Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".
Оценка 4.7

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".

Оценка 4.7
Лекции +3
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
22.05.2019
Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".
В этой статье речь идет о роли народной педагогики в воспитании подрастающего поколения. Приводятся конкретные примеры из жизни школы. Материал может быть полезен тем, кто занимается организацией воспитательных мероприятий, уделяет особое внимание духовно - нравственному воспитанию учащихся. Работу можно использовать при подготовке выступления на данную тему.
роль народной педагогики статья.doc
Роль народной педагогики и этнических традиций в воспитании подрастающего поколения. Обычаи старше законов и эффективнее их. И. И. Валеев              Вопрос   воспитания   подрастающего поколения является одной из ключевых проблем,  стоящих  перед   каждым  родителем,  обществом  и   государством   в  целом. Нравственные   изменения,   с   которыми   встретилось   наше   общество   в   результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков   и   молодёжь.   Подрастающее   поколение   не   обладает   сформированной культурой   и   поэтому   как   губка   впитывает   не   только   положительные,   но   и отрицательные   стороны   сегодняшней   жизни.   В   связи   с   этим   проблемы   духовно­ нравственного   воспитания   относятся   на   данный   момент   к   самым   острым   и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.       Все мы знаем, что невозможно воспитывать духовно – нравственного человека без привития ему любви к  национальным традициям, к духовной культуре прошлых лет. Знакомство   с   жизнью   и   деяниями   знаменитых   соотечественников   на   конкретных примерах даёт возможность представить и понять как велико значение их служения народу   и   обществу.   Наши   ученики   воспитываются   на   примерах   наших   земляков: поэта   –   импровизатора,   первого   народного   сэсэна   Ф.   Давлетшина,     первого партийного   работника   среди   башкир,   работавшего   в   стенах   Кремля   З.   Нуриева, простых тружеников села, патриотов своего края.          Гармоничное   духовное   развитие   личности   школьника   и   привитие   ему основополагающих   принципов   нравственности   осуществляется   на   основе религиозных,   патриотических,   культурно­исторических   традиций   России   и Башкортостана.   Обучающиеся   вместе   с   учителями,   руководителями   кружков, воспитателями   лагеря   дневного   пребывания   «Возрождение»   изучают   историю возникновения села, быт и обычаи своего народа, культуру взаимоотношений татар и башкир,   живущих в мире и согласии. Сельские педагоги не понаслышке знают об особенностях земледелия, животноводства, пчеловодства, садоводства, ведь они сами были воспитаны в народных традициях, с детства приучались к труду. Эти знания и навыки   помогают   им   передавать   опыт   предыдущих   поколений   через   конкретные, практические   виды   деятельности.   Учителя   с   детьми   ухаживают   за   пришкольным участком и яблоневым садом. На   уроках технологии учащиеся осваивают секреты вышивания   народных   узоров,   изготовления   картин   с   использованием   народных материалов (береста, рогоза, ивовые прутья, солома, крупы и т. д.). Можно сказать, учителя   нашей   школы,   вместе   с   тем,   что   осваивают   новые   образовательные стандарты, инновационные методы обучения и воспитания, не пренебрегают  опытом народной   педагогики.   Я   считаю,   что   именно   народная   педагогика   способствует формированию   духовно   –   зрячего,   сердечного   и   цельного   человека   с   крепким характером, с чутким сердцем, со  стремлением к совершенству. Приобщение к культуре  должно воплощаться  в творчестве ребенка, в творении им     «культурных   продуктов».   Через   приобщение   к   культурному     творчеству формируется   личность   ребенка,     ибо   культура   есть   содержание   личности.   Этот процесс   приобщения     возможен   на   любых   уроках.   Любой   урок   можно   провести творчески,   любое   внеклассное   или   внешкольное   занятие   обязательно   будет   иметь творческое начало. В нашей школе традиционными стали такие творческие конкурсы, как выставки работ кружковцев, выпуск электронной школьной газеты «Соколы» на татарском языке, конкурс классных уголков, написание сочинений о мамах и папах, бабушках   и   дедушках,   любимых   учителях.     На   районном   уровне   это   участие   в конкурсе   творческих   проектов,     в   конкурсах   научно­   исследовательских   работ «Дорогами Отечества», «Страна заповедная ­ Башкортостан» и т. д.      Ещё одна сильная сторона народной педагогики, используемая в нашей работе, это –   воспитание   подрастающего   поколения   на   основе   устного   народного   творчества. Народные сказки   воспитывают ребенка в традициях своего народа, сообщают ему основанное  на  духовно­нравственных   народных  воззрениях  видение  жизни.   Такая форма работы в становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима, она исподволь учит и показывает  на доступных детям примерах ключевые  моральные ценности и ненавязчиво формирует его образ поведения в обществе.  В связи с этим, в нашей школе учителя – словесники ежегодно проводят конкурсы на лучшее знание и на лучшее продолжение народных сказок, на лучшую иллюстрацию к прочитанной сказке.   