В консультации для родителей - Все о развитии ребенка от 2 до 3 лет, говорится о том, что было бы ошибкой считать, что 3-й год - более легкий период в развитии и воспитании ребенка, потому что кроха повзрослел, а, следовательно, родителям намного легче с ним «договориться». Это, конечно, так, но при условии, что взрослые знают особенности этого удивительного периода - периода высоких достижений и уникальной строптивости, непослушания. В этом периоде начинается формирование личности. Малышу необходимо, чтобы с ним считались как «с равным». В ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы. В третий год жизни происходит особенно активное овладение социокультурными ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения, развитой речью.В консультации для родителей - Все о развитии ребенка от 2 до 3 лет, говорится о том, что было бы ошибкой считать, что 3-й год - более легкий период в развитии и воспитании ребенка, потому что кроха повзрослел, а, следовательно, родителям намного легче с ним «договориться». Это, конечно, так, но при условии, что взрослые знают особенности этого удивительного периода - периода высоких достижений и уникальной строптивости, непослушания. В этом периоде начинается формирование личности. Малышу необходимо, чтобы с ним считались как «с равным». В ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах деятельности происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы. В третий год жизни происходит особенно активное овладение социокультурными ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения, развитой речью.
Психология для родителей
ВСЕ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит
начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее
радостным, общительным, повзрослевшим, хотим
предложить ряд рекомендаций:
Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую
атмосферу.
Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их
предъявлении.
Будьте терпеливы.
Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
Если Вы увидите, что ребенок чтото делает, начните «параллельный
разговор» (комментируйте его действия).
Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно
больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»
Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые
впечатления.
Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите,
рисуйте
Поощряйте любопытство.
Не скупитесь на похвалу.
РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!!
Кажется, только вчера малыш порадовал вас первой улыбкой, сделал первый шаг,
сказал первое слово. А сегодня он вполне самостоятельный маленький человечек,
который умеет думать, переживать, сочувствовать, сострадать, любить, жалеть,
видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества.
Правда, эти умения приходят к малышу не сразу. Ребенок развивается
поступательно, в каждом возрастном периоде завоевывая все новые и новые высоты.
Было бы ошибкой считать, что 3й год более легкий период в развитии и
воспитании ребенка, потому что кроха повзрослел, а, следовательно, родителям намного
легче с ним «договориться». Это, конечно, так, но при условии, что взрослые знают
особенности этого удивительного периода периода высоких достижений и уникальной
строптивости, непослушания. В этом периоде начинается формирование личности. Малышу
необходимо, чтобы с ним считались как «с равным». В нем зарождается потребность
реализации своего «Я» в практической самостоятельности. Зарождаются чувства самолюбия,
гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в
глазах взрослого. Кажется, что такие потребности должны быть у взрослого человека, но
ведь речь идет о малыше?! В томто и дело, что эти высокие потребности делают человека
1человеком, и, конечно, возникновение их и реализация на 3м году имеет свои неповторимые
особенности. Родителям необходимо знать о них и тщательно подготовиться к радостям и
возможным огорчениям третьего года жизни их малютки.
В педагогике этот год жизни считается переходным этапом в развитии ребенка к
концу третьего года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале этого
периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Необходимо
заметить, что такими беспомощными и несамостоятельными дети могут оставаться и в три, и
в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания.
«Что же делать?» спросят озадаченные родители.
Конечно, нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать вcё за него,
подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так получается, сужать
круг его общения со взрослыми и сверстниками; нужно внимательно относиться к его
познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается перед его взором в
окружающем мире и формирует его эмоции, постепенно переводить чувственный опыт в
речь.
Психологический портрет ребенка 3го года
Чем же третий год жизни знаменателен? В это время происходит существенный
перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности
малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с
намерениями взрослого. Очень многое зависит от того, какой эмоциональный опыт ребенок
приобрел на 2м году жизни, когда предметный мир выступал для малыша как солнечный
свет, а взрослый как само солнце. Малыш привязан к маме (отцу, бабушке и т.д.) и
воспринимает этого человека как образец поведения и отношения к окружающему. Вместе с
тем и собственные возможности, и достижения должны быть продемонстрированы
взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости.
