В консультации для родителей - Ваш ребенок в 5 – 7 лет, говорится о том, что ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, как он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу: «Откуда я взялся?» Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребенка с его семейным (генеалогическим) деревом, строить представление о его родителях. Именно в этом возрасте у некоторых возникает вопрос о том, что значит умереть, и появляется страх смерти. Пятилетний возраст – время идентификации со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики – мужчин. Это подходящий период для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда: мальчик с удовольствием будет помогать папе в гараже, девочка – маме на кухне.В консультации для родителей - Ваш ребенок в 5 – 7 лет, говорится о том, что ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, как он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу: «Откуда я взялся?» Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребенка с его семейным (генеалогическим) деревом, строить представление о его родителях. Именно в этом возрасте у некоторых возникает вопрос о том, что значит умереть, и появляется страх смерти. Пятилетний возраст – время идентификации со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики – мужчин. Это подходящий период для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда: мальчик с удовольствием будет помогать папе в гараже, девочка – маме на кухне.
Психология для родителей
«Воспитание это наука, научающая наших детей обходиться без нас».
/Эрнст Легуве/.
ВАШ РЕБЕНОК В 5 – 7 ЛЕТ.
Ребенок пытается восстановить
линию
собственной жизни, вспомнить, как он был маленьким,
задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как
говорил, как спал. Логически выяснение подробностей
своей биографии приводит к вопросу: «Откуда я
взялся?» Именно в этом возрасте разумно планировать
работу по знакомству ребенка с его семейным
(генеалогическим) деревом, строить представление о
его родителях.
Отвечая на вопрос «откуда я?», помните, что
пятилетний ребенок спрашивает вас не о зачатии,
развитии и рождении его физического тела, а именно о
«Я». Рассказывайте детям о циклах жизни в мире
живой природы.
Именно в этом возрасте у некоторых возникает
вопрос о том, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не
столько того, что они сами могут умереть, сколько смерти родителей. Некоторые
живо представляют себе погребение, их пугает, что человека закапывают в землю и
т.д.
Как мы видим, детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Однако в отличие от
непосредственных трехлеток они уже умеют сдерживать свои чувства и произвольно
контролировать свое поведение. Им очень нужен собеседник, с которым они могли
бы обсудить волнующие их темы. Делать это следует в спокойной обстановке и
наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о
жизни».
Пятилетний возраст – время идентификации со взрослыми того же пола.
Девочки относят себя к группе женщин, мальчики – мужчин. Это подходящий период
для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского
бытового труда: мальчик с удовольствием будет помогать папе в гараже, девочка –
маме на кухне. Отметим, что раньше дети после пяти лет нередко оставались дома
следить за младшими братьями и сестрами и рассматривались родителями уже как
помощники по хозяйству.
Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также
воспитательницы видели и подчеркивали их мужское начало, видели в них опору,
защитников и помощников. Девочки нуждаются во внимании и заботе, похвале со
стороны отцов и дедушек, а также педагоговмужчин.
В День защитников Отечества и 8 Марта продумайте, как отметить прежде всего
именно детей. Во многих странах существуют праздник мальчиков и праздник
девочек.
1Современная психологическая наука утверждает, что и мальчики, и девочки
нуждаются в том, чтобы в детстве проигрывать разные роли. Мальчики могут
принимать участие в играх в дочкиматери, а девочки – в мальчишеских
вооруженных выступлениях. К этом детей провоцируют и фильмы, в которых
женщинасуперагент – частый герой. Этология – наука о поведении животных –
констатирует, что детеныши многих животных в играх исполняют роли как своего,
так и противоположного пола.
Пятилетние дети чувствуют себя совершенно взрослыми – а иногда уже очень
давно живущими, все познавшими и понявшими, мудрыми и немного усталыми
людьми.
Они влюбчивы, причем объектом влюбленности может стать человек любого
возраста. Для пятилетнего мальчика, как для настоящего мужчины, возраст
избранницы не имеет никакого значения, и ею вполне может оказаться
воспитательница. При этом дети очень ранимы и чувствительны, поэтому обращаться
с их чувствами следует необычайно деликатно.
Девочка может сильно влюбиться в друга своего отца или в соседа
старшеклассника. Испытываемые терзания, желание видеть объект симпатий,
общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюбленности у подростков.
Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают
ревновать свою маму к отцу, а девочки – наоборот. Это порождает агрессивные
выпады, предложения о разводе родителей и т.п. Если до сих пор ребенка
интересовал преимущественно окружающий мир, то в пять лет акцент его
внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетки
обладают прекрасным чутьем на реальное отношение к себе и к другим. Они остро
чувствуют, когда ими пытаются манипулировать, и хоть пока и не проявляют
открытого протеста, внутренне отгораживаются от такого человека. Они ставят под
вопрос отношение к себе даже со стороны своих родителей: действительно ли они
меня любят? В пять лет появляется критичность в оценке ребенком взрослого.
В ходе наблюдений за окружающей жизнью, слушая сказки, смотря фильмы,
дети активно строят образ себя в будущем. Содержание этого образа у современных
детей специфично. Они зачастую не имеют представления о том, чем будут
заниматься. А фиксируют то, что они будут иметь: дом, машину, собаку, девочки –
наряды. Необходимо говорить с детьми об их планах, больше слушать, чем давать
рекомендации.
Становятся видны склонности и интересы ребенка. Сверстники становятся все
более значимы для него. Психологическую поддержку ребенок теперь может
получить не только от взрослого, но и от друга. Впереди начало нового
ответственного этапа в жизни ребенка: скоро он пойдет в школу.
2Автор статьи: Елена Соловьева
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь.
3