Консультация "Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной проблеме"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах, пуранах и других религиозных книгах, народных сказках, былинах: плохие люди и злодеи наделяются чертами уродства, а хорошие положительные герои отличаются здоровьем, силой и красотой. На экране и на сцене люди с ограниченными физическими возможностями предстают перед нами как безобразные, капризные, злобные, отвратительные, необщительные, убогие и жалкие.
Иконка файла материала Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной проблеме.doc
Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной проблеме Вероятно,   с   периода   возникновения   жизни   на   земле   термин «инвалидность»   во   все   времена  вызывал   отрицательные   ассоциации. Многочисленные подтверждения  этому факту мы находим в Библии, ведах, пуранах и других религиозных  книгах, народных  сказках, былинах:  плохие люди и злодеи наделяются чертами уродства, а хорошие положительные герои отличаются   здоровьем,   силой   и  красотой.   На   экране   и   на   сцене   люди   с ограниченными   физическими  возможностями   предстают   перед   нами   как безобразные, капризные, злобные, отвратительные, необщительные, убогие и  Кащей   хотя   и   бессмертный,   но   вид   его   явно   не жалкие.   Например, привлекателен   и   только  обращение   к   магии   позволяет   установить человеческие   контакты.   Добро   ­   в   облике   богатыря   Ильи   Муромца   ­ побеждает  коварного  карлика  Соловья­разбойника. К очевидным примерам относятся Джон Сильвер на деревянной ноге, капитан Хук с крюком вместо руки   или   Ричард  III  со  своими   костылями.   Параллель   между искалеченными телами и извращенными умами мы находим практически по всюду,   в   религиозных   книгах,   классических   мифах   и   литературе.   Так, греческий философ Платон в своей «Республике» поучал, что если мы хотим, чтобы граждане достойно вели себя, то следует позаботиться о том, чтобы в детстве их воспитывали  и обучали лучшие люди. Инвалидность может быть наказанием   за   плохое  поведение   и   злые   помыслы   или   за   то,   что   человек недостаточно добр. Как следствие такого мировоззрения в античной Спарте новорожденные младенцы подвергались специальному освидетельствованию и   если   в   его   результате   обнаруживались   отклонения   от   нормы,   то   эти младенцы ликвидировались.Образ, создаваемый архетипами и средствами массовой информации, делает свое дело, активно формируя отрицательное отношение к инвалидам. Хотя на Руси с жалостью и милосердием относились к немощным и убогим ­ в честь одного из них даже воздвигли храм на Красной площади в Москве ­ в основе   этого   чувства   все   же   лежала  установка:   «Да   минует   сия   чаша меня!»; «От тюрьмы и сумы не зарекайся!» и т.п. Если   раньше   в   основе   понимании   инвалидности,   нездоровья   лежало принятие   некой   кары   за   неблагочестивые   и   небогоугодные   поступки,   то сегодня в массовое сознание все больше входит осознание того факта, что вина,   прежде   всего,   лежит   в   технологических   и   экологических   процессах, разрушающих   саму   среду   обитания   человека.   По   оценкам   экспертов Всемирной   организации   здравоохранения,   около   10   %   населения   планеты относятся к категории людей, которых мы относим к инвалидам. Причем с дальнейшим   развитием   цивилизации   инвалидность   имеет   устойчивую тенденцию к росту. Вместе с тем основной набор стереотипов, связанных с инвалидностью,   базируется   на   понятиях:   зло   и   страх,   беспомощность, милосердие и благотворительность, медицинская модель, в рамках которой инвалидность понимается как отклонение от нормы, и система лечебных и реабилитационных   мероприятиях   предполагает   сформировать трудоспособного   и   полноценного   члена   общества.   Эти   стереотипы свидетельствуют,   что   об   инвалидах   судят   главным   образом   по   их ограниченным возможностям и гораздо реже ­ личностным качествам.  Хотя уже   всемирную   известность   приобрел   английский   астрофизик  Стивен Хокингс, который прикован к инвалидной коляске и общаться с миром может лишь   при   поддержке   персонального   ассистента.   Гимнаст  Дикуль   после травмы позвоночника смог не только восстановить здоровье, но и разработать уникальную   реабилитационную   технологию.   И   перечень   таких   примеров можно   продолжить,   но   возникает   главный   вопрос   каким   образом   оказать людям с ограниченными возможностями квалифицированную помощь?В   современную   эпоху   «равных   возможностей   для   всех»   вопрос   об инвалидах   решается   политическим   путем,   то   есть   в   отношении   них провозглашается   забота   во   всех   социальных   сферах,   однако,   зачастую,   в реальности это социальное обслуживание существует только на словах или в отчетах.