В консультации для родителей - Тревожные дети или школьный невроз, говорится о том, что дошкольный возраст - важный этап в развитии ребенка. Это период, когда дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения с взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее время растет количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Такие дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы.В консультации для родителей - Тревожные дети или школьный невроз, говорится о том, что дошкольный возраст - важный этап в развитии ребенка. Это период, когда дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения с взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко. В настоящее время растет количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Такие дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы.
Психология для родителей.
Тревожные дети или школьный
невроз.
Дошкольный возраст важный этап в развитии ребенка. Это
период, когда дети усваивают
нормы и правила поведения,
принятые
обществе,
устанавливают отношения с
взрослыми и сверстниками.
Процесс социализации у многих
протекает нелегко. В настоящее
время растет количество детей,
отличающихся
повышенным
беспокойством, неуверенностью в
себе,
эмоциональной неустой
чивостью. Такие дети нуждаются в
в
особом подходе и психологической помощи.
Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у
них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы.
В последнее время в теории и практике дошкольного образования проблеме детской тревожности
уделяется много внимания. К работе с такими детьми привлекаются воспитатели, родители, студенты.
Значительно шире, чем раньше, студенты вовлекаются в научноисследовательскую деятельность и
выполняют выпускные квалификационные работы по актуальным вопросам дошкольной педагогики и
психологии.
Особый интерес у всех вызывает проблема взаимодействия педагога с тревожными
детьми.
Проведены исследования детской тревожности. В целях диагностики был использован тест
тревожности (Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена). Исследование показало, что среди выпускников до
60% детей испытывают высокую тревожность. Поиск ее причин позволил выделить две основные
группы: биологические,
связанные, скорее всего с типом нервной системы, и социальные,
детерминированные детскородительскими отношениями (симбиоз, гиперсоциализация, отвержение
или их комбинация). Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих
взрослых. Высокая тревожность педагогов или родителей передается ребенку. Исследования под
твердили, что более тревожными в дошкольном возрасте являются мальчики.
Психологи установили такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае,
если взрослые не удовлетворены своей работой (или являются безработными), жилищными
условиями, материальным положением, личными взаимоотношениями. Авторитарный стиль
воспитания тоже не способствует спокойствию ребенка.
Неблагоприятными последствиями для тревожного ребенка являются снижение самооценки,
рост неуверенности в себе, страх ошибиться, сделать чтото не так, отсюда возникает зависимость от
других, несамостоятельность, неадекватные притязания и т.д.
Как выяснилось, среди матерей много беспокойных, неуверенных людей, имеющих
различного рода опасения. На вопрос «Что вас больше всего тревожит в будущей школьной жизни
ребенка» мы получили следующие ответы: «Боюсь, что для ребенка будет сложным обучение по
системе Л. Занкова»; «Плохой почерк»; «Не справится с математикой»; «Не найдет друзей в другой
школе, так как из этого детского сада в классе никого из детей нет»; «Не сможет сам открывать
дверь, возвращаясь домой» и многое другое.
Понять беспокойство родителей можно, ведь впереди новая жизнь, новые школьные
заботы, проблемы и трудности. Мы объясняем, что дети внушаемы, и беседы в присутствии ребенка о
возможных (пока еще предполагаемых) трудностях повышают их тревожность. Лучше, если
родители вовремя заметят слабые стороны готовности к школе и вместе с воспитателями помогут
ребенку, поддержат, выразят уверенность в том, что в школе он сможет многому научиться сам.
При этом учитывалось, что тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство,
плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица,шеи, плечевого пояса); раздражительны, плохо спят и т.д.
Важно, чтобы взрослые осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали
проявления тревожности и помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в
разных ситуациях.
Журнал Дошкольное воспитание №1 – 2006 г. стр. 102 – 103.
Материал подготовлен педагогом – психологом Е.М.Бондарь.