В конце XX века в нашей стране начали создаваться, главным образом в крупных городах, специализированные центры по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьям. В таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. – клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-педагогической деятельности.
Формы и методы работы педагога с семьей ребенкаинвалида
В конце XX века в нашей стране начали создаваться, главным образом в
крупных городах, специализированные центры по работе с различными
категориями детейинвалидов и их семьям. В таких центрах совместными
усилиями специалистовмедиков, психологов, социальных работников,
социальных педагогов и др. – клиентам оказывается комплексная
медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако
ведущее место при этом отводится социальнопедагогической деятельности.
Социальнопедагогическая деятельность поддержки лиц с ограниченными
возможностями – непрерывный педагогически целесообразно организованный
процесс воспитания с учетом специфики развития личности человека с
особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях
общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов
воспитания и социальной помощи.
Значимость ее обусловлена тем, что помощь ребенку и его семье должна
быть не столько психологически глубокой, сколько широкой по охвату
проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, и
их родственники, работники специализированных учреждений, чье внимание
необходимо привлечь к проблемам семьи ребенкаинвалида и ее нуждам. В
такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой
он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы
активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить
воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние
ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом
подготовленным к решению такого рода социальнопсихологопедагогических
проблем, и является педагог нашего дошкольного образовательного
учреждения. Он взаимодействует с представителями всех социальныхинститутов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками,
сотрудниками правоохранительных органов, родителями) и другими
заинтересованными людьми.
Главная цель социальнопедагогической и коррекционной деятельности
в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье
справиться с трудной задачей воспитания ребенкаинвалида, способствовать
ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор
риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности
для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель
структурного подразделения дошкольного учреждения «Лекотека» –
способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации
воспитания ребенкаинвалида.
Кроме того, наш педагог выступает в качестве посредника между
медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением,
он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например,
установить связь с другими детьми, с семьями.
Таким образом,
педагог в индивидуальных беседах через
образовательную и коррекционную помощь, то есть косвенным образом,
достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства
сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того,
семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих
тренингов, цель которых – улучшение общения между членами семьи и
решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Очень распространена такая форма работы с семьей, как патронаж.
Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников
Великобритании определил патронаж как подотчетную профессиональную
деятельность,
идентифицировать личные,
которая позволяет инвалидам,
семьям и общинам
социальные и ситуативные трудности,
оказывающие на них отрицательное воздействие.Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями
защитных и
реабилитационных,
посредствам поддерживающих,
коррекционных действий. Медицинские и хозяйственнобытовые услуги не
исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться
различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи,
поэтому посещение ребенка на дому является неотъемлемой формой работы
педагога во взаимодействии с семьей.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных
условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на
поверхности.
Таким образом, патронаж – одна из форм работы педагога,
представляющая собой посещение ребенка на дому с диагностическими,
контрольными, адаптационнореабилитационными целями, позволяющая
установить и поддерживать связи с семьей, своевременно выявлять
проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает
социальнопедагогическую деятельность более эффективной.
Метод консультации представляет собой взаимодействие между двумя
или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания
консультанта используются для оказания помощи консультируемому в
решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.
Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи
практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении
жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в социально
педагогической практике, нацеленной на семью ребенкаинвалида.
Также применяются групповые методы работы с семьей (семьями) –
тренинги. Особенно распространены психологические и образовательные
тренинги. Психологический тренинг представляет собой сочетание многих
приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование
новых психологических умений и навыков. В настоящее время целипроводимых тренинговых программ расширялись, и тренинг перестал быть
только областью практической психологии, заняв достойное место в
социальное место в социальной работе, системе образования.
Образовательные тренинги для родителей направлены, прежде всего, на
развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей
микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных и конструктивного
взаимодействия. В образовательных тренингах активно используется,
например, индивидуальные упражнение на управление своим телом,
эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий,
выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, сказкотерапии,
просмотр видеоматериалов и др.
Тренинг является одним из самых перспективных методов решения
проблемы психологопедагогического образования родителей. Эта проблема
не теряет своей актуальности в течение последних лет. Особо остро она стоит
в отношении родителейинвалидов.
Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен
быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые усилия и навыки
должны формироваться постепенно с предоставлением широких
возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи
адекватные уровню их и возможностей, следует использовать непрерывную
систему обратной связи и др.
Групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться
друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и
одобрение в группе. Кроме того, возможность приписать на себя роль лидера
при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Несмотря на высокие требования при соответствующей подготовке
педагогов именно групповые формы работы, в частности образовательные
тренинги для родителей, эффективность которых доказана зарубежнымопытом, вошли в разряд ведущих технологий социальнопедагогического
воздействия.
Таким образом, наши педагоги играют очень важную роль в жизни
ребенкаинвалида и его семьи. В своей деятельности они в основном
используют такие методы как контакт, консультирование, тренинги, занятия.
Также одной из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей ребенка с
ограниченными возможностями является патронаж. Все эти методы и формы
заимствованы в основном из зарубежного опыта, и поэтому говорить о
целостных социальнопедагогических технологиях пока еще рано – они
находятся в стадии формирования и апробации.