Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации, формулирующий требования к уровню подготовки специалистов, включает в обязательный минимум специальных дисциплин курс под названием “Русский язык и культура речи”.
Цель курса. Научить будущих специалистов правильному стилистическому использованию речевых средств, ознакомить с современными нормами русского языка, выработать у них лингвистическое чутье, привить любовь к грамотной русской речи и нетерпимость к засорению языка различными жаргонами, пристрастию к штампам, ложному пафосу, неоправданному снижению стиля.
К зачету допускаются студенты, выполнившие письменные контрольные работы и прошедшие по ним собеседование.
Для получения зачета студент должен:
Языковая норма, ее роль в становлении литературного языка. Устная и письменная разновидности языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного языка.
Научный стиль; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Официально-деловой стиль, его жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов.
Язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов.
Публицистический стиль. Особенности устной и письменной публичной речи; оратор и его аудитория. Принципы подготовки речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.
Культура речи: основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Практическая стилистика русского языка: явления синонимии и антонимии; пополнение лексики новыми словами и заимствованиями; речевые штампы. Грамматическая стилистика: согласование форм подлежащего и сказуемого; формы управления; употребление форм существительных, прилагательных, числительных.
1. Каждый вариант контрольной работы состоит из 2 теоретических вопросов и двух практических заданий. Студент должен выполнить один из вариантов контрольного задания в соответствии с последними цифрами студенческого шифра (зачетной книжки).
2. Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. Титульный лист оформляется в соответствии с правилами оформления, которые утверждены в ГОУСПО ВТСиТ. В конце работы необходимо указать список литературы.
3. Контрольная работа может быть выполнена на компьютере, либо в рукописном варианте в отдельной тетради аккуратно, четким почерком. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять в тетради поля для замечаний, объяснений и методических указаний преподавателя.
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – 8-е изд. испр. и доп. Ростов н/Д: изд. «Феникс», 2003. - 544 с.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 1995 г. - 576 с.
3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. Пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, - 272 с.
4. Русский язык и культура речи /Под ред. В. Максимова. - М., Гардарики, 2000.
5. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 1997.
6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1998.
7. Словарь русского языка /Под ред. С.И. Ожегова. (Любое издание).
8. Словарь иностранных слов. (Любое издание).
Прим. Для подготовки контрольных работ могут быть использованы учебники, учебные пособия по «Логике», «Риторике», «Русскому языку и культуре речи» других авторов и лет издания.
Задание 1
Найдите и исправьте речевые ошибки в следующих высказываниях:
1. Известно, какую важную роль имеют в жизни человека книги и литература. 2. Ставлю вас в известность, что в группе имеют место серьезные нарушения, на которые все смотрят с закрытыми глазами. 3. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом. 4.Благодаря ранению его здоровье и самочувствие сильно пошатнулись. 5.Образ Катерины из «Грозы» Островского не одинок в русской литературе: в неверии своему мужу признавались и другие героини. 6. Двадцать лет своей автобиографии он посвятил выведению новых сортов земляники. 7. В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта.
Задание 2
Сравните два фрагмента текста (структура предложений, объем, лексические средства, средства выразительности), в которых высказана одна и та же мысль. Какой из текстов легче воспринимается и почему?
1. Предупреждение педагогической запущенности представляет собой профилактическую работу, в ходе которой педагоги имеют дело с вполне «нормальными» детьми и осуществляют ее обычным средством обучения и воспитания. А преодоление представляет собой некое подобие лечебной работы, в ходе которой педагоги имеют дело уже с «трудными» детьми, психологически травмированными и нуждающимися в специальном подходе, поэтому осуществляется данная работа соответственно особыми средствами.
2. Одно дело предупреждение. Это работа с вполне «нормальными» детьми. Она выполняется обычными средствами. Другое дело преодоление. Это уже работа с «трудными» детьми. А что такое «трудные»? Это дети, израненные бедами своей недоброй жизни. Работа с ними непременно включает «лечение» их душевных ран. Она выполняется особыми педагогическими средствами.
Практические задания
Задание 1
Найдите ошибки, допущенные авторами заявлений.
Директору автобазы №2
от Никифорова Л.Н.
Заявление
Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифорова Л.Н. по такому вопросу.
Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказаться в моей просьбе и подписываюсь.
Никифоров Л.Н. 2 марта 1997 г.
Начальнику цеха №1
тов. Симак Н.И.
Заявление
Очень прошу Вас предоставить мне отпуск на 3 дня за свой счет, т.к. у меня сейчас сложные семейные обстоятельства. Желательно с 15 февраля.
Токарь Фомин Сергей
Задание 2
Найдите и исправьте ошибки в оформлении доверенности.
Доверенность
Я, Шевчук Л.А., доверяю моему мужу Шевчук И.С. получить мою зарплату за декабрь. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.
16 декабря 1998 года Л.А. Шевчук
Задание 1
Устраните тавтологию.
1. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 2. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 3. В прошлом году выдался неурожайный год. 4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 5. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 6. Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин. 7. Одинокий дом одиноко стоял на краю села. 8. Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем. 9. Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление. 10. Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие. 11. Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.
Задание 2
Устраните ошибки в приведенных предложениях.
1.Лично я считаю, что выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 2. Беседа, которую мы с Вами провели, подошла к завершающему концу. 3. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 4. К нам в класс 9 мая пришли старые ветераны войны. 5. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 6. Контролировать за ходом лечение.7. Об этом мы познакомим вас. 8. В письменной работе студента много дефектов. 9. После долгих дебатов договорились назначить прогулку на ближайшее воскресение. 10. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый. 11.Над этой темой работают пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 12.Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям. 13. Вера оказалась в преглупейшем положении.
Задание1
Устраните в предложениях лишние слова.
1.Каждый герой романа имеет свои индивидуальные черты. 2. У него были незаурядные, выдающиеся организаторские способности. 3. Совсем еще молодыми юношами Владимир и Сергей пошли в армию. 4. В речи она употребляет диалектизмы и областные слова. 5. Следует отметить в работе следующие недостатки: тема раскрыта недостаточно полно. 6. Исправьте все ошибки в диктанте, чтобы было правильно. 7. Председатель собрания представил слово докладчику. 8. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 9. Ни один укол, который делает сестра Наташа не был больным. 10. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.
11. Герой произносит сокровенную клятву. 12. Мы услышали потрясающие крики. 13. Сюжетом пьесы стала драматическая ситуация, сложившаяся в семье писателя.
Задание1
Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.
А. Уже древнегреческие мыслители видели что помимо общего в том масштабе в каком его постигают “частные науки” есть общее и большего масштаба а именно в отдельности для каждой из трех основных областей действительности природы человеческого общества сознания. Но существует и всеобщее которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа необходимость случайность причинность связь время и т.п. Таким образом структурное поле общего включает в себя конкретно- общее (компетенция отдельных наук) наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).
Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью далее ООО признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация уставный капитал которой разделен на доли определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой акцией а лишь свидетельством которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам учредителям.
В. Можно ли давать урок если нет классной комнаты Сдавать экзамен без зачетки в кармане Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования Вот Джо Мартин например так не думает Ему 41 год он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса и в то же время студент университета Дьюка во время перерыва на обед или вечером когда жена мистера Мартина уже спит Джо садится за клавиатуру компьютера входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте которое ему обозначил профессор стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
Вместо звездочек употребите один из синонимов, приведенных в скобках.
1. По приглашению друзей мне *** (довестись, посчастливиться, прийтись, удасться) ***(побывать в, посетить) Баньске-Бистрице.
2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, *** (необходимо, нужно, требоваться) *** (нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и *** (построить, провести, проложить) новые тепломагистрали.
3. В нашем крае много (далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них *** (жить, обитать, проживать) до трети населения.
4. Было *** (наглядно, предметно) *** (показан, продемонстрирован), что комплексное *** (использование, применение) технических средств на *** (занятия, уроки) *** (во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) *** (повышать, увеличивать) *** (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) *** работа, труд) педагога.
ВАРИАНТ 6.
Вопрос 1. Современное ораторское искусство. Подготовка публичного выступления и факторы, определяющие его успех.
Вопрос 2. Функциональные стили речи. Лингвистические особенности научного стиля речи.
Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.
А. Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть договор то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета счета Клиента открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора закрываются.
Остаток валютных средств на счетах зачисляется на специальный счет и может быть востребован Клиентом в течение установленного законом срока исковой давности.
Б. Американский писатель Уэйн Б. Егер даже книгу выпустил Техника профессионального карманника которая стала настоящим бестселлером в США Еще бы ведь в Нью-Йорке ежегодно от щипачей страдает полмиллиона людей Автор утверждает что карманное воровство не только простое и выгодное но также и достаточно безопасное занятие в России этот вид кражи относится к разряду трудно раскрываемых преступлений Тем не менее милиция продолжает бороться с любителями порыться в чужих карманах сумках кошельках Уголовный кодекс РФ не либеральничает с преступниками В нем есть сто пятьдесят восьмая статья предусматривающая максимальное наказание до трех лет лишения свободы а если преступление совершено ранее судимым или организованной группой до десяти лет
В. При предъявлении претензий по количеству и качеству поставленного товара поставляющая Сторона в обязательном порядке прилагает к заявлению о претензии следующие обосновывающие ее документы транспортный документ а в соответствующих случаях и коммерческий акт составленный органами транспорта рекламационный акт составленный с участием представителя Стороны получающей товар либо официальной контрольной организации или другой компетентной незаинтересованной организации Стороны получающей товар
Из слов, заключенных в скобках, выберите наиболее подходящее.
1. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.
2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.
3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).
