Консультация для родителей -ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

  • Лекции
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для родителей -ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ, говорится о том, что возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.В консультации для родителей -ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ, говорится о том, что возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни
Иконка файла материала +Консультация для родителей -ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ.doc
Психология для родителей ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ Возраст 5­6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в   развитии   познавательной   сферы   ребенка, интеллектуальной   и   личностной.   Его   можно назвать   базовым   возрастом,   когда   в   ребенке закладываются   многие   личностные   аспекты, прорабатываются   все   моменты   становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5­6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. В   5­6   лет   ребенок   как   губка   впитывает   всю   познавательную   информацию. Научно   доказано,   что   ребенок   в   этом   возрасте   запоминает   столько   материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все,   что   связано   с   окружающим   миром,   расширением   его   кругозора.   Лучшим способом   получить   именно   научную   информацию   является   чтение   детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.  Этот   период   называют   сензитивным   для   развития   всех   познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех   этих   аспектов   усложняется   игровой   материал,   он   становится   логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.  Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).  Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является   складывание   по   схеме   –   образцу,   начиная   с   простых   узоров.   Кубики, различные   головоломки,   мозаику   необходимо   выкладывать   по   картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.  Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические   таблицы. Все   задания,   построенные   на   видовой,   тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка.   Например,   игра  «Четвертый   лишний» –   на   картинках   изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три   предмета   (в   нашем   случае,   пассажирский   транспорт).   И   таких   картинок, объединенных   в   группу   по   общему   признаку,   может   быть   великое   множество. 1Ребенок   должен   иметь   широкий   кругозор,   уметь   анализировать   ситуацию   и объяснить, аргументировать свой выбор.  «Разложи   по   порядку». Предлагается   ряд   иллюстраций,   связанных   одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок   должен   увидеть   последовательность,   проследить   логическую закономерность и обосновать.  «Кто наблюдательнее».  Ребенку   дается   таблица­упражнение   на   память,   где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение – символы. Дается некоторое   время   на   запоминание,   затем   ребенок   должен   вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть.  В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно  решив  упражнение, ребенок  радуется,  чувствует   уверенность  в  себе и желание   побеждать.  Есть   дети,  которые   сдаются,  не  верят   в  свои   силы  и  задача родителей,   воспитателей,   психолога   выработать   у   ребенка   стремление   победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».  Главное,   в   развитии   детей   5­6   лет   –   это   их   познавательное   развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не   отвечайте   односложно   –   «да»   или   «нет».   Отвечайте   ребенку   развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. «А почему сейчас зима? Докажи.   А   почему   в   лесу   нельзя   разводить   костер?   Обоснуй».   У   детей   много неосознанной   информации   в   голове,   порой   аккумулировать   ее,   разложить   по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.  Важным показателем этого возраста 5­6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим.  Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам,   могут   давать   личностные   характеристики   своим   сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители   продолжают   оставаться   примером   для   детей.   Если   родители   несут позитивную   информацию,   если   у   ребенка   на   душе   хорошо,   нет   страха,   обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребёнка.   Основные достижения  распределение ролей в игровой деятельности  структурирование игрового пространства  дальнейшее развитие изобразительной деятельности  анализ сложных форм объектов  освоение   мыслительных   средств   (схематизированные   представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений)  развиваются   умение   обобщать, произвольное внимание, речь, образ Я. Игры   Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое   поведение,   придерживаясь   роли.   Игровое   взаимодействие   сопровождается 2   причинное   мышление,   воображение,речью,   соответствующей   и   по   содержанию,   и   интонационно   взятой   роли.   Речь, сопровождающая   реальные   отношения   детей,   отличается   от   ролевой   речи.   Дети начинают   осваивать   социальные   отношения   и   понимать   подчиненность   позиций   в различных   видах   деятельности   взрослых,   одни   роли   становятся   для   них   более привлекательными,   чем   другие.   При   распределении   ролей   могут   возникать конфликты,   связанные   с   субординацией   ролевого   поведения.   