Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".
Оценка 4.7

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
воспитательная работа +1
Детсад
07.10.2017
Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".
Материал данной статьи посвящён развитию звуковой культуры речи ребёнка- дошкольника. Здесь указано из каких компонентов состоит речевая разминка, как правильно проводить дыхательные упражнения. Приведены примеры артикуляционных, фонетические упражнений. Особое внимание мы уделили играм для развития слухового внимания и артикуляционной моторики.
ЗКР.doc
Реферат на тему: «Речевые игры с детьми 5­6 лет» выполнил: воспитатель старшей группы Семко В.А. Кремёнки 2005 Игры имею большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Большое   значение   игре   придавал   А.С.   Макаренко;   «У   ребенка   есть страсть  к  игре,  и надо  её  удовлетворять.  Надо  не только  дать  ему  время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра!» Проявляя   тонкую   психологическую   проницательность,   К.Д.   Ушинский так объяснял интерес детей к игре: «Для дитяти игра – действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка   именно   потому,   что   понятнее;   а   понятнее   она   ему   потому,   что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более,   как   дитя,   существо   не   имеющее   ещё   никакой   самостоятельности, слепо и беззаветно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек,   пробует   свои   силы   и   самостоятельно   распространяется   своими созданиями». Известный   врач   и   педагог   Е.А.Аркин   обращал   внимание   на   большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он   говорил   о   том,   что   не   может   быть   здорового   развития   у   ребенка   без деятельной,   интересной   жизни.   Такую   деятельную,   увлекательную   жизнь ребенок   ведет   в   игре,   свободной,   им   самим   создаваемой,   им   в   играх   с правилами,   в   которых   ребенок   творит,   проявляет   себя   с   наибольшей полнотой.  Игра  благотворно  влияет  на  здоровье  ребенка.  Никогда  игра  не предъявляет требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья. В   литературе   по   дошкольной   педагогике   и   психологии   накоплен значительный   материал,   указывающий   на   то,   что   игра   –   основной   вид деятельности ребенка­дошкольника, одна из характеристик закономерностей детского   развития.   Игра   как   форма   деятельности   ребенка   способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Результатом   специальных   исследований   и   практических   наблюдений являлось   то,   что   играм   в   системе   современного   воспитания   детей   в дошкольных учреждениях отводится   одно из первых мест. В «Программе воспитания   и   обучения   детей   в   детских   дошкольных   учреждениях» утверждается,   что   игры   имеют   большое   значение   для   физического   и психического развития каждого ребенка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной   жизни   дошкольников.   В   режиме   дня   предусматривается использование   игр   до   завтрака   перед   занятием,   после   утреннего   занятия, после   дневного   сна,   до   и   после   полдника.   Кроме   того,   игры   могут   быть использованы на разных занятиях и на прогулках. Речевые игры могут проводится как самостоятельное, как предваряющее или   закрепляющее   занятие,   а   также   как   отдых.   В   таких   играх   должно происходить   общение   педагога   с   ребенком.   Педагог   –   собеседник   детей, имеющий   желание   поделиться   своими   мыслями,   советует   как   лучше поступить   и   что   сказать,   и   как   сказать   в   конкретной   речевой   ситуации; радуется (огорчается) успехам детей, героев (если у них сто не получается). Определенную   роль   играют   театральные   куклы,   персонажи,   игрушки (Буратино,   Петрушка,   Бабушка   Забава   и   др.),   которые   играют   с   детьми, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию общения. Необходимо   стремиться   к   тому,   чтобы   каждый   ребенок   был   активен, участвовал в диалоге, споре, разыгрывал речевые ситуации в микрогруппах, в парах, все вместе, индивидуально. Речевая разминка может проводится как и на занятиях, так и вне его. Она включает ряд упражнений: ­ дыхательные; ­ артикуляционные; ­ фонетические; ­ дикционные. Их цели: подготовка речевого аппарата к говорению, развитие дикции, развитие умения управлять своим голосом. Дыхательные   упражнения   проводятся   в   хорошо   проветренном помещении. Вдох – короткий, выдох – длительный. Воздух набирает через нос, выдох производится через нос. Артикуляционные   упражнения:   контроль   за   правильным звукопроизношением;   растягивание   уздечки   языка.   Сначала   проводятся упражнения для мышцы языка, затем ­ губ. Фонетические упражнения ­   цель: следить за правильным дыханием и артикуляцией во время произношения определенных звуков. Дикционные   упражнения   –   комплексно   решают   все   вышеназванные задачи:   произнося   фразу,   дети   должны   правильно   думать,   верно артикулировать, четко произносить звуки. Использование   средств   наглядности   позволяет   сделать   игру   более оживленной, изобразительный материал, аудиокассеты.   эффективной.   Это   различные   модели,   раздаточный Оценка успехов ребенка поддерживает его желание заниматься. Использование   занимательного   материала   (потешки,   чистоговорки,   считалки)   является   очень   эффективным   методом   для загадки, совершенствования   звуковой   культуры   речи   детей.   