В консультации для родителей - ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК, говориться о том, что «трудный» ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике, не в наказаниях.Причина стойкого непослушания кроется в глубине его психики - как правило, она
эмоциональная. Эти причины надо знать. Психологи выделили четыре основных подспудных причины серьезных нарушений поведения детей.В консультации для родителей - ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК, говориться о том, что «трудный» ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике, не в наказаниях.Причина стойкого непослушания кроется в глубине его психики - как правило, она
эмоциональная. Эти причины надо знать. Психологи выделили четыре основных подспудных причины серьезных нарушений поведения детей.
Психология для родителей.
ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК.
Бывает,
ребенок считается «непослушным».
Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от
рук», принято обвинять. В их число обычно попадают дети,
особенно чувствительные и ранимые.
«Трудный» ребенок нуждается только в помощи и ни в
коем случае не в критике, не в наказаниях.
Причина стойкого непослушания кроется в глубине
его психики как правило, она эмоциональная. Эти причины
надо знать. Психологи выделили четыре основных подспудных причины серьезных нарушений
поведения детей.
Первая причина борьба за внимание. Способ получения внимания непослушание. Даже
если ругают, такое внимание лучше, чем никакого, по мнению ребенка.
Вторая причина борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и
опеки. Если замечания слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком
преувеличены, ребенок начинает восставать. Смысл такого поведения отстоять право самому
решать свои дела и вообще показать, что он личность. Решение подчас неудачно, ошибочно. Зато
оно свое, это главное!
Третья причина желание отомстить. В глубине души ребенок переживает и даже страдает
изза резкого замечания, невыполненного обещания, несправедливого наказания. А поведение все
то же: протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл «плохого» поведения можно
выразить так: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет плохо!..»
Четвертая причина потеря веры в собственный успех. Бывает, ребенок переживает свое
неблагополучие в какойто одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой.
«Смещение неблагополучия» происходит изза низкой самооценки ребенка. Накопив горький
опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе и приходит к выводу:
«Нечего стараться, все равно ничего не выйдет». Это в душе, а внешним поведением он
демонстрирует: ему «все равно», «и пусть плохой», «и буду плохой!»
Понять причину порой трудно, так как разные причины внешне проявляются одинаково.
Всякое серьезное нарушение поведения – это сигнал о помощи.
Определителем служат чувства родителей. Если ребенок борется за внимание, досаждая
своим непослушанием и выходками нарушение ми, то у родителя возникает раздражение. В
случае противостояния воле родителя, у последнего возникает гнев. Если скрытая причина
месть, то ответное чувство у родителя обида.
При глубоком переживании ребенком своего неблагополучия, родитель попадает во власть
чувства безнадежности, а порой и отчаяния. Главное не реагировать привычным образом.
Помощь в каждом случае будет разной.
Если идет борьба за внимание, надо показать ребенку положительное внимание к нему.
Придумать какиенибудь совместные занятия, игры или прогулки. В случае борьбы за
самоутверждение следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Если вы
испытываете обиду, нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у
него самого?
Поняв причину, следует ее исправить. При переживании ребенком неблагополучия,
родитель должен перестать требовать «полагающегося» поведения. Нужно оставить свои
ожидания и претензии. Найти для ребенка доступный уровень задач. Нужно организовать с ним
совместную деятельность. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!
И вообще, главные усилия надо направить на то, чтобы переключить свои отрицательные
эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Да, в какомто смысле
придется менять себя. Может случиться, что ребенок не сразу поверит в искренность
родительских намерений и будет проверять их, демонстрируя плохое поведение. Требуется много
терпения и любви.Материал взят из интернета.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь