«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»
Горький А. М.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Подвижные музыкальные игры для детей различных возрастов имеют огромное значение в их становлении как личности, а также играют важную роль в полноценном развитии ребёнка.
По мнению Олега Семеновича Газмана, в игре у детей возникает три цели.
Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу!»
Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо!»
Третья цель – творческое выполнение игровой задачи –«Могу!»
Следуя из этого, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
В условиях музыкального занятия подвижные игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Консультация «Подвижная игра на
музыкальном занятии»
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны
изменить»
Горький А. М.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде
всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей. В
дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Подвижные музыкальные игры для детей различных возрастов имеют огромное
значение в их становлении как личности, а также играют важную роль в
полноценном развитии ребёнка.
По мнению Олега Семеновича Газмана, в игре у детей возникает три цели.
Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу!»
Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо!»
Третья цель – творческое выполнение игровой задачи –«Могу!»
Следуя из этого, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!»,
влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций
саморегуляции и самоконтроля.
В условиях музыкального занятия подвижные игры носят развивающий характер
и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными
умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества,
эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Ценным в подвижных играх на музыкальном занятии является то, что в основу
взят синтез музыки и движений.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между
сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших
педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на
выполнение условий и правил игры.
В музыкальноподвижной игре ребенок выполняет различные задания: все его
движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера
музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение
согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку,
такты, метроритм, интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям
требование проявлять волевые усилия сосредотачиваясь на многообразиивыразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание
музыкальноигрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое
раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков,
активизацию чувств, воображения, мышления.
Таким образом, музыкальноподвижная игра имеет следующие задачи:
1. Коррекционные:
• Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической
мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства
голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация
их темпа и ритма;
• Формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
2. Оздоровительные:
• Укрепление сердечно сосудистой, двигательной систем, костно мышечного
аппарата;
• Развитие моторики;
• Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и
физическое напряжение);
• Развитие быстроты двигательной реакции.
3. Образовательные:
• Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
• Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
• Формирование умственных умений и действий.
4. Воспитательные:
• Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
• Эстетическое отношение к окружающему;
• Развитие чувств, эмоций.
5. Развивающие:
• Познавательную активность;
• Устойчивый интерес к действию;
• Саморегуляцию и самоконтроль;
• Внимание, память, мышление;• Ориентировку в пространстве.
По форме проведения музыкальноподвижные игры можно разделить на:
Статические игры. (Например: игра «Колпачок»)
Развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять
равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без особых
физических усилий.
Игры с речью. (Например: игра «Ловишки»)
Развивают вокальнослуховую и двигательнослуховую координацию,
нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
Игрышутки. (Например: игра «Маланья»)
Активизируют слуховое восприятие, формируют фонематический слух, и все
стороны музыкальнослуховых представлений.
Игры –песни. (Например: игра «БабаЯга»)
Развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют
развитию звукообразования, дикции, дыхания.
Игрызабавы. (Например: игра «Смотри и повтори»)
Побуждают детей к творческой активности, инициативе, развивают зрительное
восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва,
формируют творческие способности.
Игрызагадки. (Например: игра «Кто пришел к нам в гости?»)
Развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к
осознанным умственным и практическим действиям.
Ритмические игры. (Например: игра «Ловишки»)
Направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность
звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и
речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Нужно помнить, что игры достигают положительных результатов лишь тогда,
когда они исполнят свое главное назначение – доставят детям удовольствие и
радость, а не будут нудной тренировкой, учебным заданием.