Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"
Оценка 4.7

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
Детсад
02.03.2018
Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. Задачи: Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником. Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
консультация экспериментирование.doc
"Опытно­экспериментальная деятельность в жизни дошкольника. Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности". Консультация для воспитателей.  Автор: Лукаш Юлия Павловна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 31 «Теремок»" Цель:  расширение   знаний   педагогов   о   развитии   познавательного   интереса   и познавательной   активности   детей   дошкольного   возраста   средствами экспериментальной деятельности. Задачи: Расширять   знания   педагогов   о   значении   экспериментирования   в   развитии   детей дошкольного возраста Формировать   представления   о   правильной   организации   экспериментирования   с ребенком­дошкольником. Уточнить   знания   педагогов   о   наполняемости   уголков   экспериментальной деятельности. Ход консультации. Термин   «экспериментирование»  понимается   как   особый   способ   духовно­ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в   которых   предметы   наиболее   ярко   обнаруживают   свою   сущность,   скрытую   в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать   в   своем   сознании   картину   мира,   основанную   на   собственных наблюдениях,   опытах,   установлении   взаимозависимостей,   закономерностей   и   т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие   учебного   материала   по   ознакомлению   с   природными   явлениями,   с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п. Ребенку­дошкольнику   по   природе   присуща   ориентация   на  познание   окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном   возрасте,   познавая   окружающий   мир,   он   стремится   не   только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска   объектов   окружающей   действительности   и   возможность   самому   достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно­логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой   на   наглядно­действенные   и   наглядно­образные   способы   познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно­научного   явления   и   обобщить   полученные   действенным   путем результаты,   сопоставить   их,   классифицировать   и   сделать   выводы   о   ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.  Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта   или   явления   действительности;   развиваются   способности   ребенка   к определению   проблемы   и   самостоятельному   выбору   путей   ее  решения;   создается субъективно­новый продукт. Экспериментирование как специально­организованная деятельность   способствует   становлению   целостной   картины   мира   ребенка дошкольного   возраста   и   основ   культурного   познания   им   окружающего   мира. Прослеживание   и   анализ   особенностей   «поведения»   предметов   в   специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.  Деятельность   экспериментирования   способствует   формированию   у   детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает   как   своеобразный     исследователь,   самостоятельно   воздействующий различными   способами   на   окружающие   его   предметы   и   явления   с   целью   более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином   законе   или   явлении.   Такое   экспериментирование   является   ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.  Методические   рекомендации   по   проведению   занятий   с   использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина,   С.Н.   Николаевой.   Данными   авторами   предлагается   организовать   работу таким   образом,   чтобы   дети   могли   повторить   опыт,   показанный   взрослым,   могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя  результат опытов.   При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный  характер. Экспериментирование  не становится самоценной деятельностью,   так   как   возникает   по   инициативе   взрослого.   Для   того,   чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Назначение   воспитания   и   обучения   по   программам   нового   поколения   состоит   в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3­х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры   на   наглядность,   поэтому   они   в   подавляющем   большинстве   случаев   не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. После   5   лет   начинается   этап,   когда   детская   деятельность   расходится   по   двум направлениям:   одно   направление   ­   превращается   в   игру,   второе     ­   в   осознанное экспериментирование. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления   и   обобщить   полученные   действенным   путем   результаты,   сопоставить   их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Из   всего   вышеизложенного   можно   сделать   вывод,   что   для   детей   дошкольного возраста   экспериментирование,   наравне   с   игрой   является   ведущим   видом деятельности. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской  деятельности: ­ эвристические беседы ­ постановка и решение вопросов проблемного характера ­ наблюдения ­ моделирование (создание моделей об изменениях в неживой  природе) ­ опыты ­ фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности ­ «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы ­ подражание голосам и звукам природы ­ использование художественного слова ­ дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие  ситуации ­ трудовые поручения, действия Структура детского экспериментирования. Как   и   любая   деятельность,   деятельность   экспериментирования   имеет   свою структуру: Цель:  развитие   умений   ребенка   взаимодействовать   с  исследуемыми   объектами   в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3)   освоение   методов   познания;   4)   развитие   причинно­следственных   связей   и отношений Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах Мотив:  познавательные   потребности,   познавательный   интерес,   в   основе   которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте   познавательный   интерес   имеет   направленность:   "Узнать   ­   научиться   ­ познать" Средства: язык, речь, поисковые действия Формы: элементарно­поисковая деятельность, опыты, эксперименты Условия:  постепенное   усложнение,   организация   условий   для   самостоятельной   и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Последовательность детского экспериментирования. Педагогам представлены слова:  выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования. Правильным ответом:  Проблемная ситуация.  