СОДЕРЖАНИЕ\
1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА В 20-30 ГОДЫ……………..
1.1. История советской психотехники в 20-30-е гг……………………….
1.2. Основные проблемы и тенденции развития отечественной психологии труда и психотехники в 20-30-е гг…………………………………..
Выводы к первому разделу ………………………………………………...
2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ……………………………………………
2.1. Психологические причины возникновения профориентации………
2.2. Развитие профориентации в СССР и России…………………………
2.3. Эволюция проблематики профессионального самоопределения….
Выводы к первому разделу
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ТРУДА В 20-30 ГОДЫ
1.1. История советской психотехники в 20-30-е гг.
История советской психотехники в 20-30-е гг. во многом определялась особенностями социально-экономического и политического состояния тогдашнего российского общества. После 6-летней войны и разрухи в России (Первая мировая и гражданская войны) перед правительством молодой республики встала главная задача – восстановление хозяйства и повышение производительности труда. Еще В. И. Ленин считал, что это "основное условие выживания страны", поэтому проблеме труда, в частности и психологии труда, уделялось тогда особое внимание.
Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В. И. Ленина) Центрального института труда – ЦИТ во главе с А. К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда – НОТ, где председателем был В. М. Бехтерев. Интересно, что Г. И. Челпанов говорил тогда о психотехнике как о "заграничной новинке, не имеющей прямого отношения к психологии".
Для того времени можно выделить два основных течения в научной организации труда – НОТ:
1) "тейлористы" (А. К. Гастев, Л. А. Левенстерн, В. А. Несмеянов,
В. М. Толстопятов и др.);
2) "антитейлористы" (О. Ерманский, В. М. Бехтерев, Л. В. Грановский).
Кроме того, П. М. Кержанцев выделял и третье движение - "файолизм" (по имени А. Файоля).
Интереснейшим достижением того периода является "тектология", созданная А. А. Богдановым. Сама тектология определяется как "учение о строительстве", которое стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом и выясняет самые общие организационные закономерности. Примечательно, что термин заимствован у Э. Геккеля, который использовал его применительно к организации жизни живых существ, а у А. А. Богданова – тектология "объемлет организацию вещей, людей и идей". Главная идея А.А. Богданова - "рассматривать всякое целое, всякую систему элементов в ее отношении к среде, и каждую часть - в ее отношении к целому".
Лишь много позже похожие мысли начнут высказывать инженерные психологи: сначала говорили о системе "человек-машина", затем – "человек-машина-среда", а сейчас – "человек-машина-среда-общество-культура- природа"). Идеи А. А. Богданова созвучны многим современным представлениям об организации, понимаемой как некоторая развивающаяся система. К сожалению, в конце 20-х гг. его подходы были объявлены "немарксистскими".
Примечательно, что к 1923 году в Советской России было около 60 организаций, так или иначе изучающих проблемы труда. Самыми крупными были центры: Центральный институт труда в Москве, Центральная лаборатория по изучению труда при институте мозга в Петрограде, Институт НОТ в Казани, Всеукраинский институт труда в Харькове и др.
С 1928 г. в СССР начал выходить журнал "Психотехника и психофизиология", который с 1932 г. переименован в "Советскую психотехнику".
С 1928 г. началась активная подготовка психотехников на базе педагогического факультета Второго МГУ (впоследствии – МГПУ
им. Ленина, а в последнее время – просто МГПУ).
Уже в 1930 г. на VI Международной конференции психотехников в Барселоне Президентом международной психотехнической ассоциации был избран Исаак Нафтулович Шпильрейн, что несомненно, было свидетельством признания заслуг отечественной психотехники. Но в 1937 г. он погиб в ГУЛАГе, реабилитирован посмертно. К сожалению, сейчас многие студенты-психологи даже не знают о его имени, хотя о его сестре – Сабине Шпильрейн "что-то слышали". Сабина Нафтульевна Шпильрейн была ученицей З. Фрейда и К. Г. Юнга (с К. Юнгом у нее даже был "бурный роман"). Ее учеником (по знакомству с психоаналитической концепцией) позже стал Ж. Пиаже. Она имела возможность уехать из Советской России, но осталась и работала в Ростове-на-Дону. В 1942 г. ее расстреляли фашисты вместе с другими евреями. Их колонну пригнали в Змеевскую балку под Ростовом и там уничтожили...
