Консультация для родителей - ВАМ ИНТЕРЕСНО - КАКОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ У ВАШЕГО РЕБЁНКА?

  • Лекции
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей - ВАМ ИНТЕРЕСНО - КАКОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ У ВАШЕГО РЕБЁНКА, говорится о том, что темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности. С особенностями темперамента связывали даже внешнюю форму тела. Наиболее полно эта проблема была разработана И.П. Павловым, который выделил 4 типа темперамента, и дал их характеристику.В консультации для родителей - ВАМ ИНТЕРЕСНО - КАКОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ У ВАШЕГО РЕБЁНКА, говорится о том, что темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определенной возбудимости, эмоциональной впечатлительности, уравновешенности и быстроте протекания психической деятельности. С особенностями темперамента связывали даже внешнюю форму тела. Наиболее полно эта проблема была разработана И.П. Павловым, который выделил 4 типа темперамента, и дал их характеристику.
Иконка файла материала 86+ Вам интересно какой темперамент у вашего ребёнка.doc
Психология для родителей ВАМ ИНТЕРЕСНО ­ КАКОЙ ТЕМПЕРАМЕНТ У ВАШЕГО РЕБЁНКА? Темперамент ­ это индивидуальные особенности человека, которые проявляются в определенной   возбудимости,   эмоциональной   впечатлительности,   уравновешенности   и быстроте   протекания   психической   деятельности.   С   древнейших   времен   ученых, философов и врачей интересовал вопрос: почему люди так отличаются друг от друга, каковы основания этих различий. Создателем   учения   о   темпераменте   считается   древнегреческий   врач   Гиппократ. Существовали   самые   различные   теории   темперамента:   физиологические,   химические, эндокринные.   С   особенностями   темперамента   связывали   даже   внешнюю   форму   тела. Наиболее полно эта проблема была разработана И.П. Павловым, который выделил 4 типа темперамента, и дал их характеристику.  Особенности проявления темперамента в детском возрасте Особенности высшей нервной деятельности (далее ВНД) у дошкольников проявляются более   ярко,   чем   у   Взрослого.   Они,   как   подчеркивал   И.П.   Павлов,   еще   не   Прикрыты индивидуальной работой и шаблонами жизни. Этим определением он подчеркивал, что черты   темперамента,   хотя   они   и   врожденные,   могут   поддаваться   педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться.  Судить   о   том,   к   какому   типу   ВНД   принадлежит   ребенок,   можно   на   основе   его внешнего поведения.                                             ХОЛЕРИК Ребенок   возбудимого   типа   ­  холерик  ­   имеет   сильную,   подвижную, неуравновешенную   нервную   систему   с   преобладанием   процесса   возбуждения   над процессом   торможения.  Все   реакции   ребенка­холерика   носят   ярко   выраженный характер. Младенцы бурно реагируют на любые неудобства: мокрая пеленка, крошка на   простыне   ­   вызывают   неудержимый,   до   посинения,   плач.   Так   же   ярко   маленький ребенок проявляет и другие эмоциональные реакции: не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость.  У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие,   порывистые   жесты,   быстрая,   громкая   речь;   все   поведение   отличается выраженной   направленностью   ­   ребенок   стремится   воздействовать   на   то,   что видит,   переделать   окружающую   обстановку   в   соответствии   со   своими   по­ требностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети­ холерики  любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководят ими, пытаются руководить и взрослыми.  Все что требует проявления активности, легко удается детям этого типа, и наоборот ­ ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у  них  чувство протеста.  Ребенок с возбудимой нервной   системой   обычно  с   трудом   засыпает,   спит   спокойно,   но   просыпается быстро   и   сразу   же   включается   в   обычный   жизненный   ритм.  Он,   за   редким исключением,   подвижен   и   деятелен,   без   конца   что­то   выдумывает   и   изобретает, стремится проникнуть в самые запретные места. Кажется,  его энергия неистощима: после   бурно   проведенного   дня   ребенок   отказывается   ложиться   в   постель, требует, чтобы ему рассказали сказку, пытается затеять игру.  В коллективе  с такими  детьми особенно трудно:  они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, 1вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из­за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.                                                                                                         