Целеполагание.  Выдвижение гипотез.  Проверка предположения.  Если   предположение   подтвердилось:   формулирование   выводов   (как получилось)  Если   предположение   не   подтвердилось:   возникновение   новой   гипотезы, реализация   ее   в   действии,  подтверждение   новой   гипотезы,   формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось). В процессе экспериментирования   ребенку  необходимо ответить на следующие вопросы:  Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? Примерная структура занятия  ­ экспериментирования 1.Постановка   исследовательской   задачи   в   виде   того   или   иного   варианта проблемной ситуации. 2.Уточнение   правил   безопасности   жизнедеятельности   в   ходе   осуществления экспериментирования. 3.Уточнение плана исследования. 4.Выбор   оборудования,   самостоятельное   его   размещение   детьми   в   зоне исследования. 5.Распределение   детей   на   подгруппы,   выбор   ведущих,   помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. 6.Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Содержание уголков экспериментальной деятельности. Задачи   уголка:  развитие   первичных   естественнонаучных   представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение,   обобщение,   классификация,   наблюдение);   формирование   умений комплексно обследовать предмет. В   уголке   экспериментальной   деятельности   (мини­лаборатория,   центр   науки) должны быть выделены: 1)   место   для   постоянной   выставки,   где   размещают   музей,   различные   коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.) 2) место для приборов Место для хранения материалов (природного, "бросового") 3) место для проведения опытов 4)   место   для   неструктурированных   материалов   (песок,   вода,   опилки,   стружка, пенопласт и др.) Оборудование для исследовательской деятельности 1. Прозрачные и непрозрачные емкости. 2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного  размера, резиновые перчатки. 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 4. Резиновые груши разного размера. 5. Пластиковые, резиновые трубочки. 6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели. 7.  Пластиковые контейнеры. 8. Рулетка, линейка. 9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,  термометр. 10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки. 11. Цветные прозрачные стеклышки. 12. Лупы, зеркала, магниты. 13. Лопатки, грабли, лейки. 14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для  самостоятельной исследовательской деятельности.    Материал, подлежащий исследованию 1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный  уголь. 2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские  шампуни, пенка для ванн). 3.  Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель. 4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,  мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки  орехов. 5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,  кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина. Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности.  Правила безопасности жизнедеятельности детей 1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 3. Грязными руками не трогать глаза. 4. Не брать руки в рот. Их дети могут составить совместно с игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:  бери только нужные для работы материалы;  работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнем на подносе;  пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен какое вещество ты пробуешь;  «Родничок»   любит   порядок:   клади   на   место   все   материалы   по   окончании работы.  Ты работу завершил? Все на место положил? С водой: Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук – друг: он нам помог, И никто здесь не промок. Со стеклом:  Со стеклом будь осторожен – Ведь оно разбиться может. А разбилось – не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, Брат­совок И для мусора бачок – Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут. С песком: Если сыплешь ты песок – Рядом веник и совок.   С огнем: Помни правило: огонь Никогда один не тронь! В помощь воспитателю     для   тематические Компонент оборудования Содержание уголков экспериментальной деятельности. Младшая группа. Компонент Компонент стимулирующий дидактический ­   на   видном   месте ­ книги познавательного вывешиваются   правила работы   с   материалами, характера доступные младшего возраста; детям ­ младшего возраста. ­  персонажи, наделанные альбомы; определенными чертами ­ коллекции:  семена разных   растений, ("почемучка")   от   имени которого   моделируется шишки,   камешки, коллекции "Подарки проблемная ситуация. :"   (зимы,   весны, осени), "Ткани". набор   игрушек   резиновых   и   пластмассовых для игр в воде;  ­ материалы для игр с мыльной пеной,  красители   ­   пищевые   и   непещевые   (гуашь, акварельные краски и др.). Простейшие приборы и приспособления: ­ Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный   мешочек),   зеркальце   для   игр   с "солнечным   зайчиком",   контейнеры   из "киндер­сюрпризов"   с   отверстиями,   внутрь помещены   вещества   и   травы   с   разными запахами. ­   "бросовый   материал":   веревки,   шнурки, тесьма,   катушки   деревянные,   прищепки, пробки ­ семена бобов, фасоли, гороха   Планирование работы с детьми по экспериментированию Младший дошкольный возраст Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1)   сочетать   показ   предмета   с   активным   действием   ребёнка   по   его   обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек"); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба ­ пальто, чай ­ кофе, туфли ­ босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись"); 3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?); Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3.   