Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»
Оценка 4.9

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Детсад
16.04.2018
Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»
Данные материалы будут полезны педагогам, реализующим инклюзивную практику в ДОО. Как организовать инклюзивную практики в дошкольном образовательном учреждении. Какие этапы организации инклюзивной практики, формы и методы используемые педагогами в работе с детьми с ОВЗ. Приводятся примеры разнообразных групп и подразделений необходимых для работы с детьми с ОВЗ.Консультация для педагогов
Организация инклюзивной практики.docx
МБДОУ «Россиянка» «ЦРР» г. Калуги НСП «Антошка» КОНСУЛЬТАЦИЯ (для педагогов) «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении» Подготовила: Ст. воспитатель Аккуратнова Татьяна Николаевна, 1 кв. категория, стаж 10 лет 1 Калуга, 2017 Содержание 1. Организация и содержание инклюзивной практики в дошкольном 3 образовательном учреждении 2. Модель   дошкольного   инклюзивного   образовательного учреждения 3. Структурные подразделения ДОО, реализующего инклюзивную  практику                                                                                                       4. Список литературы 6 12 19 2 1. Организация   и   содержание   инклюзивной   практики   в дошкольном образовательном учреждении.  Построение   образовательного   процесса   в   ДОО,   реализующих создания необходимость практику, диктует   инклюзивную       структурно­функциональной модели, спроектированной на основе интеграции   компетентностного   и   дифференцированного   подходов, системного, ориентирующих   педагогов   на   овладение   воспитанниками   социальными,   деятельностными, здоровье коммуникативными, сберегающими,     информационными компетенциями. При   принятии   решения   о   разворачивании   инклюзивной   практики   в образовательной организации учитывается следующее: • наличие мотивации руководителя ДОО; •   психологическая   готовность   коллектива   ДОУ   к   инклюзии, предполагающая знакомство с основными ценностями, целями, методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними; •   наличие   необходимых   специалистов   (учителей­дефектологов, педагогов­психологов,   учителей­логопедов,   тьюторов)   или   договора   с психолого­педагогическими   и   медико­социальными   центрами   о психолого­педагогическом сопровождении детей с ОВЗ; • наличие специальных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды; • возможность повышения квалификации педагогов. Основная цель образовательной организации в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и 3 образования детей с разными образовательными потребностями. Когда   решение   принято,   происходит   разворачивание   инновационной педагогической   деятельности,  предполагающей   ряд   обязательных   процедур (осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств   и   методов,   оценку   результатов   и   коррекцию   деятельности)   и этапность их реализации в соответствии с решаемыми задачами. На первом этапе планируются следующие мероприятия: •   руководитель   принимает   решение   об   организации   инклюзивной практики в ДОО; •   совместно   с   представителем   органа   управления   образованием руководитель   ДОО   проводит   анализ   квалификации   специалистов, комплектации   предметно­развивающей   среды,   образовательных   программ   и технологий,   по   которым   работает   ОО   на   соответствие   их   условиям реализации инклюзивных целей; • руководитель ОО проводит встречи с педагогическим коллективом для   обсуждения   и   проработки   основных   целей,   ценностей   и   принципов инклюзии,   перспективного   и   текущего   плана   действий   коллектива, определения   состава   ПМПк   и   координатора   по   организации   инклюзивной практики в ДОО; • происходит знакомство с детьми и семьями, а при наличии в ОО консультативного пункта (КП) – проведение первичного приема детей с ОВЗ для диагностики и разработки рекомендаций; •   ПМПк   на   основе   заключения   ПМПК   и   результатов   диагностики, проведенной   внутренними   специалистами,   разрабатывает   образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОО (лекотека, СРП, группа кратковременного пребывания, инклюзивная группа, дополнительные занятия со специалистами) и индивидуальную образовательную программу; • определяются основные мероприятия по адаптации детей группы к 4 новым условиям с приходом детей с ОВЗ; • проводятся встречи с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы; • подписываются договоры с родителями; • составляется расписание, и определяется распорядок дня. При   включении   в   образовательный   процесс   ребенка   с   особыми образовательными потребностями необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад или школу подразумевает составление   индивидуального   образовательного   маршрута   и   изменения средовых   условий   с   учетом   его   особенностей.   