В консультации для родителей - Трехлетние малыши: как пережить кризисный возраст, говорится о том, что кризис является переломным моментом в условиях нормального психического развития. Он возникает тогда, когда внутренний ход детского развития завершил один цикл и переходит к следующему циклу, и этот переход будет обязательно переломным, так считал Лев Выготский и многие другие выдающиеся психологи. Кризис - это ряд внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.В консультации для родителей - Трехлетние малыши: как пережить кризисный возраст, говорится о том, что кризис является переломным моментом в условиях нормального психического развития. Он возникает тогда, когда внутренний ход детского развития завершил один цикл и переходит к следующему циклу, и этот переход будет обязательно переломным, так считал Лев Выготский и многие другие выдающиеся психологи. Кризис - это ряд внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.
Психология для родителей
Трехлетние малыши: как пережить кризисный возраст?
Как следует и как не стоит обращаться с трехлетним ребенком: жизненные ситуации.
Кризис является переломным моментом в условиях нормального психического развития.
Он возникает тогда, когда внутренний ход детского развития завершил один цикл и
переходит к следующему циклу, и этот переход будет обязательно переломным, так считал
Лев Выготский и многие другие выдающиеся психологи.
Кризис это ряд внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних
изменениях.
Ситуация, когда в течение всего нескольких месяцев существенно меняется поведение
малыша, его отношения с теми, кто рядом, действительно является критической для
взаимопонимания и взаимодействия между ребенком и взрослыми. И именно взрослые не
всегда бывают готовы к таким изменениям. Еще меньше они готовы их принимать и
выстраивать дальнейшие отношения с ребенком по новым правилам. В каждом конкретном
случае кризис отношений проходит поразному острее или мягче.
За первые три года своей жизни малыш приобретает определенный багаж знаний и умений,
начинает испытывать потребность в большей, чем ему предоставляют самостоятельности.
Главные изменения сосредоточены вокруг «Я» ребенка. Их сущность заключается в
психологической эмансипации ребенка от близких взрослых, которая сопровождается
рядом специфических проявлений упрямством, отрицанием всего и вся, капризами и тому
подобное, негативизмом. Вместе с тем, психологические наблюдения показывают, что
некоторые дети практически не имеют негативных проявлений в указанном возрасте или
легко и быстро их преодолевают, и их личностное развитие протекает нормально.
Течение кризисного периода зависит не только от индивидуальных особенностей детей, но
и от психологопедагогической образованности взрослых, которые их окружают. У ребенка
может проявляться или весь комплекс кризисного поведения, или некоторые его признаки.
У одного малыша это ярко выраженная «борьба за независимость», что сопровождается
агрессивностью, негативизмом и длится долго, а у другого процесс отстаивания своей
1независимости гораздо мягче, проявляется лишь в некоторых ситуациях и быстро
проходит.
Кризис трех лет свидетельствует об одном из важных моментов развития ребенка раннего
возраста– это осознание себя как отдельного существа, имеющего собственные желания, не
всегда совпадающие с желаниями других. Это становится причиной нового отношения к
взрослому: ребенок сравнивает себя с ним, стремится подражать в поведении, действиях,
пытается реализовать стремление «быть взрослым»,
демонстрирует свою
самостоятельность и независимость, противопоставляет свои желания требованиям
взрослого.
Причины негативных проявлений кризиса трех лет
Должны отметить еще раз: в кризисный период полностью меняется вся социальная
ситуация развития ребенка. Однако, если сам кризис развития является закономерным и
необходимым явлением, то негативные проявления это свидетельство сложностей
перехода к новому периоду, которые в основном провоцируются близкими взрослыми, их
непониманием прогрессивности всех изменений, неумением или нежеланием изменить тип и
стиль взаимодействия с ребенком, который был постоянным довольно долго от первого
года жизни.
Если взрослые не замечают у ребенка тенденции самостоятельно удовлетворять свои
желания, продолжают игнорировать его стремление быть независимым, сохраняют старый
тип отношений, ограничивают активность, свободу ребенка, то могут возникнуть
собственно кризисные проявления негативизм, упрямство, своеволие, обесценивание
требований взрослых, протестбунт, своенравие. В случае, если взрослый стоит на своем,
пытается сломить детское упрямство, возникает психологическая защита: ребенок
привыкает к негативным оценкам взрослого и обычно перестает «слышать» его замечания и
запреты, иногда даже могут возникать невротические симптомы. Своими «победами» над
самостоятельностью ребенка, взрослый рискует вырастить безвольного, безынициативного,
несамостоятельного или упорного и жестокого ребенка.
