Одним из ведущих факторов, обеспечивающих социальную адаптацию детей-инвалидов в общество сверстников является их социально-педагогическая поддержка. Она акцентирует основное внимание и усилия на выработку у ребенка и родителей новой системы целей и ценностей, способствует их свободной самоактуализации и самореализации. При условии развития и обогащения личности за счет возрастания самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы, инвалид сможет сам приносить пользу своим близким и обществу в целом, что будет способствовать его личностной и социальной адаптации.
Особенности социальнопедагогической поддержки детей инвалидов и
их родителей
Одним из ведущих факторов, обеспечивающих социальную
адаптацию детейинвалидов в общество сверстников является их
социальнопедагогическая поддержка.
Она акцентирует основное
внимание и усилия на выработку у ребенка и родителей новой системы
целей и ценностей, способствует их свободной самоактуализации и
самореализации. При условии развития и обогащения личности за счет
возрастания самостоятельности и ответственности в межличностных
отношениях, умения оптимально соотнести собственные интересы с
интересами группы, инвалид сможет сам приносить пользу своим близким
и обществу в целом, что будет способствовать его личностной и
социальной адаптации. Таким образом, при определенных подходах к
реализации социальнопедагогической поддержки детиинвалиды могут
стать социальноактивной группой населения.
Социальнопедагогическая поддержка детейинвалидов и
родителей, воспитывающих их, сегодня официально признается одним
из важнейших компонентов социальной деятельности общества. Она
заключается в определении педагогического прогноза при разработке
тех или иных программ, мероприятий, направленных на обеспечение и
реализацию прав детейинвалидов; осуществляет всю социальную работу
с ними и с их семьями на основе принципов проектирования
педагогически целесообразных отношений в социуме, использования в
практике форм и технологий, основанных на фундаментальных,
педагогических закономерностях и способствующих личностному
развитию, самовоспитанию, самореализации, созданию комфортнойсреды обитания в социуме; предполагает целесообразную систему
общественной помощи подрастающему поколению в его социальной жизни.
Из поставленной перед нами цели вытекают следующие задачи,
которые педагоги и родители должны решить:
1)
воспитать у детейинвалидов общественную активность,
инициативу, готовность к жизни;
2) формировать у них личностные качества (эмоции, чувства,
нравственность на основе усвоения культуры и ценностей своего
народа, культуры здоровья, общения и поведения, культуры проведения
свободного времени);
3) интегрировать детейинвалидов в общество здоровых людей.
В процессе социализации, и в частности социальной адаптации детей
инвалидов, социальнопедагогическая поддержка помогает им приобретать
те качества, которые необходимы для жизнедеятельности в обществе,
овладевать социальной деятельностью, социальным общением и
поведением, осуществлять социальное становление личности.
Ребенокинвалид не должен быть пассивным объектом воздействия, а
должен стать активным субъектом социального формирования своей
личности исходя из внутренних потенций, и, конечно, условий
окружающей среды.
Особенность социально педагогической поддержки заключается в том,
что ее процесс должен осуществляться комплексно, т.е. с участием
психологов, медиков,
специалистов различного профиля: педагогов,
дефектологов, логопедов, музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре и др. Они видят назначение социальнопедагогической
поддержки в помощи детяминвалидам улучшить качество жизни путем
налаживания контактов с их социальным и физическим окружением.
Принципом деятельности специалистов является их профессиональная этика: личностноориентированный подход к детяминвалидам, реализуемый
в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;
оптимальность подхода: вера в детейинвалидов, опора на
положительное в них, убеждение их: «сделай себя личностью сам»;
объективность подхода: учет возрастных особенностей личности
(индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции),
коммуникативность:
способность к быстрому и оперативному
общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами
социального воспитания для быстрого нахождения средств
квалифицированной помощи детяминвалидам;
неразглашение информации о детяхинвалидах и их семьях.
Основными критериями эффективности работы наших специалистов
являются: анализ состояния проблем семей имеющих детейинвалидов и
результатов их решения; включенность детейинвалидов и родителей в
различные виды деятельности и активности к социальным ценностям;
включенность взрослых в деятельность
по улучшению условий
жизнедеятельности их детей; оценка социальнопсихологической обстановки
и микроклимата в социуме; уровень профессионального роста специалиста.
Работа педагога начинается с определения социального статуса
детейинвалидов и их родителей. Для этого изучаются их документы,
проводятся собеседование и тестирование, собираются сведения о
заболеваемости, проверяются условия их жизни в семье. Изучив все
документы и проблемы, которые есть у детей и родителей, ищет пути
выхода из создавшейся ситуации, составляет индивидуальный маршрут, то
есть прогнозирует, какими должны задачи, формы, методы и средства,
мы можем определить следующие
педагогической и коррекционной помощи.
особенности социально
Социальнопедагогическая поддержка обеспечивает педагогическую
среду для организации досуговой о познавательной деятельностизаключающуюся в их адаптации,
детейинвалидов и родителей,
интеграции в видах жизнедеятельности в интересах социального
формирования их личности.
Высокая результативность социально педагогической поддержки
детейинвалидов средствами досуговой деятельности может быть
достигнута, когда в их основу положены народные традиции, возрождены и
используются народное творчество и искусство как современная
технология воспитания, учитывающая, наверно, социальную реальность
и создаваемая посредством анализа и изучения результатов практики.
Реализация в науке и практике социальнопедагогической поддержки
означает осуществление всей социальной работы с детьмиинвалидами
на основе регионального проектирования педагогически целесообразных
отношений в социуме, использования в практике форм и методов,
основанных на фундаментальных педагогических закономерностях и
способствующих личностному развитию, самовоспитанию, социальной
адаптации человека, созданию комфортной среды его обитания.