Представлен материал для проведения консультации с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации. В ходе консультации родители узнают об особенностях познавательно-речевого развития детей и о значении занятий музыкой. Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного настроения существует целая гамма оттенков. Так, соединяя чувственное познание с мышлением и речью создается особая образовательная среда.Консультация
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
НА МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Консультация для родителей
Музыкальный руководитель
О.С. МенязеваПознавательноречевое развитие детей на
музыкальной деятельности
Виды музыкальной деятельности традиционны на академическом занятии –
это слушание музыки, пение, музыкальноритмические движения, игра на
детских музыкальных инструментах, творчество. И каждый из этих видов
развивает речь детей.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение
давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся
и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию
психических процессов и свойств личности (внимание, мышление,
воображение),
нормализации деятельности
периферических
(дыхательного,
артикуляционного, голосообразовательного). Пение способствует развитию
речи детей за счёт расширения словаря и улучшения произносительной
стороны, это – звукопроизношение и ритмикомелодическая сторона: темп,
ритм, тембр, динамика.
расширению кругозора;
речевого
аппарата
отделов
Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное
произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на
слоги «ляля», «тилили», «туруру» способствует автоматизации звука,
закреплению правильного произношения. Добиваясь чёткой и ясной дикции, я
учу детей отчётливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки,
что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь
большинство детей говорят недостаточно ясно, активно, зажимая нижнюю
челюсть. Детям нужно понять, что плохая, вялая дикция отрицательно влияет
на качество пения, на звукообразование и чистоту интанации и, наоборот,
ясно произнесённое слово способствует выразительному исполнению песни. С
этой целью на занятиях используются русские народные попевки, прибаутки.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в
разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за
правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию
песни. Детям нравиться отгадывать слова и фразы, которые я произношу
одними губами. Этот приём мобилизует внимание детей и побуждает их к
более чёткому произношению слов.
В работе над дыханием надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в
начале фразы, удерживали его до конца, «не разрывали» слово во время
исполнения, активно работали губами, и правильно их располагали при
пропевании гласных. Для развития дыхания полезно также пропевние илипроизнесение на выдохе гласных звуков, отдельных слогов (например, да, та,
ля), фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным
(например: «Я иду в лесок»). Такие упражнения сопровождаются движением
руки сверху вниз. Мы с детьми на занятиях пропеваем, начиная с верхненего
до и заканчивая нижним до моё имя «Ольга Сергеевна», сопровождая пение
движением рук сверху вниз, а иногда дети поочерёдно пропевают своё имя.
При этом идёт работа и над дыханием, и над дикцией.
Дидактические игры, дидактические упражнения и задания
способствуют развитию фонематического слуха.
Развитию слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации
неречевых звуков помогают музыкальнодидактические игры «На каком
инструменте играю?», «Отгадай и сыграй, как я», «Музыкальные молоточки»,
а также музыкальнодидактиеские игры с пением, распевки, например,
«Птенчики», «В лесу», «Угадай по голосу», Е. Тиличеевой.
Когда дети на занятии поют попевку «Бубенчики», Е. Тиличеевой они
различают три фонемы (иао) в слогах «диндандон», ориентируясь на
высоту звука в мажорном трезвучии. Можно предложить детям по характеру
музыки определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения,
соответствующие данному образу. «Между музыкальным и фонематическим
слухом параллели нет, но хороший музыкальный слух является хорошим
подспорьем в развитии фонематического слуха. Дети с хорошим музыкальным
слухом больше внимания проявляют к фонемам» (Н.А. Чевелёва).
Произносительная сторона речи обладает определённой окраской
(«просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие
средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм,
определённая звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому,
музыкальнодидактические игры, направленные на развитие звуковысотного,
ритмического, тембрового и динамического слуха оказывают косвенное
воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того, музыкально
дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных
процессов, т. е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей.
На музыкальных занятиях я широко использую музыкальноречевые
игры. С их помощью у детей успешно развиваются подражание речи
взрослого, речевая активность и коммуникативная функция речи.
Использование таких игр и игровых упражнений значительно повышает
развивающих эффект занятий. Вот некоторые из них: «Идёт Мишка»
расширение словарного запаса прилагательных, знакомство с выразительными
имитационными движениями.
автоматизация
изолированного произнесения звука «з», «ж», «Моя мама» развитие навыков
диалога; отработка изменения существительных и местоимений по падежам, а
также умение употреблять прилагательные в сравнительной степени и др.
«Комар»,
«Жук»,Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет
их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом. Дети
знакомясь с различными музыкальными произведениями выражают свои
чувства, эмоции словами.
С помощью умело проведенной беседы можно не только привить детям
интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях
действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать
нравственные качества, и, конечно же, обогатить словарный запас детей.
Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные
состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Ведь даже в пределах одного
настроения существует целая гамма оттенков. Весёлая музыка может быть и
торжественной, праздничной, и нежной, танцевальной. А грустная – и нежно
задумчивой, мечтательной, и скорбной, трагической. Торжественная музыка
окрашена радостью, светом, но бывает ведь и торжественная скорбь.
Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры)
вызывают эмоционально – эстетический отклик, представления о
художественных образах, близких музыке. Сама природа музыкального
искусства располагает не к бытовой, а к образной речи.
Вспомним замечательные слова В. А. Сухомлинскоко: «Слово должно
настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе
чтото поэтическое, чтото такое, что приближало бы слово к музыке».
Тихо, тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны, речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг,
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Незнакомые слова разъясняются: решительная смелая, тревожная –
беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику
музыкального произведения, сходного по настроению, происходит очень
быстро. В каждой группе нашего детского сада в музыкальном уголке есть
словарь эмоциональнообразного содержания музыки, который помогает
воспитателям в работе с детьми по слушанию музыки.Игра на детских музыкальных инструментах, ещё один вид
деятельности, который способствует познавательно – речевому развитию
детей.
Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому
ребёнку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и
правильно сыграть свою партию.
Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках,
металлофонах, колокольчиках, пианино, развитие дыхания при
игре на духовых инструментах (трилоа, дудочка) в индивидуальных
занятиях.
Развитие фонематического слуха в музыкальнодидактических
играх типа «На каком инструменте я играю?», «Музыкальное
лото», «Отгадай инструмент и сыграй, как я», «Музыкальный
дрмик».
Развитие координации пения с движением пальце рук (ребёнок поёт
и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной
музыкальной деятельности.
Музыкальноритмические движения.
Есть у нас такие подговорочки и для разучивания других элементов
народного танца, например:
Ковырялочка, дробь.
Козлик
Метелочка.
Каблучками я стучу,
Пляску русскую учу,
Пляска русская моя
Замечательная.
В.Дьякова.
Вышел козлик погулять,
Стал он прыгать и скакать.
Козлик ножками стучит,
По козлиному кричит:
«Бе еее»
Как у наших, у ворот
Дворник улицу метет.
Дворник улицу метет,
Все соринки подметет.
Е. СоковнинаВеревочка.
Я скачу, скачу, скачу
И веревочку кручу.
Ты, веревочка, крутись,
Пляска русская, учись.
В. Дьякова.
Полуприсядка, присядка.
Сяду встану, сяду – встану,
И как мячик поскачу.
Приседать я не устану,
Я танцором стать хочу.
В. Дьякова.
Качалочка качается,
А Саша улыбается.
Е. Соковнина.
Качалочка.