В консультации для родителей - ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА к 5 годам, говорится о том, что у ребенка должна быть развита интеллектуальная сфера, эмоциональная сфера, коммуникативная сфера и волевая сфера. Ребенок должен уметь работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Уметь выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.В консультации для родителей - ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА к 5 годам, говорится о том, что у ребенка должна быть развита интеллектуальная сфера, эмоциональная сфера, коммуникативная сфера и волевая сфера. Ребенок должен уметь работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Уметь выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Психология для родителей.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
(КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ)
к 5 годам
Восприятие
Эмоциональных
состояний
Звука
Запаха
Вкуса
Свойства предметов
Пространства
Радость, грусть, гнев,
удивление, испуг
Колокольчик, свисток, бубен,
деревянные ложки, хлопки в
ладоши, погремушка
Цветочный, фруктовый,
хвойный, медовый, цитрусовый,
ванильный
Сладкий, горький, кислый,
соленый
Тяжелый легкий,
жесткий мягкий,
шершавый гладкий,
прозрачный непрозрачный,
горячий холодный,
светлый темный,
сухой мокрый.
По материалу (деревянный,
железный, тканевый,
стеклянный, бумажный и т.д.)
Высоко низко,
слева справа,
впереди сзади
Времени
Утро, вечер, день, ночь. Вчера,
сегодня, завтра
Узнавание, называние,
соотнесение
Узнавание, описание
(громкий тихий, низкий
высокий, звонкий
глухой), подражание
Узнавание, описание
(слабый резкий,
приятный неприятный,
сладкий)
Узнавание, соотнесение
(назови, что имеет такой
же вкус, как...)
Узнавание по внешнему
виду и на ощупь с
закрытыми глазами,
называние, описание
Определение место
нахождения предмета,
расположение предмета
по инструкции в
определенном месте
Соотнесение события со
временем его
происшествия
Память
Зрительная образная: объем 5 предметов.
Слуховая образная: объем – 45 звуков.
Слуховая вербальная: объем 5 слов.
Тактильная: объем – 45 предметов.
Внимание
Объем 5 предметов.
1Устойчивость – 1520 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4
мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров
предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка,
групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум
признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 4 частей без образца и из 6 частей со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе
зрительного восприятия, сравнение двух картинок.
Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение
на основе изученных свойств;
по материалу;
по эмоциональному состоянию;
времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт. Выполнение операции
конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
по цвету 4 оттенка;
по величине 5 предметов;
по эмоциональному состоянию 4 карточки;
по свойствам 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев,
удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в
игре, предложенной взрослым.
2Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила в учебной ситуации.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е. М. Бондарь
3