Консультация "Использование сказки в этическом воспитании дошкольников"

  • Лекции
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В представленном материале раскрывается роль сказки в формировании этических норм у детей дошкольного возраста. Дана характеристика разным видам сказки, раскрыты варианты работы со сказками. Представлен опыт работы по данному направлению в разных возрастных группах, даны примеры сказок, описаны этапы работы.
Иконка файла материала Использование сказки в этическом воспитании дошкольников.docx
"Использование  сказки в этическом воспитании дошкольников"  Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались  над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом ­ как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры ­ мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят   воспитанными,   т.к.   не   выработали   в   себе   элементарных   норм культуры   поведения,   поэтому   вопросы   этического   воспитания   детей   с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые   которое   рождает   человеческое   равнодушие,   жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума?  А ведь ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми,   перенимая   у   них   не   только   умение   ходить,   разговаривать, обслуживать   себя,   но   и   нравственные   нормы.   И   величайшим   счастьем становится   для   него   встреча   в   пору   детства   с   высокохудожественными произведениями   детской   литературы,   цель   которых,   как   писал   К.И. Чуковский,  воспитывать в человеке человечность ­ эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями,   радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою! Как же  развить в ребенке отзывчивость, добрые эмоции? На этот вопрос есть общий,  безусловно, правильный ответ. Мы   сами,   наш   пример,   нравственный   аспект   в     жизни   взрослых   и   вся окружающая действительность учит этому. А вот как  сделать этот стихийный процесс   целенаправленным   ­   этот   путь   лежит   через     художественную литературу, и в первую очередь – через сказку.  Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с   сокровищницей   русской   и   мировой   литературы,   с   лучшими   образами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.   Сказка   раскрывает   перед   ребенком   идеалы   справедливости,   добра, честности,   мужества,   сострадания:   формирует   правильное   отношение   к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и другое. В   сказках   находят   отражение   некоторые   приемы   воздействия   на личность,   определяется   содержание   этического   воспитания.   Стремясь пробудить   в   детях   лучшие   чувства,   уберечь   их   от   черствости,   эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной   чаще   всего   в   образе   обыкновенного   человека.   А   чтобы 1закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы   добра   над   злом,   сказки   рассказывали,   как   трудна   борьба   и   как мужество,  стойкость  и  преданность  обязательно  побеждают  зло, каким  бы страшным оно не было. В сказках  поднимается  также  и много других  этических проблем. В сказках   явно   проводится   мысль   о   том,   что   человеком   может   называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества.   Трудолюбие  ­   одна   из   главных   человеческих   характеристик.   Без труда человек перестает быть человеком.  Мышление ребенка на ранних стадиях возраста отличается образностью и   конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы.    Сказка   и   в   этом   отношении   отвечает   потребностям   ребенка;   её основная мысль, идея выражена с помощью метода «активной наглядности» ­ путем   развёртывания   конкретных   фактов,   событий.   Герои,   являющиеся выразителями идеи, представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера ­ добротой, трусостью, смелостью­ и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение подчинены характеризующей его особенности.   Ясная,   не   сложная   характеристика   положительных   и отрицательных   героев     помогает   детям   разобраться   в   сущности происходящего между ними   конфликта, определить своё отношение к ним, дать правильную оценку их   поведению. Это содействует пониманию идеи сказки, того, чему она учит своих  слушателей.    у   детей   этические   навыки,   А для того чтобы ребенок примерял этические правила жизни на себе, следует привносить детские сказки в обычную жизнь. Практически с каждой сказкой   формируются     умение   быть доброжелательным и вежливым. Как яркий пример этого я в своей работе использую сказки Ш.Перро, например «Фея» ­ сказка о двух сестрах (грубой и милой).   У   первой   после   встречи   с   волшебницей   изо   рта   стали   сыпаться лягушки,   а   у   второй   —   цветы.   После   прочтения   это   сказки   с   детьми обсуждаем, поступили ли они вежливо, и что получилось из этого. Так, при помощи небольшой поучительной сказки можно познакомить каждого ребенка с хорошими манерами. Мы также отыскиваем эпизоды в сказках, где их герои нарушают правила этикета и, прочитывая эту сказку, я обращаю внимание 2именно на это: «Машенька зашла в дом к медведям и поела из их тарелок, а ты как   думаешь,   можно   ли   есть   из   чужих   тарелок?»;   «Баба­Яга   вытерла   рот рукавом   и   крякнула.   Это   красиво?».   Необходимо   помочь   представить ребенку, как бы нелепо выглядела       Баба­Яга в гостях или на утреннике. За время своей работы,   было замечено, что при чтении и разыгрывании сказок     особым   успехом   пользуются   сюжеты,   в   которых   идет   речь   о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках « Заюшкина избушка», «Кот   петух и лиса», торжестве правды над обманом «Лисичка   со   скалочкой»,   «Волк   и   семеро   козлят»   и   др.,   об   опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу»           («Заяц­хваста», «Легкий хлеб», «Круть и Верть»)… Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, в младшем дошкольном возрасте я формировала с помощью сказок о животных. Эти сказки помогут показать:  как дружба помогает победить зло ( «Зимовье»);  как добрые и миролюбивые побеждают ( «Волк и семеро козлят»);  что зло наказуемо ( «Кот, петух и лиса», « Заюшкина избушка»). В   старшем   дошкольном   возрасте   больше   внимания   мы   уделяем волшебным   сказкам   и   былинам,   так   как   моральные   ценности   в   них представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои,   как   правило,   наделены   мужеством,   смелостью,   упорством   в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими   и   моральными   качествами,   имеющими   в   глазах   народа наивысшую ценность. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. В     работе     учитывается то, что сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», « Уважай старших», « Не уходи из дома без разрешения»,   но   в   ее   содержании   всегда   заложен   урок,   который   они постепенно   воспринимают,   многократно   возвращаясь   к   тексту   сказки. Например, с помощью сказки «Репка» можно  учить младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказку «Маша и медведь» использовала как предостережение: в лес одним нельзя ходить ­ можно попасть в беду, а уж если   так   случилось   –   не   отчаивайся,   старайся   найти   выход   из   сложной ситуации; сказки « Теремок», « Зимовье» помогают учить дружить. Наказ «слушаться   родителей»   звучит   в   сказках   «   Гуси   ­   лебеди»,   «   Сестрица Аленушка   и   братец   Иванушка»,   «   Снегурочка»,   «Терешечка».   Страх   и 3трусость   высмеивается   в   сказке   «   У   страха   глаза   велики»,   хитрость   –   в сказках « лиса и журавль», « Лиса и тетерев», « Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка – хаврошечка»,   «   Мороз   Иванович»,     «   Царевна   –   лягушка»,   мудрость восхваляется   «   Мужик   и   медведь»,   «Как   мужик   гусей   делил»,   «   Лиса   и козел». Забота о близком поощряется «Бобовое зернышко».    со  сказкой:  1.Сказка для чтения,  2. Сказка для театрализации.  В   педагогической деятельности   используются  два варианта работы   Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий рассказа     сказки   ­   это   эмоциональное   отношение   взрослого   к рассказываемому.   При     рассказе   особое   внимание   обращаю   на   выражение подлинных   эмоций   и   чувств,   так     как   дети   очень   тонко   чувствуют преувеличение и фальшь. Стараюсь во время  чтения или рассказа стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они   могли видеть мое лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так  как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от  прочтения.  По мере развития сюжета сопереживания героям у детей  усиливается, появляется эмоциональная оценка событий. Этот процесс  вызывает у многих детей   необходимость   общаться   друг   с   другом,   делиться     своими переживаниями и оценками. Стараюсь не делать детям замечания,  призывать сидеть тихо. Это может помешать им полноценно переживать  события сказки и замаскирует многие эмоциональные оценки. Когда дети ведут  себя активно, высказываются, радуются и предаются печали, их эмоции и  направленность чувств обычно не вызывает сомнений.  Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то     есть   обладают   познавательными   значениями.   В   частности   я   стараюсь пробудить   у   детей   этические   чувства,   дать   им   возможность   ощутить нравственный     идеал.   Много   информации   содержат   детские   рисунки, выполненные   после     прослушивания   сказки,   просмотра   спектакля. Внимательно   всматриваясь   в     них,   анализируя   их   тематику,   содержание, характер изображения, средство  выразительности и так далее, я узнаю, кто из героев сказки вызвал у детей  наибольший эмоциональный отклик, понравился больше   всех;   каким     представляют   себе   дети   тот   или   иной   сказочный персонаж, какие этические нормы он усвоил и так далее. Таким   образом, сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных 4подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным  стимулом, питающим   детское   воображение,   явиться   источником   новых   впечатлений детей.   Чем   интенсивнее   эмоциональное     воздействие,   которое   сказка производит на детей, тем легче усваиваются ими этические нормы.    Одной   из   форм   моей   работы   с   детьми   является   сочинение   сказок этической направленности. Дошкольники, как правило, с   удовольствием и активно откликаются на предложение стать  сказочниками, придумывать свои сказки и своих положительных и отрицательных героев.  Одним из этапов работы со сказкой является драматизация. При  этом я   рассматриваю   драматизацию   как   один   из   видов   театрализованной (театрально­   игровой)   деятельности   детей   дошкольного   возраста,   целью которой   является   раскрепощение   каждого   вовлеченного   в   неё   ребенка   и возможность   практически  показать  усвоенные  нормы. Драматизация   может проявиться в самых разнообразных формах: как   сочинение и импровизация сценок по содержанию сказки, как инсценирование   готового литературного материала.  Кроме   того,   в   своей   работе,   я   использую   игру­задание   «Интервью   с героем   сказки».   Для   большей   достоверности   советую   взять   в   руки «микрофон» (заменитель ­ ручка от скакалки).    А кто берет интервью, кто его   дает,   по   какому   поводу   ­   все   эти   конкретные   моменты   диктуются сюжетами сказки.  Очень хорошо, когда в группе  есть «волшебная палочка». Вначале мы оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев   из   беды.   Возникает   так   называемая   обратная   связь:   ребенок   сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.  Еще один метод я предлагаю – объединить два коротких рассказа или сказки   в   одну   с   новым   сюжетом   этической   направленности.   Сразу   же оговорюсь,   что   это   нелегкая   работа   и   для   нас,   взрослых.   Посудите   сами: нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое   содержание.   В   данном   случае   активную   роль   играют   и   речь,   и воображение   ребенка.   В   этой   работе,   несомненно,   руководителями   и организаторами являются взрослые. Таким образом, цель   работы ­ научить ребенка осознанно относиться к своим   чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознания, развивать умение управлять своими чувствами 5средствами устного народного творчества ­ сказки. Нравственное здоровье и этическое   совершенствование,   заложенные   в     детском   возрасте,   являются предпосылками   того,   что   в   дальнейшем   ребенок     станет   справедливым, добрым,   отзывчивым,   умеющим   преодолевать   трудности     и   способным постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым  человеком. 6