В консультации для родителей - ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЁНОК, говорится о том, что застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых, застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения и т.д.В консультации для родителей - ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЁНОК, говорится о том, что застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых, застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения и т.д.
79.1 + Застенчивый ребёнок.doc
Психология для родителей.
ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЁНОК
Застенчивость это особенность, характерная для очень многих людей, как
детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее
распространённой причиной, осложняющей общение. Застенчивость может
быть душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжелая
болезнь тела. Её последствия могут быть удручающими:
Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми,
заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
Она удерживает человека то выражения своего мнения и отстаивания своих
прав;
Застенчивость не даёт другим людям возможности оценить положительные
качества человека;
Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своём поведении;
Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями
одиночества, тревоги и депрессии.
Быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит,
по мнению ребёнка, какаято эмоциональная угроза. На сегодняшний день в
психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом
реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при
взаимодействии ребёнка с другими людьми и закрепляется.
Может быть, ваш ребёнок за свои 5 или б лет уже несколько раз испытывал
опыт неудачного общения с людьми в определённых ситуациях, или знает, как
общаться, но по определённым внутренним причинам не хочет этого. Он может
чувствовать неадекватность собственного поведения и испытывает постоянную
тревогу по поводу своих действий. Ощущение собственной несостоятельности,
связанное с общением, может привести и к самоунижению («Я застенчивый», «Я
жалкий», «Я неспособный», «Я без мамы не могу»).
Рассказы застенчивых мальчиков и девочек о себе представляют унылую
картину. Мальчики считают, что они слишком слабые, очень некрасивые и вообще
менее симпатичные, чем их незастенчивые сверстники. Аналогично застенчивые
девочки описывают себя как непривлекательных и менее умных, чем их подруги.
Но давайте подумаем, действительно ли застенчивые дети менее симпатичные
или они лишь ощущают себя такими, потому что не умеют себя преподнести. А
может быть, иногда и мы, взрослые, негативно отзываемся о застенчивом ребёнке,
ещё больше занижая его самооценку. Также есть вероятность, что и сам ребёнок
слишком критично относится к себе. Это утверждение подтверждается также
исследованиями, что среди младших школьников застенчивые отличаются
нетерпимостью к другим и в то же время сниженным самоуважением.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание
1 общаться общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать
это надо, пока ребёнок ещё маленький. С возрастом у застенчивого ребёнка уже
складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в
своём «недостатке». Однако осознание своей застенчивости не только не помогает,
а даже мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость,
поскольку не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях
своего характера и поведения, ещё больше его сковывает.
Давайте вместе подумаем и выработаем определённый стиль поведения с
застенчивыми детьми:
Расширяйте круг знакомства своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей,
берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок,
учите малыша спокойно относиться к новым местам;
Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать
его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь
сами сделать всё за ребёнка, предупредить любые затруднения, дайте ему
определённую меру свободы и открытых действий;
Постоянно укрепляйте у ребёнка уверенность в себе, в собственных силах;
Привлекайте ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с
общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребёнку пришлось бы
вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать, про что эта
интересная книга с замечательными картинками.
Давайте спросим библиотекаря (продавца) и попросим дать нам её
посмотреть». Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения, например, на
приёме у врача, в детской библиотеке, в гостях у соседки, ребёнок сначала скован
настолько, что здоровается только шепотом, отводя глаза, и не отрываясь от руки
матери. Зато, уходя, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается.
Иногда застенчивость у ребёнка с возрастом проходит. Но, к сожалению,
такое счастливое преодоление застенчивости встречается далеко не всегда.
Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых: родителей с одной
стороны и воспитателей детского сада с другой. Работа по преодолению
застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует
от взрослых осторожности, деликатности, т.к. застенчивые дети могут
отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы от них ожидаете.
Подготовлено педагогомпсихологом: Бондарь Еленой Михайловной.
2 3
Консультация для родителей - ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЁНОК
Консультация для родителей - ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЁНОК
Консультация для родителей - ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЁНОК
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.