Консультация для воспитателей "Работа по формированию грамматически правильной речи у ребёнка - дошкольника".

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 06.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал предназначен для воспитателей детских дошкольных учреждений. В нем описываются наиболее распространенные грамматические ошибки детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в словообразовании, словоизменении, а также в способах построения простых и сложных предложений . В статье даны рекомендации по планированию и проведению игр с грамматическим содержанием в разных режимных моментах.
Иконка файла материала Грамматические значения.doc
I  Грамматические  значения   – это   значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое   значение   слов,   из   которых   она   состоит,   надо   ещё   понять грамматические отношения между этими словами. Ребёнок может, например, понимать   лексический   смысл   слов   вишня,   посадить,   но   не   знать   смысла грамматических   форм,   употребленных   в   предложениях:   «вишня   посажена» или   «вишню   посадят»;   не   понимать   смысла   формы   именительного   падежа существительного и краткого страдательного причастия. Надо сказать, что если   смысл   грамматических   форм   остается   ребенку   непонятен,   он   будет затрудняться   и   в   понимании   высказываемых   в   предложениях   мыслей. Трудность   обучения   грамматическим   значениям   родного   языка   в   том,   что обучающий   (воспитатель)  сам   не   осознает   этих   значений,   употребляет   их интуитивно,   усвоив   в   процессе   естественного   восприятия   родного   языка. Поэтому важной заботой воспитателя, родителей должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы языка и проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека (хотя, повторяю, процесс этот протекает бессознательно!). И если он тормозится неумелым   обучением,   интеллектуальное   развитие   ребенка   задерживается. Ребенок,   не   усвоивший   грамматического   строя   родного   языка   до   школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала. В основном дети усваивают идею о наличии в языке грамматических значений  и овладевают   ими  в  меру  педагогического  таланта  воспитателей, которые представляют образцы грамматических форм. Но если ребенок не направлен вовремя на путь интуитивного понимания грамматических форм в речи, то он не будет делать ошибок, и не будет усваивать грамматические нормы – он чаще всего будет просто молчать. Поэтому, следует подчеркнуть, что   правильное   формирование   грамматических   навыков   может   быть обеспечено при правильном подходе к речевому воспитанию, при сочетании 1разных форм работы с детьми: на занятиях и музыкальных в том числе, на прогулке, в играх, дежурстве и так далее. Малышу   предстоит   освоить   богатство   родного   языка,   способы построения простых и сложных предложений (синтаксис); системы склонения и   спряжения,   формы   словоизменения   (морфологию);   средства   и   способы образования слов (словообразование).  II А сейчас приведу примеры грамматических ошибок в речи детей, которые нам   говорят   о   том,   что   дети   пока   еще   не   усвоили   речевой   нормы,   хотя понимают смысл грамматических форм. 1. Грамматические ошибки в  словообразовании: Дети образуют «свои» слова по аналогии с теми, которые освоили.         течь /  «В лесу дождик все закапая, такая капь везде» (4 года).             «От солнышка тепь пошла». бег /    «Надоел мне этот сид,     пойду бегать» (3,5 года). певун /  «Коля – чистун, хороший мальчик» (4 года 2 месяца).  краснота / «Фу, здесь всё грязнота» (3,5 года). воспитатель  /     «думатель   этот   дядя»,   «говоритель   по   телевизору   сказал», «вставитель» (4 года).    храбрость  /   «Какая сладкость эта груша» («плохость», «умность») /4,5 года/ сидение /  «спание», «боление». прибить /  «примолоточить», «прикулачил».                    «Бобик прилаял во двор» (с лаем прибежал во двор)                   «Черепаха не ела, а потом заела».                   «Бабушка зарассказывай  сказку»,(3,5 года) подберезовик /  «А подтсополики   бывают?». Примером много. Нет ребенка, который не творил бы слова. (Чуковский К. «От 2 до 5»). Взрослые понимают грамматический смысл новообразований, потому что приставки, суффиксы, употреблены осмысленно, но ошибки в том, 2что дети ещё не помнят, с какими корневыми морфемами употребляются в речи эти аффиксы. 2. Грамматические ошибки в словоизменении. 1) смешение форм множественного числа существительных: вместо окончания ­а   (­я)     дети   произносят     ­ы   (­и).   Например:   «столы»,   «домы»,   «окны», «поезды», «человеки». 2) окончания родительного падежа множественного числа существительных: ­ов   (­ев)   по   типу   столов:   «этажов»,   «карандашов»,   «книгов»,   «девочков», «мышов», «дверев», «лошадёв». 3)   окончания   предложного   падежа   единственного   числа   неодушевленного существительного «в лесе», «в носе», «в роте». 4)   склонение   несклоняемых   существительных   «был   в   кине»,   «поехали   за пианином», «пуговицы на пальте» и т.п. 5)   отсутствие   чередований   согласных   в   корнях   прилагательных   при сравнительной степени: «твердее», «чистее», «гладчее». 6)   несклонение   числительных:   «Собака   с   пять   щенят»,   «Курица   без   два цыпленка». 7) спряжении глаголов: давать –   «даваю», ехать–   «ехаю», «ехай», бежать– «бежу», «бежи», «искать–  «искаю», «искай».   Как   же   должен   воспитатель   относится   к   ошибкам   в   детской   речи? Допущенную   ребенком   ошибку   повторять   не   следует.   Надо   дать   образец правильной   формы   и   попросить   малыша   повторить   его.   В   эмоционально насыщенном   разговоре   внимание   на   ошибке   не  фиксируется  (после).  Надо помнить,   что   меньше   всего   ошибок   делают   дети   малоактивные.   Мы   уже поняли, что дети используют, заимствуют грамматические средства из речи   является   образец   правильной взрослого.   Поэтому   основным   приемом   грамматической формы, который дает воспитатель. Самостоятельные новые формы дети образуют по аналогии с образцом. Задания и вопросы педагога не должны провоцировать ошибку. Дать домашнее задание педагогам, музруку (к 3педсовету). Записать и проанализировать ошибки, которые встречаются в речи детей своей возрастной группы, используя ТСО.   III Воспитателя надо организовывать регулярно специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием: как часть речевого  занятия в основном это II или III ч., так и игры во вторую половину дня индивидуально, либо с подгруппами детей. Обязательно при этом используется наглядный материал   –   предметы,   игрушки,   картинки.   Планировать   проведение   игр   с грамматическим   содержанием,   надо   в   комплексе   со   всей   воспитательно­ образцовой работой.  Например во 2 младшей группе упражняя детей в правильном употреблении названий   детенышей   животных   (игры   «Кто   у   кого?»,   «Кто   поет?») воспитатель   проводит   наблюдения   за   животными,   детенышами,   читает, рассказывает о том как животные заботятся о малышах (кормят, оберегают, играют),  каковы   повадки,  движения,  показывает   картинки.  Такая   работа   в системе, комплексе дает ребенку осознанное усвоение речевых умений. В   средней   группе   мы   учили   детей   правильно   называть   предметы   посуды точно. Это детям знакомо: чашка, блюдце, тарелка. Но есть и такие, которых дети   ещё   не   знают:   салфетница,   хлебница,   сахарница,   сухарница,   супница. Чтобы новые слова запомнились, детей надо многократно поупражнять в их использовании. И надо обратить внимание на способ образования этих слов: хлеб – ница, сахар – ница. А при этом хорошо дидактическое упражнение «Поможем Тане» (помочь девочке правильно разложить продукты в нужную посуду при этом называя) Задача воспитателя ввести их в активный словарь. А далее в игре «Магазин» закрепить названия посуды, когда продавцу надо правильно   сказать,   как   называется   предмет   и   зачем   он   нужен.   