САНГВИНИК     Дети спокойного типа ­ сангвиники ­ с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Внешне они похожи на детей­холериков тем, что активны,  Имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. У ребенка­сангвиника, как правило,  ровное,   спокойное,   жизнерадостное   настроение,   без   резких   переходов, свойственных холерикам.  Ребенок быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей   переходит   от   подвижных   игр   к   спокойным   занятиям,   и   наоборот. Особенность сангвиников ­ их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно   выполняет   установленный   порядок   дня,   подчиняется   любым   распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми,   быстро   находят   товарищей   в   любой   обстановке,   причем   могут   и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все что видят и слышат, задают   много   вопросов,   одновременно   интересуются   самыми   различными   явлениями. Ребенок   за   короткое   время   легко   осваивается   в   яслях,   в   детском   саду,   период привыкания к новому режиму длится недолго ­ утром привели в детсад, а к вечеру он чувствует   себя   как   дома.   Общительность,   покладистость,   жизнерадостность   детей располагает к ним взрослых, но поэтому иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень­то привлекательных черт характера. Из­за того, что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен быстро переключаться с одного занятия на другое. В некоторых обстоятельствах это ка­ чество играет положительную роль: ребенок легко включается в новую деятельность, может отказаться, если нужно, от привлекательных действий.  В то же время эта пластичность малыша может оборачиваться отрицательной стороной: ребенок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного близкого друга, за все берется, но ничего не доводит до конца.  Основное свойство маленького сангвиника ­ неустойчивость   (поведения,   интересов,   привязанностей).   У   ребенка   быстро формируются   привычки,   навыки,   но   столь   же   быстро   они   и   разрушаются.   Поэтому основная задача в работе с ребенком­сангвиником ­ формирование у него настойчивости. Ребенок   послушен.   Но   разве   послушание   не   может   обернуться   бедой?   Он   во   всем слушается   родителей   и   так   же   охотно   послушается   совета   случайного   прохожего, подростка.   У   ребенка   разнообразные   интересы.   Это   хорошо,   но   до   определенных пределов. Бесконечно расширяясь, эти интересы неизбежно станут поверхностными. Не случайно дети­сангвиники в школе иногда стремятся записаться во все существующие кружки,   но   ни   в   одном   из   них   не   достигают   заметных   успехов   ­   не   хватает настойчивости. Ребенок охотно берется за любое дело. Прекрасно! Но завершает ли он его?   Нет,  он   стремится   быстрее   прекратить   его,   чтобы   взяться   за   другое,   более интересное.  Сангвиник  быстро   устает   от   однообразия.   Привлекательной   для   него деятельностью он может заниматься долго, но как только наступают моменты, требующие однообразия (а они неизбежны в любой деятельности), он стремится прекратить эту де­ ятельность. ФЛЕГМАТИК 2Ребенок­флегматик  ­   имеет   сильную,   уравновешенную,   но   малоподвижную нервную   систему.   В   раннем   детстве  это   спокойный   малыш,   который   много   спит, проснувшись   ­   лежит   спокойно,   редко   плачет,   редко   смеется.  Дети­флегматики трудно   засыпают   и   просыпаются   с   трудом,  после   сна   остаются   некоторое   время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая — неторопливая, с паузами  не только между предложениями, но и между словами. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза. Прежде чем начать деятельность, следует период раскачки, внешнего бездействия.  Приступив к делу, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий.  А вот внезапно прекратить   то   что   он   начал,   ему   трудно,   особенно   в   тех   случаях,   когда   предстоит заниматься   новым,   не   знакомым   для   него   делом.  Поведение   ребенка­флегматика  его   трудно   вывести   из   себя.  Привычки,   навыки отличается   устойчивостью,  Все   новое, формируются   долго,   но,   сформировавшись,   становятся   прочными. непривычное   ребенок   этого   типа   воспринимает   не   сразу.  Поступление   в   детсад связано   с   некоторыми   сложностями:  малыш   долго   приспосабливается   к   новому режиму, с трудом расстается с родителями, не принимает участия в играх детей. Флегматики  неуютно   чувствуют   себя   в   гостях,   неохотно   знакомятся   с   новыми людьми.  В   привычной   обстановке   ребенок   без   принуждения   выполняет   правила поведения,   справляется   со   знакомой   работой,   любое   дело   выполняет   тщательно   и аккуратно. Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны ­ это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях;   отрицательные   ­  вялость,   низкая   активность,   замедленный   темп действий. МЕЛАНХОЛИК Дети  со  слабой   нервной  системой  ­  меланхолики  ­  отличаются  повышенной чуткостью, ранимостью.  Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто  у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители: быстро наступает утомление нервных клеток,  слабые процессы возбуждения и торможения. Меланхолик ­ это тип ребенка, о котором говорят, что «его не видно и не слышно». Он не кричит, а попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую дви­ жений, ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок  говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм   в   одиночестве   или   с   товарищем,   которого   хорошо   знает,   шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение. Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают ­ от шума, от новых людей, от замечаний.  Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Резкий тон, при­ нуждение   подавляют   и   без   того   малую   активность   меланхолика.  У   детей   с   трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует 3Пассивность,   утомляемость, дополнительного   контроля.   замкнутость, медлительность  ­   основные  недостатки   ребёнка­меланхолика.   В   то   же   время  они имеют   такие   ценные   свойства,  как   чуткость,   отзывчивость,   устойчивость   инте­ ресов,   привязанностей,   привычек.  Дети  с   большими   трудностями   входят   в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму дня в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в детском саду. Из   характеристики   темпераментов   ясно,   что  нельзя   детей   с   различным темпераментом воспитывать одинаково. Очевидно, этим и можно объяснить, что в од­ ной и той же семье при одинаковых условиях воспитываются разные люди. Родители в таких случаях часто говорят: «Мы же их воспитываем одинаково». Именно ­ одинаково, а надо было воспитывать не одинаково, учитывая и природный тип нервной системы, кото­ рый мог быть различным, и условия жизни, которые изменились с момента появления первого ребёнка.                                     ХАРАКТЕРИСТИКА ­ САНГВИНИКА Такой ребёнок вёрток и неподвижен. Слёзы появляются мгновенно, но он быстро утешается.   Быстро   переключается   с   одного   занятия   на   другое.   Ребёнок   приятен   в общении, заводила, выдумщик, фантазёр. Засыпает   легко   и   быстро,   любит   подвижные   игры.   Такие   дети   миролюбивы,   не помнят   зла,   добры   нежадны.   Ребёнок   –   сангвиник   весел,   жизнерадостен,   ловок   и общителен. Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной н\с, обладает быстрой скоростью   реакции.   Благодаря   чему   его   характеризует   высокая   сопротивляемость трудностям   жизни.   В   стрессовой   ситуации   проявляет   «реакцию   льва».   Т.е.   активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки. Подвижность   его   н\с   обусловливает   изменчивость   чувств,   привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособленность к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель. Но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. ХАРАКТЕРИСТИКА ­ ХОЛЕРИКА Холерик   –   это   человек,   нервная   система   которого   определяется   преобладанием возбуждения   над   торможением,   вследствие   чего   он   реагирует   очень   быстро,   часто необдуманно,   не   успевает   себя   сдержать,   проявляет   нетерпение,   вспыльчивость, несдержанность. Ребёнок   –   холерик   всегда   знает,   чего   хочет,   настойчив,   решителен,   бесстрашен, любит   риск,   отчаянные   истории   и   приключения,   с   трудом   идёт   на   компромисс,   не прислушивается   к   мнению   других,   излишне   самостоятелен,   чтобы   добиться   своего, бывает, вспыльчив и агрессивен. 4Спит   мало,   просыпается   рано,   в   еде   разборчив,   любит   «хватать   куски».   В   его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева,   драчун   и   крикун,   играет   в   грубые,   порывистые   игры,   часто   конфликтует   со сверстниками. В общении с ребёнком – холериком необходимо много терпения и спокойствия. Ругать и наказывать ребёнка лучше после того, как он успокоится, но не физически, объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности   и   бодрости.   Чередование   положительных   циклов   подъёма   настроения   и энергичности   с   отрицательными   циклами   спада,   депрессии,   обусловливаю   неровность поведения и самочувствия. ХАРАКТЕРИСТИКА ­ ФЛЕГМАТИКА Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной н\с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить);   обладает   высокой   работоспособностью,   хорошо   сопротивляется трудностям, но неспособен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает   всё   усвоенное,   не   способен   отказаться   от   выработанных   навыков   и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное и при серьёзных неприятностях флегматик остаётся внешне спокойным. Ребёнок­флегматик   –   медлительный   молчун,   полненький,   спокойный.   