Например,   если   приходит ребенок   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата,   планируются   весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их   обеспечение   (посещение   туалета,   сидение   за   партой   или   за   столом, прогулки,   двигательные   занятия),   педагогические   действия   по   организации обучения   и   взаимодействия   ребенка   с   другими   детьми.   Если   приходит ребенок   с   особенностями   эмоционально­волевой   сферы   –   планируется деятельность воспитателя по включению этого ребенка в группу детей. На втором этапе решаются следующие задачи: •   разработка   концепции   организации   инклюзивной   практики, включающей основные ценности и технологии их реализации;   разработка   образовательной   программы, •   учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса; • создание методического обеспечения образовательного процесса; •   создание   вариативных   форм   для   реализации   инклюзивного образования; •   повышение   профессиональной   квалификации   педагогов   и специалистов; •   определение   педагогов   и   специалистов,   разрабатывающих 5 индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ; • создание предметно­развивающей среды; •   разработка   новой   структуры   управления   инклюзивным образовательным учреждением; •   выстраивание   партнерских   отношений   со   всеми   участниками образовательного процесса; • создание сетевого взаимодействия с организациями­партнерами. Организационная   модель   инклюзивного   ДОУ   должна   учитывать разнообразные   условия,   зависящие   от   комплектации   детского   сада,   быть гибкой и вариативной. 2.   Модель   дошкольного   инклюзивного   образовательного учреждения Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход   учитывающей и   определенную   гибкость   образовательной   системы, потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разных   этнических   групп,  пола,  возраста,  принадлежности   к   той   или   иной социальной группе. В   инклюзивном   подходе   заложена   необходимость   изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного   процесса   с   учетом   индивидуальных   различий   детей.   Для управления   инклюзивными   процессами   необходимо   вводить   командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации). Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного   принятия   решения   участниками   образовательного   процесса   и ответственность   за   его   выполнение.   На   основе   данного   принципа 6 определяются структуры управления инклюзивным процессом: 1) научно­методический совет ДОО; 2) психолого­медико­педагогический консилиум (ПМПк) ДОО; 3) педагогический коллектив инклюзивной группы; 4) родительский комитет. Одним   из   важных   условий   организации   инклюзивного   процесса является   командная   работа   сотрудников.   Управленческая   команда   –   это группа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития ДОО и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей. Функционирование и развитие инклюзивного ДОО зависит от обмена информацией   и   способности   людей   совместно   решать   проблемы   и   задачи. Командная работа способствует: • более успешной работе ДОО; •   быстрой   адаптации   образовательной   системы   к   изменениям   во внешней   среде,   четкому   реагированию   на   изменение   образовательного запроса; • модернизации организационной системы управления при переходе от функционально­линейной организационной структуры к матричной структуре, в которой сочетаются вертикальная и горизонтальная системы управления. Формой командного управления ДОО является научно­методический совет,   который   решает   стратегические   и   оперативные   задачи.   В научно­методический  совет  входят заведующая,  координатор по  инклюзии, руководители   различных   служб   ДОО   ­консультативный   пункт,   ранняя помощь, лекотека, старший воспитатель, ведущие специалисты. Научно­методический   совет   разрабатывает   концепцию   развития инклюзивной   практики   в   ДОО,   программу   развития   и   годовой   план; определяет   направления   разработки   и   план   внедрения   новых   технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной 7 определяет   перечень   необходимых   научно­практических практики; материалов;   осуществляет   стратегическое   планирование   деятельности инклюзивного ДОО. Кроме того, совет решает оперативные задачи: • анализ ситуации в ДОО и оперативное реагирование на нее; • обсуждение планов и отчетов структурных подразделений ДОО; • контроль и анализ деятельности ПМПк ДОО; •   определение   ценностей,   цели,   принципов   и   направлений   работы учреждения. Психолого­медико­педагогический   консилиум   (ПМПк)  создается для проведения психолого­педагогической оценки динамики развития ребенка и   определения   механизмов   и   конкретных   способов   реализации индивидуального   образовательного   маршрута   (на   основании   результатов диагностики   и   рекомендаций,   полученных   от   ПМПК)   и,   в   частности,   для разработки   индивидуальной   образовательной   программы   и   оценки результативности  выбранных методов и  технологий помощи ребенку  и  его адаптации в ДОО. Координации   деятельности   педагогического   коллектива   ДОО   по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей   координатора   по   инклюзии   на   одного   из   специалистов   ДОО. Координатор   по   инклюзии   –   это   специалист   с   высшим   педагогическим,   психологическим   образованием   (учитель­логопед, дефектологическим, учитель­дефектолог,   педагог­психолог),   имеющий   опыт   работы   с   детьми   с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, бакалавриат, магистратура)   в   области   инклюзивного   образования.   Также   обязанности координатора может выполнять социальный педагог, методист или старший воспитатель,   имеющий   опыт   работы   в   структурных   подразделениях   или 8 инклюзивном саду не менее года и прошедший переподготовку, дающую ему право   работать   с   детьми   с   ОВЗ.   Основная   цель   работы   координатора   – обеспечение   эффективного   взаимодействия   всех   субъектов   инклюзивного образовательного   процесса,   что   является   одним   из   важнейших   условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательного учреждения,   адаптации   образовательного   учреждения   к   новым   условиям функционирования. В обязанности координатора по инклюзии входит: – взаимодействие   с   ПМПК   для   получения   рекомендаций   по определению   образовательного   маршрута   и   условий,   необходимых   для эффективного   включения   и   успешной   адаптации   ребенка   в   ДОО   или   его   группы структурных   подразделениях   (служба   ранней   помощи, кратковременного   пребывания,   лекотека,   группа   «Особый   ребенок», инклюзивная группа; гибкий режим посещения, дополнительные занятия со специалистами); – организация подготовки персонала инклюзивной группы к приходу ребенка с ОВЗ – проведение беседы об особенностях его развития, методах работы с ним и создании необходимых условий в группе; – организация подготовки родителей нормально развивающихся детей к   приходу   в   группу   ребенка   с   ОВЗ   –   проведение   бесед   на   родительском собрании,   показ   фильмов   о   детях   с   ОВЗ,   организация   совместных детско­родительских   мероприятий   (например,   праздников,   походов)   с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ; – организация   методической   помощи   воспитателям   по   адаптации каждого   ребенка   с   ОВЗ   и   включению   его   во   взаимодействие   с   другими детьми; общие игры, групповые занятия; – оказание   помощи   психологу   в   организации   игровых   занятий   в мини­группах с целью включения ребенка с ОВЗ во взаимодействие с другими 9 детьми; – организация   взаимодействия   специалистов   и   воспитателей инклюзивных   групп:   еженедельные   рабочие   встречи   с   обсуждением результатов работы, ведение  журнала взаимодействия, текущих записей по каждому ребенку; – контроль   за   ведением   документации   по   каждому   ребенку специалистами ДОО, посещение занятий специалистов; – организация   и  контроль   за   проведением   психолого­педагогической диагностики с целью отслеживания динамики развития ребенка (3 раза в год); – организация   работы   ПМПк   по   обсуждению   достижений   каждого ребенка (3 раза в год – плановые консилиумы, а также по запросу родителей или педагогов); – организация   взаимодействия   с   семьей   ребенка   с   ОВЗ:   встречи   с родителями, беседы, консультации, информационная поддержка, составление индивидуального   плана   развития   ребенка   с   учетом   интересов   семьи, привлечение   родителей   к   участию   в   коррекционно­развивающей   работе, организация   встреч   родителей   со   специалистами,   консилиума   с   участием родителей – по запросу родителей или педагогов; – организация консультаций ребенка у специалистов (невропатолога, психоневролога или других) по запросу родителей или педагогов; – налаживание сотрудничества со специалистами других организаций, занимающихся с ребенком с ОВЗ, посещающим ОО (например, ППМС­центр), организация   совместных   встреч, коррекционно­развивающей работы;   выработки   единой   стратегии – организация преемственности инклюзивного образования: помощь в выборе   ОО   при   переходе   ребенка   на   следующую   ступень   образования (например,   из   детского   сада   в   школу),   налаживание   контактов   с педагогическим   коллективом   ОО,   в   которое   поступает   ребенок   с   ОВЗ, 10 помощь в его адаптации; – организация   взаимодействия   специалистов   и   воспитателей инклюзивных групп: рабочие встречи с обсуждением результатов работы; – совместно   