Консультация "Формы и методы работы педагога с семьей ребенка-инвалида"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В конце XX века в нашей стране начали создаваться, главным образом в крупных городах, специализированные центры по работе с различными категориями детей-инвалидов и их семьям. В таких центрах совместными усилиями специалистов-медиков, психологов, социальных работников, социальных педагогов и др. – клиентам оказывается комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально-педагогической деятельности.
Иконка файла материала Формы и методы работы педагога с семьей ребенка.doc
Формы и методы работы педагога с семьей ребенка­инвалида В конце XX века в нашей стране начали создаваться, главным образом в крупных   городах,   специализированные   центры   по   работе   с   различными категориями   детей­инвалидов   и   их   семьям.   В   таких   центрах   совместными усилиями   специалистов­медиков,   психологов,   социальных   работников, социальных   педагогов   и   др.   –   клиентам   оказывается   комплексная медицинская, социальная, психологическая и педагогическая помощь. Однако ведущее место при этом отводится социально­педагогической деятельности. Социально­педагогическая   деятельность   поддержки   лиц   с   ограниченными возможностями – непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс   воспитания   с   учетом   специфики   развития   личности   человека   с особыми   потребностями   на   разных   возрастных   этапах,   в   различных   слоях общества   и   при   участии   всех   социальных   институтов   и   всех   субъектов воспитания и социальной помощи.  Значимость ее обусловлена тем, что помощь ребенку и его семье должна быть   не   столько   психологически   глубокой,   сколько   широкой   по   охвату проблем, а также участников событий, в число которых входят члены семьи, и их родственники, работники специализированных учреждений, чье внимание необходимо привлечь к проблемам семьи ребенка­инвалида и ее нуждам. В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он   воспитывается,   нуждаются   в   помощи   специалиста,   который   смог   бы активно   войти   в   конкретную   жизненную   ситуации   семьи,   смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы   всех   членов   семьи.   Таким   специалистом,   профессионалом подготовленным к решению такого рода социально­психолого­педагогических проблем,   и   является   педагог   нашего   дошкольного   образовательного учреждения.   Он   взаимодействует   с   представителями   всех   социальныхинститутов   (педагогами,   психологами,   врачами,   социальными   работниками, сотрудниками   правоохранительных   органов,   родителями)   и   другими заинтересованными людьми.  Главная цель социально­педагогической и коррекционной деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка­инвалида, способствовать ее   оптимальному   решению,   несмотря   на   имеющиеся   объективный   фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для   решения   задач   реабилитационного   процесса.   Иными   словами,   цель структурного   подразделения   дошкольного   учреждения   «Лекотека»   – способствовать   социальной   адаптации   и   реабилитации   семьи   в   ситуации воспитания ребенка­инвалида.  Кроме   того,   наш   педагог   выступает   в   качестве   посредника   между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он   помогает   семье   преодолеть   кризис   и   начать   действовать.   Например, установить связь с другими детьми, с семьями.  Таким   образом,   педагог   в   индивидуальных   беседах   через образовательную   и   коррекционную   помощь,   то   есть   косвенным   образом, достигает   эффекта   психологической   поддержки,   воздействуя   на   чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена  в программу семейной терапии и обучающих тренингов,   цель   которых   –   улучшение   общения   между   членами   семьи   и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.  Очень   распространена   такая   форма   работы   с   семьей,   как   патронаж. Центральный   совет   обучения   и   подготовки   патронажных   работников Великобритании   определил   патронаж   как   подотчетную   профессиональную деятельность, идентифицировать   личные,   которая   позволяет   инвалидам,   семьям   и   общинам   социальные   и   ситуативные   трудности, оказывающие на них отрицательное воздействие.Патронаж помогает и дает им силы справиться с этими трудностями защитных   и   реабилитационных, посредствам   поддерживающих,   коррекционных   действий.   Медицинские   и   хозяйственно­бытовые   услуги   не исчерпывают   возможности   патронажа,   в   его   рамках   могут   осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение ребенка на дому является неотъемлемой формой работы педагога во взаимодействии с семьей. Патронаж   дает   возможность   наблюдать   семью   в   ее   естественных условиях,   что   позволяет   выявить   больше   информации,   чем   лежит   на поверхности. Таким   образом,   патронаж   –   одна   из   форм   работы   педагога, представляющая   собой   посещение   ребенка   на   дому   с   диагностическими, контрольными,   адаптационно­реабилитационными   целями,   позволяющая установить   и   поддерживать   связи   с   семьей,   своевременно   выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж делает социально­педагогическую деятельность более эффективной. Метод консультации представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта   используются   для   оказания   помощи   консультируемому   в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям. Поскольку   консультирование   предназначено   для   оказания   помощи практически   здоровым   людям,   испытывающим   затруднения   при   решении жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в социально­ педагогической практике, нацеленной на семью ребенка­инвалида.  Также применяются групповые  методы работы с семьей (семьями) – тренинги.   Особенно   распространены   психологические   и   образовательные тренинги.   Психологический   тренинг   представляет   собой   сочетание   многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых   психологических   умений   и   навыков.   В   настоящее   время   целипроводимых  тренинговых программ  расширялись,  и  тренинг перестал  быть только   областью   практической   психологии,   заняв   достойное   место   в социальное место в социальной работе, системе образования. Образовательные тренинги для родителей направлены, прежде всего, на развитие   умений   и   навыков,   которые   помогают   семьям   управлять   своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных и конструктивного взаимодействия.   В   образовательных   тренингах   активно   используется, например,   индивидуальные   упражнение   на   управление   своим   телом, эмоциями;   ролевые   игры   в   малых   группах;   система   домашних   заданий, выступлений,   дискуссий;   приемы   арттерапии,   игротерапии,   сказкотерапии, просмотр видеоматериалов и др. Тренинг   является   одним   из   самых   перспективных   методов   решения проблемы психолого­педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних лет. Особо остро она стоит в отношении родителей­инвалидов. Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые усилия и навыки должны   формироваться   постепенно   с   предоставлением   широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи адекватные уровню их и возможностей, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др. Групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность приписать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей. Несмотря   на   высокие   требования   при   соответствующей   подготовке педагогов   именно   групповые   формы   работы,   в   частности   образовательные тренинги   для   родителей,   эффективность   которых   доказана   зарубежнымопытом,   вошли   в   разряд   ведущих   технологий   социально­педагогического воздействия.  Таким   образом,   наши   педагоги   играют   очень   важную   роль   в   жизни ребенка­инвалида   и   его   семьи.   В   своей   деятельности   они   в   основном используют такие методы как контакт, консультирование, тренинги, занятия. Также одной из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями является патронаж. Все эти методы и формы заимствованы   в   основном   из   зарубежного   опыта,   и   поэтому   говорить   о целостных   социально­педагогических   технологиях   пока   еще   рано   –   они находятся в стадии формирования и апробации.