Здесь воспитатель   может   и   закрепить   такие   слова   как   солонка,   масленка. «Запомните: сухарница, хлебница, но солонка, масленка – не ошибайтесь». Игры   и   упражнения   с   небольшими   подгруппами   в   решении   этой   задачи незаменимы. При отборе материала для игр и упражнений важно, чтобы дети 4не   просто   запомнили   грамматическую   форму,   но   и   освоили   правило словоизменения, например: правильно выбрать окончание существительного в родительном падеже множественного числа (пол – полы – полов; стол – столы – столов, но стул – стулья – стульев, колос – колосья – колосьев). Хорошо помогает   детская   игра   «Чего   не   стало»   (ср.   гр.)   («Матрешек,   пирамидок, лошадок, ленточек» – по две (пары), но флажков, грибков, шариков и т.п.) В этой игре дети учатся правильно изменять слова.            Учить детей самостоятельно образовывать трудные формы слов можно   Читая   в   старшей   группе и   с   помощью  упражнений   на   подбор   рифмы.  английскую народную песенку в переводе  С. Я. Маршака «Даю Вам честное слово», спрашивает: Любят ли свинки ботинки, носят ли чулки? И предлагает сочинять  всем   вместе,  можно  читать  стихотворение  и  по   ходу  показывать соответствующие картинки.  «Даем честное слово: вчера в половине шестого Мы могли видеть сорок без (ботинок) и (чулок), И щенков без (носков), И синичек без (тапочек) и (рукавичек). В таких упражнениях дети играя словами и не заметили, как легко и просто запомнились трудные формы слов. Однако, просто многократное повторение грамматической формы не гарантирует ещё, что в дальнейшем ребенок будет   правильно. систематических говорить грамматических   форм   происходит   тогда,   когда   у   ребенка   возникает   Эффективное   усвоение   ориентировка на звуковую сторону слова, поэтому в методике разработаны словесные детские игры с правилами; их надо использовать. Например, в игре «Теремок»   двери   домика   не   открываются,   если   неправильно   говорят,   кто пришел; в игре «Поручение» сказочный персонаж не выполняет поручение, если   попросили   его   неправильно.   Хорошо   воспитателям   в   играх 5предусматривать проблемные ситуации. В таких играх и упражнениях дети приобретают грамматические знания и умения как бы помимо сознания. Но 5­ летние  дети  способны осознавать  и  конкретные  грамматические  правила  и нормы   разговорной   речи.   Детям   надо   объяснять,   что   слово   «хотеть» изменяется по­разному, зависит от того говорим ли мы об одном человеке или о многих: я хочу, ты хочешь, он хочет, но мы хотим, вы хотите, они хотят. Детям   старшей   группы   надо   объяснять,   что   есть   слова,   которые   не изменяются: пальто, кофе, какао, пианино, метро, кино, кенгуру. Эти слова надо запомнить. Помогают в этом игры, например «Исправь ошибки!». Кукла «составляет»   предложения,   а   дети   находят   и   исправляют   ошибки:   «На пианине  лежит карандаш», «В чашке налит кофий», «Я люблю какау», «Дети вышли из кина», «На радиве  стоит ваза». Можно использовать загадки: «Без языка живет, не ест, не пьет, а говорит и поёт» (радио). «Черный, горячий, молоком закрашенный, в чашки разлитый» (кофе). «Из ольхи я и из дуба, во рту   белые,   черные   зубы,   к   нам   притронься   и   польются   звуки   музыки чудесной»   (пианино).   «Меня   надевают,   застегивают,   носят,   а   летом укладывают спать» (пальто). Надо знакомить ребят и с тем, когда правильно употреблять   слова  одеть,   а   когда  надеть  :   одеть   –   кого?,   надеть   –   что?. Практическая часть  –  какое слово нужно сказать? «Взяли ребята лопаты и санки, шубы (одели, надели) и шапки ушанки». «Нынче   день   такой   хороший,   тучки   в   небе   ни   одной,   он   ворчит:   (надень, одень) калоши, будет дождик проливной». «А брату Саше третий год –  его умой, (одень, надень)! Уходит мама на завод – сиди с ним целый день» «Мама песню напевала, (одевала, надевала) дочку, одевала – надевала белую сорочку. Мама песенку допела, мама девочку (одела, надела)!»    «Бригадир Сергей Кузьмич лучше всех (кладет, ложит) кирпич». «Телефон опять звонит, от него в ушах звенит». «Жил человек рассеянный…. 6Сел он утром на кровать……. надевать…». Очень   важна   для   развития   грамматического   строя   речи   работа   по ознакомлению   детей   со   способами   словообразования.   