Наблюдается организация   игрового   пространства,   в   котором   выделяются   смысловой  «центр»  и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Творчество    Развивается   изобразительная   деятельность   детей.   Это   возраст   наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей,   и   воображаемые   ситуации,   и   иллюстрации   к   фильмам   и   книгам.   Обычно рисунки   представляют   собой   схематичные   изображения   различных   объектов,   но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и   динамичные   отношения.   Рисунки   приобретают   сюжетный   характер;   достаточно часто   встречаются   многократно   повторяющиеся   сюжеты   с   небольшими   или, напротив,   существенными   изменениями.   Изображение   человека   становится   более детализированным   и   пропорциональным.   По   рисунку   можно   судить   о   половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает   эта   деятельность.   Дети   используют   и   называют   различные   детали деревянного   конструктора.   Могут   заменить   детали   постройки   в   зависимости   от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны   выделять   основные   части   предполагаемой   постройки.   Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети   могут   конструировать   из   бумаги,   складывая   ее   в   несколько   раз   (два, четыре,   шесть   сгибаний);   из   природного   материала.   Они   осваивают   два   способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ) Восприятие окружающего мира Продолжает   совершенствоваться   восприятие   цвета,   формы   и   величины, строения   предметов;   представления   детей   систематизируются.   Дети   называют   не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают   в   ряд   —   по   возрастанию   или   убыванию   —   до   десяти   различных предметов. 3Однако   дети   могут   испытывать   трудности   при   анализе   пространственного положения   объектов,   если   сталкиваются   с   несоответствием   формы   и   их пространственного   расположения.   Это   свидетельствует   о   том,   что   в   различных ситуациях   восприятие   представляет   для   дошкольников   известные   сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. Мышление   В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети   способны   не   только   решить   задачу   в   наглядном   плане,   но   и   совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них   можно   выделить   схематизированные   представления,   которые   возникают   в процессе   наглядного   моделирования;   комплексные   представления,   отражающие представления   детей   о   системе   признаков,   которыми   могут   обладать   объекты,   а также   представления,   отражающие   стадии   преобразования   различных   объектов   и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий,   представления   о   развитии   и   т.д.   Кроме   того,   продолжают совершенствоваться   обобщения,   что   является   основой   словесно­логического мышления.   В   дошкольном   возрасте   у   детей   еще   отсутствуют   представления   о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако   начинают   формироваться   операции   логического   сложения   и   умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как   показали   исследования   отечественных   психологов,   дети   старшего дошкольного   возраста   способны   рассуждать   и   давать   адекватные   причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно   развиваться   лишь   при   условии   проведения   специальной   работы   по   его активизации. Продолжают   развиваться   устойчивость,   распределение,   переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Речь   Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут   правильно   воспроизводить   шипящие,   свистящие   и   сонорные   звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов   в   сюжетно­ролевой   игре   и   в   повседневной   жизни.   Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются   словотворчеством.   Богаче   становится   лексика:   активно   используются 4синонимы   и   антонимы.   Развивается   связная   речь.   Дети   могут   пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Чем старше становиться ребёнок, тем больше он предоставлен самому себе. Но есть   дошкольный   этап,   когда   терпение   родителей   подвергается   большому испытанию:  с одной  стороны  ребёнок уже достаточно взрослый,  а  с другой – не меньше   младенца   требует   внимания.   Часть   родителей   завышают   возможности ребёнка: « ну как ты этого не понимаешь…», «сколько раз повторять?» Часто не учитываются   возрастные   особенности   ребёнка.   Родители   склонны   больше воздействовать через речь. А лучше подключить игру, показ, действие.  Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача   и   самовоспитание.   Как   часто   «в   сердцах»   и   «от   души»   воспитываем детей, проявляя свою беспомощность! Для   ребёнка  родители   –   это   боги:   утешают,   понимают,   создают   праздник, наказывают   и   милуют.   А   сколько   знают!!!!!   Ребёнок   внимательно   наблюдает   за родителями: ­ как и с кем они разговаривают; ­ как относятся к людям, работе, животным; ­ чем увлекаются, что любят и не любят; ­ о чём рассказывают, какими словами и с какой интонацией    Родители   для   ребёнка   до   6­7   лет   являются   главными   в   познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений для дошкольника зависит от того: ­ о чём говорят родители с детьми; ­ как родители организуют режим дня; ­ как и за что поощряют и наказывают; ­ как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др. Используемая литература: Казанская В.Г.Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.: ил. (Серия «Практическая психология»).                  Материал подготовлен педагогом­психологом ­ Е.М.Бондарь 5