Консультация для воспитателей по мнемотаблицам
Оценка 4.7

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Оценка 4.7
Документация +1
docx
воспитательная работа
Детсад
05.03.2018
Консультация для воспитателей по мнемотаблицам
данная консультация для воспитателей по работе с мнемотаблицами. Данная консультация поможет воспитателям и родителям заучивать с воспитанниками стихотворения, тексты, рассказы, помогает развивать память, графические навыки. Работа очень эффективна при работе над автоматизацией звуков. Я надеюсь данная статья поможет многим в работе.
консультация для воспитателей.docx
Мнемотаблицы для индивидуальной работы на этапе автоматизации звуков Работая с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения, я столкнулась с  проблемой, очень часто наблюдаемой у детей­логопатов. Проблема эта заключается в  длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в  учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушения  памяти, снижено внимание,  не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой  деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой  работоспособностью. В силу этих и других причин дети  с речевыми нарушениями не любят учить стихи,  пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание  стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные  эмоции. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах, у детей снижается  самоконтроль за речью. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к  занятиям, увлечь их, раскрепостить. На логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с  детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста,  достаточно  схематичного изображения отдельных частей. Как показывает практика, использование  системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации  поставленных звуков, облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного  образа в рифмованной форме. Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать  определенным требованиям и правилам: – знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям; – знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета; – знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие; – замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку. Для автоматизации звуков  на этапе работы с небольшими стихотворениями  можно  использовать заранее нарисованные мнемотаблицы. Для этого подбираются  небольшие  стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определённого звука или  дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка  символов рисуются мнемотаблицы. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают  стихотворения. Этап автоматизации звуков  проходит намного интереснее и  результативность коррекционной работы возрастает. Мнемотаблицы для автоматизации  и дифференциации звуков: Рано утром взяв корзину В огород пошла Алина. В огороде у забора, Сорвала два помидора, А в теплице у крыльца Два зелёных огурца. А ещё хозяйка ловко С грядки сорвала морковку. Слышишь, ручеёк журчит Он торопится, спешит. К речке быстрой, говорливой, Где живут рачки и рыбы. У Егора огород, Там морковка и горох. Справа  огород Федоры, Там растут помидоры. Вот озеро. В нём караси. Над озером дождь моросит. Растут у дороги ромашки И прыгает Рома в рубашке. Тучи ходят хмурые, С краю серо­бурые, Ветер дует, гром грохочет, Значит скоро, дождь промочит. Шуршат осенние кусты. Шуршат засохшие цветы Шуршит камыш. И дождь шуршит. И мышь шурша, В нору спешит. А там тихонечко шуршат Шесть шустрых, маленьких мышат.   Голубой платок, Красный колобок, По платку катается, Людям улыбается (небо, солнце). Две сестры, две руки, Рубят, строят, роют, Рвут на грядках сорняки, И друг друга моют.   Литература: 1. Л. Е. Кыласова. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы.­ Волгоград: Учитель,2001. 2. Олейник Н. А. Технология “Формирование связи слова и образа при запоминании и  воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством  мнемотехники”, Новосибирск, 2008 . «Игровые приемы автоматизации звуков на индивидуальных  занятиях с детьми» Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется  формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и даль­ нейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но к постановке  звука он приступает тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить  основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух. К автоматизации  поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без  предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук. Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему­то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова  обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются  научить. Откажитесь и от совсем «невкусных» слов «давай заниматься». Замените их на  заманчивое «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это  бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям.  Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и  фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка  нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной  системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра позволит вам сменить акцент с  собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач:  «придумай», «запомни», «найди» и т.