Консультация «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
16.04.2019
Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО принципом индивидуализации дошкольного образования.
Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и спектр поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая основная образовательная программа дошкольного образования (т.е. образовательная программа дошкольной организации) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
2.docx
Консультация для педагогов
«Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»
Подготовила,
воспитатель
В.А. Шавочкина
Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в
Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО
принципом индивидуализации дошкольного образования.
Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и
спектр поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая основная
образовательная программа дошкольного образования (т.е. образовательная
программа дошкольной организации)
формируется как программа
психологопедагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Следовательно, для реализации ФГОС дошкольного образования необходимо
не только определить содержание дошкольного образования
,
соответствующее пяти образовательным областям , но и раскрыть для
педагогов возможности реализации в педагогической практике такой
принципиально важной составляющей дошкольного стандарта, как
индивидуализация дошкольного образования.
Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере
уверенности в том, что и его индивидуальные особенности принимаются и
уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным
образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий
мир и себя в нем будет «окультурено» дополнено не лишней (на вырост), а
актуальной – здесь и сейчас информацией. Это вызывает необходимость
поддержки развития и реализации потенциала конкретного ребенка
безотносительно какого бы то ни было заранее установленного (программой,
общественными стереотипами) идеала.
Разнообразие, разность – важные характеристики понимания и
принятия мира людей. Вместе с тем, в постоянно изменяющемся мире людей
каждому человеку важно оставаться самим собой. Самосознание,
самосохранение, самоопределение самоосуществление позволяют ощущать
устойчивость своего мира и себя в нем, преодолевать и использовать его
вызовы.
Индивидуализация «Индивидуализацияпроцесс порождения и рефлексии человеком
собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта,
свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно
возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей
целенаправленной деятельности».
Таким образом, индивидуализация – это самореализация и развитие
человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в
котором содержатся все условия для развития воли и ответственности.
Самореализация – не потакание собственным капризам, это умение
анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями ,
интересами, соотнесение их со своими «могу не могу», «можнонельзя»,
умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.
В целом индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с
познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором, что создает особую
психологическую ситуацию между выбирающим (ребенком) и тем, кто
стремится повлиять на его выбор. Ребенку важно иметь реальную
возможность свободного выбора, чувствовать уверенность в своих силах. Тот,
кто пытается помешать этому, доказывая обратное, вольно или невольно
закрывает путь к развитию ребенка. Тот, кто целенаправленно сохраняет эту
возможность, помогая сделать выбор, принять решение, проявить себя в
действии, пусть даже ошибочном, оказывает поддержку его развитию.
Индивидуальный подход.
Организация педагогом воспитательнообразовательного процесса с учетом
индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных, чаще всего,
или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции и
дальнейшего развития.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в
развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей
самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание
педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном
процессе.
Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают
индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и
учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития.
Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на
которые следует реагировать: семейная культурная среда, возраст, уровень
развития, пол, стиль учения, способности, характер и темперамент, интересы
и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные
стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого
ребенка, а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет
найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит
положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их
проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному
стилю обучения.
Индивидуализация, как подход к обучению, обеспечивает баланс между
потребностями личности и группы, обеспечивает место и реальный процесс
введения демократических ценностей (как для детей, так и для взрослых).
Кроме повышения эффективности развития каждого ребенка,
индивидуализация укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе.
Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей, педагог
демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на
различия – важно, правильно.
Что представляет собой индивидуализированное обучение?
Индивидуализированное обучение происходит одновременно на
нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может
распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой
уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой
(любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и
увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие
характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется
стихийно.
Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов,
места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению
или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая
свои результаты. Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим
делом это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.
Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от
взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую
активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое
взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они
нужны.
Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы
внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей
группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели
бы научиться (или уже учатся) играть на какомнибудь инструменте.
Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющие потребности детей в
данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя
полноценными и активными членами общей группы.
Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным
детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития
которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также
тем детям, которые имеют какиелибо серьезные особенности развития.
Цели обучения Вопрос определения целей обучения в ситуации образования – это
вопрос о том, что позволяет ребенку приобретать (сохранять) чувство
собственной целостности (самоценности, права на то, что и как он думает,
чувствует, делает) в ситуации, когда весь учебный процесс, в том числе и
игра, организуется взрослым. Прежде всего, индивидуализация образования
означает, что взрослые воспринимают ребенка не как «пустую корзину»,
которую нужно наполнить информацией, а как изначально способного,
компетентного, имеющего все возможности для того, чтобы самостоятельно и
вместе с взрослыми и другими детьми сформировать основы своего
миропонимания. Таким образом, основная цель индивидуализации обучения
содействовать возможно более полной реализации имеющегося у ребенка
потенциала развития.