Повторение   вслед   за воспитателем   или   изучение   наизусть   потешки,   чистоговорки,   считалки используется   для   автоматизации   дифференциации   определенных   звуков   в самостоятельной речи. Они могут быть использованы самостоятельно и на занятиях,   и   в   играх.   Потешки,   чистоговорки,   как   и   загадки,   могут   быть использованы в разнообразной работе с ребенком. Большое значение имеют подготовительные игры, которые предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному   артикуляционному   укладу, воспроизведения.   необходимого   для   его Игры для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Например игра «Угадай что звучит». Цель ее накопление словаря и развитие фразовой речи. Игра проводится так: педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны угадать   каким   предметом   произведен   звук,   или   игра   «Где   звенит?», направленная на развитие ориентации в пространстве, в ходе которой педагог дает   одному   ребенку   колокольчик   или   погремушку,   а   остальным   детям предлагает   отвернуться   и   не   смотреть,   куда   спрячется   их   товарищ. Получивший колокольчик прячется где­либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища. Игры   для   развития   речевого   слуха   предполагают   умение   ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Например игра «Угадай   чей   голосок».   Цель   ее   определить   товарища   по   голосу.   Развитие координации   движений.   Ход   игры:   дети   стоят   кругом.   Один   ребенок   с завязанными глазами стоит в центре круга. Дети произносят такие слова: «Мы немножко порезвились, по местам все разместились, ты загадку отгадай, кто позвал тебя узнай!». Стоящий в кругу должен назвать имя того, его назвал. Если стоящий отгадывает, то меняется местами с тем, кто его назвал, если нет, т он снова водит. Аналогично   проводится   игра   «Лягушка».   Цель:   узнать   товарища   по голосу. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит «Вот лягушка по дороге скачет вытянувши ноги, увидала комара, закричала…»   Тот,   на   кого   указали,   говорит   «Ква­ква».   Водящий   должен угадать кто это. Игры по развитию фонетического слуха, т.е. умение слушать составные части   слова.   Например   игра   «Найди   звук».   Цель   её:   нахождение   звука   в словах, воспринятых на слух. Детям предлагается внимательно вслушиваться и   определять,   в   каком   слове   есть   загаданный   звук.   Если   в   слове   есть загаданный звук, то дети хлопают в ладоши, или поднимают правую руку. Игра   «Кто   внимательнее?»   Цель   её:   активизация   словаря,   автоматизация разных   звуков.   Детям   сидящим   за   столами,   предлагаю:   «Сейчас   покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку» Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука [c]: санки, стакан, сумка, слон и т.д. Педагог: «Правильно все эти слова начинаются со звука [c]. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком. Большое значение имеют игры на активизацию артикулярной моторики. Ведь для формирования правильного артикуляционного уклада нужного звука требуется   координированная,   четкая   работа   всех   подвижных   частей артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Вот пример таких упражнений: «трубочка» ­ сделать губы трубочкой; «улыбочка» ­ растянуть губы в улыбке; «хоботок» ­ вытянуть губы хоботком и сжать; «причесать» верхними губами нижнюю губу, или верхнюю губу; «воронка» ­ втянуть губы в рот; «полоскание» ­ надуть щеки и полоскать рот воздухом; «пушка» ­ надуть щеки, выпустить воздух через неплотно сжатые губы; «пробка» ­ надуть щеки, резко разомкнуть губы; «уколы» ­ колоть щеки изнутри кончиком языка; «лопатка» ­ открыть рот, выложить широкий язык на нижнюю губу; «иголка» ­ открыть рот, выдвинуть узкий язык вперед; «чашечка»   ­   широко   открыть   рот,   поднять   кверху   переднюю   часть   и боковые края языка, не касаясь зубов; «грибок» ­ открыть рот и присосать язык к нёбу; «столбик» ­ открыть рот, кончик языка упереть в область за передними зубами и подержать несколько секунд; «маятник» ­ рот приоткрыть, улыбнуться и передвигать кончик языка из одного угла в другой; «качели»   ­   открыть   рот,   языком   тянуться   по   очереди   к   носу   и подбородку; «варенье»   ­   рот   полуоткрыть,   облизывать   кончиком   языка   губы   по очереди; «лошадка» ­ открыть рот, присосать язык к нёбу, пощелкать несколько раз. Такие упражнения нужно проводить легко, без напряжения, небольшими порциями,   дети   не   должны   уставать.   Эффективна   в   этом   отношении   игра «Зеркало», где педагог предлагает детям стать своим отражением и повторять за   ним   все   движения,   где   он   чередует   артикуляционные   с   различными упражнениями. К играм подготавливающим речевой аппарат можно отнести и игры на развитие дыхания и голоса. Игра «Одуванчик». Цель: развитие длительного плавного   выдоха.   Активизация   мышц   губ.   Воспитатель   просит   каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть нужно так, чтобы слетели все пушинки. «Вьюга». Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц   губ.  Дети,   сидящие   в   ряд,  изображают   вьюгу,   воющую   в   ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» тихо говорят: «У­у­у…»; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят «У­у­у…»; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2­3 раз.  В этом  случае  удобны  словесные   указания  заменить   дирижированием: плавное движение вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз ­ дети говорят тише.

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".

Консультация для воспитателей "Речевые игры как один из способов формирования ЗКР у ребёнка- дошкольника".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2017