О   мире   растений   (способы   выращивания   растений   из   семян,   листа,   луковицы; проращивание растений ­ гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. Об эталоне "1 минута". 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее). В   процессе   экспериментирования   словарь   детей   пополняется   словами,   обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся ­ ломается, высоко ­ низко ­ далеко, мягкий ­ твёрдый ­ тёплый и прочее).       Компонент стимулирующий ­   на   видном   месте вывешиваются   правила работы   с   материалами, доступные детям младшего возраста. ­  персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка")   от   имени которого   моделируется проблемная ситуация. ­ проведения экспериментов (заполняется воспитателем):   ставится дата, опыт зарисовывается. карточки­схемы       для тематические Компонент оборудования ­ Песок, глина; ­ набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;  ­ материалы для игр с мыльной пеной,  красители   ­   пищевые   и   непещевые   (гуашь, акварельные краски и др.). ­ семена бобов, фасоли, гороха ­ некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука) Простейшие приборы и приспособления: ­ Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный   мешочек),   зеркальце   для   игр   с "солнечным   зайчиком",   контейнеры   из "киндер­сюрпризов"   с   отверстиями,   внутрь помещены   вещества   и   травы   с   разными запахами. ­   "бросовый   материал":   веревки,   шнурки, тесьма,   катушки   деревянные,   прищепки, пробки Содержание уголков экспериментальной деятельности. Средняя группа. Компонент дидактический ­ книги познавательного характера среднего возраста; ­ альбомы; ­ коллекции:  семена разных   растений, шишки,   камешки, коллекции "Подарки :"   (зимы,   весны, осени), "Ткани".  "Бумага", "Пуговицы" ­   Мини­музей (тематика   различна, например   "камни", чудеса   из   стекла"   и др.) Планирование работы с детьми по экспериментированию. Средняя группа Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются: 1)   активное   использование   опыта   игровой   и   практической   деятельности   детей   (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?); 2)   группировка   объектов   по   функциональным   признакам   (Для   чего   необходима   обувь, посуда? С какой целью она используется?); 3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая). I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). 2.   О   природных   явлениях   (времена   года,   явления   погоды,   объекты   неживой   природы   ­ песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). 3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.). 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма). 6. О человеке (мои помощники ­ глаза, нос, уши, рот и т.д.). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.). В   этом   возрасте   активно   используются   строительные   игры,   позволяющие   определить признаки   и   свойства   предметов   в   сравнении   с   геометрическими   эталонами   (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.). Содержание уголков экспериментальной деятельности. Старший дошкольный возраст. Компонент дидактический Компонент оборудования   книги ­   схемы, таблицы, модели   с алгоритмами выполнения опытов; ­   серии   картин   с изображением природных сообществ; ­ познавательного характера, атласы; ­ тематические альбомы; ­ коллекции  ­ (тематика различна, например "Часы   бывают разные:",  "Изделия из камня". мини­музей     ­ материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",   "Стекло", "Резина" ; ­ природный материал: камни, ракушки,   спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; ­ утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; ­ технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; ­   разные   виды   бумаги:   обычная,   картон,   наждачная, копировальная и т.д.; ­ красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); ­   медицинские   материалы:   пипетки   с   закругленными концами,   колбы,   деревянные   палочки,   мерные   ложки, резиновые груши, шприцы без игл ­   прочие   материалы:   зеркала,   воздушные   шары,   масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ­ сито, воронки ­ половинки мыльниц, формы для льда ­проборы­помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы ­ клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки     карточки­ Компонент стимулирующ ий ­   мини­стенд   "О чем   хочу   узнать завтра"; ­ личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; ­ подсказки (разрешающие ­запрещающие знаки) можно, нельзя" ­   наделанные определенными чертами ("почемучка")   от имени   которого моделируется проблемная ситуация.   персонажи, "Что что     Планирование работы с детьми по экспериментированию. Старший дошкольный возраст. активное   использование   результатов   исследования   в   практической   (бытовой,   игровой) Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются: 1)   деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?); 2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки ­ носки), форме (шарф ­ платок ­ косынка), цвету/орнаменту   (чашки:   одно­   и   разноцветные),   материалу   (платье   шёлковое   ­   шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?"). Основное   содержание   исследований,   проводимых   детьми,   предполагает   формирование   у   них следующих представлений: 1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). 2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день ­ ночь, месяц, сезон, год). 3. Об агрегатных состояниях воды (вода ­ основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.). 4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений ­ цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). 5. О предметном мире (родовые и видовые признаки ­ транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.). 6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар). В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ),   синонимами   (красивый,   прекрасный,   чудесный),   антонимами   (лёгкий   ­   тяжёлый),   а   также фразеологизмами ("лошадь в яблоках"). выдвижение гипотезы  проверка предположения целеполагание  проблемная ситуация  формулировка вывода новая гипотеза

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Содержание уголков экспериментирования в ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2018