В консультации для родителей - ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА к 4 годам, говорится о том, что у ребенка должна быть сформирована интеллектуальная сфера, эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, волевая сфера и психофизиологическая сфера. Ребенок должен уметь закрашивать предметы внутри контура, нанизывать мелкие предметы (бусинки), уметь вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.В консультации для родителей - ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА к 4 годам, говорится о том, что у ребенка должна быть сформирована интеллектуальная сфера, эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, волевая сфера и психофизиологическая сфера. Ребенок должен уметь закрашивать предметы внутри контура, нанизывать мелкие предметы (бусинки), уметь вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Психология для родителей
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
к 4 годам
Восприятие
Цвета
Формы
Величины
Пространства
Эмоционального
состояния
Красный, синий, зеленый,
желтый, коричневый, черный,
белый
Шар круг, куб квадрат,
треугольник
Большой маленький,
длинный короткий,
высокий низкий,
широкий узкий,
толстый тонкий
Далеко близко,
высоко низко
Радость, грусть, гнев
Узнавание, называние,
соотнесение
Узнавание, называние,
соотнесение
Узнавание, называние,
соотнесение
Узнавание, называние,
соотнесение
Узнавание, называние,
соотнесение
Память
Зрительная образная: объем 45 предметов.
Слуховая образная: объем 34 звука.
Слуховая вербальная: объем 4 слова.
Тактильная: объем 34 предмета.
Внимание
Объем 4 предмета.
Устойчивость 1012 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой
плотности штриховки, контура неизвестного предмета при слабой штриховке.
Воображение
Репродуктивное Раскрашивание или рисование по представлению (например,
нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию
(например, скатай шарик, взрослый не показывает)
С элементами творческого Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление
узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например,
придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или
живых существ со зрительной инструкцией. Использование в
игре предметовзаместителей
1Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум
признакам).
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей со зрительной опорой или
наложением на образец.
Сравнение предметов
По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по
эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3
отличия.
Обобщение
по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений. На
вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) ребенок должен
уметь самостоятельно называть 45 предметов (например, животные: кошка, собака,
тигр, жираф, волк).
Сериация
по цвету 3 оттенка;
по величине 5 предметов;
по расположению в пространстве 3 положения;
серия последовательных картинок к известной сказке 4 картинки.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по одному признаку самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть,
гнев.
Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через
рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли
в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
2Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и
жестов.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е. М. Бондарь
3