Цели дошкольного образования формулируются как надпредметные, не
зависящие от возрастной категории и от конкретного учебного содержания
(областей знаний).
В этом случае ЗУНы являются внутренним содержанием, условием,
средством становления и проявления ребенком компетенции в конкретной
ситуации. Например, если два ребенка вместе строят башню (дом, гараж) из
кубиков, то один из них, предлагая идеи, обсуждая действия, называя
предметы, но, не производя действий, практикуется в коммуникативной
компетентности, в то время как его партнер, выслушивая и принимая идеи,
действует, выбирая лучшие способы крепления деталей, практикуясь в
деятельной компетенции. Содержание одно и то же, а компетенции у детей
развиваются разные.
Надпредметное формулирование целей не исключает наличия
конкретных задач обучения ребенка в конкретных направлениях деятельности
(музыкальной,
общая
надпредметная цель может быть сформулирована как «содействие
становлению начал социальной компетентности».
изобразительной).
физической,
Например,
Задачи развития формулируются применительно к ситуации развития
конкретного ребенка (подгруппы, группы детей), а не к возрасту группы.
Задачи: учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными
социальными группами и отдельными людьми; учиться понимать мотивы
собственных действий и действий других людей; управлять своим поведением
и способами общения; делать выбор и принимать решения; организовывать
свою работу и так далее.
Цели воспитания
В гуманистической педагогике, а педагогика индивидуализации именно
таковой и является, воспитание определяется как привнесение в сознание
подрастающего поколения идей возможности существования и развития
общности людей на принципах равенства, уважения и ответственности через
совместный опыт построения такой общности. Какими умениями и навыками нужно обладать, чтобы жить в обществе,
взаимодействовать с разными людьми и не терять при этом своей
индивидуальности? Умением понимать эмоциональное состояние свое и
других людей, сопереживать и сорадоваться, умением договориться о
совместных действиях, правилах, например, очередности пользования
какимилибо предметами, игрушками; умением видеть хорошее прежде
плохого и не скупиться на добрые слова. Какие черты личности востребованы,
приняты? Доброта, оптимизм, инициативность, активность. Соответственно
цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста не могут быть
освобождены от общечеловеческих норм и правил.
Отличие целей индивидуализации образования от цели
всестороннего и гармоничного воспитания и обучения.
Всестороннее и гармоничное воспитание и обучение, как цель дошкольного
образования девальвировано временем и несколько дискредитировано
общественной образовательной практикой. Содержание образования может
быть неактуальным для одного ребенка (или многих детей) в силу своей
оторванности от реальных интересов и возможностей, в силу разности
социальной ситуации развития детей, обусловленной в том числе и
расслоением по социальноэкономическому признаку. В том и другом случае
обучение (образование) будет неэффективным.
Индивидуализация образования подразумевает индивидуальный
(личный) результат, полученный как следствие влияния совокупности
факторов. Признается вариативность информированности и практических
умений, а не овладение стандартизированным объемом ЗУНов.
Отличие целей индивидуализации образования от целей
индивидуального подхода.
Чаще всего предметом индивидуального подхода становятся какиелибо
проблемы, дефицитарные состояния в развитии ребенка (несформированая
структура речи, поведенческие особенности и так далее). Нередко предметом
индивидуального подхода выбирается «академическая успеваемость», что в
принципе противоречит сущности дошкольного образования и его основного
постулата «Ребенок может быть любым, и знания, умения, навыки не
являются самоцелью».
В отличие от индивидуального подхода индивидуализация образования
исходит, вопервых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе,
«по своей программе»; вовторых, из принципов безоценочности,
безусловного принятия ребенка таким, каков он есть; втретьих, из понимания
того, что не только и не столько обучение, сколько учение ведет за собой
развитие. В деятельности (самостоятельной или совместной, игровой или
учебной, результативной или процессуальной, успешной или не успешной)
ребенок всегда поступает в соответствии со своими возможностями,
потребностями, индивидуальным стилем. Это не означает, что ему не нужно помогать в преодолении какихлибо трудностей. «Целое всегда больше суммы
частей», писал Л.С.Выготский, тем самым определяя оптимистичный взгляд
на развитие ребенка.
Консультация «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Консультация «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Консультация «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Консультация «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Консультация «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Консультация «Индивидуализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.