Консультация "Значение памяти в жизни человека "
Оценка 4.9

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Оценка 4.9
Лекции +1
doc
психологическая работа +2
Взрослым
18.03.2018
Консультация "Значение памяти в жизни человека "
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.
память.doc
Содержание Введение 1 Понятие памяти, ее процессы 2 Виды памяти 3 Теории и законы памяти 4 Формирование и развитие памяти 5 Значение памяти в жизни человека  Заключение Список литературы Введение Впечатления,   которые   человек   получает   об   окружающем   мире,   оставляют определенный   след,   сохраняются,   закрепляются,   а   при   необходимости   и возможности   –   воспроизводятся.   Эти   процессы   называются   памятью.   Память лежит   в   основе   способностей   человека,   является   условием   научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное   функционирование   ни   личности,   ни   общества.   Благодаря   своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Память   можно   определить   как   способность   к   получению,   хранению   и воспроизведению   жизненного   опыта.   Разнообразные   инстинкты,   врожденные   и приобретенные   механизмы   поведения   есть   ни   что   иное,   как   запечатленный, передаваемый   по   наследству   или   приобретаемый   в   процессе   индивидуальной жизни  опыт.  Без  постоянного  обновления  такого  опыта, его  воспроизводства  в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось. Так,   историки   утверждают,   что   персидский   царь   Кир,   А.Македонский   и Ю.Цезарь   знали   в  лицо   и   по   имени   всех   своих   солдат,  а  количество   солдат   у каждого   превышало   30   тысяч   человек.   Такими   же   способностями   обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20­ти тысяч жителей   греческой   столицы   Афины.   Академик   А.Ф.Иоффе   по   памяти   знал таблицу логарифмов. Современник А.Ф.Иоффе ­ академик А.А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил   лет   пять   назад,   случайно   и   всего   один   раз.   Книговеды   ­   древнейший памятник   индейской   литературы   на   протяжении   веков   передавалось   устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти. 1. Понятие памяти, ее процессы Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память   связывает   прошлое   субъекта   с   его   настоящим   и   будущим   и   является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память   есть   у   всех   живых   существ,   но   наиболее   высокого   уровня   своего развития   она   достигает   у   человека.   Такими   мнемическими   возможностями, которыми обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих   организмов   есть   только   два   вида   памяти:   генетическая   и механическая. У человека же есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости   полагаться   только   на   свои   органические   возможности,   так   как главные   средства   совершенствования   памяти   и   хранения   необходимой информации   находятся   вне   его   и   одновременно   в   его   руках:   он   в   состоянии совершенствовать   эти   средства   практически   бесконечно,   не   меняя   своей собственной природы. Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка   в   мире   и   его   познание   станут   невозможными.   Личность,   ее отношения,   навыки,   привычки,   надежды,   желания   и   притязания   –   существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается   в   живой   автомат,   способный   лишь   реагировать   на   стимулы, действующие в данный момент. Выделяют   следующие   процессы   памяти:   запоминание   (кодирование), хранение, воспроизведение (извлечение) и забывание. Запоминание ­ это   процесс   запечатления   и   последующего   сохранения воспринятой   информации.   По   степени   активности   протекания   этого   процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание ­ это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких­либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно   важное   значение   для   человека:   все,   что   связано   с   его   интересами   и потребностями, с целями и задачами его деятельности. В   отличие   от   непроизвольного   запоминания   произвольное (или преднамеренное)   запоминание   характеризуется   тем,   что   человек   ставит   перед собой   определенную   цель   ­   запомнить   некую   информацию   ­   и   использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую   и   сложную   умственную   деятельность,   подчиненную   задаче   запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые   для   того,   чтобы   лучше   достичь   поставленной   цели.   