Обучающиеся   школы   систематически   участвуют   на   республиканском конкурсе   юных   сказителей   народного   эпоса   «Урал  ­  батыр»,  на   республиканском конкурсе « Здравствуй, здравствуй, сказка!»         Жизнь в изменяющихся условиях поликультурного образования  требует умения решать   постоянно     возникающие   новые,   нестандартные   проблемы,   выдвигает повышенные   требования   к   коммуникативному   взаимодействию   и   сотрудничеству. Взаимодействие ребенка с окружающими людьми является   важным фактором его социального   и   личностного   становления.   Недостаточность   речевого   общения     с окружающими     является   первопричиной     дисгармонии     психического   развития ребенка.   Поэтому   необходимым   условием   социализации   детей   является сформированная     полноценная   речевая     коммуникация.   Первые   уроки   общения ребенок   получает   непосредственно   от   матери.   Звучание   родной   речи,   мелодия колыбельной   песни,   первые   услышанные   сказки,   мамины   считалочки   закладывают фундамент   для   дальнейшего   развития   речевой   коммуникации.   Ребенок   учится   у родителей, братьев и сестер различать интонации. Через родной язык он постигает великую силу слова. Когда ребенок приходит в школу, на   уроках развития речи и чтения учителя­ словесники закрепляют с детьми знания о том, что с помощью слова можно   познакомиться,   приласкать,   прогнать,   огорчить,   согреть,   обидеть,   словом можно   приласкать,   ободрить,   пожалеть   и   т.д.   Учителя   предлагают     школьникам (любого   возраста   и   класса!)   поиграть   в   «пожелания»,   когда   ученики   должны высказывать  друг другу свои напутствия, приветствия, поздравления. Это   ­             Использование   на   уроках   родного   языка   и   литературы,   русского   языка   и литературы   народных   пословиц   и   поговорок   также   плодотворно   влияет   на формирование речевой коммуникации. Не менее важно у учащихся  развивать умение понимать   настроение   собеседника,   чувствовать   его   состояние   и   выражать   свое настроение. В народной педагогике татар и башкир существует множество разных жанров, направленных на формирование эмоционально настраивающих тактик; таких, как   привлечение,   поддержание,   отвлечение   внимания,   получение   позитивных впечатлений.     благопожелания,   приветствия,   напутствия,   частушки, колыбельные   песни,   народные   сказки,   считалочки.   На   их   основе   дети     учатся выражать свои чувства. Вот, что писал об этом Г. Н. Волков: «Народная педагогика свято верит в силу слова и сказочно богата словесными приемами воздействия. Я их насчитал   около   пятидесяти.   Есть   среди   них   действующие   на   чувства,   сознание, поведение, есть морально подавляющие, есть возвышающие: совет, намек, назидание, заклинание, обещание, обязательство, упрек, укор, уговор, завет, заповедь, проповедь, благословение, завещание, клятва, проклятие… Среди   крестьян и их детей до сих пор   эти   средства   очень   действенны»[1;   34].     Действительно,   сельские   дети   и   на сегодняшний   день   воспитываются   на   словесных   приемах   воздействия.     По   моим личным   наблюдениям   особую   силу   воздействия   среди   татар   и   башкир   имеют благословение (хәер ­ фатиха), обязательство, назидание, совет старших (бабушек и дедушек),   заповедь   (чего   категорически   делать   нельзя   и   что   нужно   необходимо исполнить), завещание (последнее слово, пожелание, просьба или воля умирающего), клятва, проклятие. Эти средства воздействия  можно использовать и в современной школе   для   подготовки   молодежи   к   семейной   жизни,   для   ознакомления подрастающего   поколения   с   национальными   традициями   взаимоотношений   между родителями   и   детьми.   [1;   244].   На   уроках   родных   языков,   внеклассного   чтения необходимо знакомить учащихся с легендами, притчами. Н. К. Рерих полагал, что, читая   легенды,   молодежь   научится   мечтать.   «Это   великое   качество,   ибо   оно наполняет   сердце   лучшими,   мощными   огнями.   Этими   огнями   сердца   молодежь познает истину». Также необходимо своевременно закреплять этикетные формулы выражения   отказа   в   некоторых   ситуациях   (при     необходимости   отказаться   от курения,   дурного   поступка,   подозрительных   предложений,   угрожающих   своему   и чужому здоровью). В этом направлении воспитательную работу традиционно ведут классные     руководители,   они   в   курсе   всех   изменений   настроения,   поведения, поступков ребенка,  находятся в постоянной связи с родителями.             Мы, учителя и родители, не должны допустить, чтобы материальные ценности доминировали над духовными, чтобы у детей искажались представления о доброте, милосердии,   великодушии,   гражданственности.     Нам   необходимо   возродить преемственность поколений. Равнодушие, эгоизм, индивидуализм, немотивированная агрессивность,  неуважительное   отношение   к   государству   процветают   там,  где   нет связи   поколений,   теплого   семейного   очага,   где   никогда   не   звучала   мелодичная колыбельная матери, не рождались фантастические образы от рассказанной на ночь сказки. Именно семья является для ребёнка единственным местом получения опыта социального   взаимодействия.       Испокон   века   воспитание   доброго   нрава   ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялись образом жизни отца и матери; тем, насколько сами родители могли показать своему чаду добрый пример. Без примера  и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут представители всех религий мира. Священник Александр Ельчанинов сказал: “Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей, живущих большой внутренней жизнью”. А вот что писал М. Карим по этому поводу: «Мне не нравится, когда старшее поколение говорит о молодых плохо. Лучше бы подумали, отчего она такая и кто, как не мы, их отцы и матери, за них в ответе».   Именно   поэтому   сегодня   как   никогда   актуальны   вопросы   укрепления семейных ценностей и сотрудничества  семьи и школы. « Если мы допустим духовное растление детей, это погубит нас всех: нации, республики, все слои общества»[5; 120].   Отрадно   то,   что   многие   семейные   традиции   не   потеряли   в   народе   свою значимость и сегодня. Более того, учителями школы проделывается огромная работа «по воскрешению отдельных норм, утерявших свой образ в массовом сознании» [2; 73].   Это,   в   первую   очередь,   воспитание   уважения   к   главе   семьи,   во   –   вторых, осуждение безбрачия, однополых браков, в третьих – забота родителей о детях и взрослых   детей   о   престарелых   родителях.   По   данным   направлениям   классными руководителями   проводятся   круглые   столы,   диспуты,     общешкольные     классные часы, родительские собрания и многое другое.          Таким образом, система воспитания подрастающего поколения в нашей школе представляет   собой   сочетание   традиционных,   народных   форм   с   современными интерактивными технологиями, позволяющими активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные. Возрождается  в  школе   Тимуровское   движение,  направленное   на  оказание   помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается. В школе   проводятся   акции   «Забота»,   «Милосердие».   Старшеклассники   принимают участие в местной акции «Чистое село», «Родник». Хочется сказать и о нашем школьном краеведческом уголке, который пополняется экспонатами и материалами, силами ребят и педагогов.  Знание   истории   своего   края   обогащает   духовно,   развивает   чувство   патриотизма, гордости за свой народ.  Проектная   деятельность   школьников   по   изучению   своей   семьи,   составление генеалогического изучению истории родного края, истории названия улиц нашего города, важных исторических событий в истории родного края также играет важную роль в формировании патриота своей страны. дерева     семьи;   Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права. В   школе   проходят   дни   профилактики   правонарушений   и   безнадзорности несовершеннолетних,   где   ребята   могут   побеседовать   с     представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками.   В школе стало традицией проводить мероприятия по темам:  ­ «Права детей – забота государства», ­ «Символы России»,  ­ «Конституция – основной закон государства»; ­ правовые олимпиады; Все   эти   мероприятия   повышают   интерес   учащихся   к   истории   Отечества,   дают понимание   значимости   роли   простого   человека   в   исторических   событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма. В   школе   активно   действует   ДЮО   «Озарение».   Ребята   являются   инициаторами проведения   акций,   школьных   праздников   и   спортивных   мероприятий.   Ребята   с огромным удовольствием и энтузиазмом проводят Дни самоуправления, шефствуют над младшими школьниками. О своей работе более подробно расскажут они сами.  Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива.  Они организуют общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, проводят классные часы, уроки мужества,   организуют   встречи   с   ветеранами   и   военнослужащими,   проводят виртуальную экскурсионную работу по памятным  и историческим местам, знакомят учащихся с памятниками культуры, заповедными уголками родного края.  В рамках ДЮО «Озарение» действует агитбригада «Единство», пропагандирующее и агитирующее соблюдение ПДД. Ребята знакомят обучающихся 1­ 4 классов с ПДД, проводят   с   ними   разные   игры,   викторины.   Они   с   удовольствием   готовятся   к районному конкурсу «Светофор»  и занимают призовые места: 2009 – 1 место, 2013 – 2   место,   2014   –   1   место.   У   ребят   есть   свой   кабинет,   ежегодно   пополняется методическая   база,   обновляется   атрибутика.   Юидовцы   гордятся   своей   работой, поэтому   данное   направление   следует   развивать,   находить   новые   идеи.   Ведь, научившись   работать  в  коллективе,   дети  научатся   жить  в  обществе.  Ради  общего результата, ради успеха обучающиеся стараются быть терпимее друг к другу, учатся прислушиваться   к   мнению   окружающих,   совместно   принимать   решения,   грамотно отстаивать свою точку зрения. Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет  нам на смену.  Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих   творить,   трудиться,   а   если   надо,   то   и   защищать   Отечество,   ­  эта задача всегда была и будет для нашей школы одной из главных.

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".

Статья "Народная педагогика в воспитании подрастающего поколения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2019