, должен учитывать его
индивидуальные особенности.
Мы живем в асимметричном мире, и наша культура, наши традиции углубляют
асимметричность той внешней среды, в которой живет и развивается ребенок. Его окру
жают несимметричные предметы, приспособленные к Игре и работе с ними правой рукой.
Мир книг требует возрастания односторонней ориентации в Деятельности нашего зри
тельного анализатора. Научение письму окончательно нарушает симметрию нашей
зрительномоторной системы координации. Все это тесно связано с закономерностями ра
боты двух полушарий нашего мозга. Но все мы разные, и каждый вписывается в этот
15асимметричный мнр посвоему. И долгий путь формирования мозга и психики у каждого,,
вступающего в этот мир, свой. Но, к несчастью, мы ведем ребенка к знанию часто совсем
не той дорогой. А дорога эта одна общепринятые в данное время и в данном детском
учреждении программы и методики обучения. И счастлив тот ребенок, воспитатели
которого ищут, протаптывают для него ту единственную тропинку, которая именно его
быстрее всего приведет к цеди. Это трудный путь для любого родителя и педагога, но его
итог здоровье и успехи нашего ребенка, его будущее.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
16