К   таким действиям   относится   заучивание, суть   которого   заключается   в   многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. По другому признаку ­ по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, запоминание делится на механическое и осмысленное. Механическое запоминание ­ это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. В отличие от этого осмысленное запоминание основано   на   понимании   внутренних   логических   связей   между отдельными частями материала. Успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением самоконтроля   являются   попытки   воспроизвести   материал   при   его   заучивании. Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении. Кроме   того,   продуктивность   запоминания   зависит   и   от   характера   материала. Наглядно­образный   материал   запоминается   лучше   словесного,   а   логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Хранение   ­   процесс   активной   переработки,   систематизации,   обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет   медленнее.   Вот   почему   повторение   нельзя   откладывать,   повторять   надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт. Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что   воспроизведение,   отсроченное   на   2­3   дня,   оказывается   лучше,   чем непосредственно  после  заучивания.  Реминисценция  проявляется  особенно  ярко, если   первоначальное   воспроизведение   не   было   достаточно   осмысленным.   С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается.  Установлено,   что   сохранение   может   быть   динамическим   и   статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое ­ в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом,   наоборот,   он   обязательно   подвергается   реконструкции   и определенной переработке. Прочность   сохранения   обеспечивается   повторением,   которое   служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре   головного   мозга.   Повторение   должно   быть   разнообразным,  проводиться   в разных   формах:   в   процессе   повторения   факты   необходимо   сравнивать, сопоставлять,   их   надо   приводить   в   систему.   При   однообразном   повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и   не   создается   условий   для   прочного   сохранения.   Еще   большее   значение   для сохранения   имеет   применение   знаний.   Когда   знания   применяются,   они запоминаются непроизвольно. Воспроизведение ­ процесс восстановления прежде воспринятого. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное ­ это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами   собой,   чаще   всего   по   ассоциации.   Произвольное   воспроизведение   ­ целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием. Извлечение информации может осуществляться еще одним путем – узнаванием. Поскольку   очень   важную   роль   в   извлечении   информации   из   памяти   играет контекст,   человеку   всегда   легче   узнать   какую­то   информацию,   чем   вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала. Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение ­ не простое механическое   повторение   запечатленного.   Происходит   реконструкция,   т.е. мыслительная   переработка   материала:   изменяется   план   изложения,   выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников. Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы   при   запоминании,   и   от   умения   пользоваться   планом   при воспроизведении. Забывание ­ естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не   узнается.   Частичное   забывание   материала   происходит   тогда,   когда   человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не   может   воспроизвести.   Длительное   (полное   или   частичное)   забывание характеризуется тем, что человеку  на протяжении  долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что­либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный   из   них   ­   время. Менее   часа   требуется,   чтобы   забыть   половину механически заученного материала. Забывание в значительной степени зависит от характера   деятельности,   непосредственно   предшествующей   запоминанию   и происходящей   после   нее.   Можно   предположить   очевидную   зависимость:   чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно   прошедшем,   но   столь   же   легко   забывают   только   что   услышанное.   Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти. считают Важным   фактором   забывания   обычно     степень активности использования   имеющейся   информации.   Забывается   то,   в   чем   нет постоянной   потребности   или   необходимости.   Это   справедливо   более   всего   по отношению   к   семантической   памяти   на   информацию,   полученную   в   зрелом возрасте. Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики,   которые   вытесняют   из   сознания   в   подсознание   травмирующие   нас впечатления,   где   они   затем   более   или   менее   надежно   удерживаются. Следовательно,   «забывается»   то,   что   нарушает   психологическое   равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»). Забывание   также   наступает   быстрее   при   умственном   или   физическом утомлении.   