Большой проблемой и для воспитателя, и для родителя, и для самого ребенка является детская агрессивность, которая, к сожалению, встречается сегодня все чаще и чаще.
Родители нередко жалуются: «Такой был хороший мальчик, а сейчас драчун! В детском саду только его и ругают!» И такие жалобы обычно достаточно обоснованы. Дети, тихие и спокойные в семье, превращаются в драчунов и задир.
агрессивные дети.doc
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ
Большой проблемой и для воспитателя, и для родителя, и для самого
ребенка является детская агрессивность, которая, к сожалению,
встречается сегодня все чаще и чаще.
Родители нередко жалуются: «Такой был хороший мальчик, а сейчас
драчун! В детском саду только его и ругают!» И такие жалобы обычно
достаточно обоснованы. Дети, тихие и спокойные в семье, превращаются в
драчунов и задир.
Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив, ребенок
не владеет социально приемлемыми способами общения, не имеет опыта
совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми
навыками. Это делает его непривлекательным партнером в глазах
сверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При
этом на фоне недовольства, обиды нередко появляются и агрессивные
действия: ребенок ломает чужие постройки, рвет рисунки, портит и
разбрасывает игрушки, прилагает все усилия, чтобы помешать игре, в
которую его не принимают.
Необходимо знакомить родителей с приблизительной тематикой игр,
принятых в группе, предлагать им литературу для «проигрывания» сказок и
рассказов, объяснять последовательность усложнения игровых действий в
соответствии с возрастом ребенка. Рекомендуется ежедневно играть с
ребенком в игрушки, а также в ролевые игры или хотя бы вести «ролевые»
беседы, речевые игры, где ребенок говорит от лица какоголибо
персонажа.
приходит из детского сада, родители должны
Когда ребенок
интересоваться, во что играли другие дети, побуждая его приглядываться
к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.
Воспитатель обучает ребенка игровым навыкам и вовлекает в общую игру
сначала на вспомогательные роли, а затем на все более важные. Чтобы не
допустить исключения ребенка из игры, воспитатель участвует в ней
вместе с ним детьми, привлекая внимание к тому, что у ребенка получается. Сложнее, если дети приносят агрессивную модель поведения из семьи, где
она не только принята, но в какойто мере и поощряется. Некоторые
родители внушают ребенку, что нужно быть сильным, непобедимым, всегда
давать сдачи в ответ на любую обиду. К информации психолога и советам
педагога развивать игровые и коммуникативные усилия ребенка они
относятся недоверчиво и пренебрежительно. Такая позиция очень
затрудняет работу с агрессивными детьми. Приходится объяснять
родителям, что коммуникативные навыки, умение общаться с людьми
чрезвычайно важны для установления контакта со ∙сверстниками. Умение
понять другого человека, сопоставить его желания со своими планами и
целями, способность представить чужие переживания и чувства требуют
достаточного опыта общения. А неумение или нежелание родителей
помочь формированию у ребенка подобного опыта постепенно приводит к
проблемам не только в отношениях с детьми, но и в отношениях с
собственными родителями. В возрасте 1012 лет и в подростковый период
несформированность навыков социального общения приведет к отсутствию
друзей, асоциальному поведению и агрессивному или пренебрежительному
отношению к родителям. И тогда уже поздно будет чтонибудь исправлять
доступными семье методами.
Иногда агрессивность стимулируется у детей косвенно изза постоянного
просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков,
«ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют
мотивы насилия. Если взрослому экранный «злодей» кажется смешным или
гротескным,
то дошкольник воспринимает его поведение как
заслуживающий восхищения образец, а о страданиях жертв он вообще не
задумывается.
Аналогичное влияние оказывают и игрушки, специально выпускаемые для
игры по сюжетам распространенных зарубежных мультфильмов; «детских
боевиков» и «ужастиков». Дети дошкольного возраста, а уж тем более
малыши 34 лет, получив в свое распоряжение разнообразных «черепашек
ниндзя», «человекапаука», «терминаторов», «спайдерменов». И прочих
подобных персонажей, автоматически используют их в игре, не осознавая,
конечно, истинных мотивов их поступков.
Артистическое мастерство воспитателя, его способность увлечь детей
игрой, ненавязчивые разъяснения и обсуждение поступков действующих
лиц, умение придумать продолжение сказки, истории (что больше по силам
воспитанникам старшей группы) все это поможет отвлечь детей от
воинственных игр и показать им возможность миролюбивых, добрых способов общения. Чем ярче и выразительнее будет добрый,
положительный герой, тем больше он будет привлекать внимание и
симпатии ребенка, и даже если не сможет полностью конкурировать с
какимнибудь «терминатором», то уж как минимум даст возможность
сравнить их и задуматься над выбором модели поведения.
Со старшими детьми целесообразно обсуждать не только мультфильмы, но
и книги, беседовать о том, почему герои поступают именно так, а не иначе.
