Консультация для родителей - «Умственная готовность детей к обучению в школе»

  • Лекции
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - «Умственная готовность детей к обучению в школе», говорится о том, что подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.Дети с опережающим умственным развитием заметно выделяются своим высоким уровнем интеллектуального развития, исключительными способностями, поражая окружающих своим развитием, трудоспособностью и интеллектуальной активностью. Такие дети сосредоточены и могут длительно поддерживать умственное напряжение.В консультации для родителей - «Умственная готовность детей к обучению в школе», говорится о том, что подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.Дети с опережающим умственным развитием заметно выделяются своим высоким уровнем интеллектуального развития, исключительными способностями, поражая окружающих своим развитием, трудоспособностью и интеллектуальной активностью. Такие дети сосредоточены и могут длительно поддерживать умственное напряжение.
Иконка файла материала 18 - Консультация - умственная готовность.doc
«Умственная готовность детей к обучению в школе» . Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной   функции   учеников   –   одна   из   важнейших   задач   дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда   формирование   личности   ребёнка   происходит   наиболее   быстро.   Л.Н.   Толстой писал:   «От   пятилетнего   ребёнка   до   меня   –   один   шаг,   а   от   новорождённого   до пятилетнего – страшное расстояние». Дети шестилетнего возраста в умственном отношении заметно отличаются друг от друга. Их можно поделить на 4 группы:   дети с нормальным умственным развитием,   дети   с   опережающим   развитием   и   одарённые   в   умственном   отношении (вундеркинды),   дети с задержкой умственного развития,  дети с умственной отсталостью.  Воспитатель должен ориентироваться в диапазоне умственного развития детей своей группы. Дети с нормальным умственным развитием находятся в большинстве. Все нормально развитые дети шестилетнего возраста обладают умственной активностью; они неизменно ставят перед собой познавательные задачи, воспринимая окружающий их мир как свою познавательную проблему. Ребёнок сам стремится найти ответ, внимательно наблюдая за жизнью людей, животных и явлениями природы, он может рассуждать и делать выводы. Расширение круга проблем, доступных мышлению ребёнка, связано с усвоением знаний. Объём знаний и его качество – обязательное условие нормального умственного развития ребёнка:  вместе с усвоением знаний упражняются мыслительные  процессы, способности.   Шестилетний   ребёнок   мыслит   образами.   Действуя   в   уме   с   образами, ребёнок представляет себе реальное действие с предметами и его результат и таким путём решает возникшую перед ним задачу. Поэтому, пытаясь сообразить, поплывёт ли предмет или утонет, ребёнок связывает плавучесть с величиной предмета, формой и материалом,   из   которого   сделан   предмет.   Эти   умственные   действия   доступны образному мышлению ребёнка. Что же касается мышления отвлечённого, логического, то оно только осваивается  ребёнком. Дети с опережающим умственным развитием заметно выделяются своим высоким уровнем   интеллектуального   развития,   исключительными   способностями,   поражая окружающих   своим  развитием,  трудоспособностью   и  интеллектуальной  активностью. Такие дети сосредоточены и могут длительно поддерживать умственное напряжение. Дети с задержкой умственного развития не могут быть сосредоточены, быстро устают,  им неинтересно,  скучно,  в результате они балуются  и мешают.  Кроме того, задержка умственного развития нередко сопровождается выраженным эгоцентризмом мышления. Причин задержки умственного развития много: 1. недоразвитие каких­либо из органов чувств (тугоухие, слабовидящие); 2. плохое развитие речи; 3. задержка умственного развития может появиться  у детей, которые долго и тяжело болели, и в эти годы никто не заботился об их умственном развитии;4.   педагогически   запущенные   дети,   лишённые   полноценного   общения   со   старшими, лишённые любви и заботы. Конфликты в семье, обеднённое по содержанию общение, лишённое положительных эмоций, тепла, доброжелательности в семье – условие для возникновения у ребёнка задержки умственного развития. 5.   иноязычные дети, малый запас слов русского языка. Задержка умственного развития происходит по вине взрослого, их обошли, им недодали в первые годы детства. Детей с задержкой умственного развития следует отличать от умственно отсталых детей. Причиной умственной отсталости является тяжёлое поражение головного мозга ребёнка (из­за недоразвития, болезни, ушибов и т.д.). У таких детей стойко нарушена познавательная деятельность. Очень важно у детей выявить мотивационную готовность к школе, сформировать положительное отношение к школе, желание учиться не ради родителей и оценок, а ради получения новых знаний. Каждая деятельность побуждается определёнными мотивами. Познавательные   мотивы   шестилетних   ещё   крайне   неустойчивы,   ситуативны.   Они нуждаются   в   постоянном,   но   косвенном,   ненавязчивом   подкреплении.   Воспитателю важно   сохранить   и   увеличить   интерес   детей   к   школе,   целесообразно   поддерживать максимальное многообразие мотивов учения – игровую, соревновательную, престижную и   т.д.   Методики   для   выявления   мотивационной   готовности   к   школе:   «Домик», «Ёлочка»,  «Дерево»   Л.А.   Венгера;   методика   Д.Б.   Эльконина   «Определение  мотивов учения»; методика «Колдун» М.Р. Ринзбурга и др. Ребёнок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определённого уровня умственного и эмоционально волевого развития. Важно не только положительное отношение к учению, но и способность к саморегуляции поведения, и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.   Не   менее   важными   являются   навыки   речевого   общения,   развитие   мелкой моторики руки. Для определения уровня готовности детей при поступлении в школу выявляется степень школьной зрелости. Для этого можно использовать разнообразные методики: определение   школьной   зрелости   по   тесту   Керна   –   Играсека,   «Готовность   к   школе» (комплекс   методик   для   индивидуального   обследования   детей   Л.А.   Венгера,   С.А. Бугрименко), методика Д.Б. Эльконина, комплекс методик Гуткиной Н.И. и др.        Литература: 1. Подготовка дошкольников к обучению письму. – Детство ­ Пресс, 1999. 2. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. – М.: Просвещение, 1986. 3. Сохин   Ф.А.,   Тарунтаева   Т.В.   Подготовка   детей   к   школе   в   детском   саду.   –   М.: Педагогика, 1977. 4. Коломинский   Я.Н.   Учителю   о   психологии   детей   шестилетнего   возраста.   –   М.: Просвещение, 1988. 5. Поддьяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольника. – М.: Педагогика, 1972. 6. Психологическая служба в ДОУ. – Ростов, 1993 7. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – М.: Новая школа, 1994.8. Эльконин Д.Б., Венгер Л.А. Особенности психического развития детей 6­7­летнего возраста. – М.: Просвещение, 1988.                     Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь