Мастер класс для родителей "Домашний логопед"
Оценка 4.6

Мастер класс для родителей "Домашний логопед"

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
дефектология
1 кл—7 кл
20.05.2022
Мастер класс для родителей "Домашний логопед"
мастер класс для родителей, как построена логопедическая работа, как выполнять задание в домашних условиях
мастер класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс для родителей

Тема : « Домашний логопед»

 

 

 

 

 

                                                                  Подготовила: педагог логопед

КГУ «Кабинет психолого –

педагогической коррекции»

отдела образования

Осакаровского района

Управления образования

 Карагандинской области

Ломакова З.А

 

2021

Актуальность: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.

Цель: Пропаганда логопедических знаний среди родительского сообщества кабинета коррекции. Содействие в сотрудничестве родителей и детей по преодолению речевых нарушений. Демонстрация компетентности детей. Формирование у детей и родителей дополнительной положительной мотивации для продолжения коррекционно-развивающего обучения.

Задачи: Познакомить родителей с приемами работы учителя – логопеда; отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях; обучать родителей приемам развития слухового восприятия, артикуляционной моторики и постановке звуков

Участники: родители детей, посещающих кабинет коррекции по желанию; подгруппа детей,

Оборудование: ноутбук, экран, игрушечные музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, барабан, металлофон); предметы, издающие характерные звуки (бумага, ножницы, целлофановый пакет, погремушки, деревянные ложки), зеркало.

Ожидаемый результат: родители будут информированы о содержании коррекционной работы; смогут самостоятельно развивать слуховое восприятие; родители обучатся приемам проведения артикуляционной гимнастики и постановки звуков; родители будут самостоятельно и ежедневно закреплять навыки в непосредственном общении.

План:

1.      Условия правильного произношения (с параллельной демонстрацией слайдов).

2.      Развитие речевого слуха

Игры для развития слухового восприятия (концентрации, устойчивости, переключения).

3.      Артикуляционная гимнастика

4.      Постановка звуков

5.      Фрагмент подгруппового занятия.

6.      Подведение итогов.

 

 

 

1.Условия правильного произношения

Нормальная речь осуществляется благодаря:

·         речевому слуху,

·         речевому дыханию и

·         артикуляции.

Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно «слышать» и узнавать звуки называется речевым или фонематическим слухом.

Следующим необходимым условием нормативного произношения является правильное речевое дыхание, или, иначе говоря, речевой выдох.

Для фонетики русского языка характерен максимально открытый речевой выдох, когда воздушная струя, не попадая в нос, подается к зубам или к губам, в зависимости от того, какой звук в данный момент должен произноситься. Исключением из этого правила являются только два «носовых» звука /м/ и /н/.

При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос, а ее остатки «распыляются» во рту, не достигая тех мест, где формируется большинство русскоязычных звуков.

После того как воздух попал в рот ребенка, его речевые органы занимают те или иные позиции, необходимые для произношения конкретных звуков. Такие позиции называются артикуляцией звуков. При неправильных артикуляциях звук будет неточным.

2.      Развитие речевого слуха.

Сегодня мы подробно поговорим о развитии речевого слуха. Что такое речевой слух? Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, ребенок должен уметь точно воспринимать их на слух. Эта способность правильно «слышать» и узнавать звуки называется речевым или фонематическим слухом фонема» – звук речи).

Малыша с пеленок учат реагировать на интонацию, ритм и звучание слов. Уже в конце первого года жизни ребенок замечает различия в звучании слов. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается их правильно произносить. К концу второго года жизни он различает все звуки родного языка и может заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников, пытается даже исправить их. Ему становится доступным фонематическое различие звуков. Он слышит какой-то конкретный звук речи и пытается его воспроизвести, интуитивно подбирая для этого различные варианты произнесения. Если же получившийся звук оказывается неточным, речевой слух ребенка не принимает его, и ребенок продолжает искать новые способы произнесения этого звука. Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок.

Но у некоторых детей речевой слух изначально не развит. По этой причине они не могут научиться правильно выговаривать звуки, так как не могут оценить, совпадает ли их произношение с общепринятым, иначе говоря, они «неточно» слышат то, что произносят сами или произносят другие. Необходимо отметить, что это никак не связано с общим понижением у ребенка физического слуха. Причина в другом – в недоразвитии или нарушении слухового восприятия, слухового внимания и памяти. Понятно, если у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), то у него нарушение концентрации, устойчивости и переключения общего внимания, а не только слухового.

 

Как развивать речевой слух?

Вокруг нас много разных звуков: звуки природы, шум машин и механизмов, звуки музыки и т.п. Это неречевые звуки.

Есть речевые звуки – это те звуки, которые мы произносим и с помощью которых мы, люди, говорим /А/,/О/,/М/,/Р/ и др., из которых состоят слова.

С помощью слухового восприятия ребенок узнает и отличает друг от друга звуки. На бессознательном уровне эта способность так же, как и способность к зрительному восприятию, присуща ему от рождения. Нашей задачей является сформировать у него способность к целенаправленному вслушиванию в звуки и различению их между собой. Кроме того, развиваем у ребенка способность к тонкому различению звуков.

На базе этой способности у ребенка формируется речевой слух, с помощью которого он различает между собой звуки речи и у него формируются слуховые образы звуков.

Игры и упражнения для развития слухового восприятия.

 

Игры на основе неречевого материала (все игры прорабатываются с родителями)

·         Воспроизведите перед ребенком два похожих звука: топните и хлопните в ладоши. Пусть ребенок отвернется. Воспроизведите один из этих звуков. Предложите ребенку угадать, что это за звук, и повторить его.

·         Можно поцарапать чем-нибудь по разным поверхностям, постукивать по столу разными предметами, шуршать разными предметами и т.п. Предварительно «показывайте ребенку» звуки по нескольку раз, чтобы он запомнил их.

·         Отгадай, что звучит.

Покажите ребенку, как звучат различные игрушки (начинайте с 3-х). Пусть отвернется. Воспроизведите какой-нибудь звук, попросите угадать, какая игрушка звучала.

·         Взрослый за ширмой (или за спиной ребенка) звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

·         Угадай, кто идет: медведь или зайка?

При медленном стуке в бубен – ребенок ходит важно и медленно, как медведь. При быстром – прыгает, как зайка.

 

Игры и упражнения на основе речевого материала

·         Хлопни (топни, стукни, подпрыгни), когда услышишь слово «машина»: дом, улица, машина, автобус, кукла, машина…

·         Хлопни, когда услышишь звук /А/: О, А, И, У, А, Ы, Э…

·         Хлопни, когда услышишь звук /П/ среди других звуков. Предлагается вначале использовать только звуки М, Б, Д, В, П, Н, Т. Следите, чтобы в ваше произношение не вкрадывался призвук гласного звука.

·         Вариант. При произнесении звуков прикрывайте рот листом бумаги.

·         Подпрыгни, когда услышишь звук /Ш/: Д, Ш, П, С, Т, Ж, Ш…

 

3.    Артикуляционная гимнастика.

 

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

 

• Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и

упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут

научиться говорить «чисто», без помощи специалиста.

• Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее

преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься

логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

• Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с вялым, смазанным

звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

• Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым научиться говорить правильно, четко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой.

 

На первом занятии познакомьте ребенка с основными положениями губ и

языка, в этом помогут интересные сказки о веселом язычке. В них в

занимательной форме представлены различные упражнения для губ и языка.

(Предложить родителям выполнить некоторые упражнения перед

зеркалом). На этом этапе ребенок должен повторять упражнение 2-3 раза.

Затем можно использовать картинки и рисунки к этим упражнениям, чтобы

ребенок самостоятельно выполнял упражнения не менее 5-6 раз. Рисунки

можно найти в специальной детской литературе или нарисовать их вместе с

ребенком. (Продемонстрировать родителям детскую литературу с

артикуляционными упражнениями, которые можно использовать для

занятий с ребенком дома).

Интересно для ребенка, когда артикуляционные упражнения

сопровождаются стихотворным текстом. (например: Зубы ровно мы смыкаем

и заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы-

посчитаем наши зубки).

Так же для разнообразия и заинтересованности детей можно использовать

игрушки. Например, детям очень нравится выполнять упражнения вместе с

лягушкой, которая показывает упражнение своим большим красным языком.

(Показ нескольких упражнений). Вместо лягушки можно использовать

обычную варежку, которая надевается на руку, и взрослый кистью руки

показывает движения, которые должен выполнить язычок ребенка. Чтобы

сделать занятие интересным, можно сделать на варежке глазки, носик,

привязать бантик и т.д. (Показ)

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как

ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш хорошо

усвоит упражнения, зеркало можно убрать. Полезно задавать детям

наводящие вопросы. Например: Что делают губы? что делает язычок? Где он

находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений постепенно увеличивается, и упражнения

выполняются под счет взрослого. При этом надо обращать внимание на то,

чтобы упражнения выполнялись четко, точно и плавно, иначе занятия не

имеют смысла.

Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили

основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения

должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний. В 6-7 летнем

возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать

положение губ и языка некоторое время без изменений.

Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой, с соблюдением

рекомендаций учителя-логопеда, помогут вашему ребенку научиться

красиво, чисто и правильно говорить.

 

 

4.    Постановка звуков.

Для постановки звуков необходимо провести диагностику звукопроизношения. Когда мы определимся с нарушенными звуками можно приступать к работе.

Важно знать, что для отработки звука применяются определенные артикуляционные упражнения, разрабатывающие артикуляционный аппарат.

Так для постановки шипящих необходимо использовать артикуляционные упражнения: «Блинчик, грибок, чашечка, лошадка, вкусное варенье».

Для постановки звука «Л» выполнять необходимо упражнения для языка «Иголочка, лопатка», для губ - «улыбочка, трубочка»

Для постановки звука «Р», необходимо разработать подвижность кончика языка, при помощи таких упражнений как, «пулеметик, лопатка, маляр, почистим зубки»

После разработки мышц артикуляционного аппарата можно переходить к постановке звука. Рождение долгожданного звука можно приблизить, если объяснить ребенку положение артикуляционных органов при произнесении звука, при обязательном контроле в зеркале. Этот способ постановки звуков носит название – по подражанию. (Демонстрация постановки звука ш у ребенка)

Надеюсь, Вы вскоре заметите, что Ваш малыш начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение. Желаю вам терпения и успехов!

 

5.    Фрагмент занятия с подгруппой детей.

  1. Итог. Понять, причину речевого нарушения поможет обследование и консультация логопеда. Так как видов речевых нарушений множество, иногда они сочетаются у одного ребенка. На следующем мастер классе мы с вами научимся автоматизировать звуки!

Спасибо за внимание!

 

 

 


 

Мастер – класс для родителей

Мастер – класс для родителей

Актуальность: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами

Актуальность: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами

Условия правильного произношения

Условия правильного произношения

Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок

Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок

Предварительно «показывайте ребенку» звуки по нескольку раз, чтобы он запомнил их

Предварительно «показывайте ребенку» звуки по нескольку раз, чтобы он запомнил их

На первом занятии познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка, в этом помогут интересные сказки о веселом язычке

На первом занятии познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка, в этом помогут интересные сказки о веселом язычке

Постановка звуков. Для постановки звуков необходимо провести диагностику звукопроизношения

Постановка звуков. Для постановки звуков необходимо провести диагностику звукопроизношения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2022