Среди наиболее выдающихся советских психотехников 20-30-х гг. можно назвать следующие имена: И. Н. Шпильрейн – Президент международной психотехнической ассоциации, проводил исследования в области теории психотехники, разрабатывал принципы психотехнического изучения профессий, разрабатывал и внедрял трудовой метод изучения профессий.
С. Г. Геллерштейн, который занимался вопросами истории, теоретическими и методическими проблемами психотехники, интересны его разработки по профессиональной типологии, психотехнические исследования упражнения и др. А. П. Болтунов и А. И. Щербаков, разрабатывавшие среди прочего, вопросы профориентации и профпросвещения. В. В. Чебышева – много занималась проблемами трудового обучения. А. Ф. Журавский – занимался вопросами организации и стимулирования труда, а также факторами внепроизводственной сферы и "образа жизни" работника. Еще в 1926 г. он писал: "В настоящее время рабочий проводит свое время не так, как следует. Поэтому наука о труде должна своими исследованиями сознательно способствовать правильному образу жизни" (цит. по: Кравченко, 1987. С. 27). Н. А. Бернштейн, который строил свою знаменитую концепцию (принцип рефлекторного кольца, теорию уровней построения движений) в немалой степени на изучении особенностей трудовых движений. Н. М. Щелованов, немало усилий посвятивший изучению психофизиологических вопросов трудовой деятельности. С. Г. Струмилин, предложивший интересную классификацию трудовой деятельности по критерию самостоятельности человека в труде.
Особую роль в развитии советской психотехники сыграл А. К. Гастев, директор Центрального института труда (с 1921 года), разработавший оригинальную систему научной организации труда – НОТ. Основные положения его подхода:
1) общая гимнастика ("чистая техника движений");
2) имитация работы (задача - приучить человека к соответствующей данной работе нагрузке);
3) настоящая работа (главная задача – отрепетировать "до автоматизма" трудовые операции);
4) использование своеобразных "испытательных сроков"; например, руководителям предлагался полугодовой "испытательный срок" (для составления "психологического портрета");
5) использование для воспитания НОТ в быту специальной "хронокарты" (учетного документа для записи бюджета времени).
Основное правило совместного труда – это скрывать, а не выставлять свою индивидуальность, уметь на первое место ставить не собственное "я", а общие интересы.
Интересные мысли о советской психотехнике по сравнению с зарубежной высказывала в свое время Н. К. Крупская: "...В Стране Советов, наоборот, нас интересует не только производство, но и рабочая масса, рабочий, на этом производстве работающий. Социалистическая психотехника должна обращать сугубое внимание на работника, на то, как та или другая специальность помогает его всестороннему развитию, насколько та или иная профессия дает ему удовлетворение, радость труда" (Крупская, 1982. С. 195).
Важной основой для развития отечественной психотехники являлась идея "политехнического подхода в профориентации", суть которого можно выразить примером, приведенным Н.К. Крупской: "...Вот взять завод и изучить все профессии в целом. Потом взять совхоз, изучить профессии в целом. Каждую профессию взять в ее перспективе. Второе – смежные профессии других производств. Из каких профессий в какую легко переключиться" (Крупская, 1982. С. 199).
К сожалению, с 1930 г. психотехника стала подвергаться критике (например, И. Н. Шпильрейн обвинялся в пропаганде идей дифференциальной психологии В. Штерна как автора "идеалистической персоналистической теории"). 7 апреля 1930 г. было принято "Положение об исправительно-трудовых лагерях", согласно которому "все тюрьмы превращались в "трудовые фабрики", а фактически извращалась сама идея свободного труда. Все это свидетельствует о том, что невозможно оценивать развитие психотехники (как и многих других наук) вне социально-политического контекста (многие об этом сейчас забывают, изображая из себя "чистых" специалистов).
1.2. Основные проблемы и тенденции развития отечественной психологии труда и психотехники в 20-30-е гг.
В целом, можно выделить следующие основные проблемы и тенденции развития отечественной психологии труда и психотехники в 20-30-е гг.:
1. Рационализация труда в индустриальной психотехнике и прикладной психофизиологии.
В широком смысле вся психотехническая работа – рационализаторская. Но в узком смысле – она должна опираться на некоторые научные объяснительные модели трудовой деятельности.
