В консультации для родителей - «Умственная готовность детей к обучению в школе», говорится о том, что подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.Дети с опережающим умственным развитием заметно выделяются своим высоким уровнем интеллектуального развития, исключительными способностями, поражая окружающих своим развитием, трудоспособностью и интеллектуальной активностью. Такие дети сосредоточены и могут длительно поддерживать умственное напряжение.В консультации для родителей - «Умственная готовность детей к обучению в школе», говорится о том, что подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.Дети с опережающим умственным развитием заметно выделяются своим высоким уровнем интеллектуального развития, исключительными способностями, поражая окружающих своим развитием, трудоспособностью и интеллектуальной активностью. Такие дети сосредоточены и могут длительно поддерживать умственное напряжение.
«Умственная готовность детей к обучению в школе» .
Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей
социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного
образовательного учреждения.
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей,
когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро. Л.Н. Толстой
писал: «От пятилетнего ребёнка до меня – один шаг, а от новорождённого до
пятилетнего – страшное расстояние».
Дети шестилетнего возраста в умственном отношении заметно отличаются друг от
друга. Их можно поделить на 4 группы:
дети с нормальным умственным развитием,
дети с опережающим развитием и одарённые в умственном отношении
(вундеркинды),
дети с задержкой умственного развития,
дети с умственной отсталостью.
Воспитатель должен ориентироваться в диапазоне умственного развития детей
своей группы. Дети с нормальным умственным развитием находятся в большинстве. Все
нормально развитые дети шестилетнего возраста обладают умственной активностью; они
неизменно ставят перед собой познавательные задачи, воспринимая окружающий их мир
как свою познавательную проблему. Ребёнок сам стремится найти ответ, внимательно
наблюдая за жизнью людей, животных и явлениями природы, он может рассуждать и
делать выводы.
Расширение круга проблем, доступных мышлению ребёнка, связано с усвоением
знаний. Объём знаний и его качество – обязательное условие нормального умственного
развития ребёнка: вместе с усвоением знаний упражняются мыслительные процессы,
способности. Шестилетний ребёнок мыслит образами. Действуя в уме с образами,
ребёнок представляет себе реальное действие с предметами и его результат и таким
путём решает возникшую перед ним задачу. Поэтому, пытаясь сообразить, поплывёт ли
предмет или утонет, ребёнок связывает плавучесть с величиной предмета, формой и
материалом, из которого сделан предмет. Эти умственные действия доступны
образному мышлению ребёнка. Что же касается мышления отвлечённого, логического,
то оно только осваивается ребёнком.
Дети с опережающим умственным развитием заметно выделяются своим высоким
уровнем интеллектуального развития, исключительными способностями, поражая
окружающих своим развитием, трудоспособностью и интеллектуальной активностью.
Такие дети сосредоточены и могут длительно поддерживать умственное напряжение.
Дети с задержкой умственного развития не могут быть сосредоточены, быстро
устают, им неинтересно, скучно, в результате они балуются и мешают. Кроме того,
задержка умственного развития нередко сопровождается выраженным эгоцентризмом
мышления. Причин задержки умственного развития много:
1. недоразвитие какихлибо из органов чувств (тугоухие, слабовидящие);
2. плохое развитие речи;
3. задержка умственного развития может появиться у детей, которые долго и тяжело
болели, и в эти годы никто не заботился об их умственном развитии;4. педагогически запущенные дети, лишённые полноценного общения со старшими,
лишённые любви и заботы. Конфликты в семье, обеднённое по содержанию общение,
лишённое положительных эмоций, тепла, доброжелательности в семье – условие для
возникновения у ребёнка задержки умственного развития.
5. иноязычные дети, малый запас слов русского языка.
Задержка умственного развития происходит по вине взрослого, их обошли, им
недодали в первые годы детства.
Детей с задержкой умственного развития следует отличать от умственно отсталых
детей. Причиной умственной отсталости является тяжёлое поражение головного мозга
ребёнка (изза недоразвития, болезни, ушибов и т.д.). У таких детей стойко нарушена
познавательная деятельность.
Очень важно у детей выявить мотивационную готовность к школе, сформировать
положительное отношение к школе, желание учиться не ради родителей и оценок, а ради
получения новых знаний. Каждая деятельность побуждается определёнными мотивами.
Познавательные мотивы шестилетних ещё крайне неустойчивы, ситуативны. Они
нуждаются в постоянном, но косвенном, ненавязчивом подкреплении. Воспитателю
важно сохранить и увеличить интерес детей к школе, целесообразно поддерживать
максимальное многообразие мотивов учения – игровую, соревновательную, престижную
и т.д. Методики для выявления мотивационной готовности к школе: «Домик»,
«Ёлочка», «Дерево» Л.А. Венгера; методика Д.Б. Эльконина «Определение мотивов
учения»; методика «Колдун» М.Р. Ринзбурга и др.
Ребёнок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном
отношении, но и достичь определённого уровня умственного и эмоционально волевого
развития. Важно не только положительное отношение к учению, но и способность к
саморегуляции поведения, и проявление волевых усилий для выполнения поставленных
задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, развитие мелкой
моторики руки.
Для определения уровня готовности детей при поступлении в школу выявляется
степень школьной зрелости. Для этого можно использовать разнообразные методики:
определение школьной зрелости по тесту Керна – Играсека, «Готовность к школе»
(комплекс методик для индивидуального обследования детей Л.А. Венгера, С.А.
Бугрименко), методика Д.Б. Эльконина, комплекс методик Гуткиной Н.И. и др.
Литература:
1. Подготовка дошкольников к обучению письму. – Детство Пресс, 1999.
2. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. – М.: Просвещение, 1986.
3. Сохин Ф.А., Тарунтаева Т.В. Подготовка детей к школе в детском саду. – М.:
Педагогика, 1977.
4. Коломинский Я.Н. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.:
Просвещение, 1988.
5. Поддьяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольника. – М.: Педагогика, 1972.
6. Психологическая служба в ДОУ. – Ростов, 1993
7. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – М.: Новая
школа, 1994.8. Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. Особенности психического развития детей 67летнего
возраста. – М.: Просвещение, 1988.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь