Консультация для родителей - Трехлетние малыши: как пережить кризисный возраст?

  • Лекции
  • docx
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - Трехлетние малыши: как пережить кризисный возраст, говорится о том, что кризис является переломным моментом в условиях нормального психического развития. Он возникает тогда, когда внутренний ход детского развития завершил один цикл и переходит к следующему циклу, и этот переход будет обязательно переломным, так считал Лев Выготский и многие другие выдающиеся психологи. Кризис - это ряд внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.В консультации для родителей - Трехлетние малыши: как пережить кризисный возраст, говорится о том, что кризис является переломным моментом в условиях нормального психического развития. Он возникает тогда, когда внутренний ход детского развития завершил один цикл и переходит к следующему циклу, и этот переход будет обязательно переломным, так считал Лев Выготский и многие другие выдающиеся психологи. Кризис - это ряд внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.
Иконка файла материала Трехлетние малыши как пережить кризисный возраст.docx
Психология для родителей Трехлетние малыши: как пережить кризисный возраст? Как следует и как не стоит обращаться с трехлетним ребенком: жизненные ситуации. Кризис является переломным моментом в условиях нормального психического развития.  Он возникает тогда, когда внутренний ход детского развития завершил один цикл и  переходит к следующему циклу, и этот переход будет обязательно переломным, так считал Лев Выготский и многие другие выдающиеся психологи. Кризис ­ это ряд внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Ситуация,   когда   в   течение   всего   нескольких   месяцев   существенно   меняется   поведение малыша,   его   отношения   с   теми,   кто   рядом,   действительно   является   критической   для взаимопонимания и взаимодействия между ребенком и взрослыми. И именно взрослые не всегда   бывают   готовы   к   таким   изменениям.   Еще   меньше   они   готовы   их   принимать   и выстраивать дальнейшие отношения с ребенком по новым правилам. В каждом конкретном случае кризис отношений проходит по­разному ­ острее или мягче. За первые три года своей жизни малыш приобретает определенный багаж знаний и умений, начинает испытывать потребность в большей, чем ему предоставляют самостоятельности. Главные   изменения   сосредоточены   вокруг   «Я»   ребенка.   Их   сущность   заключается   в психологической   эмансипации   ребенка   от   близких   взрослых,   которая   сопровождается рядом специфических проявлений ­ упрямством, отрицанием всего и вся, капризами и тому подобное,   негативизмом.   Вместе   с   тем,   психологические   наблюдения   показывают,   что некоторые дети практически не имеют негативных проявлений в указанном возрасте или легко и быстро их преодолевают, и их личностное развитие протекает нормально. Течение кризисного периода зависит не только от индивидуальных особенностей детей, но и от психолого­педагогической образованности взрослых, которые их окружают. У ребенка может проявляться или весь комплекс кризисного поведения, или некоторые его признаки. У одного малыша ­ это ярко выраженная «борьба за независимость», что сопровождается агрессивностью, негативизмом и длится долго, а у другого ­ процесс отстаивания своей 1независимости   гораздо   мягче,   проявляется   лишь   в   некоторых   ситуациях   и   быстро проходит. Кризис трех лет свидетельствует об одном из важных моментов развития ребенка раннего возраста– это осознание себя как отдельного существа, имеющего собственные желания, не всегда совпадающие с желаниями других. Это становится причиной нового отношения к взрослому: ребенок сравнивает себя с ним, стремится подражать в поведении, действиях, пытается   реализовать   стремление   «быть   взрослым»,   демонстрирует   свою самостоятельность   и   независимость,   противопоставляет   свои   желания   требованиям взрослого. Причины негативных проявлений кризиса трех лет Должны   отметить   еще   раз:   в   кризисный   период   полностью   меняется   вся   социальная ситуация развития ребенка. Однако, если сам кризис развития является закономерным и необходимым   явлением,   то   негативные   проявления   ­   это   свидетельство   сложностей перехода к новому периоду, которые в основном провоцируются близкими взрослыми, их непониманием прогрессивности всех изменений, неумением или нежеланием изменить тип и стиль взаимодействия с ребенком, который был постоянным довольно долго ­ от первого года жизни. Если   взрослые   не   замечают   у   ребенка   тенденции   самостоятельно   удовлетворять   свои желания, продолжают игнорировать его стремление быть независимым, сохраняют старый тип   отношений,   ограничивают   активность,   свободу   ребенка,   то   могут   возникнуть собственно   кризисные   проявления   ­   негативизм,   упрямство,   своеволие,   обесценивание требований взрослых, протест­бунт, своенравие. В случае, если взрослый стоит на своем, пытается   сломить   детское   упрямство,   возникает   психологическая   защита:   ребенок привыкает к негативным оценкам взрослого и обычно перестает «слышать» его замечания и запреты, иногда