Важным направлением в решении проблемы рационализации труда стала рефлексология труда В. М. Бехтерева. Методы исследования
В. М. Бехтерева – объективное наблюдение и физиологический эксперимент. Сама рефлексология изучает человека в труде, где труд понимается как разновидность деятельности. В отличие от других видов деятельности, труд –это не только приспособление организма к среде, но и среды (производственной среды) к человеку. В основе труда лежит интерес: "Если работа вообще обещает те или другие блага в настоящем или будущем, то уже этим самым возбуждается новый и совершенно особый рефлекс мимико-соматического характера, обозначенный нами интересом к работе… в интересе мы имеем противодействие утомлению". "Заинтересованность может быть материальная и так называемая – идейная… идейная заинтересованность состоит в том, что человек, достигши известного культурного уровня, сознает общественно-полезное значение своего труда как необходимого факта цивилизации и проникается его общественным значением".
В. М. Бехтерев был против принципа "подъема производства во что бы то ни стало", а, наоборот, исходил из принципа "подъема производства при таком расходовании человеческой энергии, которое при усиленном труде, гарантирует наименьшую изнашиваемость человеческой машины и, следовательно, обеспечивает наиболее долголетнюю ее работоспособность". Сам Бехтерев еще в 1921 г. высказывал сомнения относительно того, что при гуманной ориентации Советского государства все-таки существует опасность возрождения традиций подневольного государства: "…трудящийся, освободившись от экономического рабства отдельных предпринимателей, сделался бы рабом государства, которое, тем не менее, не осталось бы в выигрыше от такой перемены, ибо рабский труд, как показывает опыт веков, значительно уступает труду свободных людей, если они сами заинтересованы в выполнении труда" (цит. по: Носкова, 1997. С. 90).
Эргология и эрготехника В. Н. Мясищева. "Эргология – это учение о работе человека", это наука о принципах, методах, законах труда человека. Предметное содержание эргологии должно определяться ее практическими задачами: изучение соотношения требований профессии и личности; изучение форм соотношения между формой деятельности и типом личности (включая проблемы профессиональной одаренности); соотношение между процессом труда и работоспособностью личности; исследование соотношения условий деятельности и состояния трудящихся, изучение влияния работы на личность.
Эрготехника – это научно-практическая область, опирающаяся на теоретические концепции эргологии и разрабатывающая практико-ориентированные технологии.
Как связаны эргология с психологией, с психотехникой? По
В. Н. Мясищеву, неверно все проблемы труда сводить только к психотехнике, ибо в этом случае остаются за бортом физиология труда, анатомия, механика, педагогика… В. Н. Мясищев писал: "В центре труда лежат, действительно, сложные процессы человеческой личности, но это далеко не психология, а, гораздо правильнее, рефлексология труда, как ее называет академик
В. М. Бехтерев. Психология труда ограничивается областью переживаний несущего труд человека" (цит. по: Носкова, 1997. С. 93).
В. Н. Мясищев рассматривал профессиональную психологию как весьма существенный раздел психологии личности, ибо "производственная деятельность есть важнейшее проявление личности человека". По Мясищеву, "эргография" – это процесс изучения форм труда, состоящий из двух этапов:
а) анализ работы на основе описания составляющих ее задач;
б) функциональный анализ каждой из задач. Процесс изучения личности работающего человека - "психография". В целом, эргография призвана установить соотношение между задачами, осуществляемыми в разных формах труда и человеческим организмом (как средством решения задач).
Учение о доминанте А. А. Ухтомского. Доминанта (по Ухтомскому) – это очаг господствующего возбуждения, который усиливает текущий рефлекс и тормозит другие формы активности (механизмы сопряженного торможения). В рефлексологии это понятие взяли на вооружение, т. к. считали, что в основе каждого трудового процесса лежит определенная "трудовая доминанта".
Например, механизмом доминанты объясняли длительное сохранение рабочей позы человека. Механизмом доминанты объясняли ситуацию, когда человек выполняет сразу два трудовых акта: трудовая доминанта поддерживается сторонними раздражителями и тормозит акты, с нею не связанные, поэтому если человек выполняет сразу два акта, не опираясь на созданный предварительно объединяющий их механизм – в специальной тренировке, – то выполнение одного акта тормозит другой акт. Таким образом, процесс тренировки объяснялся как процесс объединения доминант в общую трудовую доминанту высшего порядка.
