В консультации для родителей - Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис трех лет, говорится о том, что неустанное общение взрослого с ребенком приводит к тому, что малыш начинает осознавать себя как отдельного человека. Это происходит в период с двух с половиной до трех лет. Разумеется, это происходит не в «один прекрасный момент», а постепенно. Ребенок постепенно осознает себя как такового, как ребенка и как человека. Первоначально, благодаря особенностям общения с мамой и другими взрослыми, малыш учится говорить о себе в третьем лице, затем малыш начинает использовать местоимение "ты", Во многом протекание этого периода развития зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки мамы и других близких обращаться с ним по-прежнему ведут к закреплению отрицательных черт поведения (негативизма, упрямства), их сохранению в течение всего периода дошкольного детства.В консультации для родителей - Возникновение стремления к самостоятельности. Кризис трех лет, говорится о том, что неустанное общение взрослого с ребенком приводит к тому, что малыш начинает осознавать себя как отдельного человека. Это происходит в период с двух с половиной до трех лет. Разумеется, это происходит не в «один прекрасный момент», а постепенно. Ребенок постепенно осознает себя как такового, как ребенка и как человека. Первоначально, благодаря особенностям общения с мамой и другими взрослыми, малыш учится говорить о себе в третьем лице, затем малыш начинает использовать местоимение "ты", Во многом протекание этого периода развития зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки мамы и других близких обращаться с ним по-прежнему ведут к закреплению отрицательных черт поведения (негативизма, упрямства), их сохранению в течение всего периода дошкольного детства.
Психология для родителей.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
Неустанное общение взрослого с ребенком приводит к тому,
что малыш начинает осознавать себя как отдельного человека.
Это происходит в период с двух с половиной до трех лет.
Разумеется, это происходит не в «один прекрасный момент», а
постепенно. Ребенок постепенно осознает себя как такового,
как ребенка и как человека.
Первоначально, благодаря особенностям общения с мамой и
другими взрослыми, малыш учится говорить о себе в третьем
лице. Взрослый, подчас не замечая этого, говорит о себе в
третьем лице, когда обращается к ребенку: «Дай маме»
говорится чаще, чем «Дай мне» и т. д. Слово «я» мама редко
использует при общении со своим ребенком.
Затем малыш начинает использовать местоимение «ты». «Ты» он начинает говорить
всем людям без исключения, поняв, что так можно обращаться ко всякому другому. Очень
скоро при этом он открывает, что «я» может относиться к нему самому. Здесь наступает
тот момент в осознании себя самого, который определяет начало формирования
самосознания. «Я» начинает употребляться для обозначения сознаваемой ребенком
собственной сущности, самого себя среди других. Осознание себя как «я» может быть
ранним или поздним. Здесь многое зависит от усердия и культуры близких ребенку людей.
Ровное, доброжелательное общение в семье дает ребенку возможность правильно познавать
себя. Дети, воспитывающиеся в плохой семье (где празднуют удрученность, грубость,
недружелюбие, агрессия), начинают говорить «я» сравнительно поздно. Они продолжают
говорить о себе в третьем лице.
Развитие способности к общению у детей раннего возраста
Рассмотрим подробнее, как происходит развитие способности к общению у детей
раннего возраста. Ребенок раннего возраста отношение к самому себе заимствует у
взрослых. Поэтому он называет себя в третьем лице («Дюке чаю», «Дать Ясе пирамидку») и
нередко беседует с собой, как с посторонним: уговаривает, ругает, благодарит. Слитность с
другими людьми, которую испытывает ребенок, нередко проявляется в его высказываниях.
Мальчик, которому родители говорят: «Сашенька, мы идем в гости», спрашивает: «А мы
меня возьмем?» Здесь «мы» употреблено для обозначения всей семьи, включая и самого
ребенка: все мы – и ты и ты и я.
Осознание себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий,
отделенного от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием
возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ребенок начинает овладевать
выполнением разнообразных предметных действий без помощи родителей, усваивает
простейшие навыки самообслуживания. В результате он начинает понимать, что то или иное
действие выполняет именно он. Вившие это понимание выражается в том, что ребенок
начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я бегаю», «Я хочу», «Дай мне»,
«Возьми меня с собой». В общении со взрослыми он научается отделять себя от других
людей.