Причиной   забывания   может   быть   и   действие   посторонних раздражителей,   мешающих   сосредоточиться   на   нужном   материале,   например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов. 2. Виды памяти Существует   несколько   оснований   для   классификации   видов   человеческой памяти: 1. Классификация   видов   памяти   по   продолжительности   сохранения   и закрепления материала. Мгновенная, или иконическая память связана с удержанием точной и полной картины   только   что   воспринятого   органами   чувств,   без   какой   бы   то   ни   было переработки полученной информации. Эта память ­ непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет   собой   полное   остаточное   впечатление,   которое   возникает   от непосредственного восприятия стимулов. Это ­ память ­ образ. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность  удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения).   В   кратковременной   памяти   сохраняется   не   полный,   а   лишь обобщенный   образ   воспринятого,   его   наиболее   существенные   элементы.   Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц   информации   и   определяется   по   числу   единиц   информации,   которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного   предъявления   ему   этой   информации.   Кратковременная   память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в   нее   попадает   только   та   информация,   которая   сознается,   соотносится   с актуальными   интересами   и   потребностями   человека,   привлекает   к   себе   его повышенное внимание. Оперативной называют   память,   рассчитанную   на   хранение   информации   в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Долговременная ­   это   память,   способная   хранить   информацию   в   течение практически   неограниченного   срока.   Информация,   попавшая   в   хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда­то   было   им   запомнено.   При   использовании   долговременной   памяти   для припоминания   нередко   требуется   мышление   и   усилия   воли,   поэтому   ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами. Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится   в   генотипе,   передается   и   воспроизводится   по   наследству.   Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по­видимому,   мутации   и   связанные   с   ними   изменения   генных   структур. Генетическая   память   у   человека   ­   единственная,   на   которую   мы   не   можем оказывать влияние через обучение и воспитание. 2. Классификация   видов   памяти   по   преобладающему   в   процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. Зрительная   память связана   с   сохранением   и   воспроизведением   зрительных образов.   Она   чрезвычайно   важна   для   людей   любых   профессий,   особенно   для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы   чувств.   В   связи   с   этим   данный   вид   памяти   предполагает   развитую   у человека   способность   к   воображению.   На   ней   основан,   в   частности,   процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Слуховая   память ­   это   хорошее   запоминание   и   точное   воспроизведение разнообразных   звуков,   например   музыкальных,   речевых.   Она   необходима филологам,   людям,   изучающим   иностранные   языки,   акустикам,   музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно­логическая, которая тесным   образом   связана   со   словом,   мыслью   и   логикой.   Данный   вид   памяти характеризуется   тем,   что   человек,   обладающий   ею,   быстро   и   точно   может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого ­ либо доказательства, смысл   читаемого   текст   и   т.п.   Этот   смысл   он   может   передать   собственными словами, причем достаточно точно. Эти типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ. Двигательная память ­ представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости   и   воспроизведение   с   достаточной   точностью   многообразных сложных   движений.  Она   участвует   в   формировании   двигательных,   в   частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти. Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни   человека   не   играют,   и   их   возможности   по   сравнению   со   зрительной, слуховой,   двигательной   и   эмоциональной   памятью   ограничены.   Их   роль   в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. 3. Классификация видов памяти по степени волевой регуляции. Непроизвольная   память   –   запоминание   и   воспроизведение   происходит автоматически,   без   особых   усилий,   без   постановки   мнемической   задачи   (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение). Произвольная   память   –   здесь   процесс   запоминания   или   воспроизведения требует   волевых   усилий.   