Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Оценка 4.8
Памятки
docx
воспитательная работа
Детсад
08.07.2018
Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности.
Организованная образовательная деятельность
Выбор количества детей зависит ...
Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Консультация для воспитателей системе оценки качества 1.docx
Консультация для воспитателей
Организация образовательной деятельности в
соответствии С ФГОС ДО.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного
образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы
системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех
типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы
дошкольного образования являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
• «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности» »(утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация
в Минюсте 26 сентября 2013);
• Санитарноэпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы в дошкольных организациях.
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления
жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в
жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей
дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний,
умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе
обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо
отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от
общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует
жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в
учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от
стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию
не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется
сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательноисследовательская,
продуктивная и др.
Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на
протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.
Это:
Совместная (партнерская) деятельность педагога с
детьми:
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах
деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие
определенные направления развития и образования детей
(образовательные области):
Социальнокоммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественноэстетическое развитие;
Физическое развитие.
Содержание образовательных областей может
реализовываться в различных видах деятельности:
В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и
игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с
материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и
совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми предметамиорудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
Рассматривание картинок, двигательная активность;
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов
деятельности, таких как игровая, включая сюжетноролевую игру. Игру с
правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие
со взрослыми и сверстниками), познавательноисследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а
также восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными
движениями) формы активности ребенка.
Организованная образовательная
деятельность представляет собой организацию совместной
деятельности
педагога с детьми:
с одним ребенком;
с подгруппой детей;
с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вида деятельности (игровая, познавательно исследовательская,
двигательная, продуктивная)
их интереса к данному занятию;
сложности материала;
Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые
стартовые возможности для обучения в школе.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ
на современном этапе это уход от учебной деятельности (занятий),
повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей
дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы
с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно
обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной
деятельности в детском саду отменяется.
Занятием должна стать интересная для
детей, специально организованная воспитателем
специфическая детская деятельность, подразумевающая
их активность, деловое взаимодействие и общение,
накопление детьми определенной информации об
окружающем мире, формирование определенных
знаний, умений и навыков. Но процесс обучения
остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между
«старым» обучением и «новым».
Организованная образовательная деятельность
в виде учебной деятельности
1. Ребенок – объект формирующих
педагогических воздействий
взрослого человека. Взрослый –
главный. Он руководит и управляет
ребенком.
2. Активность взрослого выше, чем
активность ребенка, в том числе и
речевая (взрослый «много» говорит)
3. Основная деятельность – учебная.
Главный результат учебной
деятельности – решение какойлибо
учебной задачи, поставленной перед
детьми взрослым. Цель – знания,
умения и навыки детей. Активность
детей нужна для достижения этой
цели.
через организацию детских видов
деятельности
1. Ребенок и взрослый – оба субъекты
взаимодействия. Они равны по
значимости. Каждый в равной степени
ценен. Хотя взрослый, конечно, и
старше, и опытнее.
2. Активность ребенка по крайней мере
не меньше, чем активность взрослого
3. Основная деятельность – это так
называемые детские виды деятельности.
Цель подлинная активность
(деятельность) детей, а освоение знаний,
умений и навыков – побочный эффект
этой активности.
4. Основная модель организации
образовательного процесса –
учебная.
4. Основная модель организации
образовательного процесса – совместная
деятельность взрослого и ребенка
5. Основная форма работы с детьми
занятие.
5. Основные формы работы с детьми –
рассматривание, наблюдения, беседы,
разговоры, экспериментирование
исследования, коллекционирование,
чтение, реализация проектов,
мастерская и т.д 6. Применяются в основном так
называемые прямые методы
обучения (при частом использовании
опосредованных)
6. Применяются в основном так
называемые опосредованные методы
обучения (при частичном использовании
прямых)
7. Мотивы обучения на занятии, как
правило, не связаны с интересом
детей к самой учебной деятельности.
«Удерживает» детей на занятии
авторитет взрослого. Именно
поэтому педагогам зачастую
приходится «Украшать» занятие
наглядностью, игровыми приемами,
персонажами, чтобы облечь учебный
процесс в привлекательную для
дошкольников форму. Но ведь
«подлинная цель взрослого вовсе не
поиграть, а использовать игрушку
для мотивации освоения
непривлекательных для детей
предметных знаний».
8. Все дети обязательно должны
присутствовать на занятии
7. Мотивы обучения, осуществляемого
как организация детских видов
деятельности, связаны в первую очередь
с интересом детей к этим видам
деятельности
8. Допускаются так называемые
свободные «вход» и «выход» детей, что
вовсе не предполагает провозглашения
анархии в детском саду. Уважая
ребенка, его состояние, настроение,
предпочтение и интересы, взрослый
обязан предоставить ему возможность
выбора – участвовать или не
участвовать вместе с другими детьми в
совместном деле, но при этом вправе
потребовать такого же уважения и к
участникам этого совместного дела.
9. Образовательный процесс в
значительной степени
регламентирован. Главное для
взрослого – двигаться по заранее
намеченному плану, программе.
Педагог часто опирается на
подготовленный конспект занятия, в
котором расписаны реплики и
9. Образовательный процесс
предполагает внесение изменений
(корректив) в планы, программы с
учетом потребностей и интересов детей,
конспекты могут использоваться
частично, для заимствования
фактического материала (например,
интересных сведений о композиторах, вопросы взрослого, ответы детей
писателях, художниках и их
произведениях), отдельных методов и
приемов и др., но не как «готовый
образец» образовательного процесса.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми,
на которые указывает Н.А.Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без
психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности
(при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в
своем темпе).
Образовательная деятельность детей в режиме дня.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны
быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
В утренние и вечерние часы
На прогулке
При проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:
Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
Формирование у детей основ безопасности собственной
жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира)
Освоение первоначальных представлений социального характера и
включение детей в систему социальных отношений
Формирование у детей положительного отношения к труду.
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые
упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования
и праздники, физкультурные минутки;
Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие
мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по
освоению культурногигиенических навыков;
Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию
культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения,
прогулки по экологической тропе;
Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие
сюжетноролевые, театрализованные, конструктивные;
Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико
ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры
драматизации,
Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок,
пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок,
ситуативные разговоры;
Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально
ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства,
мастерские детского творчества и др.
Самостоятельная деятельность детей.
По санитарноэпидемиологическим требованиям к содержанию и
организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную
деятельность детей 37 лет (игры, подготовка к образовательной
деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 34
часов.
Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе.
Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать
развивающую предметно пространственную среду и присмотр и уход за
каждым ребенком.
Развивающая предметнопространственная среда должна быть:
содержательно – насыщенной,
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в
том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным
оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в
том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие
крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство
должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для
движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространствапредполагает возможность
изменений предметнопространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
3) Полифункциональность материаловпредполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм
и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих
жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе
природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской
активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детейинвалидов, всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметнопространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.