Читает детям предусмотренную программой художественную литературу
(на занятиях или вне их) воспитатель, а в обсуждении обязательно
принимает участие психолог детского сада. Очень полезно в этих беседах
ненавязчиво сравнивать положительных и отрицательных героев, хорошо
знакомых детям. Например, легко сопоставить приключения Зайца и Волка
из мультфильма «Ну, погоди!» и Кота и мышонка из «Тома и Джерри»,
Для обсуждения мотивов поведения героев, понимания их истинной или
притворной доброты подходят популярные детские книги, начиная с
«Азбуки» Л. Толстого, «Приключений Буратино» А. Толстого пр.
Подобная работа в группе помогает детям научиться понимать других
людей, цели и мотивы их действий, приучает их согласовывать свои
желания; и поступки с чужими, находить компромиссные решения и
бесконфликтные способы поведения. Однако для некоторых детей с
повышенной агрессивностью этого оказывается недостаточно
Это относится прежде всего к детям аффективным, невротичным,
упрямым, особенно когда родители всеми силами стараются изменить
«дурной характер» ребенка, не считаясь с особенностями его
темперамента, и тем более когда они сами отличаются повышенной
эмоциональностью и агрессивностью, применяют к ребенку слишком
строгие меры, в том числе физические наказания, унижают на глазах у
других и т. п.
В результате одни дети «ломаются» и в конце концов подлаживаются к
требованиям родителей, но при этом теряют к ним доверие и, жертвуя
собственной индивидуальностью, превращаются в пассивных, чрезмерно
осторожных, плаксивых детей со множеством невротических проявлений.
Другие, более физически и психически сильные и активные, вступают в
конфликт не только с родителями, но и со всем белым светом, превращаясь
в маленьких злюк, как бы мстящих за свои обиды всем окружающим. Нужно помнить, что агрессивные реакции возникают у детей в ответ на
психотравмирующую ситуацию и представляют собой активный протест,
проявляющийся в грубости, непослушании, драках и вызывающем
поведении при столкновении с любыми психологическими трудностями.
Такие реакции сначала всегда избирательны, направлены на обидчика. В
семье это могут быть конфликты с родителями, ревность к появившемуся
второму ребенку. В детском саду это обычно несложившиеся отношения с
воспитателем; социальная изолированность, нарушение адаптации. Только
при особенно неблагоприятном сочетании ошибок семейного воспитания и
организации жизни ребенка в детском саду агрессивное поведение
закрепляется и становится привычной формой реагирования на любые
трудности, с которыми сталкивается ребенок. К счастью, это происходит не
так уж часто.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА
АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ
Большой проблемой и для воспитателя, и для родителя, и для самого
ребенка является детская агрессивность, которая, к сожалению,
встречается сегодня все чаще и чаще.
Родители нередко жалуются: «Такой был хороший мальчик, а сейчас
драчун! В детском саду только его и ругают!» И такие жалобы обычно
достаточно обоснованы. Дети, тихие и спокойные в семье, превращаются в
драчунов и задир.
Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив, ребенок
не владеет социально приемлемыми способами общения, не имеет опыта
совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми
навыками. Это делает его непривлекательным партнером в глазах
сверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При
этом на фоне недовольства, обиды нередко появляются и агрессивные
действия: ребенок ломает чужие постройки, рвет рисунки, портит и
разбрасывает игрушки, прилагает все усилия, чтобы помешать игре, в
которую его не принимают. Необходимо знакомить родителей с приблизительной тематикой игр,
принятых в группе, предлагать им литературу для «проигрывания» сказок и
рассказов, объяснять последовательность усложнения игровых действий в
соответствии с возрастом ребенка. Рекомендуется ежедневно играть с
ребенком в игрушки, а также в ролевые игры или хотя бы вести «ролевые»
беседы, речевые игры, где ребенок говорит от лица какоголибо
персонажа.
Когда ребенок
приходит из детского сада, родители должны
интересоваться, во что играли другие дети, побуждая его приглядываться
к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.
Иногда агрессивность стимулируется у детей косвенно изза постоянного
просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков,
«ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют
мотивы насилия. Если взрослому экранный «злодей» кажется смешным или
гротескным,
то дошкольник воспринимает его поведение как
заслуживающий восхищения образец, а о страданиях жертв он вообще не
задумывается.
Нужно помнить, что агрессивные реакции возникают у детей в ответ на
психотравмирующую ситуацию и представляют собой активный протест,
проявляющийся в грубости, непослушании, драках и вызывающем
поведении при столкновении с любыми психологическими трудностями.
Такие реакции сначала всегда избирательны, направлены на обидчика. В
семье это могут быть конфликты с родителями, ревность к появившемуся
второму ребенку. В детском саду это обычно несложившиеся отношения с
воспитателем; социальная изолированность, нарушение адаптации. Только
при особенно неблагоприятном сочетании ошибок семейного воспитания и
организации жизни ребенка в детском саду агрессивное поведение
закрепляется и становится привычной формой реагирования на любые
трудности, с которыми сталкивается ребенок. К счастью, это происходит не
так уж часто.
Консультация психолога "Агрессивные дети"
Консультация психолога "Агрессивные дети"
Консультация психолога "Агрессивные дети"
Консультация психолога "Агрессивные дети"
Консультация психолога "Агрессивные дети"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.