В консультации для родителей -Тревожный ребенок, говорится о том, что взрослые даже и не подозревают, что своими завышенными требованиями они способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа, И тогда признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.В консультации для родителей -Тревожный ребенок, говорится о том, что взрослые даже и не подозревают, что своими завышенными требованиями они способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа, И тогда признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Как помочь тревожным детям?
Как предупредить тревожность?
Тревожный ребенок
Одна из первоочередных мер это работа с родителями тревожного ребенка.
Очевидно, ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным.
Однако порой действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они
предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может
понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и
любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает: он никогда не сможет выполнить
все, чего ждут от него мама и папа, И тогда признает себя не таким, как все: хуже,
никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и
психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он мелко и часто дышит, голову вбирает
в плечи, приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это
отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает
общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать
все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в
какойлибо области (не бывает совсем неспособных детей).
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его
присутствии другим члена семьи (например, во время общего ужина). Кроме того,
необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинства ребенка (поросенок,
дурак), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка
извинения за тот или иной поступок пусть лучше объяснит, почему он это сделал (если
захочет). Если же ребенок всетаки под нажимом родителей извинится, это, скорее всего,
вызовет у него не раскаяние, а озлобление.
Полезно уменьшить количество замечаний. Предложите родителям в течение дня
записывать все замечания, сделанные ребенку, а вечером сосчитать их. Скорее всего,
родителям станет очевидно: большинство замечаний можно было не делать они не
принесли пользы, а некоторые даже навредили и им, и ребенку.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями («Замолчи, а то рот заклею!
Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, в дожидаясь
экстремальной ситуации, больше разговаривать с детьми, помогать ил выражать свои мысли
и чувства словами играть и выполнять работу по дому вместе с ними.
Ласковые прикосновения родителей по могут тревожному ребенку обрести чувство
уверенности в себе и доверия к миру, это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родителям полезно чаще обнимать ребенка, целовать его, не боясь избаловать. Чувства и
действенная любовь взрослых — мощный щит, помогающий предупредить появление у
ребенка тревожности.
Родители тревожного ребенка должны, быть единодушны и последовательны в
поощрениях и наказаниях. Малыш, не зная, как сегодня отреагирует мама на сломанную
игрушку или потерянную рукавицу боится еще больше, и это приводит его к стрессу.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому
упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши
отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому
можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее
состояние, а потом предъявлять требования к ребенку.
1В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает скованным,
ему было бы полезно расслаблять мышцы. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение
вместе с ним, тогда он будет делать их правильно». Можно предложить родителям вместе с
ребенком посетить психолога, который окажет и им самим, и их ребенку психологическую
помощь.
Родители, которые следуют нашим рекомендациям, через некоторое время отмечают
комфортное психологическое состояние, приятные ощущения в теле после упражнений на
расслабление, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему
сотрудничеству с педагогом и психологом.
Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь
ни для кого не секрет: тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность
педагога воспитанникам. Вот почему, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый
должен позаботиться о себе.
С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию. В
детском саду на стенде можно разместить памятку для родителей.
Профилактика тревожности
Рекомендации родителям
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
(Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше
слушай!» и т.д.)
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких
причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не в состоянии
выполнить. Если ребенку с трудом дается какоелибо занятие, лишний раз помогите ему,
поддержите его, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
5. Чаще играйте со своим ребенком, общение и совместные игры с родителями
укрепляют его веру в свои силы, возможности, развивают чувство гордости и достоинства.
Правила работы с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний и какихлибо видов работ па скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаше используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаше хвалите его, но так, чтобы он
знал за что.
5. Чаще обращайтесь к нему по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к нему завышенных требований.
8. Будьте последовательны о воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ему как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. А наказывая ребенка, не унижайте его.
Если по какимлибо объективным причинам ребенку трудно выполнять учебные
поручения и задания, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия приносили ему
радость и он не чувствовал себя ущемленным: при этом ненавязчиво помогай выполнять
2сложные и трудные для него задания. Старайтесь заниматься с ребенком на предельной для
него трудности, развивайте его «зону ближайшего развития».