Человек   намеренно,   по   своему   усмотрению,   что­то запоминает   и   воспроизводит,   т.е.   направляет   свою   активность   на   достижение поставленной цели. Непроизвольное   запоминание   не   обязательно   является   более   слабым,   чем произвольное,   во   многих   случаях   жизни   оно   превосходит   его.   Лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно   лучше   запоминается   также   материал,   с   которым   связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение.   В   том   случае,   когда   с   запоминаемым   материалом   проводится значительная   работа   по   его   осмыслению,   преобразованию,   классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей,   непроизвольно   он   может   запоминаться   лучше,   чем   произвольно.   Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Память разделяют также на механическую и смысловую. Часть людей склонна к   механическому   заучиванию   (зубрежке),   а   другая   часть   –   к   осмысленному запоминанию. Существует   еще   одна   классификация   памяти   по   содержанию   психической активности,   преобладающей   в   мнемической   деятельности,   отличная   от приведенной ранее. Согласно этой схеме память подразделяется на: ­ Двигательную; ­  Образную   –   запоминание,   сохранение   и   воспроизведение   образов   ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память. ­ Эмоциональная память ­ это память на переживания. Она участвует в работе всех видов   памяти,   но   особенно   проявляется   в   человеческих   отношениях.   На эмоциональной   памяти   непосредственно   основана   прочность   запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. ­   Словесно­логическую   –   она   выражается   в   запоминании,   сохранении   и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий, а двигательная,   образная   и   эмоциональная   память   в   своих   простейших   формах свойственны и животным. Одной из основных характеристик словесно­логической памяти   является   то,   что   запоминание   может   происходить   в   той   же   словесной форме, которая была воспринята (т.е. дословно), но может быть осуществлено и в другом   речевом   выражении   (своими   словами).   Это   зависит   от   задачи,   которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания. 3. Теории и законы памяти Экспериментальное изучение памяти началось в конце 19 в. В двух теоретических подходах,   доминировавших   в   то   время,   был   намечен   первый   вариант   решения разновидностей памяти. Монистическая   позиция,   развиваемая   в   ассоцианизме,   а   чуть   позже   и   в бихевиоризме, состояла в утверждении, что, несмотря на видимое различие типов и видов памяти, они отличаются друг от друга не принципиально, а только разной степенью   прочности   ассоциаций,   а   последняя   ­   величиной   отсрочки   между научением (переработкой сигнала) и воспроизведением. Множественная (двойственная) трактовка памяти была разработана в психологии сознания.   Наиболее   ярким   представителем   этой   линии   исследований   был   У. Джеймс. Используя прежде всего данные интроспекции, он выделил первичную и вторичную   память.   Содержание   первичной   памяти   составляют   впечатления, непосредственно   присутствующие   в   сознании.   Эта   память   имеет   преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием вторичной памяти являются наши постоянные знания. При множественной трактовке памяти предполагалось, что разные типы памяти порождаются различными процессами. Позже эти два типа памяти (первичная и вторичная) получили название кратковременной и долговременной. В настоящее время существуют теории, продолжающие как монистическую, так и множественную традицию. Начиная   с   1980­х   гг.   интенсивно   развивается   коннекционистский   подход. Сторонники   этого   подхода   исходят   из   того,   что   элемент   памяти   представляет собой   гомогенную   единицу,   а   описанием   структуры   знания   является   сеть,   в которой   различные   компоненты,   неразличимые   с   логической   точки   зрения, отличаются   только   числом   и   характером   связей   с   другими   компонентами. Аргументом в пользу такого моделирования является сам факт незнания того, что именно является компонентом, а на основе результатов запоминания и ирридиации знаний можно судить только о связях. Аргументация   сторонников   двойственности   памяти   обычно   сводится   к следующему:   если   бы   кратковременная   и   долговременная   память   были проявлением   единой   памяти,   то   они   подчинялись   бы   единым   законам, следовательно одни и те же факторы должны были бы оказывать сходное действие на мнемический результат в случае его регистрации при небольшой и длительной отсрочках.   