д. конечно основная цель занятий – правильное  произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры. Предлагаю несколько игр со звуками. ­ Автоматизация звука «Ч» изолированно по пособию М.А. Леоновой, Л.М. Крапивиной «Первые  шаги в страну букв и звуков» Игра «Поезд» Слышен гром издалека, Тучек в небе нет пока.  Это разгоняя пух,  Поезд  мчится: ч­ ч ­ч! Далее обыгрываю данную ситуацию с ребенком. Автоматизация звука в слогах – важный вид работы, заключающийся в многократном повторении  за логопедом. К этому процессу я подключила зрительный и тактильный анализаторы. Это дало  возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение  свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах. ­ Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с  автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно и т.д. ­ Отгадать загадки: Под соснами, под елками Лежит мешок с иголками.   (Еж)   С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком.     (Собака) ­ Помочь зверюшкам ­ героям загадок добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и  произнося слоги. В работе над автоматизацией звука в слогах использую игрушки из киндер­сюрприза. Дети очень любят эти забавные игрушки и стараются произносить звуки правильно. Так же я использую игры: ­ «Солнышко и дождик», ­ «Угостим шарика», ­ «Соберем землянику для белочки» и т.д. Закрепление знания цвета также включаю в занятия на автоматизацию звука в слогах. ­ Скажи столько раз слог СА, сколько красных карандашей. ­ Выбери красные фишки и скажи столько же раз слог СО . ­ «Цветное пианино». Указательным пальцем нажимай на желтые «клавиши» и произноси слог ША. При автоматизации звуков в словах я использую настольные игры с игровым сюжетом, которые  позволяют добиться положительного эмоционального фона. Игра «Жук» Игровое поле помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения  ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его. Инструкция. Жил­был жук, летал с травки на травку и жужжал свои песенки. Однажды прошел  сильный дождь и смыл у жука нарядный костюм, он теперь не может жужжать. Укрась жука так, чтобы он смог жужжать и летать. После каждого слова нарисуй жуку на спине кружочки. Эффективными приемами работы над звуками на этапе их автоматизации является  использование мнемотехники. Мнемотехника – это техника, облегчающая запоминание и  увеличение объема памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью  контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Основой мнемодорожек послужили известные чистоговорки скороговорки и стихи. Игра словом в скороговорках тоже становится источником веселья. И потому в своей работе я  использую потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки, которые дают положительный  результат, т.к. отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Следующим игровым приемом может послужить работа со счетными полочками. Она помогает  разнообразить процесс автоматизации звуков, превращает занятие в интересную игру, создавая  развивающую среду, способствует двигательной активности, что так необходимо детям с речевой патологией. Процесс выполнения задания можно разделить на несколько этапов: 1. Сначала логопед разучивает с ребенком стихотворение или потешку с автоматизируемым  звуком. 2. Затем ребенку предлагается проиллюстрировать этот текст выкладыванием картинки из  счетных палочек по образцу. 3. После этого, когда картинка готова, ребенок вновь самостоятельно рассказывает  стихотворение, а также контролирует поставленный звук на протяжении всего текста. Игра «Веселые картинки» ­ Сложи картинку по образцу и выучи стихотворение наизусть. ­ Назови кошку разными ласковыми названиями так, чтобы в них был звук «С». «Киска и миска» Ест киска суп из миски Сыта киска, пуста миска. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат. И еще один совет: умейте всегда во время остановить игру. Очень важно не переиграть. Это как  прием вкусной пищи – «лучше НЕДО, чем ПЕРЕ» ­ золотое правило игры. Пусть ребенок уйдет от  вас с живым интересом к игре и острым желанием продолжить ее завтра. Использование мнемодорожек, чистоговорок, стихов и скороговорок при автоматизации звуков Процесс обучения дошкольников с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает  много сил, как у ребёнка, так и у логопеда. Постепенно у ребёнка утрачивается интерес к  занятиям, теряется мотивация говорить «красиво и правильно». Проблема мотивации – одна из  центральных в логопедической работе. Заинтересовать, увлечь и добиться результата – мечта  каждого педагога. Используя традиционные методы исправления речи, я всегда помню о том, что дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми  овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны,  различные символы, знаки, наглядные модели.  Эффективным приёмом работы над звуками на этапе автоматизации является мнемотехника, т.е. техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти путём образования  искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются  в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и  мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать  небольшое стихотворение.  