Значит, родителям необходимо научиться общению с малышом на новом уровне
взаимоотношений: оставаясь высоким примером для малютки, деликатно относиться к
формированию его чувства собственного достоинства, признавать зa ребенком право выбора,
проявления интересов к тому или иному занятию. Иными словами, нужно научиться ладить с
ребенком, в какихто случаях «идти за малышом», давая как можно больше возможностей
для самовыражения его активности и индивидуальности, постепенно поворачивая интерес
крохи в полезное, с вашей точки зрения, русло. Так вам удастся избежать кризисной
ситуации, характерной для детей 3го года. По крайней мере, можно значительно смягчить
возникающий кризис общения взрослых с ребенком.
В ходе предметной деятельности, игры, а затем и в зарождающихся новых видах
деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение и танец и др.) происходит
дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления,
формируются новые потребности и интересы.
В третий год жизни происходит особенно активное овладение социокультурными
ценностями непреходящей значимости: культурой человеческого мышления, общения,
развитой речью. Именно в этот период жизни огромное значение приобретает
удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении чисто человеческими видами
деятельности: бытовой, игровой, трудовой (элементы самообслуживания), художественной,
развитие интеллекта и способностей ребенка.
И этому есть свое объяснение. Отечественные и зарубежные ученые пришли к выводу,
что третий год жизни ребенка особенно благоприятен для paзвивающей педагогики.
Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка к математике, музыке, пению, живописи, не
2упускайте времени сейчас, не забывайте, что основы будущих способностей закладываются в
этот возрастной период.
Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во второй
половине года (от 2,5 3 лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой
ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, может показать, как мышка тихотихо
бегает на лапках (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка
медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками и т.п.
С развитием воображения и памяти появляются продуктивные виды деятельности:
рисование (продукт рисунок), лепка (продукт поделка), конструирование (продукт
постройка), игра (ролевое поведение) и др.
Следует обратить особое внимание родителей на то, что продуктивные виды детской
деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Эти виды
способствуют развитию отражательной способности мозга, а, следовательно, имеют прямое
отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.
Развитие речи
На третьем году жизни внимание малыша все еще очень
неустойчиво, особенно в начале года, когда малыш еще
обнаруживает черты двухлетнего ребенка. И все же он способен
сосредоточиться на деятельности, которая для него интересна,
неотрывно в течение 1215 минут.
Значительно совершенствуется память. Ребенок помнит не
только то, что было в недавнем прошлом (несколько часов назад), но
и (к концу третьего года) может рассказать, например, о том, как «ходил с мамой и папой в
зоосад (в гости, в парк, в цирк и т.п.)». Это значит, что на протяжении третьего года
совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть
вызваны уже с помощью слова.
В этой связи следует заметить, что на третьем году интенсивно нарастает активный
словарь, а к трем годам в речи ребенка может присутствовать 12001500 слов и более.
Появляется более сложная функция умение строить фразу из 34 слов. Формируется
грамматический строй речи.
В 3 года, помимо простых предложений, ребенок также употребляет и сложные. Ему
доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся
непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том,
что не находится в данный момент в его поле зрения. В этом возрасте ребенок очень
«чувствителен» к поступкам (действиям) окружающих. Он пытливо вслушивается в диалог
взрослых, переводя взгляд с одного на другого. Ему интересны их рассуждения. Ребенок не
только следит за разговором родителей, но и пытается менять ход их мыслей и
умозаключения. Что происходит? Малыш как бы постигает (на своем уровне) логику
поступков и действий взрослых, можно сказать, «учится жить». Вот, почему в
присутствии ребенка 23 лет не должны происходить семейные конфликты. Он не должен
стать свидетелем бурных сцен и неблаговидных поступков взрослых. Родители для малыша
высший образец для подражания попрежнему, как и раньше, и даже больше, потому что
теперь ребенок имеет хоть и не большой, но уже достаточный социальный опыт.
Именно поэтому, в отличие от более ранних периодов детства, когда безотказно
действовал метод отвлечения в нежелательных ситуациях, теперь вы должны все чаще
использовать метод убеждения. Ведь ребенок, если воспитание построено правильно,
откликается на ваши «уговоры», становится управляемым со слова взрослого.
3Материал подготовлен педагогомпсихологом – Бондарь Еленой Михайловной
4