Такими   критическими   факторами   являются   число   построений   и продолжительность   интервала   между   предъявлениями   двух   стимулов. Оказывается,   число   повторений   (одно   или   несколько)   не   влияет   на   результат воспроизведения при отсрочке в 2с., но уже при отсрочке в 8 с. Продуктивность воспроизведения оказывается зависимой переменной от числа повторений. Идея   существования   двух   типов   памяти   получила   второе   дыхание   после возникновения кибернетики. Н. Винер в 1948 г. подразделил память на текущую и постоянную. Эта идея была подхвачена психологами в 1950­1960 гг. и выразилась в выделении кратковременной и долговременной памяти. Примерно в то же время появились понятия «оперативная память», «рабочая память», каталожные ящики», «регистры», «буфер». Несмотря  на  успешное  развитие  моделей  памяти,  использующих компьютерные метафоры,   стало   понятно,   что   аналогия   между   переработкой   информации   у человека   и   компьютера   не   является   удовлетворительной.   Прежде   всего исследователи столкнулись с фактом влияния таких переменных, как мотивация, интенция,   интерес,   внимание   и   осмысленность   материала,   на   результативность мнемической системы. Таким образом, возникла острая необходимость введения не   только   результативного   (объем   и   длительность   хранения),   но   и функционального критерия для моделирования памяти. Функциональные компоненты вводились в изначально структурные модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии можно выделить три периода. Сначала были выделены две формы хранения: кратковременная и долговременная. Затем   постулировалось   различие   между   сенсорным   регистром   и   собственно кратковременной   памятью.   И   наконец   внутри   кратковременной   памяти   били выделены   структурные   и   функциональные   компоненты   (кратковременное хранилище   и   буфер   повторения).   Таким   образом   при   развитии   цивилизации   и человечества в целом возникало много теорий разделения памяти.  4. Формирование и развитие памяти Обратимся   теперь   к   вопросу   о   развитии   памяти,   то   есть   о   тех   типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во­ первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во­вторых,   непосредственное   запоминание   со   временем   превращается   в опосредствованное,   связанное   с   активным   и   осознанным   использованием   для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В­третьих,   непроизвольное   запоминание,   доминирующее   в   детстве,   у   взрослого человека превращается в произвольное. В   развитии   памяти   в   целом   можно   выделить   две   генетические   линии:   ее совершенствование   у   всех   без   исключения   цивилизованных   людей   по   мере общественного   прогресса   и   ее   постепенное   улучшение   у   отдельно   взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества. Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Болонский.   Он   высказал   и   развил   мысль   о   том,   что   различные   виды   памяти, представленные   у   взрослого   человека,   являются   также   разными   ступенями   ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями   совершенствования   памяти.   Это   относится   к   следующей последовательности   видов   памяти:   двигательная,   аффективная,   образная   и логическая. П.П. Болонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития   человечества   эти   виды   памяти   последовательно   появлялись   один   за другим. В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной   последовательности.   Позже   других   складывается   и   начинает работать логическая память, или, как ее иногда называл П.П. Болонский, «память­ рассказ».   Она   имеется   уже   у   ребенка   3­4   летнего   возраста   в   сравнительно элементарных   формах,   но   достигает   нормального   уровня   развития   лишь   в подростковом   и   юношеском   возрасте.   Ее   совершенствование   и   дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук. Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени ­ это моральная, или двигательная, память. В генетическом   плане   она   предшествует   всем   остальным.   Так   считал   П.П. Болонский. Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят   о   том,   что,   по­видимому,   раньше   других   начинает   действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае окончательного ответа на данный вопрос пока не получено. Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти Л.С. Выгодского. он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения своей мнемической функции с другими психическими процессами и состояния человека. Исторически   развиваясь,   обогащая   свою   материальную   и   духовную   культуру, человек   вырабатывал   все   более   совершенные   средства   запоминания,   наиболее важным из которых является письмо. (В течение 20 века, уже после ухода Л.С. Выготского из жизни, к ним добавилось множество других, весьма эффективных средств   запоминания   и   хранения   информации,   особенно   в   связи   с   научно   ­ техническим   прогрессом.)   