Консультация "Особенности социально-педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей"

  • Работа с родителями
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из ведущих факторов, обеспечивающих социальную адаптацию детей-инвалидов в общество сверстников является их социально-педагогическая поддержка. Она акцентирует основное внимание и усилия на выработку у ребенка и родителей новой системы целей и ценностей, способствует их свободной самоактуализации и самореализации. При условии развития и обогащения личности за счет возрастания самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы, инвалид сможет сам приносить пользу своим близким и обществу в целом, что будет способствовать его личностной и социальной адаптации.
Иконка файла материала Особенности социально.doc
Особенности социально­педагогической поддержки детей­ инвалидов и их родителей Одним   из   ведущих   факторов,   обеспечивающих   социальную адаптацию  детей­инвалидов  в   общество   сверстников   является   их социально­педагогическая   поддержка.  Она  акцентирует   основное внимание и усилия на выработку у ребенка и родителей новой  системы целей   и   ценностей,   способствует   их   свободной   самоактуализации   и самореализации. При условии развития и обогащения личности за счет возрастания   самостоятельности   и   ответственности   в   межличностных отношениях,   умения   оптимально   соотнести   собственные   интересы   с интересами группы, инвалид сможет сам приносить пользу своим близким и  обществу   в   целом,   что   будет   способствовать   его   личностной   и социальной   адаптации.   Таким   образом,   при   определенных   подходах   к реализации  социально­педагогической   поддержки   дети­инвалиды   могут стать социально­активной группой населения.  Социально­педагогическая   поддержка   детей­инвалидов   и родителей,  воспитывающих  их,  сегодня  официально признается одним из   важнейших   компонентов   социальной  деятельности   общества.   Она заключается   в   определении   педагогического  прогноза   при   разработке тех или иных программ, мероприятий, направленных на обеспечение и реализацию прав детей­инвалидов; осуществляет всю социальную работу с   ними   и   с   их   семьями   на   основе  принципов  проектирования педагогически целесообразных отношений в социуме,  использования   в практике   форм   и   технологий,   основанных   на  фундаментальных, педагогических   закономерностях   и   способствующих  личностному развитию,   самовоспитанию,   самореализации,   созданию  комфортнойсреды   обитания   в   социуме;   предполагает   целесообразную   систему общественной помощи подрастающему поколению в его социальной жизни. Из   поставленной   перед   нами   цели   вытекают   следующие   задачи, которые педагоги и родители должны решить: 1)  воспитать   у   детей­инвалидов   общественную   активность, инициативу, готовность к жизни; 2)  формировать   у   них   личностные   качества   (эмоции,   чувства, нравственность   на   основе   усвоения   культуры   и   ценностей   своего народа, культуры здоровья, общения и поведения, культуры проведения свободного времени); 3) интегрировать детей­инвалидов в общество здоровых людей. В процессе социализации, и в частности социальной адаптации детей­ инвалидов, социально­педагогическая поддержка помогает им приобретать те   качества,   которые   необходимы   для   жизнедеятельности   в   обществе, овладевать  социальной   деятельностью,   социальным   общением   и поведением, осуществлять социальное становление личности. Ребенок­инвалид не должен быть пассивным объектом воздействия, а должен   стать   активным   субъектом   социального   формирования   своей личности   исходя   из   внутренних   потенций,   и,   конечно,   условий окружающей среды. Особенность социально­ педагогической поддержки заключается в том, что   ее   процесс   должен   осуществляться   комплексно,   т.е.   с   участием  психологов,   медиков, специалистов   различного   профиля:   педагогов, дефектологов,   логопедов,   музыкального   руководителя,   инструктора   по физической культуре и др. Они видят назначение социально­педагогической поддержки   в   помощи   детям­инвалидам   улучшить   качество   жизни   путем налаживания   контактов   с   их   социальным   и   физическим   окружением. Принципом деятельности специалистов является их профессиональная этика:­ личностно­ориентированный подход к детям­инвалидам, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать; ­  оптимальность   подхода:  вера   в   детей­инвалидов,   опора   на положительное в них, убеждение их: «сделай себя личностью сам»; ­  объективность подхода:  учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции), ­коммуникативность:  способность   к   быстрому   и   оперативному общению   и   налаживанию   связей   и   координации   со   всеми   субъектами социального   воспитания   для   быстрого   нахождения   средств квалифицированной помощи детям­инвалидам; ­неразглашение информации о детях­инвалидах и их семьях.   Основными критериями эффективности работы наших специалистов являются:   анализ   состояния   проблем   семей   имеющих   детей­инвалидов   и результатов   их   решения;   включенность   детей­инвалидов   и   родителей   в различные   виды   деятельности   и  активности   к   социальным   ценностям; включенность   взрослых   в   деятельность  по   улучшению   условий жизнедеятельности их детей; оценка социально­психологической обстановки и микроклимата в социуме; уровень профессионального роста специалиста. Работа   педагога   начинается   с   определения   социального  статуса детей­инвалидов   и   их   родителей.   Для   этого   изучаются   их   документы, проводятся  собеседование   и   тестирование,   собираются   сведения   о заболеваемости,  проверяются   условия   их   жизни   в   семье.   Изучив   все документы   и   проблемы,   которые   есть   у   детей   и   родителей,  ищет   пути выхода из создавшейся ситуации, составляет индивидуальный маршрут, то есть прогнозирует, какими должны  задачи, формы, методы и средства, мы   можем   определить   следующие педагогической и коррекционной помощи.  особенности   социально­ Социально­педагогическая поддержка обеспечивает педагогическую среду   для   организации   досуговой   о   познавательной   деятельностизаключающуюся   в   их   адаптации, детей­инвалидов   и   родителей, интеграции   в   видах   жизнедеятельности   в   интересах   социального формирования их личности. Высокая результативность социально­ педагогической поддержки детей­инвалидов   средствами   досуговой   деятельности   может   быть достигнута, когда в их основу положены народные традиции, возрождены и используются  народное   творчество   и   искусство  как   современная технология воспитания, учитывающая, наверно, социальную реальность и   создаваемая   посредством  анализа   и   изучения   результатов   практики. Реализация   в   науке   и   практике   социально­педагогической   поддержки означает осуществление всей социальной работы с детьми­инвалидами на  основе регионального проектирования педагогически  целесообразных отношений   в   социуме,   использования   в   практике   форм   и   методов, основанных  на   фундаментальных   педагогических   закономерностях   и способствующих  личностному   развитию,   самовоспитанию,   социальной адаптации человека, созданию комфортной среды его обитания.