Мало двигается, любит поспать, засыпает легко. Встаёт поздно, кушает много, любит порядок. Разговаривает медленно, с паузами. Не любит шумных игр. Схватывает   и   запоминает   новые   правила,   информацию   медленно,   но   надолго.   В совместных играх рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой. Не давайте пересыпать днём, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого. ХАРАКТЕРИСТИКА ­ МЕЛАНХОЛИК Меланхолик – человек со слабой н\с, обладающий повышенной чувствительностью даже   к   слабым   раздражителям.   Повышенная   чувствительность   приводит   к   быстрому утомлению, падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слёзы.   Настроение   очень   изменчиво,   но   обычно   меланхолик   старается   скрыть,   не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен,   неуверен   в   себе,   тревожен,   у   него   могут   возникнуть   невротические расстройства. Ребёнок   –   меланхолик   часто   бывает   задумчивым   и   грустным.   Если   расстроится, плачет   долго   и  горько.   Пугается   чужих   людей,   но   с   теми,   кого   любит,   добр,   мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, любит уединяться. Разборчив в еде. Быстро уступает. Засыпает поздно, утром встаёт плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. 5Такой ребёнок  требует  много  заботы  и любящего  понимания. Грубые  обращение неприемлемы   для   ребёнка­меланхолика.   В   совместных   занятиях   лучше   использовать рисование, конструирование, мягкие, не соревновательные игры. Рекомендации  по взаимодействию с детьми различных Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента: темпераментов.  важно проявление строгости, требовательности к ребёнку, контроль его действий и поступков;  обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал  игрушки);  необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца с хорошим     качеством (не разрешать приниматься за второй рисунок, пока не окончен первый);  целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново. Главное,  показать ребёнку конечный результат добросовестных  действий; важно  формировать  у ребёнка  устойчивые  интересы. Не допускать  частой    смены деятельности;  учить   внимательно   относиться   к   товарищам,   стремиться,   чтобы     складывались прочные, устойчивые отношения. Если у детей преобладают черты холерического темперамента:  С пониманием относиться к проявлению активности ребёнка:  Говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;  Целесообразно   ограничивать   всё,   что   возбуждает   нервную   систему   ребёнка:   кино, телевидение, чтение;  Всё должно быть в меру. За 2 часа до сна только спокойные игры и занятия;  Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструктор, рисование, лепка – всё, что требует усидчивости;  Воспитывать   у   ребёнка   умение   управлять   собой   (игры   с   командами,   внезапными остановками «Замри», где он будет подчиняться);  Приучать  его к правилам общения:  говорить  спокойно, не перебивать  говорящего, считаться с чужими желаниями, просить, а не требовать;  Необходимо строго соблюдать режим дня. Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:  Нельзя   применять   окрики,   угрозы,   поторапливание   –   это   оказывает   тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;  Не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;   Необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия (полезны игры Следует чаще хвалить его за скорые действия; соревновательного характера);  Следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег); 6 Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию – активизировать его;  Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;  Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе. Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:  Нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребёнка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;  Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;  Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью. Говорить нужно мягко, убеждающе, но уверенно, определённо;  Ребёнку полезно заниматься спортом;  Необходимо разнообразить жизнь ребёнка;  Надо привлекать ребёнка к совместному труду со взрослыми;  Важно развивать у него общительность;  Необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.                 Материал подготовлен педагогом­психологом:  Е.М.Бондарь 7