со   старшим   воспитателем   (другими   членами административной   группы)   организация   открытых   занятий,  мастер­классов, семинаров   с   целью   повышения   квалификации   педагогического   состава, семинаров и тренингов для родителей. Таким   образом,   координатор   по   инклюзии   создает   необходимые условия   совместной   работы   коллектива   ДОО   и   родителей   для   наиболее эффективной   реализации   программы   развития   и   реабилитации   каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в инклюзивной группе. Педагогический коллектив инклюзивной группы  включает в себя: воспитателей,   учителя­логопеда,   учителя­дефектолога,   педагога­психолога, тьютора, социального педагога, педагогов дополнительного образования. Цель   работы   этого   коллектива   –   организация   детско­взрослой общности   как   социальной   модели,   в   которой   каждый   человек   является ресурсом для другого человека. Основные направления деятельности педагогического коллектива: – разработка   и   реализация   конкретных   этапов   овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ; – проведение   анализа   результатов   психолого­педагогической диагностики всех детей группы; – разработка   каждым   специалистом   календарных   и   тематических планов коррекционно­развивающей работы; – реализация, с опорой на решения ПМПК, действий по включению детей в группу в начале учебного года; – планирование распорядка повседневных дел и занятий в группе; 11 – обсуждение   и   планирование   действий   по   сотрудничеству   и взаимодействию с родителями; – планирование, организация и реализация событий и праздников; – анализ   экстренных   ситуаций   и   организация   действий   по   их разрешению. ПМПК назначает  каждому  ребенку с ОВЗ  ведущего  специалиста (в зависимости   от   образовательных   потребностей)   из   числа   специалистов педагогического коллектива группы. Повышение   профессиональной   компетентности   педагогов   и специалистов   фиксируется   в   процессе   профессиональных   супервизий. Супервизия   –   вид   психолого­педагогического   сопровождения   работников   Супервизия   направлена   на   повышение помогающих   профессий. профессиональной   компетентности   работников   и   профилактику   синдрома эмоционального выгорания. В ДОУ супервизии проводятся (по запросу) как коллегами   из   учреждения,   так   и   приглашенными   из   других   организаций специалистами в соответствии с решениями научно­методического совета. 3. Структурные   подразделения   ДОО,   реализующего   инклюзивную практику Инклюзивное   образовательное   пространство   основано   на предоставлении новых форм дошкольного образования для детей с разными стартовыми возможностями. Для детей, которые по каким­либо причинам не могут   посещать   дошкольную   группу   в   режиме   полного   дня,   создаются дополнительные   структурные   подразделения:   центр   игровой   поддержки развития   (ЦИПР),   консультативный   пункт   (КП),   лекотека,   служба   ранней помощи   (СРП),   группа   кратковременного   пребывания   «Особый   ребенок», 12 деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Открытие   в   детском   саду   новых   структурных   подразделений производится в соответствии с Положениями об организации деятельности лекотек,   службы   ранней   помощи,   консультативного   пункта,   групп кратковременного пребывания, а также рекомендательных писем, сборников методических рекомендаций. При   приеме   ребенка   с   ОВЗ   в   каждом   структурном   подразделении проводится   первичная   консультация,   в   ходе   которой   специалисты подразделений   (педагог­психолог,   учитель­логопед,   учитель­дефектолог, социальный   педагог   и   др.)   проводят   диагностику   и   составляют   первичные рекомендации по конкретизации индивидуального образовательного маршрута и условий для адаптации ребенка (для обсуждения на ПМПк). В каждом из подразделений образовательные услуги ребенку с ОВЗ предоставляются   в   соответствии   с   индивидуальным   образовательным маршрутом.   Одним   из   условий   успешности   образовательного   процесса является   включение   семьи   в   образовательное   пространство.   Способами включения родителей могут быть индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастер­классы или семинары. В   структурных   подразделениях   ДОУ   ребенок   может   находиться   до школы   или   переходить   по   мере   готовности   в   группу   кратковременного пребывания, инклюзивную группу и др.  Наличие   структурных   подразделений   позволяет   ДОУ   варьировать образовательные   формы,   предоставляя   выбор   образовательных   услуг, родителей соответствующих психолого­медико­педагогической   комиссии. запросам       и рекомендациям     Состав   структурных подразделений в разных ДОО может варьироваться. Дадим краткое описание этих подразделений. 