Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин «инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации. Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах, пуранах и других религиозных книгах, народных сказках, былинах: плохие люди и злодеи наделяются чертами уродства, а хорошие положительные герои отличаются здоровьем, силой и красотой. На экране и на сцене люди с ограниченными физическими возможностями предстают перед нами как безобразные, капризные, злобные, отвратительные, необщительные, убогие и жалкие.
Формирование теоретических представлений об инвалидности как
социальной проблеме
Вероятно, с периода возникновения жизни на земле термин
«инвалидность» во все времена вызывал отрицательные ассоциации.
Многочисленные подтверждения этому факту мы находим в Библии, ведах,
пуранах и других религиозных книгах, народных сказках, былинах: плохие
люди и злодеи наделяются чертами уродства, а хорошие положительные герои
отличаются здоровьем, силой и красотой. На экране и на сцене люди с
ограниченными физическими возможностями предстают перед нами как
безобразные, капризные, злобные, отвратительные, необщительные, убогие и
Кащей хотя и бессмертный, но вид его явно не
жалкие. Например,
привлекателен и только обращение к магии позволяет установить
человеческие контакты. Добро в облике богатыря Ильи Муромца
побеждает коварного карлика Соловьяразбойника. К очевидным примерам
относятся Джон Сильвер на деревянной ноге, капитан Хук с крюком вместо
руки или Ричард III со своими костылями. Параллель между
искалеченными телами и извращенными умами мы находим практически по
всюду, в религиозных книгах, классических мифах и литературе. Так,
греческий философ Платон в своей «Республике» поучал, что если мы хотим,
чтобы граждане достойно вели себя, то следует позаботиться о том, чтобы в
детстве их воспитывали и обучали лучшие люди. Инвалидность может быть
наказанием за плохое поведение и злые помыслы или за то, что человек
недостаточно добр. Как следствие такого мировоззрения в античной Спарте
новорожденные младенцы подвергались специальному освидетельствованию
и если в его результате обнаруживались отклонения от нормы, то эти
младенцы ликвидировались.Образ, создаваемый архетипами и средствами массовой информации,
делает свое дело, активно формируя отрицательное отношение к инвалидам.
Хотя на Руси с жалостью и милосердием относились к немощным и убогим
в честь одного из них даже воздвигли храм на Красной площади в Москве в
основе этого чувства все же лежала установка: «Да минует сия чаша
меня!»; «От тюрьмы и сумы не зарекайся!» и т.п.
Если раньше в основе понимании инвалидности, нездоровья лежало
принятие некой кары за неблагочестивые и небогоугодные поступки, то
сегодня в массовое сознание все больше входит осознание того факта, что
вина, прежде всего, лежит в технологических и экологических процессах,
разрушающих саму среду обитания человека. По оценкам экспертов
Всемирной организации здравоохранения, около 10 % населения планеты
относятся к категории людей, которых мы относим к инвалидам. Причем с
дальнейшим развитием цивилизации инвалидность имеет устойчивую
тенденцию к росту. Вместе с тем основной набор стереотипов, связанных с
инвалидностью, базируется на понятиях: зло и страх, беспомощность,
милосердие и благотворительность, медицинская модель, в рамках которой
инвалидность понимается как отклонение от нормы, и система лечебных и
реабилитационных мероприятиях предполагает сформировать
трудоспособного и полноценного члена общества. Эти стереотипы
свидетельствуют, что об инвалидах судят главным образом по их
ограниченным возможностям и гораздо реже личностным качествам. Хотя
уже всемирную известность приобрел английский астрофизик Стивен
Хокингс, который прикован к инвалидной коляске и общаться с миром может
лишь при поддержке персонального ассистента. Гимнаст Дикуль после
травмы позвоночника смог не только восстановить здоровье, но и разработать
уникальную реабилитационную технологию. И перечень таких примеров
можно продолжить, но возникает главный вопрос каким образом оказать
людям с ограниченными возможностями квалифицированную помощь?В современную эпоху «равных возможностей для всех» вопрос об
инвалидах решается политическим путем, то есть в отношении них
провозглашается забота во всех социальных сферах, однако, зачастую, в
реальности это социальное обслуживание существует только на словах или в
отчетах.