В консультации для родителей - Застенчивый ребёнок, говорится о том, что застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжелая болезнь тела.В консультации для родителей - Застенчивый ребёнок, говорится о том, что застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее распространённой причиной, осложняющей общение. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжелая болезнь тела.
Психология для родителей.
ЗАСТЕНЧИВЫЙ РЕБЁНОК
Застенчивость это особенность, характерная для очень многих людей, как
детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее
распространённой причиной, осложняющей общение. Застенчивость может
быть душевным недугом, калечащим человека не менее чем самая тяжелая
болезнь тела. Её последствия могут быть удручающими:
Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми,
заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
Она удерживает человека то выражения своего мнения и отстаивания своих
прав;
Застенчивость не даёт другим людям возможности оценить положительные
качества человека;
Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своём поведении;
Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями
одиночества, тревоги и депрессии.
Быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит,
по мнению ребёнка, какаято эмоциональная угроза. На сегодняшний день в
психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом
реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при
взаимодействии ребёнка с другими людьми и закрепляется.
Может быть, ваш ребёнок за свои 5 или б лет уже несколько раз испытывал
опыт неудачного общения с людьми в определённых ситуациях, или знает, как
общаться, но по определённым внутренним причинам не хочет этого. Он может
чувствовать неадекватность собственного поведения и испытывает постоянную
тревогу по поводу своих действий. Ощущение собственной несостоятельности,
связанное с общением, может привести и к самоунижению («Я застенчивый», «Я
жалкий», «Я неспособный», «Я без мамы не могу»).
Рассказы застенчивых мальчиков и девочек о себе представляют унылую
картину. Мальчики считают, что они слишком слабые, очень некрасивые и вообще
менее симпатичные, чем их незастенчивые сверстники. Аналогично застенчивые
девочки описывают себя как непривлекательных и менее умных, чем их подруги.
Но давайте подумаем, действительно ли застенчивые дети менее симпатичные
или они лишь ощущают себя такими, потому что не умеют себя преподнести. А
может быть, иногда и мы, взрослые, негативно отзываемся о застенчивом ребёнке,
ещё больше занижая его самооценку. Также есть вероятность, что и сам ребёнок
слишком критично относится к себе. Это утверждение подтверждается также
исследованиями, что среди младших школьников застенчивые отличаются
нетерпимостью к другим и в то же время сниженным самоуважением.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание
1общаться общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать
это надо, пока ребёнок ещё маленький. С возрастом у застенчивого ребёнка уже
складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в
своём «недостатке». Однако осознание своей застенчивости не только не помогает,
а даже мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость,
поскольку не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях
своего характера и поведения, ещё больше его сковывает.
Давайте вместе подумаем и выработаем определённый стиль поведения с
застенчивыми детьми:
Расширяйте круг знакомства своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей,
берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок,
учите малыша спокойно относиться к новым местам;
Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать
его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь
сами сделать всё за ребёнка, предупредить любые затруднения, дайте ему
определённую меру свободы и открытых действий;
Постоянно укрепляйте у ребёнка уверенность в себе, в собственных силах;
Привлекайте ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с
общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребёнку пришлось бы
вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать, про что эта
интересная книга с замечательными картинками.
Давайте спросим библиотекаря (продавца) и попросим дать нам её
посмотреть». Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения, например, на
приёме у врача, в детской библиотеке, в гостях у соседки, ребёнок сначала скован
настолько, что здоровается только шепотом, отводя глаза, и не отрываясь от руки
матери. Зато, уходя, прощается громко и отчетливо, иногда даже улыбается.
Иногда застенчивость у ребёнка с возрастом проходит. Но, к сожалению,
такое счастливое преодоление застенчивости встречается далеко не всегда.
Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых: родителей с одной
стороны и воспитателей детского сада с другой. Работа по преодолению
застенчивости должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует
от взрослых осторожности, деликатности, т.к. застенчивые дети могут
отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы от них ожидаете.
Подготовлено педагогомпсихологом: Бондарь Еленой Михайловной.
23