Если вы не удовлетворены поведением и успехами вашего ребенка, это еще не повод,
чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть ребенок живет в атмосфере тепла и
доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Снятие мышечного напряжения
В работе с тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт,
упражнения на растягивание и релаксацию, на отработку техники глубокого дыхания,
занятия йогой, массаж и просто растирания тела.
Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старой
маминой косметикой. Можно устроить импровизированный маскарад. Для этого надо
заранее приготовить маски, костюмы, можно использовать старую одежду. Участие в
представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут
изготовлены их руками (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше
удовольствия.
Игры с тревожными детьми
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться
следующими правилами:
1. Включение ребенка в новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он
познакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом,
когда сам захочет, станет ее участником.
2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается
скорость выполнения задания.
3. Если вы организуете новую игру то, чтобы тревожный ребенок не ощущал
опасности от встречи с чемто ему неизвестным, лучше проводить ее на уже знакомом ему
материале (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции к игре или
некоторые правила игры, в которую ребенок ранее играл неоднократно.
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной
работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Если ребенок очень тревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и
дыхательных упражнений («Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга»,
«Винт», «Водопад»).
Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить
«Подарок под елкой», «Драка», «Сосулька», «ШалтайБолтай», «Танцующие руки».
В коллективные игры тревожного ребенка можно включать только при условии, если
он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с .другими детьми не вызывает у него
особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры «Дракон», «Слепой танец»,
«Насос и мяч», «Головомяч», «Гусеница», «Бумажные мячики».
Игры «Зайки и слоны», «Волшебный стул» и др., способствующие повышению
самооценки, можно проводить на любом этапе работы, но эффект от этих игр будет лишь в
том случае, если они проводятся многократно и регулярно (каждый раз можно вносить
элемент новизны).
Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило,
сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и
дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.
3Упражнения на релаксацию и дыхание
«Драка»
Цель. Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вотвот начнется драка. Сделайте глубокий вдох, крепко
накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив пальцы в
ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться?
Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!».
Это упражнение полезно и для тревожных, и для агрессивных детей.
«Воздушный шарик»
Цель. Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте
себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Сделайте вдох, поднесите
воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы
надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как
увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные
шары. Дуйте осторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить три раза.
«Корабль и ветер»
Цель. Настроить уставших детей на рабочий лад.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился.
Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно
втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер
подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!».
Упражнение можно повторить три раза.
«Подарок под елкой»
Цель. Расслабить мышцы лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о
замечательном подарке. Подходите к елке, крепкокрепко зажмуриваете глаза и делаете
глубокий вдох. Затаите дыхание... Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте
глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».
После выполнения упражнения можно поговорить о том (если дети захотят), кто и о
чем мечтает.
«Дудочка»
Цель. Расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Сделайте неглубокий вдох, поднесите дудочку к
губам. Начинайте медленно выдыхать и на выдохе попытайтесь вытянуть губы трубочкой.
Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!».
Все перечисленные упражнения можно выполнять в группе, сидя на ковре или стоя за
столами.
Упражнения на расслабление мышц
4Приведенные ниже упражнения рекомендованы М.И. Чистяковой в книге
«Психогимнастика». Они полезны разным детям: тревожным, аутичным, агрессивным.
«Штанга» (вариант 1)
Цель. Расслабить мышцы спины.
«Сейчас мы с вами будем спортсменамитяжелоатлетами. Представьте, что на полу
лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола вытянутыми руками,
приподнимите ее. Очень тяжело!.. Выдохните, штангу на пол, отдохните».
«Попробуем еще раз» (вариант 2)
Цель. Расслабить мышцы рук и спины, дать ребенку возможность
почувствовать себя успешным.
«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох,
подняли штангу зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу Тяжело
так стоять? Бросьте штангу выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы! Можете
поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение
можно выполнить несколько раз.
«Сосулька»
Цель. Расслабить мышцы рук.
«Дети, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
В. Селиверстов
Правильно, это сосулька. Представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для
малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я
прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью
и четвертую уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем.
Здорово получилось!».
«ШалтайБолтай»
Цель. Расслабить мышцы рук, спины и груди.
«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «ШалтайБолтай»
ШалтайБолтай
Сидел на стене.
ШалтайБолтай
Свалился во сне.
С. Маршак
Сначала будем поворачивать туловище вправовлево: руки при этом свободно
болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус
тела вниз».