Чтобы   овладеть лексическим богатством языка, ребенок должен научиться  понимать смысл, заложенный в словах. А это невозможно без понимания того, как образуются слова.   Поэтому   способами   словообразования   обучают   со   средней   группы (названия детенышей животных, предметов посуды, профессий (ст. гр.). На этом останавливаться не буду, увидим на открытом занятии в старшей группе. Ст.   дошкольников  обучаем     способам   образование   названий   людей   по профессиям. Эти названия образуются от точки всех частей речи при помощи суффиксов, приставок: каменщик, закройщик. Можно использовать  игры – загадки, в которых использовать  прием моделирования: воспитатель (дети) изображают   действия,   той   или   иной   профессии   (игру   на   музыкальных инструментах),   а   по   этим   действиям   определяют,   кто   это?   (пианист, гитарист…) Здесь важно воспитателю правильно оценивать ответы детей. В конце года в старших, подготовительных группах хорошо проводить задания творческого характера: придумать имя  щенку, игрушке, персонажу, название волшебного  городка,  деревни.  Такие  задания открывают  свободу  речевому творчеству. Воспитатель руководит, предлагает образец, подсказывает. Для развития словотворчества можно использовать и прием договаривания детьми слов при чтении стихотворения Ю. Тувима «Про пана Трулялянского» (стр. 174). Такие игры словесные начинаются с простых манипуляций со словами и постепенно переходит к его смысловым тайнам. Простейшая форма создания –   это   прибавление   после   каждого   слога   в   слове   одного   и   того   же звукосочетания.   Детские   писатели,   поэты   любят   такую   игру.   Вот   К. Чуковский рассказывает  банальную историю о том как мышка убежала от кошки. Автор придумал окончание ауси. Дети увлекаются подобными играми, 7доискиваются до смысла слов. К. И. Чуковский в книге «От 2­х до 5­ти» показывает игру в слова сына с матерью: «Я говорю: Сынуля. Саша отвечает: Мамуля. Я.Сашок. Саша. Мамок. Я. Сашенция Саша. Маменция. Маривенция». Игры в слова и со словами вводят ребенка в стихию языка и раскрывают ему законы   языковой   гармонии.   У   старших   дошкольников   надо   формировать умение подбирать однокоренные слова: придумывать от слова   «лес» много новых,   но   похожих   слов   (лесок,   лесочек,   лесничий,   лесная,   лесовичок, перелесок).   Образуйте   слова   от   слова   «снег»   (снежная   баба,   снежок, подснежник).   От   слова   «весна»   (весенний,   веснянка,   веснушки).   От   слова «веселый» (весело, весельчак, веселиться, веселье) и т.д. В заключении хочу сказать: главное, чтобы дети регулярно сталкивались с проблемными ситуациями в языковой действительности, чтобы получали от взрослого   образец   правильного   решения   задач.   И   ещё   раз   напоминаю: «Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво!» Старайтесь чтобы дети понимали все богатство русского языка и литературы: метафоры, сравнения, эпитеты и др. языковые средства. И чтобы, понимая, они могли уже делать простейшие переносы своих маленьких практических познаний. И тогда в речи он поймёт, что «с  помощью родного языка можно творить   чудеса»   (К.   Паустовский).   Я.   Корчак   писал,   что   родной   язык   не должен быть просто придуманным сводом правил и нравоучений. Это воздух,   этой   задачи   помогут   и которым   дышит   детская   душа.   В   решении   разнообразные   формы     малого   фольклора:   потешки,   загадки,   считалки, дразнилки, перевертыши и т.д. Важно, в зависимости от текста, продумать 8вопросы   речевого   поискового   характера;   тогда   активно   развивается творческая речь, мышление и воображение детей. Рекомендовать книги: Л.Б.  Фесюкова  «От   трех   до   семи»  Харьков «ФОЛИО»,  1996  г.      Гл.    14 «Развиваем красивую устную речь ребенка» стр.148. Л.Е. Стрельцова «Литература и фантазия» Москва, «Просвещение», 1992 г. Журнал «Домик воспитателя» №8, 1998 г.   Е. Карельская «Поможем Буратино заговорить» – работа над словарем и грамматическим строем речи» стр. 62. 9