13 Консультативный   пункт  организуется   в   государственных образовательных   учреждениях,   реализующих   общеобразовательные   для   родителей   (законных программы   дошкольного   образования, представителей)   и   детей   в   возрасте   от   1   года   до   7   лет,   не   посещающих образовательные   учреждения.   Цель   создания   консультативного   пункта   – обеспечение   единства   и   преемственности   семейного   и   общественного   оказание   психолого­педагогической   помощи   родителям воспитания, (законным   представителям),   поддержка   всестороннего   развития   личности детей, не посещающих образовательные учреждения. Направления деятельности консультативного пункта: – оказание   всесторонней   помощи   родителям   (законным представителям)   и   детям   5–6   лет,   не   посещающим   образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; – оказание   консультативной   помощи   родителям   (законным представителям)  по   различным   вопросам   воспитания,  обучения  и  развития дошкольников; – содействие   социализации   детей   дошкольного   возраста,   не посещающих образовательные учреждения; – проведение   комплексной   профилактики   различных   отклонений   в физическом,   психическом   и   социальном   развитии   детей,   не   посещающих образовательные учреждения; – обеспечение   взаимодействия образовательным   учреждением,   между государственным   реализующим   общеобразовательную   программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей). Служба   ранней   помощи  является   структурным   подразделением государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в 14 психолого­педагогической   и   медико­социальной   помощи,   детского   сада компенсирующего   (комбинированного)   вида,   начальной   школы   –   детского сада компенсирующего вида, специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада или иного образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия для ее деятельности. Служба ранней помощи реализует программу обучения и воспитания детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет. В условиях специально организованной развивающей   среды   специалисты   (учитель­дефектолог,   педагог­психолог, учитель­логопед) проводят индивидуальные и групповые занятия при участии родителей, консультируют родителей по проблемам развития и достижениям ребенка, по использованию игр и упражнений на домашних занятиях. Целью деятельности   службы   является   психолого­педагогическая   и   социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии. Содержание деятельности Службы ранней помощи: – проведение   психолого­педагогического   обследования   детей   с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей; – оказание комплексной коррекционно­развивающей помощи детям с нарушениями   развития   (риском   нарушения)   и   психолого­педагогической поддержки их семьям; – осуществление   работы   по   адаптации,   социализации   и   интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения); – включение   родителей   (законных   представителей)   в   процесс воспитания и обучения ребенка; – определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка. Лекотека  является   структурным   подразделением   государственного 15 реализующего   общеобразовательную образовательного   учреждения, программу   дошкольного   образования.   Лекотеки   организуются   для   детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого­педагогической и медико­социальной помощи. деятельности В     лекотеки   используются   различные коррекционно­развивающие   и   игровые   методы   работы   и   осуществления психологической   поддержки   развития   детей.   Целью   деятельности   лекотек является   обеспечение   психолого­педагогического   сопровождения   детей   в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования   предпосылок   учебной   деятельности,   поддержки   развития личности и оказания психолого­педагогической помощи родителям (законным представителям). В   лекотеке   проводятся   индивидуальные   и   групповые   занятия, направленные   на   развитие   первичных   социальных   навыков,   моторной, эмоционально­волевой,   познавательной,   речевой   сфер.   