А. А. Ухтомский разработал представление о подвижной, формирующейся интеграции нервных центров как основы формирования в труде сложных функциональных систем (в последующем в психологии стали на этой основе разрабатывать идею "функциональных подвижных органов", составляющих физиологическую основу высших психических функций). По Ухтомскому, "функциональный орган" – это не есть что-то морфологически отлитое, постоянное… Органом может быть "всякое сочетание сил, могущее привести к одинаковым результатам… Орган есть, прежде всего, механизм с определенным однозначным действием". Все это близко к понятию "система", которое впоследствии стало разрабатываться в психологии (в частности, в психологии механизмов организации движений и действий человека – по Н. А. Бернштейну, и, особенно, – в инженерной психологии.)
Можно кратко обозначить и другие основные направления работ отечественных психологов труда в 20-30 гг.:
2. Проблемы утомления и работоспособности человека
(Л. Л. Васильев, А. А. Ухтомский, Д. И. Шатенштейн).
3. Проблемы индивидуально-психологических различий
(А. Ф. Лазурский , И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн) и связанные с ними проблемы профподбора и профессиональной консультации (Ф. А. Ковтунова, К. И. Сотонин, А. М. Мандрыка).
4. Проблемы развития профессионала, трудового обучения и воспитания (А. С. Макаренко – о соединении труда и игры).
5. Психотехника травматизма и аварийности.
6. Вопросы психологии воздействия (проблемы пропаганды, агитации, рекламы…).
7. Психологическое профессиоведение.
8. Вопросы теории и
методологии психологии труда.
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ ВОПРОСУ
Таким образом, в результате развития психотехнического движения был накоплен разнообразный и богатый опыт взаимодействия психологии с практикой; как самостоятельная дисциплина оформляется прикладная психология, включающая ряд направлений исследования; осуществляется попытка осмысления и использования достижений, накопленных в зарубежной психотехнике, для решения практических задач хозяйственного строительства. Оценивая в целом вклад психотехники в становление советской психологии, Л. С.Выготский в 30-е годы отмечал, что психотехническая практика “пробила брешь” в здании старой психологии, показала ее несостоятельность, содействовала определению контуров методологии будущего строения марксистской психологии” [12].
2. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Психологические причины возникновения профориентации
Первые лаборатории профориентации появились в 1903 году в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 году в г. Бостоне (США). Обычно выделяются следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Все это причины скорее социально-экономические.
Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в этот период и именно в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора. Значительная часть населения направилась в города в поисках работы и столкнулась с ситуацией, когда появился выбор. Для многих раньше не было этой проблемы (за исключением отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку).
Таким образом, именно проблема свободы выбора, возникшая перед значительными массами людей, является важнейшей психологической причиной возникновения проблемы профессионального самоопределения. А профессиональная ориентация – это лишь способ помощь самоопределяющимся людям. Заметим, что проблема самоопределения во многом и философская, поскольку найти свое призвание в профессии во многом означает найти свое место в мире и главное – сделать что-то ценное в этом мире, т.е. самореализоваться.
2.2. Развитие профориентации в СССР и России
В дореволюционной России (начала ХХ века) профориентации как системы еще не было и ею занимались в гимназиях и университетах лишь отдельные энтузиасты.
В 20-е годы Х1Х века, когда к власти пришли большевики, но еще не укрепились позиции И.В.Сталина, наблюдается относительная свобода (вся страна еще находилась в состоянии самоопределения). В 1922 году создается первое бюро по выбору профессии, а в 1927 году – первое бюро профессиональной консультации. Довольно быстро подобные службы возникают во многих крупных городах.
В период сталинского тоталитаризма (30- 50 гг.) профориентация свертывается, а многие специалисты репрессируются. В условиях, когда за человека многое в его жизни решает комсомол, партия и правительство, самому человеку самоопределяться почти не приходится. Таким образом, в условиях несвободы профориентация не нужна.
В годы хрущевской «оттепели» (конец 50-х – начало 60-х годов) вновь появляются относительные свободы и профориентация возрождается одной из первых среди других направлений практической психологии. Но время было упущено и отечественная профориентация заметно отставала от западной.