4. Никогда не забудет наш народ (геройские - героические) дни Ленинградской блокады.
5. Сюжетом повести стала (драматичная - драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя.
6. Регистрация (командированных - командировочных) производится в вестибюле.
7. В кузове грузовика могут (поместиться- разместиться) четыре «Москвича».
8. Чтобы добиться успеха, надо (принять - предпринять) (эффективные - эффектные) меры.
ВАРИАНТ 7.
Вопрос 1. Этапы подготовки устного выступления. Тема, цель, вид и форма речи.
Вопрос 2. Официально-деловой стиль речи. Специфика и особенности восприятия официально-делового стиля.
Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.
А. Вам предстоит важный разговор с начальником Вы решили пробить на работе свою идею и стремитесь получить поддержку коллег В ответственной деловой встрече вам во что бы то ни стало нужно настоять на своем Во всех этих случаях не стоит полагаться на авось и рассчитывать только на везение и собственную интуицию Любое деловое общение требует подготовки тщательно разыгранного сценария От того как вы распишите свою роль и подготовитесь к неожиданным выпадам собеседника зависит успех переговоров Большинство терпят фиаско по одной причине рассчитывают на успех с первой попытки И воспринимают итог переговоров с юношеским максимализмом если да так да если нет так уж окончательное нет А вот эксперты из Высшей школы бизнеса на основе детальных исследований предлагают приготовиться к деловой игре минимум в три раунда
Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью далее ООО признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация уставный капитал которой разделен на доли определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой акцией а лишь свидетельством которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам учредителям.
В. Можно ли давать урок если нет классной комнаты Сдавать экзамен без зачетки в кармане Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования Вот Джо Мартин например так не думает Ему 41 год он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса и в то же время студент университета Дьюка во время перерыва на обед или вечером когда жена мистера Мартина уже спит Джо садится за клавиатуру компьютера входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте которое ему обозначил профессор стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
Раскройте скобки. Выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор.
(Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех.
ВАРИАНТ 8.
Вопрос 1. Невербальные средства общения.
Вопрос 2. Логика устной речи. Применение основных логических законов и операций, доказательность, аргументированность.
Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант.
1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств.
2. Отмеченные признаки (разнородны, гетерогенны).
3. (Профилактическое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительно.
4. Сорта новых культур более (константны, устойчивы), т.е. они лучше (передают, трансформируют) потомству такие свойства, как урожайность, величина плода.
Отредактируйте предложения так, чтобы каждое слово было понятным.
Мой друг недавно купил себе байк. Для художника баки и баксы не были главными в жизни. Иностранец заплатил за картину пятнадцать чистых американских гринов. Одна из особенностей нерыночный экономики – дефицит товаров и услуг. Задача правительства – сдержать, обуздать инфляцию. Юбиляру подарили модный кейс. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. Необходимо придать протесту легитимную форму. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.
ВАРИАНТ № 10
1. Вопрос 1. История развития российской риторики.
2. Вопрос 2. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.
А. Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть договор то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета счета Клиента открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора закрываются.
Остаток валютных средств на счетах зачисляется на специальный счет и может быть востребован Клиентом в течение установленного законом срока исковой давности.
Б. Американский писатель Уэйн Б. Егер даже книгу выпустил Техника профессионального карманника которая стала настоящим бестселлером в США Еще бы ведь в Нью-Йорке ежегодно от щипачей страдает полмиллиона людей Автор утверждает что карманное воровство не только простое и выгодное но также и достаточно безопасное занятие в России этот вид кражи относится к разряду трудно раскрываемых преступлений Тем не менее милиция продолжает бороться с любителями порыться в чужих карманах сумках кошельках Уголовный кодекс РФ не либеральничает с преступниками В нем есть сто пятьдесят восьмая статья предусматривающая максимальное наказание до трех лет лишения свободы а если преступление совершено ранее судимым или организованной группой до десяти лет
В. Наиболее бросающееся в глаза изменение научно-технического потенциала в России в ходе реформ это его резкое сокращение за счет падения государственного финансирования объемов работ и соответственно уменьшение числа занятых в сфере науки и научного обслуживания Сокращение это происходит неравномерно в разных секторах разных категориях работников разных специальностях но сам факт крупных кадровых потерь российской науки очевиден и наглядно демонстрируется данными статистики Вопрос не в доказательстве этого обстоятельства а в его оценке Мнения высказываемые по данному поводу различны.
Подберите более точные синонимы к выделенным словам; исправьте предложения.
1. В комнате, где пребывает большая группа людей, не ведающих об эксперименте, человек, несущий стопку книг, неожиданно бросает их.
2. В пресс-центре рабочая и в то же время хлопотливая обстановка.
3. Приближалась ознакомительная практика, и студенты испытывали смятение.
4. Осадчук – мастер высокого класса, она будет работать высококачественно.
5. Это возможно только на основе всемерной механизации работ.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.