благодаря   различным   формам   речи   ­   устной, письменной, внешней, внутренней ­ человек оказался способным подчинить память своей   воле,   разумно   контролировать   ход   запоминания,   управлять   процессом сохранения и воспроизведения информации. Память   по   мере   своего   развития   все   более   сближалась   с  мышлением. «Анализ показывает,   ­   писал   Л.С.   Выгодский,   ­   что   мышление   ребенка   во   многом определяется   его   памятью…   мыслить   для   ребенка   раннего   возраста   ­   значит вспоминать… никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости   от   памяти».  Исследование   форм   недостаточно   развитого   детского мышления,   с   другой   стороны,   обнаруживает,   что   они   представляют   собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом. Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими   его   психологическими   процессами,   происходят   ближе   к   юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы.   Например,   отношение   «мыслить   ­   значит   припоминать»   с   возрастом   у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к   мышлению:   «запоминать   или   вспоминать   ­   значит   понять,   осмыслить, сообразить». Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А.Н.Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс ­ непосредственное запоминание ­ с возрастом постепенно замещается   другим,   опосредствованным.   Это   происходит   благодаря   усвоения ребенком более совершенных стимулов­средств запоминания и воспроизведения материала.   Роль   мнемотехнических   средств   в   совершенствовании   памяти,   по мнению   А.Н.Леонтьева,   состоит   в   том,   что   «обращаясь   к   употреблению вспомогательных   средств,   мы   тем   самым   изменяем   принципиальную   структуру нашего  акта   запоминания;  прежде   прямое,  непосредственное   наше   запоминание становится опосредствованным». Само   развитие   стимулов­средств   для   запоминания   подчиняется   следующей закономерности:   сначала   они   выступают   как   внешние   (например,   завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев   рук   и   тому   подобное),   а   затем   становятся   внутренними   (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи.   «Можно   предположить,   ­   замечает   А.Н.Леонтьев,   ­   что   самый   переход, совершающийся   от   внешне   опосредствованного   запоминания   к   запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю». Существенную   роль   в   развитии   памяти   играет   речь,   поэтому   процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи. Исходя   из   сказанного,   надо   разрешать   и   проблему   воспитания   памяти.   Чтобы улучшить память, нельзя ограничиваться возможно более частым заучиванием, не изменяя при этом самих методов запоминания. Экспериментальные исследования показывают, что улучшение памяти в этих случаях бывает незначительным. Для того   чтобы   действительно   увеличить   продуктивность   запоминания   и   прочность удерживания в памяти, надо систематически улучшать самые методы заучивания: умение   связывать   новое   с   уже   известным,   целесообразно   расчленять   материал, пользоваться   более   совершенными   способами   самоконтроля,   правильно распределять время заучивания, разнообразить повторение материала. Наиболее же важно, и это нужно делать прежде всего, повышать активность запоминания, что   неразрывно   связано   с   общим   развитием   воли   и   характера,   систематически расширять свои знания в соответствующей области, развивая у себя интерес к ней, возможно   более   углублять   понимание   заучиваемого   материала.   Воспитание памяти, таким образом, нельзя отрывать от общего психического развития всей личности в целом И необходимо помнить, что возможности человеческого мозга огромны. Так, на с 1991 Г. В Лондоне проводятся всемирные чемпионаты по запоминанию. Турнир включает несколько заданий, которые демонстрируют потрясающие способности мозга человека. 5. Значение памяти в жизни человека Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как   указывал   И.М.   Сеченов, вечно   находился   бы в   положении   новорожденного, был   бы   существом,   не   способным   ничему   научиться,   ничем   овладеть,   и   его действия   определялись   бы   только   инстинктами.   Память   создает,   сохраняет   и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события   и   явления,   которые   имеют   для   него,   для   его   деятельности   особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано. Для   каждого   из   нас   память   уникальна.   Память   позволяет   нам   осознавать   и собственную   индивидуальность,   и   личность   других   людей.   