Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
Оценка 5

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Оценка 5
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
20.11.2018
Консультация для воспитателей  «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С.Л. Рубинштейн Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
консультации 2.docx
Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования» «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С.Л. Рубинштейн Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее;  она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных  действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого  подхода к решению больших и малых задач. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные  результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать  жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво  продвигаться к намеченной цели Результаты современных психологических и педагогических  исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков,  И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.)  показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства  формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения,  абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в  основном в наглядно­образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми  предметами, объектами. В ходе экспериментально­познавательной деятельности  создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения  опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая  представлением о том или ином физическом законе, явлении. Термин  «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно­ практического освоения действительности, направленный на создание таких  условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность,  скрытую в обычных ситуациях. Экспериментальная работа вызывает у  ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ,  синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную  активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного  материала. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными  веществами, стремясь узнать что­то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают  за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз  металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для  ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих  предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в  специально организованных видах деятельности под руководством педагога,  затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в  пространственно­предметную среду группы для самостоятельного  воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим  в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать  следующим условиям:      максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с  ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых  результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка,  обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его  руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком  эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев ­ насколько пригоден найденный способ для достижения целей  эксперимента: решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач  эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия ­  таковы три составляющие личностно­развивающего обучения, исключающего  следование строго определенным эталонам и образцам. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой  системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря,  среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает:  полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все­таки при любых  обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию  познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Организация развивающей среды для экспериментирования в детском  саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на  формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему  миру предметов, людей, природы. Все групповое пространство должно быть распределено на центры,  которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и  атрибуты для игр­инсценировок. Такая организация пространства является одним из условий среды,  которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка. Для  построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:     принцип открытости; гибкого зонирования; стабильности­динамичности развивающей среды; полифункциональности; Так, в предметно­пространственную среду каждой группы включены не только  искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы  в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах  должны быть оборудованы центры экспериментирования, для проведения  элементарных опытов, экспериментов. Потребность ребенка в новых  впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой  ориентировочно­исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на  познание окружающего мира. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и  характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он  уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия,  входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят  пробный характер. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у  маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность  экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские  деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже  деятельности экспериментирования». Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного  образования, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты  последствиями. Каков же выход из положения? Выход в одном – в широком внедрении метода организованного и  контролируемого детского экспериментирования ­ дома и в детском саду,  индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное  оборудование. При отборе содержания детского экспериментирования необходимо  учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического  развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению  тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненный опыт  дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как­то причастен к  ним, интересуется причинно­следственными связями, пытается самостоятельно  придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей через призму  собственного опыта. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого  возраста. В младшем дошкольном возрасте ­ это:   вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль  педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации  (вместе с педагогом);        способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности  (практические опыты). В старшем дошкольном возрасте – это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной  инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с  помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие  решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение  конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской  деятельности; способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать  выводы. Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования  школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя  жёcтко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то,  что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в  старшем дошкольном возрасте наглядно – образное мышление начинает  заменяться словесно – логическим и когда начинает формироваться внутренняя  речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Нужно  учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не  следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов,  необходимо учитывать право ребёнка на ошибку, (работа руками детей,  дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным  ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям. В  любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты  превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое  выводами и не имеющее познавательной ценности. Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в  ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую  информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали  маленькие открытия. Взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы:   постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций. Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной  деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие  целый спектр психических новообразований. Памятка для воспитателя «Организация детского экспериментирования» 1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности. 2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной  активности и развитию представлений о предметном мире. 3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой,  глиной). 4. Использование сюжетных игр­путешествий познавательной направленности. 5.Планирование и организация опытов и экспериментов с различными  предметами и веществами. 6. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной  возрастной группе. 7. Ведется фиксация результатов детского экспериментирования. 8. Наблюдается системность в проведении опытно­экспериментальной  деятельности. 9. Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе. 10. Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и  данной возрастной группе.

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей  «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей  «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей  «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей  «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей  «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей  «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей  «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

Консультация для воспитателей  «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018