даже могут возникать невротические симптомы. Своими «победами» над самостоятельностью ребенка, взрослый рискует вырастить безвольного, безынициативного, несамостоятельного или упорного и жестокого ребенка. Выделение и описание симптомов кризиса трех лет ­  является  важным  моментом  в познании кризисного явления: ­ негативизм­ проявляется как отрицательная реакция ребенка на просьбы и требования к нему конкретного человека; ­ упрямство­   непреклонная   реакция   ребенка   на   только   что   высказанное   собственное решение. Причиной может быть чрезмерное ограничение активности и самостоятельности ребенка взрослыми. Упрямство не следует отождествлять с настойчивостью ­ упорством, стойкостью, непреклонностью в достижении цели; ­ своенравие­ по своим внешним признакам близко к негативизму, но имеет более широкий и   безличный   характер   ­   ребенок   предстает   перед   всей   системы   отношений,   которые господствуют дома; ­ произвол самостоятельности, проявляется как стремление освободиться от опеки взрослого.  имеет   место   при   гипертрофированном   стремлении   ребенка   к 2Другие симптомы встречаются значительно реже и имеют второстепенное значение: ­ протест­бунт  выделяют   тогда,   когда   конфликтность   ребенка   становится   регулярной, когда ребенок постоянно настроен на спор с родителями; ­ деспотизм­ малыш различными способами и средствами демонстрирует деспотическую власть   по   отношению   к   окружающим.  Часто   это   происходит   в   семьях   с  единственным ребенком.   Если   же   в   семье   несколько   детей,   может   возникать   ревность,   когда   та   же тенденция  к  захвату   власти  является   источником   ревнивого,  нетерпимого  отношения  к другим детям; ­ обесценивание­   меняется   личное   отношение   ко   всему,   что   было   раньше   интересным, привычным, значимым. Обесцениваются как старые правила поведения ­ ребенок заявляет о своей нелюбви к родителям, воспринимает их слова, поступки как «пустой звук», так и предпочтения вещей ­ выбрасывает, ломает игрушки, становится разборчивым в одежде и тому подобное. Обесценивание как симптом характерен и для последующих кризисных периодов. Симптомы кризиса трех лет  свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое Я, он ищет поводы, где бы можно было бы противопоставить себя взрослому. Как смягчить негативные проявления кризиса 3 лет? Прежде всего, взрослый должен помнить о том, что взрослым является именно он, и опыта у   него   гораздо   больше,   чем   у   трехлетнего   малыша!   Поэтому   и родителям,  и педагогам следует  понимать  все  изменения, происходящие  с  ребенком, и  терпеливо   относиться  к возможным   негативным   проявлениям   его   поведения.   Следует   не   настаивать   на   своей взрослости   и   власти,  а   трансформировать   отношения   с  ребенком   в  соответствии   с   его потребностями   в   самостоятельности   и   активности,   которые   значительно   возросли. Заявление   малыша   «Я   сам!»   свидетельствует   о   желании   только   действовать   самому, самостоятельно, а не остаться наедине со своими проблемами. Учитывая это на этапе кризиса трех лет родителям малыша следует: ­ стать более гибкими и терпимыми, расширить права и обязанности ребенка; ­ позволить малышу быть самостоятельным ­ не вмешиваться (по возможности) в его дела, если он не просит. Например, дочь, пыхтя, натягивает кофточку, родители сразу пытаются ей помочь. Но она не оценит такого стремления родителей, скорее даже с криком будет сопротивляться покушению на свою свободу; ­ поддержать и оценить детские усилия и проявления самостоятельности; ­ помнить, что ребенок может проверять несколько раз в день ­ действительно то, что было запрещено   утром,   запретят   и   вечером.   Родители   должны   проявить   твердость,   однако помнить, что запретов не должно быть много. Необходимо установить четкие границы и правила ­ нельзя бежать на улице от мамы, трогать горячую плиту и тому подобное. Этой линии   поведения   должны   придерживаться   все   члены   семьи,   которые   живут   вместе   с ребенком; 3­   контролировать   свое   поведение,   ведь   ребенок   подражает   поведению   родных   людей, поэтому родителям необходимо следить за собой. Если мама чрезмерно эмоциональная, капризная, то дочь, скорее всего, будет такой же; если отец, придя с работы, свои вещи оставляет   где­нибудь,   то   ему,   прежде   чем   ругать   малыша   за   его   неряшливость   и неорганизованность, стоит попробовать изменить собственные привычки; ­ переключать внимание малыша при его вспышках упрямства, гнева на что­то нейтральное, однако это переключение должно будь активным: «Давай сделаем ...»; ­   откладывать   разговор,   если   малыш   злится,   у   него   истерика,   на   время,   когда   он успокоится. Ведь во время истерики бесполезно объяснять, что так делать нехорошо. Пока же его надо взять за руку и отвести в спокойное безлюдное место.+ ­   разговаривать   с   малышом   стоит   на   равных,   как   с   человеком,   мнение   которого   вам действительно интересно; ­ любить ребенка и показывать ему, что он дорог даже заплаканный, упрямый, капризный и непослушный. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 4