1Скоро ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми. Он хочет быть таким, как
взрослые, он хочет выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и
самостоятельностью. И не потом (когданибудь), а сейчас же, здесь и немедленно. Поэтому
то у него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к
противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис раннего
возраста. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во
взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.
Андрюша (2.10.17). Ему нравится говорить неподобающие слова. Когда сердится на
свою бабулю, дразнит: «Бабулетка».
Андрюша (2.17.21). Негативен. Прошу: «Отнеси, детка, эту кружку на кухню».
Андрюша категорично заявляет: «Нет!» – Ну что ж! Значит, отнесет Кирюша.
Андрюша бежит следом за братом на кухню, берет кружку, возвращается в комнату,
ставит кружку на прежнее место, снова берет и несет на кухню.
Андрюша (3.0.9). Стал упрям. Зову на кухню. Стоит, ни с места, будто не слышит.
Взяла за руку: «Идем, ребеночек!» Андрюша: «Не веди меня! Я сейчас плиду (приду) сам».
Освобождает свою руку из моей: «Я сейчас плиду сам!» Возвращается на место, где стоит
прежде, и сам идет на кухню.
Андрюша (3.01.21). Рассердился на отца: «Я... я (не знает, как выразить свое
раздражение) ... я буду на тебя чихать, кашлять и зевать!»
Кирилл (3.01.21). Стал нарочно говорить плохие слова. Замахивается на тех, кто
делает ему замечание. Уговоры, однако, помогают. (Из дневника В. С. Мухиной.)
Саша (2.8.5). Я говорю: «Саша, я на тебя рассердилась, как никогда еще не сердилась»
– «Покази, как», – заявляет он с выражением любопытства на лице.
Я не велела Саше брать в рот палочку, а он упрямится, лизнул велосипед и в ответ на
мое «нельзя» сказал: «Нет, мозьня (можно) и виспед (велосипед), и пальку». (Из дневника
Н. А. Меньчинской.)
Приведенные примеры наглядно показывают, что представляет собой кризис трех лет.
Проявления упрямства и негативизма направлены главным образом против взрослых,
которые постоянно ухаживают за ребенком, опекают его. Негативные формы поведения
редко адресуются к другим взрослым и не касаются сверстников, братьев и сестер.
Андрюша (3.1.22). Я взяла у него карандаш, так как он пытался рисовать на Ковре.
Андрей ревет: «Хочу каяндаш!» Кирилл катается на велосипеде. Жалеет: «Не плачь, ну не
плачь. Давай пожалею».
Андрей: Хочу каяндаш! Ааа!
Кирилл: Давай плокачу, хочешь?
Андрей: Хочу каяндаш!
Кирилл: Не плачь, она плохая. (Это обо мне.) Андрей: Хочу каяндаш!
Кирилл: Хочешь, сделаю гойку (горку)? Буду тебя катать. Андрей: Хочу каяндаш!
Кирилл (делает горку из кубиков, стульчиков, ящичков): Вот гойка. Хочешь кататься с
гойки?
Андрей: Хочу. Иду. Иду! (Из дневника В. С. Мухиной.)
Во многом протекание этого периода развития зависит от отношения к ребенку со
стороны взрослых. Попытки мамы и других близких обращаться с ним попрежнему ведут к
закреплению отрицательных черт поведения (негативизма, упрямства), их сохранению в
течение всего периода дошкольного детства. Строптивый малыш может объявить, что она
«дура» и «пьяница», не важно, что его мама умница и притом вовсе не пьет вино.
2Во многом протекание этого периода развития зависит от отношения к ребенку со
стороны взрослых. Попытки мамы и других близких обращаться с ним попрежнему ведут к
закреплению отрицательных черт поведения (негативизма, упрямства), их сохранению в
течение всего периода дошкольного детства. Строптивый малыш может объявить, что она
«дура» и «пьяница», не важно, что его мама умница и притом вовсе не пьет вино.
Материал взят из интернета.
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь
3