Лишившись   памяти, человек утрачивает собственное " я ", перестает существовать. Вот почему так бесконечно   интересны   и   пугающие   клинические   случаи   потери   памяти. Человеческая   память   закодирована   в   десяти   миллиардах   нервных   клеток, образующих   наш   мозг,   и   в   десяти   триллионах   связей   между   этими   клетками. Следы памяти ­ это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем. Заключение Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития   нашей   психики   мы   многое   можем   и   многое   умеем.   В   свою   очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют   в   нашей   памяти известный   след,   который   может   сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Память человека ­ одно из важнейших направлений исследований, как психологии, так   и   биологии,   физиологии,   и,   казалось   бы,   далеких   от   изучения   человека различных   технико­математических   наук.   Исследование   памяти,   понимание   ее функционирования   не   является   сугубо   теоретической   задачей.   Оно   имеет огромное практическое значение. В современных условиях память выступает как одно   из   важнейших   свойств   человека,   позволяющее   ему   ориентироваться   в окружающем мире, не потеряться в громадном потоке информации. Без развитой памяти сейчас практически труднодостижимо гармоническое развитие личности, овладение   ею   необходимыми   в   современном   обществе   знаниями   и   умениями, навыками. С   развитием   кибернетики,   других   направлений,   работающих   над   созданием искусственного   интеллекта,   изучение   памяти   стало   необходимостью   и   для технических   наук.   Без   понимания   механизма   функционирования   мыслительный процессов человека, в частности его памяти невозможно создание так нужных в современном обществе интеллектуальных и псевдо интеллектуальных систем. Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую   ему   информацию.   Конечно,   можно   использовать   для   хранения   и выборки   информации   различные   бумажные,   аудио­,   видео­   и   компьютерные носители,   однако   в   условиях   все   более   усложняющейся   окружающей   человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не   просто   хранить,   а   иметь   возможность   ее   эффективно   использовать.   У представителей   многих   профессий   ­   летчиков,   космонавтов   и   т.д.   ­   зачастую просто   нет   времени   обращаться   к   другим   источникам   информации,   кроме собственной памяти. Поэтому  так важна  тренировка  памяти, ее развитие, развитие  способностей по анализу огромного потока поступающей информации. С развитием общества объем информации, которой человеку необходимо держать в памяти все возрастает. Возникают опасения, что когда­нибудь человеческий мозг уже   не   сможет   вместить   все,   что   ему   нужно.   Однако   природа   наделила   нас громадными   резервами   памяти,   многие   из   которых   еще   не   изучены   или   даже неизвестны. Поэтому мы можем смотреть в будущее с оптимизмом, и наша память и в дальнейшем будет нам верным другом и помощником. Список литературы Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. Ред. В.Н. Дружинина ­ СПб.: Питер, 2001. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов. Кн.1. Общие основы психологии. ­ М.: Просвещение 1994. Столяренко Л.Д. Основы психологии ­ Ростов н/Д: Феникс, 1999. Выготский Л.С. Общая психология ­ СПб., 2000. Грановская Р.А., Элементы практической психологии ­ СПб.: Речь, 2003. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2000. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно­деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно­методическое пособие. М., 1985. Асеев В.Г. Возрастная психология. Учебное пособие. Иркутск, 1989. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.1, 2. М., 1979. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1983. Веккер Л.М. Психические процессы. В 3 т. Л, 1981. Доналдсон М. Мыслительная деятельность у детей. М., 1985. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно­методическое пособие. М., 1978. Крайг Г. Психология развития. СПБ: Питер, 2000. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976. Леонтьев А.М. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985. Немов Р.С. Психология Т.1, 2, 3. М.: Владос, 2000. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2003. Психологический словарь./Под ред. Ю.Л. Неймера. Ростов­на­Дону: Феникс, 2003. Панько   Е.А.   и   др.   Развитие   познавательных   процессов   дошкольников.   Учебное пособие. Минск, 1984. Психология детства. Практикум./Под ред. А.А. Реана. М.: Олма­пресс, 2003. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2001. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5­7 лет. Ярославль, 2001. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Владос, 1995. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "

Консультация "Значение памяти в жизни человека "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018