В консультации для родителей - Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка, говорится о том. что в каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.В консультации для родителей - Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка, говорится о том. что в каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Психология для родителей
Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда
осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в
семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и
предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и
сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами
семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного
достоинства у других его членов.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая
своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких
либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном
формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных
воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и
ограждение его то трудностей
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании
возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от
детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается,
что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует
переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа
взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество
как тип взаимоотношений в семье предполагает
опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами
совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.
Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.
Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает
особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания школьников в зависимости от
особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе
воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени;
положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают
уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую
успеваемость в школе. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в
которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто
упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в
школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение
ребенка.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как
личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в
1значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план
выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей –
поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?») ,
послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького
школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые
моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали на
завтрак?») , или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или
обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в
школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего
особенного», «Все нормально».
Как добиться, чтобы ребенок советовался с вами?
На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью.
Часто ли критикуете, чтото напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль,
допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти
распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях
родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение.
Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь,
критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.
Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши
отношения могут улучшиться.
Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих?
Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?
Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать.
Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное
уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха
критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они
будут приняты. Что значит приняты? Принять значит показать, что вам понятны
чувства ребенка, даже если вы и не разделяете его убеждений.
2Материал подготовлен педагогом психологом – Е.М.Бондарь.
3