Содержание   занятий определяется в зависимости от рекомендаций специалистов и в соответствии с   программами   обучения   детей   с   различными   нарушениями   в   развитии. Лекотека   является   одной   из   первых   ступеней   социализации   ребенка. Впоследствии   ребенок   может   быть   переведен   в   инклюзивную   группу   или класс. Содержание деятельности лекотеки: – реализация образовательной программы, разрабатываемой с учетом особенностей   психофизического   развития   и   индивидуальных   возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно; – проведение психокоррекции средствами игры у детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития; – обучение   родителей   (законных   представителей),   специалистов 16 государственных   образовательных   учреждений   методам   игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии; – проведение психопрофилактической работы с членами семей детей с нарушением развития; – психолого­педагогическое   обследование   детей   с   нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей); – помощь   родителям   (законным   представителям)   в   подборе адекватных средств общения с ребенком; – подбор индивидуальных техник формирования у детей предпосылок учебной деятельности; – поддержка   инициатив   родителей   (законных   представителей)   в организации программ взаимодействия семей. Группа развития «Особый ребенок» создается для детей­инвалидов в возрасте   от   3   месяцев   до   7   лет   с   целью   оказания   им   систематической психолого­медико­педагогической   помощи,   формирования   предпосылок учебной   деятельности,   социальной   адаптации,   содействия   родителям   в организации воспитания и обучения детей. Группа создается для проведения коррекционно­развивающей   работы   специалистов   различного   профиля   с детьми  с ОВЗ, обеспечения  первичной  адаптации   ребенка  с  ОВЗ   в  группе сверстников   без   индивидуального   сопровождения   взрослого,   подготовки   к посещению инклюзивной группы. С этой целью проводятся индивидуальные и учителя­дефектолога, групповые учителя­логопеда, занятия       вводятся педагога­психолога. музыкально­ритмические виды деятельности, фольклорные народные игры. В групповых занятиях   На       индивидуальной   работе   специалисты   помимо   основных   коррекционных методов   работы   используют   адекватные   особенностям   ребенка   приемы телесно­ориентированной терапии, нестандартные методы изобразительной и игровой деятельности. 17 Содержание деятельности группы развития «Особый ребенок»: групповых – проведение коррекционно­развивающих       и индивидуальных   занятий,   направленных   на   развитие   коммуникативной, познавательной и иных сфер с целью максимальной социально­эмоциональной адаптации ребенка в среде сверстников; – подготовка ребенка с ОВЗ к включению в инклюзивную группу; – проведение консультативной работы с родителями. Инклюзивная группа (группа комбинированной направленности) ДОУ открывается для совместного воспитания и образования здоровых детей и   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья.   Инклюзивная   группа комплектуется   в   соответствии   с   Типовым   положением   о   дошкольном образовательном учреждении: «В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет: • до 3 лет – 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья; • старше 3 лет: – 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью – умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом; – 15   детей,   в   том   числе   не   более   4   слабовидящих   и   (или)   детей   с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые   нарушения   речи,   или   детей   с   умственной   отсталостью   легкой степени; – 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития. Например, в одной группе могут эффективно обучаться 2 ребенка с 18 синдромом   Дауна,   1   ребенок   с   синдромом   раннего   детского   аутизма,   1–2 ребенка   с   детским   церебральным   параличом,   несколько   детей   с   общим недоразвитием речи. Содержание деятельности инклюзивной группы: – осуществление   развивающей   деятельности   (развитие   речи   и представлений   об   окружающем   мире,   развитие   познавательной   сферы, игровой,   исследовательской,   проектной,   графической,   конструктивной деятельности и т. д.); – социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; – реализация   коррекционной   деятельности   специалистов (учитель­логопед, учитель­дефектолог, педагог­психолог, массажист); – реализация   программ   творческого   развития   детей   (керамическая мастерская,   хореография,  музыкально­ритмические   занятия,  игротерапия   и др.). Основные   направления   работы   педагогического   коллектива   в инклюзивной группе: •   диагностика   индивидуальных   особенностей   развития   каждого ребенка; • комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального   образовательного   маршрута   и   индивидуальной образовательной программы; • планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы; •   организация   совместной   жизнедеятельности   детей   в   условиях инклюзивной группы; • мониторинг инклюзивного образовательного процесса. 19 Список литературы: 1. Волосовец, Т. В., Кутепова, Е. Н.. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / —М.: Мозаика­Синтез, 2011. — 144 с. 2. Ребенок   в   инклюзивном   дошкольном   учреждении:   методическое пособие [Текст] / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН,2010. 20

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»

Консультация «Организация  инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018