Консультация для родителей - Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка.

  • Лекции
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка, говорится о том. что в каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.В консультации для родителей - Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка, говорится о том. что в каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Иконка файла материала 41 + Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребёнка..doc
Психология для родителей Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка В   каждой   семье   объективно   складывается   определенная,   далеко   не   всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье   и   отвечающие   им   4   типа   семейных   взаимоотношений,   являющиеся   и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.  Диктат  в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства   (преимущественно   взрослыми)   инициативы   и   чувства   собственного достоинства у других его членов.  Опека  в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких­ либо   забот,   усилий   и   трудностей,   принимая   их   на   себя.   Вопрос   об   активном формировании   личности   отходит   на   второй   план.   В   центре   воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей  Система   межличностных   отношений   в   семье,   строящаяся   на   признании возможности   и   даже   целесообразности   независимого   существования   взрослых   от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить   намеченную   таким   образом   линию.   Чаще   всего   в   основе   этого   типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.  Сотрудничество  как   тип   взаимоотношений   в   семье   предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно   в   этой   ситуации   преодолевается   эгоистический   индивидуализм   ребенка. Семья,   где   ведущим   типом   взаимоотношений   является   сотрудничество,   обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.  М.И. Лисина проследила развитие самосознания школьников в зависимости от особенностей   семейного   воспитания.   Дети   с   точным   представлением   о   себе воспитываются   в   семьях,   где   родители   уделяют   им   достаточно   много   времени; положительно   оценивают   их   физические   и   умственные   данные,   но   не   считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.  От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.  Школьная   успеваемость   является   важным   критерием   оценки   ребенка   как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в 1значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят   те   его   качества,   которые   больше   всего   заботят   его   родителей   – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?») , послушание   («Тебя   сегодня   не   ругали?»)   и   т.д.   В   самосознании   маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали на завтрак?») , или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается   формально.  Достаточно   равнодушный   вопрос:  «Что   было   сегодня   в школе?»   рано   или   поздно   приведет   к   соответствующему   ответу:   «Ничего особенного», «Все нормально».  Как добиться, чтобы ребенок советовался с вами? На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что­то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете,   высмеиваете,   придираетесь   и   ворчите?   Никогда?   Иногда?   Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями. Если   вы   будете   обращаться   с   детьми   как   с   лучшими   друзьями,   то   ваши отношения могут улучшиться. Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние? Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать. Эффективное   общение   предполагает   наличие   взаимного   уважения.   Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Что значит приняты? Принять ­ значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете его убеждений. 2Материал подготовлен педагогом психологом – Е.М.Бондарь. 3