В период брежневского правления (конец 60-х – начало 80-х годов) отмечается некоторое ущемление свобод, но профориентацию уже не запрещают как в сталинский период, ее лишь ставят в определенные рамки. Это было время, когда на первый план пытались вывести не интересы самоопределяющейся личности, а интересы народного хозяйства, интересы обороноспособности и т.п. Понятно, что население (и особенно, молодежь) не очень-то откликалось на призывы партии и правительства.
В период горбачевской «перестройки» (вторая половина 90-х годов) появляется много свободы и первой среди различных направлений практической психологии по-настоящему возрождается именно профориентация. По всему тогдашнему СССР создаются более 60-ти региональных центров профориентации молодежи, начинается активная подготовка психологов-профконсультантов. Центры заработали, и это был, по сути, прообраз системы психологической службы страны.
Во время правления Б. Н. Ельцина (90-е годы) ухудшилось финансовое положение страны и значительной части населения. Профессиональные и карьерные выборы часто делались не по призванию, а по необходимости хоть как-то «сводить концы с концами». Мы рассматриваем это как особую разновидность несвободы. Профориентация не запрещается и не контролируется со стороны государства, но при этом почти перестает финансироваться. Многие центры профориентации молодежи разваливаются на глазах, а хорошо по тем временам подготовленные специалисты либо уходят в коммерческие структуры, либо занимаются частной консультационной практикой. Но параллельно развиваются службы занятости населения, поскольку в обществе возникает реальная безработица. К концу ельцинского периода эти службы даже начинают хорошо работать (ситуация обязывала). Правда, тогда мало кого волновало, как помочь самоопределиться выпускникам школ, их лишь призывали быть «предприимчивыми» и «адаптироваться к условиям рынка»…
В период правления В. В. Путина наблюдается некоторое оживление социально-экономической жизни (в основном благодаря значительному повышению мировых цен на нефть и газ, что позволило увеличить бюджетные расходы, в том числе, и на образование). Несколько улучшилась и финансовая ситуация многих граждан РФ, т.е. расширилась экономическая свобода, позволяющая думать не только о хлебе насущном. Это позволило какой-то части населения больше и чаще делать профессиональные выборы в соответствии со своими желаниями, а не только «по нужде». Профориентационная помощь вновь становится более востребованной, хотя до полной свободы еще далеко. В части школ вводится профильное обучение и профориентация подростков (уже как составляющая профильного обучения) вновь официально возвращается в школы.
Анализ развития профориентации в России позволяет сделать интересные выводы:
1. Уровень развития профориентации во многом связан с уровнем развития реальной свободы выбора в обществе.
2. Важную роль в развитии профориентации играет государство (профориентация рассматривается нами как основа государственной кадровой политики).
3. Развитие самой профориентации может (при определенных условиях) способствовать развитию и сохранению свобод в обществе. Одним из таких условий, является, на наш взгляд, определенная финансовая и статусная независимость самих профконсультантов, которая позволила бы им не идти на поводу у различных администраторов (которые распоряжаются деньгами) и идеологов (которые контролируют все, что не вписывается в меняющиеся идеологические схемы), а самим решать, как помочь человеку найти достойное место в обществе и как, через главное дело своей жизни (через профессиональный труд), способствовать развитию (улучшению) данного общества.
2.3. Эволюция проблематики профессионального самоопределения
В целом можно выделить примерно следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения, своеобразное перемещение акцентов в работе психологов-профконсультантов:
1) Конкретно-адаптационный этап, когда главным становится помощь клиенту в нахождении любой более-менее приемлемой по заработку работы. Это характерно для периодов социально-экономических бедствий и массовой безработицы. Работа консультанта часто сводится к работе «статиста», когда нужно просто выслушать клиента и предложить ему какие-то из имеющихся вакансий. Естественно, при наличии времени и других условиях возможна и более глубокая помощь, например, психодиагностическое обследование и даже психотерапевтическая поддержка.
2) Диагностико-рекомендательный. В основе – «трехфакторная модель Ф.Парсонса, где выделяются три основных фактора (условия) эффективной профконсультации: изучение требований профессии к человеку – первый «фактор», исследование качеств человека с помощью тестов – второй «фактор», сопоставление требований с качествами человека и выдача рекомендации о пригодности или непригодности к данной профессии – третий «фактор». При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит основой для «объективного» выбора… Хотя реально, и качества человека меняются, и сама профессия может измениться (что вызывает сомнения при реализации такого подхода к консультированию подростков, которым еще долго предстоит учиться, а соответственно, многие профконсультационные рекомендации для них быстро «морально» устаревают).
