Консультация для воспитателей "Особенности речевого развития детей 2-3 лет"
Оценка 4.6
Памятки +2
docx
дефектология
Детсад
14.07.2019
На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. К трем годам четко оформляется артикуляция гласных звуков и простых согласных: м, н, п, б. Для детей этого возраста нормой считается смягчение согласных.
Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова. Дети замечают неправильности произношения слов сверстниками, пытаются их исправить, хотя подчас сами не владеют такими умениями. Позже дети научатся критически относиться не только к чужой, но и к своей речи.
консл логоп для восп 1 мл гр.docx
Особенности речевого развития детей 23 лет.
речи взрослого все еще значительно превосходит произносительные
За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается
словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого
возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно
пользоваться речью.
К трем годам дети учатся говорить фразами из 24 слов, предложениями. Они уже могут
выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства. В словаре попрежнему
преобладают существительные.
Понимание
возможности.
На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но
произношение ребенка еще не соответствует норме. В этом возрасте ребенок пытается
приблизить свое произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он
заменяет простыми. К трем годам четко оформляется артикуляция гласных звуков и
простых согласных: м, н, п, б. Для детей этого возраста нормой считается смягчение
согласных.
Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают
слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова. Дети
замечают неправильности произношения слов сверстниками, пытаются их исправить, хотя
подчас сами не владеют такими умениями. Позже дети научатся критически относиться не
только к чужой, но и к своей речи.
Появляется в речи слово «Я». Доступны к пониманию сказки, рассказы.
На данном этапе надо обратить внимание если у ребенка:
отсутствует фразовая речь (возможны: умственная отсталость, аутизм, тяжелые
нарушения речи, шизофрения).
2.
Развитие речи детей первой младшей группы в программе «Детство».
В программе «Детство» отмечается, что в звукопроизношении для детей 23 лет характерна
общая смягченность речи. Такое несовершенство произношения еще не требует
специальной коррекции. Но для его успешного преодоления и предупреждения возможного
нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по
укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.
Далее авторы программы предлагают педагогам обратить внимание на следующие
моменты:
Преодоление явления пропуска слогов в словах по образцу взрослого.
Выразительность речи через сопровождение жестами, мимикой, пантомимикой
(движениями).
Выражение своего отношения к предмету разговора при помощи разнообразных
вербальных средств.
Проявление эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка.
3. Направления работы воспитателей по развитию речи детей первой младшей
группы.
Основные задачи развития речи в дошкольном возрасте –
воспитание звуковой культуры речи,
обогащение и активизация словаря,
формирование грамматического строя речи,
обучение связной речи.
Данные задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом
возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и
методы обучения.
Начинается работа уже в младшем дошкольном возрасте.
Итак, для того чтобы речь ребенка развивалась в норме необходимо:
А. Развивать фонематический слух.
Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина — мишка
— мышка).
Учить дифференцировать звукоподражание (выбор из 34 предметов или картинок)
посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок
(или гусь)?»).
Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (куку — коко, ту
ту — туктук, кукареку — куку и т. д.).
Учить обозначать средствами звукоподражания знакомые предметы и объекты (тик
так; тутуту; мяумяу; ававав и др.).
Рекомендуется учить детей вслушиваться в звучание слов (чтение книг, слушание
аудиокниг, обсуждение праздников).
развивать слуховое восприятие (повторять за взрослым слова, разучивать доступные
чистоговорки, пословицы, стихи).
Б. Развивать крупную и мелкую моторику.
Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики
рук, т.к. проекция руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов поступающих от мышц рук и пальцев.
Поэтому рекомендуется постоянно использовать в общении с детьми игры и пособия по
развитию общей и мелкой моторики. Отметим, что о важности развития мелкой моторики
знают многие, а о значении развития общей моторики говорится мало.
В младшем дошкольном возрасте обязательно надо использовать:
физминутки с речевым сопровождением (полезно включать упражнения, где детям надо
маршировать и ползать);
гимнастику после сна;
игрыпотешки;
пальчиковую гимнастику,
рисование пальцами,
лепку из пластилина, соленого теста, глины,
аппликации из крупы, скорлупок, семечек, орехов, косточек.
нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц и т.п.
В. Развивать артикуляционный аппарат и мимику, используя истории «Веселого
Язычка».
С этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, и создавать
предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков.
В общении с ребенком можно использовать различные движения губ и языка в
игровой форме.
Привлекать внимание детей к артикуляции взрослых.
Смотрите памятку «Веселые истории для артикуляционной гимнастики».
Г. Развивать речевое дыхание.
Правильная постановка дыхания детей играет немаловажную роль для развития у них
устной речи.
Упражнение «Футбол» дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в
ворота.
Упражнение «Фокус» язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
Упражнение «Согреть руки» выдох со звуком хххо.
Упражнение «Остудить воду» выдох со звуком ффф.
Упражнение «Бабочка» сдувать бумажную бабочку с цветка.
Так же смотрите памятку «Веселые истории для артикуляционной гимнастики».
Д. Развивать качество голоса (силу, высоту).
Проговаривание звуков, звукосочетаний, звукоподражаний (му, коко, пипи и т.п.) с
разной высотой голоса: как мышка, как медведь.
Проговаривание звуков, звукосочетаний, звукоподражаний (му, коко, пипи и т.п.) с
разной силой (громкостью) голоса: очень громко, тихо, умеренно; увеличение/уменьшение
громкости к концу фразы (АААА, АААА).
Г. Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление и восприятие,
т.к. все они тесно взаимосвязаны с речью.
Для этого в младшем дошкольном возрасте можно использовать:
Чтение книг.
Беседы, рассказы на различные темы:
– как я провел сегодняшний день,
что нового я увидел, узнал, запомнил,
что мне понравилось на празднике,
– что я увидел на прогулке,
что я сегодня кушал.
Слушание аудиосказок и обсуждение их.
Консультация для воспитателей "Особенности речевого развития детей 2-3 лет"
Консультация для воспитателей "Особенности речевого развития детей 2-3 лет"
Консультация для воспитателей "Особенности речевого развития детей 2-3 лет"
Консультация для воспитателей "Особенности речевого развития детей 2-3 лет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.