В консультации для родителей -ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ, говорится о том, что возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.В консультации для родителей -ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ, говорится о том, что возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни
Психология для родителей
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
Возраст 56 лет это старший дошкольный
возраст. Он является очень важным возрастом
в развитии познавательной сферы ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно
назвать базовым возрастом, когда в ребенке
закладываются многие личностные аспекты,
прорабатываются все моменты становления
«Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт
личности ребенка закладывается в возрасте 56
лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 56 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.
Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала,
сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно
все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим
способом получить именно научную информацию является чтение детской
энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается
любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе,
древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о
многом другом.
Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных
процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития
всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи
синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество
слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).
Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом
является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики,
различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке,
ориентируясь на цвет, форму, величину.
Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные
логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической
классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление
ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены
различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех
предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет
и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся
три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок,
объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество.
1Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и
объяснить, аргументировать свой выбор.
«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной
темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций
изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь
ребенок должен увидеть последовательность,
проследить логическую
закономерность и обосновать.
«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблицаупражнение на память, где
могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение – символы. Дается
некоторое время на запоминание,
затем ребенок должен вспомнить
последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть.
В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника.
Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и
желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача
родителей, воспитателей, психолога выработать у ребенка стремление победить.
Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».
Главное, в развитии детей 56 лет – это их познавательное развитие,
расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат.
Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто,
спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима?
Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер? Обоснуй». У детей много
неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по
полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.
Важным показателем этого возраста 56 лет является оценочное отношение
ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим
недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам,
подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но
родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут
позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды,
тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в
ребёнка.
Основные достижения
распределение ролей в игровой деятельности
структурирование игрового пространства
дальнейшее развитие изобразительной деятельности
анализ сложных форм объектов
освоение мыслительных средств (схематизированные представления,
комплексные представления, представления о цикличности изменений)
развиваются умение обобщать,
произвольное внимание, речь, образ Я.
Игры
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят
свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается
2
причинное мышление,
воображение,речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь,
сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети
начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в
различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более
привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать
конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается
организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и
«периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре
«Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии
игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Творчество
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков.
Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления
детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно
рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но
могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные
и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно
часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или,
напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более
детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали
деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от
имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца.
Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная
деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два,
четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа
конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом
случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя
его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в
этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить
образ)
Восприятие окружающего мира
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не
только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму
прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко
выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных
предметов.
3Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных
ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности,
особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом
противоположных признаков.
Мышление
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во
взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в
том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди
них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в
процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие
представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а
также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и
явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен
года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных
воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают
совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического
мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о
классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться,
однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения
классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут
учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного
опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет
активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Речь
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении
стихов в сюжетноролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется
грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно
занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
4синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать,
рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Чем старше становиться ребёнок, тем больше он предоставлен самому себе. Но
есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому
испытанию: с одной стороны ребёнок уже достаточно взрослый, а с другой – не
меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности
ребёнка: « ну как ты этого не понимаешь…», «сколько раз повторять?» Часто не
учитываются возрастные особенности ребёнка. Родители склонны больше
воздействовать через речь. А лучше подключить игру, показ, действие.
Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная
самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем
детей, проявляя свою беспомощность!
Для ребёнка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник,
наказывают и милуют. А сколько знают!!!!! Ребёнок внимательно наблюдает за
родителями:
как и с кем они разговаривают;
как относятся к людям, работе, животным;
чем увлекаются, что любят и не любят;
о чём рассказывают, какими словами и с какой интонацией
Родители для ребёнка до 67 лет являются главными в познании
окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений для дошкольника зависит
от того:
о чём говорят родители с детьми;
как родители организуют режим дня;
как и за что поощряют и наказывают;
как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят
или разрешают смотреть и др.
Используемая литература: Казанская В.Г.Трудности взросления: книга для психологов, педагогов,
родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.: ил. (Серия «Практическая психология»).
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарь
5