Тема: Контроль знаний по теме «Служебные части речи»
Цель: расширить и обобщить знания, умения и навыки учащихся о служебных частях речи; систематизировать знания о служебных частях речи, развить культуру устной и письменной речи; развивать логическое мышление, память, творческие способности, фантазию; воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Тип урока: урок-обобщениеконспект
Тема: Контроль знаний по теме «Служебные части речи»
Тема:Служебные части речи
Цель: расширить и обобщить знания, умения и навыки учащихся о служебных частях речи;
систематизировать знания о служебных частях речи, развить культуру устной и письменной речи;
развивать логическое мышление, память, творческие способности, фантазию; воспитывать чувство
ответственности, взаимопомощи.
Тип урока: урокобобщение
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Постановка целей и задач урока.
Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Служебные части речи»
II. Психологический настрой. «Календарик настроения»
Сегодня какое число? Что это за день? Что происходит с приходом весны? Но раз пришла весна, то и
у нас будет настроение весеннее. А значит, бодрое, хорошее, нормальное, отличное, боевое. От того
какие мы сегодня покажем знания зависит сегодняшнее настроение. Мы постараемся, чтобы наше
дерево, которое стоит в нашем классе, зазеленело.
III. Контроль знаний
1. Вы перечислили некоторые приметы весны и один из них – это прилет птиц из теплых стран.
Сейчас на наше дерево тоже прилетят птицы. Для этого мы сейчас выполним это задание.
Ответы будете писать на рисунках с птицами.
Цифровой диктант. Обозначьте цифрой 1частицу, 2 союз, 3 – предлог.
Как чудесна весенняя пора. Разве ты не удивлен? Я рассказал, как было весело. После дождя
бывает радуга. Не видели ли вы его гденибудь? Вокруг всех очертили круг. Пусть всегда твои
глаза светятся от счастья! Веселимся от души, потому что Новый год! В дверях ни скрипа, ни
звонка, ни звука. Проверка выполненного задания. У кого были правильно выполнены задания,
вывешивают свои рисунки с птицами на дерево.
1. Презентация. Заранее были даны задания подготовить сообщение о служебных частях речи.
На презентацию дается 5 минут. После каждой презентации выполняется задание.
2.1. «Предлог»
Исправьте речевые ошибки в предложениях. Задание выполняется в тетрадях. После выполнения
задания проверяется методом взаимопроверки.
Ты любишь пирожки с капусты? Согласно приказа вы приняты на работу с завтрашнего дня. По
истечении срока договора выплачивается зарплата и премия. Сходи в магазин по хлеб, пожалуйста.
1. «Частица» . Разделите частицы по разрядам. Это задание выполняется на листочках в
виде листьев. Листочки с правильными выполненными заданиями вешаются на дерево.
1. Ребята, давайте жить дружно!
2. Не могу не вспомнить, как весело прошли каникулы.
3. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба.4. О, если бы и мне побывать в космосе.
5. На этом повороте машина не могла не свернуть направо.
6. Вряд ли Рома придет сегодня играть в футбол.
7. Молоток не должен быть ни тяжелым, ни слишком легким.
8. Уж как, напугались в ту пору!
9. Я бы научился играть в шахматы. 10.Вот, наконец, и Неваматушка.
1. «Союзы». Это задание тоже выполняется на листочках, которые потом тоже
вывешиваются на деревьях.
Сопоставление предложений с сочинительными и подчинительными союзами.
1. День пасмурный, и Москва в тумане.
2. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.
3. Иван Иванович всегда дает каждому из них или по бублику, или по кусочку дыни, или грушу.
4. Журналисты собрались в студии, чтобы обсудить злободневную проблему.
5. Чичиков не заметил, как въехал в середину обширного села с множеством изб и улиц.
6. Луна за облаком спала, но люди ей не подражали.
1. Закрепление. Для закрепления темы «Служебные части речи» мы сейчас выполним тест. Один
из примет весны – это ярко светящее солнце. Тестовые задания мы выполним на полосках в
виде лучей солнца.
Тестовые задания.
1. Каким членом предложения является предлог?
А. дополнением Б. обстоятельством В. не является самостоятельным членом предложения, но входит в
состав вместе со знаменательным словом
2. Определите значения, передаче которых способствуют предлоги: А. Перед концертом, в течение
вечера, через минуту. Б. Изза сцены, около театра, под балконом. В. Ради жизни, концерт для
скрипки. Г. Ошибиться по рассеянности, вздрогнуть от испуга. 1)причинное значение; 2) значение
цели; 3) значение пространства; 4) временное значение.
3.Как написать производные предлоги? А. (в)место, (не)подобие, (в)следствие, (в)виду; Б. (в)течение,
(в)продолжение, (по)причине,(в)целях 1)слитно; 2) раздельно.
4. К какому разряду относятся сочинительные союзы? А. или, либо, то…то ; Б. а, но, зато, однако; В. и,
да, тоже, также. 1)противительные; 2)соединительные; 3) разделительные.
5.Какие дополнительные оттенки вносят частицы? А. Разве он прав? Неужели это правда? Ты это
написал? Б. Вот моя школа. Вон там галерея. В. Что за прелесть! Как здорово! 1) указание; 2) вопрос;
3) восклицание.
6. Какие формы глагола образованы с помощью частиц? А. Пусть всегда будет солнце! Б. Солнце
было, есть и будет! В. Я поступил бы подругому. 1) условное наклонение; 2)повелительное
наклонение; 3) изъявительное наклонение.7. Определите разряд частиц. А. Я не могу ответить на это письмо. Б. Не слышно ни звука. 1)
отрицательная частица; 2) усилительная частица.
Ключ:
1
В
2
3
4
5
6
7
А4,Б3,В2,Г1
А1, Б2
А3, Б1, В2
А2, Б1, В3
А2, Б3,В1
А1,Б2
IY. Подведение итогов урока. Оценивание.