Подборку мнемодорожек я разделила на группы: автоматизация свистящих, автоматизация  шипящих, автоматизация звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ. Автоматизация свистящих звуков Чистоговорки СА­СА­СА – меня ужалила оса,  СО­СО­СО – стал мой нос как колесо, СЫ­СЫ­СЫ – не боюсь я злой осы,  СУ­СУ­СУ – я осу в руке несу! . АСКА­АСКА – у Сани маска,  УСКА­УСКА – у Сони блузка, ОСКА­ОСКА – у Насти соска,  ИСКА­ИСКА – у киски миска. Самокат я сам катаю,  встану сам, сам разгоню. Ну, а если сам сломаю, сам его и починю. Жили у бабуси два весёлых гуся. Один белый, другой серый, два весёлых гуся. Мыли гуси лапки в луже у канавки, Один белый, другой серый спрятались в канавке. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один белый, другой серый, гуси мои, гуси!» Выходили гуси, кланялись бабусе. Один белый, другой серый, кланялись бабусе. Мама Зои, мама Зины  побывали в магазине. Зое купили зайку, а Зине мозаику У наседки, наконец,  вылупился птенец. Будет Петенька певец,  как петух – его отец! Скороговорки У Сани сом с усами. Маленькому Сане мы купили сани, у Сани санки едут сами. У зайки Бубы заболели зубы. Кот Вася есть у Аси. Автоматизация шипящих звуков Чистоговорки ША­ША­ША – наша Даша хороша, ШИ­ШИ­ШИ – Миша и Маша – малыши ШЕ­ШЕ­ШЕ – мыши в шалаше, ШО­ШО­ШО – говорю я хорошо! АШ­АШ­АШ – у Наташки карандаш, ОШ­ОШ­ОШ – у Антошки нож, УШ­УШ­УШ – малыш идёт в душ,  ЫШ­ЫШ­ЫШ – в камышах мышь. ЖИ­ЖИ­ЖИ – в лесу живут ежи,  ЖА­ЖА ­ЖА – есть иголки у ежа, ЖУ­ЖУ­ЖУ – я к ежу подхожу,  ЖЕ­ЖЕ­ЖЕ – ёжик в норке уже! Стихи Лягушка – попрыгушка,  глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки  комары и мушки! Кошка в окошке  подушку шьёт, Мышка в сапожках  избушку метёт. Летом в клетке зоопарка  медвежонку очень жарко. Хорошо в жару такую снять одёжку меховую. Ищет он застёжки,  чтобы снять одёжки. Скороговорки У кошки и у мышки ушки на макушке. Шапка да шубка, вот он наш Мишутка. У ежа – ежата, у ужа – ужата. Автоматизация звуков Р, РЬ, Л,ЛЬ. Чистоговорки АР­АР­АР – воздушный шар,  ОР­ОР­ОР – заводи мотор, УР­УР­УР – длинный шнур,  ЫР­ЫР­ЫР – мышки любят сыр. РА­РА­РА – домой идти пора,  РЕ­РЕ­РЕ – стоит дом на горе, АРЬ­АРЬ­АРЬ ­ на стене горит фонарь,  РЫ­РЫ­РЫ – в доме много детворы РИ­РИ­РИ – на рябине снегири,  РА­РА­РА – у мышки есть нора, РЫ­РЫ­РЫ – налетели комары,  РЮ­РЮ­РЮ – как я много говорю! ЛА­ЛА­ЛА – Мила пока мала,  ЛО­ЛО­ЛО – в лодке весло, ЛУ­ЛУ­ЛУ – шкаф стоит в углу, ЛЫ­ЛЫ­ЛЫ – подметаю сам полы Стихи В яркой шапке мухомор гордо сел на косогор. Нам не нужен мухомор,  не пойдём на косогор! Приготовила Лариса  для Бориса суп из риса, А Борис Ларису  угостил ирисом. Всё бело, бело, бело,  много снега намело. Вот весёлые деньки –  возьмём лыжи и коньки! Белый снег, белый мел,  белый заяц тоже бел. А вот белка не бела,  белой даже не была! Была у Алёнки болонка, была у болонки Алёнка. Алёнка гуляла с болонкой,  болонка гуляла с Алёнкой. Скороговорки  Три ватрушки – у Петрушки, три ватрушки – у Петра. Клава искала булавку, а булавка упала под лавку. Стул около стола, стол около стула. Список использованной литературы:  Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //  Дошкольное воспитание, 1982, №3. Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5. Подбор стихотворений для заучивания Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений. На первом месте стоит материал народного творчества. Прелестные народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких. А требования эти таковы: 1) простота и четкость ритма, 2) краткость самого стишка и отдельных строк, 3) простота и ясность знакомых детям образов, 4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности. Другой источник, из которого можно черпать поэтический материал для детей, - это мировая литература, произведения великих мастеров и художников слова. Где, когда, как и при каких условиях преподносить детям новое, им еще неизвестное стихотворение? Ответить на этот вопрос трудно. Решение его в каждом отдельном случае будет зависеть от взаимоотношения содержания стихотворения и требований жизни и педагогической работы. Например, гуляя с детьми весной и натолкнувшись на пробившийся из-под старого валежника цветок, можно рассмотреть его и тут же прочесть стишок: Из-под старого валежника, У сухого пня, Голубой глазок подснежника Смотрит на меня. Или, выйдя с детьми на воздух после пронесшейся грозы и заметив на небе «последнюю тучу рассеянной бури», как не обратить на нее внимание и не прочесть детям восхитительного стихотворения Пушкина. Стихи окажут должное влияние на внутренний мир ребенка и на его язык только в том случае, если определенные представления, впечатления, внутренняя жизнь предшествуют поэтическому словесному образу. Только ребенок, видевший воочию, как «по небу синему, тая, румяные тучки плывут», поймет и почувствует красоту слова в связи с красотой образа, и он непременно включит эти образные выражения в свой язык. «Была на небе румяная тучка и растаяла»,— сказала как-то четырехлетняя девочка, глядя на небо, окрашенное вечерней зарей. Рассказ, картина, эпизод жизни могут заставить педагога припомнить подходящее стихотворение и прочесть его детям. Педагог должен не только владеть искусством выразительного чтения, но и знать весь запас отобранных стихотворений для заучивания. В каждый подходящий момент нужное, жизнью подсказываемое стихотворение должно быть к услугам педагога. Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления. Многое в природе и жизни мы не можем повторно предлагать вниманию и наблюдению детей так часто, как бы мы хотели. В таких случаях роль картины огромна. Например, когда настает весна, в плане педагог перечисляет стихи, которые он намерен дать детям. К каждому из них подбирается картинка. Во время цветения одуванчика в саду картинка «Одуванчик» вывешивается на стене. Но еще существеннее вывесить ее зимой, когда земля скована морозом и покрыта снегом. Совершенно необходимо напомнить малышам о цветочке, доставлявшем им весной столько радости. Если не напомнить, они забудут о нем. При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста. При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших. Списки произведений, рекомендованных «Программой воспитания в детском саду», обеспечивают подбор произведений для заучивания их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1-2 стихотворения (на занятиях). Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок. С теми, кто хочет, воспитатель может заучивать стихотворения сверх программы. Разученные стихи дети могут прочитать на утреннике, что будет сюрпризом для группы. Воспитателю нужно интересоваться также тем, какие стихи дети выучили дома; некоторые можно прослушать на занятиях, вечерах досуга. Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др. Структура занятий Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д. Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения. За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам. Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет). Как в процессе разъяснительной беседы, так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чтения. Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д. Обычно заучивание не занимает всего времени, отведенного на занятие. Оставшееся время посвящают другой деятельности, учитывая принцип тематического единства: дети повторяют выученные ранее стихи, слушают еще раз какое-либо прозаическое произведение, можно провести знакомое им упражнение или организовать игру по технике речи. Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений, но желательно делать это не на одном и том же занятии, а на нескольких. «Чтобы поддержать интерес детей к запоминаемому и, следовательно, улучшить результаты запоминания, очень важно менять и форму повторения». На занятии заученное стихотворение можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»; в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре). В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи. Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах Заучивание стихотворения М. Познанской "Снег идет" Программное содержание: Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно. Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение. Воспитывать интерес к художественным произведениям. Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме. Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый. Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги. Ход занятия Перед занятием провожу речевую игру «Выдели слово в предложении» - На кормушку прилетели снегири. - На кормушку прилетели снегири. - На кормушку прилетели снегири. - Ребятки, послушайте загадку. «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой). Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите, пожалуйста, что лишнее?» (Заяц). Почему? - Скажите, а какой бывает снег? (белый, мохнатый, холодный и т.д.). - Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей; сдуйте их. (Музыка). Вдох носом, выдох через рот. Кратковременный. Долгий (губы трубочкой). - Давайте скажем слово «снежинка» по разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно. (Дети садятся на стулья). - А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие). Стихотворение называется «Снег идет», написала М.Познанская. Тихо-тихо снег идет. Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе лопатой. От калитки мы с трудом К нам дорожку проведем. Выйдет мама на порог Спросит: «Кто бы это мог, Провести дорожку к нашему порожку?» (Задаю вопросы по содержанию стихотворения). - Как называется стихотворение? - Как же идет снег? - Какой снег? - Что мы сделаем во дворе? - От чего мы дорожку проведем? - Кто выйдет на порог? - Что она спросит? - Сегодня, ребята, мы будем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих, выставляю схемы – рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4 (приложение 1)). - А сейчас, вставайте, подвигаемся и не только расскажем, но и покажем это стихотворение (читаю еще раз и показываю движения). - Запомнили? Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.). - какие вы молодцы, ребята! Скажите, кто написал это стихотворение? (М.Познанская). - А сейчас, дети, предлагаю нарисовать зиму и снег. (Музыка). А может быть, кто-то нарисует стихотворение. Ваши рисунки мы покажем папам и мамам. Заключение В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Список литературы Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. – М., 1998. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа // Дошкольное воспитание. – 1991. – №4. Бабунова Т.М. Основы дошкольной педагогики: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск, 2002. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М., 1960. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1981. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб., 2004. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М., Просвещение, 1981. Приложение Опорные схемы к стихотворению «Снег идет» М. Познанской

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам

Консультация для воспитателей по мнемотаблицам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018