3) Искусственная «подгонка» человека и профессии, когда мало учитываются как требования профессии, так и особенности конкретного человека. Возможны следующие основные варианты реализации данного подхода: обман, манипуляция, агитация на непривлекательные профессии (были распространены в 60-80 гг. в СССР); умелая продажа себя на «рынке труда» (это, скорее, уже обман специально подготовленным человеком предприятий и государства в целом, например, сейчас – масса пособий по «эффективному построению карьеры», основанной на «умелой продаже себя работодателю»); разработка методик с элементами манипуляции (например, после обследования у многих «вдруг» выявляется интерес к «требуемым» профессиям…).
4) Диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая профконсультация. В отличие от диагностико-рекомендательной модели профориентационной помощи, основанной на неизменности качеств и требований профессий, здесь делается попытка учитывать изменения в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку, а также учитывать изменения самого клиента (оптанта). Важной особенностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улучшить в своей ситуации, корректировать свои качества, а также – постоянно корректировать свои выборы в зависимости от изменения требований профессии.
5) Учет изменяющегося общества. В дополнение к изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку происходит учет динамики общественных процессов. Сама профессия все больше начинает рассматриваться как средство для построения своего жизненного успеха, а также как средство для нахождения с помощью профессии своего места в данном обществе. Основные понятия, характерные для данного уровня развития профориентации являются: профессиональный и жизненный успех, карьера, образ жизни.
6) Учет изменения (развития) «ценностно-нравственного, смыслового ядра» самоопределяющегося человека. На данном уровне профориентационной помощи учитывается изменение представлений самоопределяющегося человека о самом смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто «успех», но и «моральная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь становятся: совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности.
Выход на более высокие (и более сложные) уровни развития профориентации порождает особые проблемы, в частности:
1) Неясность вектора развития (изменения) общества, когда сложно становится определить и свое место в таком «неопределеном» (или, лучше сказать, в «недосамоопределившемся») обществе. В такой ситуации важно формировать у клиента готовность к различным вариантам самоопределения, а также – готовность ориентироваться не только в реальном обществе, но и хоть какие-то попытки прогнозировать (по-своему) изменение общества.
2) Неясность с идеалами личностного и профессионального самоопределения (к чему стремится, с кого брать пример…). Это прежде всего, столь нелюбимая и болезненная для многих психологов проблема «элиты» (элитарных ориентаций). Между тем, еще Э. Эриксон писал, что для подростка очень важно определить для себя «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свои жизненные выборы (Эриксон Э., 2000, С.251).
ВЫВОДЫ КО ВТОРОМУ ВОПРОСУ
Проблема свободы выбора, возникшая перед значительными массами людей, является важнейшей психологической причиной возникновения проблемы профессионального самоопределения. А профессиональная ориентация – это лишь способ помощь самоопределяющимся людям. Заметим, что проблема самоопределения во многом и философская, поскольку найти свое призвание в профессии во многом означает найти свое место в мире и главное – сделать что-то ценное в этом мире, т.е. самореализоваться.
Исходя из всего выше сказанного можно сделать такие выводы:
1. Уровень развития профориентации во многом связан с уровнем развития реальной свободы выбора в обществе.
2. Важную роль в развитии профориентации играет государство (профориентация рассматривается нами как основа государственной кадровой политики).
3. Развитие самой профориентации может (при определенных условиях) способствовать развитию и сохранению свобод в обществе. Одним из таких условий, является, на наш взгляд, определенная финансовая и статусная независимость самих профконсультантов, которая позволила бы им не идти на поводу у различных администраторов (которые распоряжаются деньгами) и идеологов (которые контролируют все, что не вписывается в меняющиеся идеологические схемы), а самим решать, как помочь человеку найти достойное место в обществе и как, через главное дело своей жизни (через профессиональный труд), способствовать развитию (улучшению) данного общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997. – 256 с.
2. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. – 336 с.
3. Борисова Е. М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988, №1, с. 77-82.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. – 320 с.
5. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
6. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. М.: Политиздат, 1983. – 142 с.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997. – 244 с.
8.Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1995. – 64 с.
9. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с.
10. Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
11. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
12. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 246 с.
13. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
14. http://reftrend.ru/126891.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.