«Винт»
Цель. Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
5«Давайте попробуем превратиться в винт, Для этого пятки и носки поставьте вместе.
По моей команде “Начали!” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно
с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! Стоп!».
Этюд может сопровождаться фрагментом «Пляска скоморохов» из оперы Н.
РимскогоКорсакова «Снегурочка».
«Насос и мяч»
Цель. Расслабить максимальное количество мышц тела.
«Дети, разбейтесь на пары: один большой надувной мяч, другой насос. “Мяч”
стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, корпус чуть
наклонен вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). “Насос” начинает надувать
мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с’. С каждой подачей воздуха
“мяч” становится все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха,
одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после
третьего поднимается голова, после четвертого надулись щеки, и даже руки отошли от
боков. “Мяч” надут “насос” перестал накачивать. Он выдергивает из “мяча” свой шланг... Из
“мяча’ с силой выходит воздух со звуком “ Тело вновь обмякло, вернулось в исходное
положение». Затем играющие меняются ролями.
Игры на расслабление
Следующие три игры приведены в книге К. Фопеля «Как научить детей
сотрудничать» (1998). Они помогут создать атмосферу доверия, доброжелательного и
открытого общения друг с другом.
«Водопад»
Цель. Помочь расслабиться.
«Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два три раза глубоко вдохните и выдохните.
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в
нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и
почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете,
как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по
вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает
с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение и она тоже становится
мягкой и расслабленной.
Свет течет по вашей груди, по животу вы чувствуете, как они расслабляются и вы
сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам
ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, ладоням, пальцам. Вы замечаете, как руки и
ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим
ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот
удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя
совершенно спокойно и безмятежно и с каждым вдохом и выдохом все больше
расслабляетесь и наполняетесь свежими силами (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил.
Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
После этой игры стоит заняться чемнибудь спокойным.
6«Танцующие руки»
Цель. Дать детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность
прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите
каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь
ложитесь спиной на разложенную бумаги, так чтобы руки, от кисти до локтя, находились
над бумагой. (Иными словами, так чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте
глаза и, когда начнется музыка, обеими руками рисуйте по бумаге. Двигайте руками в такт
музыке. Потом вы сможете посмотреть, что получилось» (2 3 минуты).
Игра проводится под музыку.
«Слепой танец»
Цель.
напряжение.
Развивать доверие друг к другу, снять излишнее мышечное
«Разбейтесь на пары. Одному из вас глаза завяжут он будет “слепой”. Другой
останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Возьмитесь за руки и потанцуйте друг с
другом под легкую музыку (1 2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру
завязать повязку».
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их
взяться за руки. Тот, кто видит. двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными
глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук (12 минуты). Потом дети
меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не
настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от
тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
Игры, направленные на формирование чувства доверия и уверенности в
себе
«Гусеница» (Е.В. Коротаева)
Цель. Учить доверять друг другу.
В игре партнеров не видно, но слышно. Успех продвижения всех зависит от умения
каждого скоординировать свои усилия с усилиями остальных участников.
«Сейчас мы с вами станем одной большой гусеницей и будем все вместе
передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи стоящего
впереди. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар и
или мяч. Дотрагиваться руками до него строго воспрещается! Первый в цепочке участник
держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы
должны пройти по определенному маршруту».
Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует
движение «живой гусеницы»
«Смена ритмов» (программа «Сообщество»)
Цель.
напряжение.
Помочь включиться в общий ритм работы, снять мышечное
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и
громко, в такт хлопкам считать: раз. два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все
7вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а
вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все шине и медленнее.
«Зайки и слоники» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)
Цель. Дать детям возможность почувствовать себя сильными и смелыми,
способствовать повышению самооценки.
«Я хочу вам предложить игру “Зайки и слоники”. Сначала мы с вами будем зайками
трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите,
как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, стараясь стать маленьким и незаметным,
хвостик и лапки его трясутся (дети показывают). Покажите, что делают зайки, если
слышат шаги человека? (Разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д.) А что делают
зайки, если видят водка? (Игра продолжается несколько минут.) А теперь мы с вами
станем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно,
величаво и бесстрашно ходят слоны. А что они делают, когда видят человека? Они боятся
его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите
как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра».
Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. Затем садятся в
круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
«Волшебный стул» (И.В. Шевцова)
Цель.
Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению
взаимоотношений между детьми.
В игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени.
Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его
происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и трон – он должен
быть высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении
имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (в группе не
более пятишести воспитанников): причем имена тревожных детей лучше называть в
середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего
рассказа о его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям
придумать разные варианты его имени (нежные, ласковые). Можно также по очереди
рассказать чтото хорошее о короле.
В гостях у морского царя (кинезотерапия)
Цель.
Корректировать психоэмоциональное состояние детей,
способствовать снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения,
создать радостное настроение средствами свободного движения и воображения.
Материал. Коврики, магнитофон, аудиокассеты.
Педагог выясняет у детей, что они знают о подводном мире. Спрашивает, какие
движения характерны для морских обитателей, сравнивает эти движения с движениями
существ, живущих на суше. Предлагает изобразить движения какоголибо морского
обитателя, обсудить недостатки и достоинства изображенного. Затем под разную музыку
дети изображают обитателей моря. В ходе занятия педагог интересуется, что нового дети
узнали на занятии. Хвалит их за достижения.
Рисунок в парах по очереди
8Цель. Учить преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с
партнером, развивать чувство востребованности и творческие способности
детей.
Материал. Лист бумаги (формат А4), краски, карандаши.
Педагог уточняет представления детей о партнерстве,
взаимовыручке,
востребованности. Они должны привести конкретные примеры. После этого предлагает
двум детям на одном листе по очереди чтонибудь нарисовать; при этом 2 минуты
отводится на то, чтобы дети договорились, что будут рисовать. Затем через каждые две
минуты (по сигналу педагога) они передают лист соседу (восемь раз). После выполнения
задания рисунок надо раскрасить (5 минут).
Затем каждая пара рассказывает о своем рисунке, а педагог спрашивает детей, трудно
ли было выполнять задания.
Рисование вдвоем
Цель. Развивать умение понимать себя и других, снять психическое
напряжение, создавать возможности для самовыражения, учить совместной,
продуктивной деятельности.
Материал. Лист бумаги (формат А3), краски, карандаши.
Педагог рассказывает детям о предстоящем задании, о том, что от них требуется
(соответственно задачам). Дети начинают выполнять задание, на это отводится 20 25
минут.
После окончания работы организуется выставка работ и обсуждение нарисованного,
чувств и действий во время рисования.
Декоративноприкладное искусство
Цель. Формировать любовь к народному творчеству, познакомить с
различными его видами, расширять представления о художественных
особенностях, учить обозначать различия разных техник изображения.
Материал. Набор цветных диапозитивов («Хохломская роспись», «дымковская
игрушка», «Городецкая роспись», «Вологодские кружева»).
Вначале педагог рассказывает о декоративноприкладном искусстве, показывает
изделия мастеров различных промыслов, называет их особенности и материал, из которого
они сделаны, обращает внимание на узор, его детали. Педагог с детьми сравнивает разные
узоры.
Во второй части занятия детям предлагаются различные детали узоров, а также
вырезанные из картона и нерасписанные изделия (ваза, солонка, чашка ч т.д.). Дети
подбирают к ним узоры, комбинируют детали и краски, раскрашивают.
В конце занятия работы выставляются на стенде, выбираются лучшие.
Музыка язык чувств
Цель. Помогать преодолевать барьер в общении, развивать умение лучше
понимать себя и других, развивать активность и творчество, обогащать
представления о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке.
9Материал. Записи музыки.
Накоплению музыкальных представлений помогает слушание музыки. Детей
необходимо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно
развивать у них умение разбираться в характере разных музыкальных произведений,
чувствовать смену настроения внутри одного произведения, определять и называть средства
музыкальной выразительности.
На занятии рекомендуется выполнить следующие упражнения:
«Елочная гирлянда»
Дети встают друг за другом в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего. На
сильную долю первого такта («Полька» М. Глинки) поднимает правую руку сначала первый
ребенок, затем второй и т.д.; при этом все дети должны «зажечь» огонек в глазах, «засиять»,
«осветить» лицо.
«Плакучая ива и спокойный тополь»
В зависимости от музыки дети самостоятельно выбирают один из двух заранее
обговоренных образов.
Л. Пасечник. // Дошкольное воспитание №10. 2007, С. 6471.
Материал подготовлен –педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
10