Выделение и описание симптомов кризиса трех лет является важным моментом в
познании кризисного явления:
негативизм проявляется как отрицательная реакция ребенка на просьбы и требования к
нему конкретного человека;
упрямство непреклонная реакция ребенка на только что высказанное собственное
решение. Причиной может быть чрезмерное ограничение активности и самостоятельности
ребенка взрослыми. Упрямство не следует отождествлять с настойчивостью упорством,
стойкостью, непреклонностью в достижении цели;
своенравие по своим внешним признакам близко к негативизму, но имеет более широкий
и безличный характер ребенок предстает перед всей системы отношений, которые
господствуют дома;
произвол
самостоятельности, проявляется как стремление освободиться от опеки взрослого.
имеет место при гипертрофированном стремлении ребенка к
2Другие симптомы встречаются значительно реже и имеют второстепенное значение:
протестбунт выделяют тогда, когда конфликтность ребенка становится регулярной,
когда ребенок постоянно настроен на спор с родителями;
деспотизм малыш различными способами и средствами демонстрирует деспотическую
власть по отношению к окружающим. Часто это происходит в семьях с единственным
ребенком. Если же в семье несколько детей, может возникать ревность, когда та же
тенденция к захвату власти является источником ревнивого, нетерпимого отношения к
другим детям;
обесценивание меняется личное отношение ко всему, что было раньше интересным,
привычным, значимым. Обесцениваются как старые правила поведения ребенок заявляет о
своей нелюбви к родителям, воспринимает их слова, поступки как «пустой звук», так и
предпочтения вещей выбрасывает, ломает игрушки, становится разборчивым в одежде и
тому подобное. Обесценивание как симптом характерен и для последующих кризисных
периодов.
Симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание
проявить свое Я, он ищет поводы, где бы можно было бы противопоставить себя взрослому.
Как смягчить негативные проявления кризиса 3 лет?
Прежде всего, взрослый должен помнить о том, что взрослым является именно он, и опыта
у него гораздо больше, чем у трехлетнего малыша! Поэтому и родителям, и педагогам
следует понимать все изменения, происходящие с ребенком, и терпеливо относиться к
возможным негативным проявлениям его поведения. Следует не настаивать на своей
взрослости и власти, а трансформировать отношения с ребенком в соответствии с его
потребностями в самостоятельности и активности, которые значительно возросли.
Заявление малыша «Я сам!» свидетельствует о желании только действовать самому,
самостоятельно, а не остаться наедине со своими проблемами.
Учитывая это на этапе кризиса трех лет родителям малыша следует:
стать более гибкими и терпимыми, расширить права и обязанности ребенка;
позволить малышу быть самостоятельным не вмешиваться (по возможности) в его дела,
если он не просит. Например, дочь, пыхтя, натягивает кофточку, родители сразу пытаются
ей помочь. Но она не оценит такого стремления родителей, скорее даже с криком будет
сопротивляться покушению на свою свободу;
поддержать и оценить детские усилия и проявления самостоятельности;
помнить, что ребенок может проверять несколько раз в день действительно то, что было
запрещено утром, запретят и вечером. Родители должны проявить твердость, однако
помнить, что запретов не должно быть много. Необходимо установить четкие границы и
правила нельзя бежать на улице от мамы, трогать горячую плиту и тому подобное. Этой
линии поведения должны придерживаться все члены семьи, которые живут вместе с
ребенком;
3 контролировать свое поведение, ведь ребенок подражает поведению родных людей,
поэтому родителям необходимо следить за собой. Если мама чрезмерно эмоциональная,
капризная, то дочь, скорее всего, будет такой же; если отец, придя с работы, свои вещи
оставляет гденибудь, то ему, прежде чем ругать малыша за его неряшливость и
неорганизованность, стоит попробовать изменить собственные привычки;
переключать внимание малыша при его вспышках упрямства, гнева на чтото нейтральное,
однако это переключение должно будь активным: «Давай сделаем ...»;
откладывать разговор, если малыш злится, у него истерика, на время, когда он
успокоится. Ведь во время истерики бесполезно объяснять, что так делать нехорошо. Пока
же его надо взять за руку и отвести в спокойное безлюдное место.+
разговаривать с малышом стоит на равных, как с человеком, мнение которого вам
действительно интересно;
любить ребенка и показывать ему, что он дорог даже заплаканный, упрямый, капризный и
непослушный.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
4