Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Кафедра энергетики и транспорта |
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по дисциплине
«МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»
Уровень высшего образования |
бакалавриат |
Программа подготовки |
академический бакалавриат |
Направление подготовки |
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль подготовки |
«Энергетика» |
Автор(ы): |
канд. пед. наук, доцент |
Л.В. Колясникова |
|
|
|
Заведующий кафедрой |
|
А.О. Прокубовская |
Екатеринбург
РГППУ
2021
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт инженерно-педагогического образования Кафедра энергетики и транспорта |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
||||||||||||||
дисциплина «Методика профессионального обучения» Разработка учебно-методического обеспечения темы «Разработка методического обеспечения технологии концентрированного обучения по специальности Техническое обслуживание автомобилей» |
||||||||||||||
Екатеринбург 2021г. |
СОДЕРЖАНИЕ. 3
ВВЕДЕНИЕ.. 5
1. АНАЛИЗ УЧЕБНО-ПРОГРАММНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 9
1.1. Анализ федерального государственного образовательного стандарта по специальности 9
1.2. Анализ примерного учебного плана по специальности. 18
1.3. Анализ примерной рабочей программы учебной дисциплины.. 18
2.СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.. 36
2.1. Подбор учебного материала. 36
Требования к сцеплениям.. 37
Типовое устройство сцепления - однодисковое, фрикционное. 38
Приводы сцеплений. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 44
· малопредметности.
· введения учебного материала крупными блоками.
· оптимизации распределения учебного материала
2. Интенсивности обучения достигается за счет:
· насыщенности видами и формами учебной работы.
· плотности общения.
3. Учет психофизиологических особенностей учащихся достигается за счет:
· соответствия законам динамики работоспособности.
· учета законов восприятия и запоминания информации человеком.
Выделяются три модели обучения.
Модель I — изучение в течение определённого времени одного основного предмета.
Модель II — укрупнение одной организационной единицы — учебного дня. Количество изучаемых предметов в котором сокращается до одного-двух. В рамках учебной недели число дисциплин сохраняется в соответствии с учебным планом.
Модель III — укрупнение учебной недели. Количество предметов, запланированных на семестр (год), не меняется и соответствует учебному плану, но меняется структура учебной недели, в течение которой изучается не более двух-трёх дисциплин.
Актуальность темы связана с тем, что тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности.
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более емкий, чем «технологии обучения», так как он подразумевает еще и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
Цели и задачи контрольной работы
Целью контрольной работы является разработка учебно-методического обеспечения по теме «Разработка методического обеспечения технологии концентрированного обучения» учебной дисциплины «23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Задачи контрольной работы:
1. Проанализировать учебно-программную документацию
2. Подобрать и систематизировать учебный материал
3. Разработать формы предъявления учебного материала.
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
(шифр) (название специальности)
Изучите содержание ФГОС СПО. Укажите основные структурные компоненты ФГОС СПО, дайте их краткую характеристику, заполните табл. 1.
Таблица 1 – Структурные компоненты ФГОС СПО
Раздел стандарта |
Характеристика |
I. I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ |
Представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
|
II. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ |
В настоящем стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс.
|
III. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации. 3.2. Сроки получения СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация 3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.Техник среднее общее образование 2года 10 месяцев основное общее образование 3 года 10 месяцев Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация Старший техник среднее общее образование 3года 10 месяцев основное общее образование 4 года 10 месяцев
|
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
|
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, организация деятельности первичных трудовых коллективов. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: автотранспортные средства; техническая документация; технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств; первичные трудовые коллективы. 4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (автотранспорта). 4.3.2. Организация деятельности коллектива исполнителей. 4.3.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО). 4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности: 4.4.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. 4.4.2. Организация деятельности коллектива исполнителей. 4.4.3. Разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспорта. 4.4.4. Подбор технологического оборудования для производственных целей. 4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО)
|
Проанализируйте Раздел 1 ФГОС СПО и определите:
Область профессиональной деятельности выпускника
1. 0бласть применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) - является частью программы подготовки квалифицированных специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВИД): Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта и соответствующих профессиональных компетенций:
1. ПК 1.1 Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
2. ПК 1.2 Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
3. ПК 1.3 Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту автомобилей на базе среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется
Квалификация выпускника^ Техник, Старший техник
Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт:
· в осуществлении разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля;
· в осуществлении технического контроля эксплуатируемого транспорта;
· в разработке и осуществлении технологического процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей;
уметь:
· разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта;
· осуществлять технический контроль автотранспорта;
· оценивать эффективность производственной деятельности;
· осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач;
· анализировать и оценивать состояние охраны труда на производственном участке.
знать:
· устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта;
· базовые схемы включения элементов электрооборудования;
· свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов;
· правила оформления технической и отчетной документации;
· классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта;
· методы оценки и контроля качества в профессиональной деятельности.
· основные положения действующих нормативных правовых актов;
· основы организации деятельности организаций и управление ими;
· правила и нормы охраны труда, промышленной санитарии и противопожарной защиты
Проанализируйте Раздел 2 ФГОС СПО и определите:
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
Всего - 1860 часов, в том числе:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося –1384 часа, включая:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 952часа;
Самостоятельной работы обучающегося - 476часов;
Учебной практики -72 часов.
Производственной практики - 360
Структура образовательной программы:
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1 |
Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. |
ПК 1.2 |
Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств. |
ПК 1.3 |
Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей. |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
OK6 |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельн |
Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная итоговая аттестация.
Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин. Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура". Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Проанализируйте Раздел 3 ФГОС СПО и определите:
Основные виды деятельности выпускника согласно получаемой квалификации специалиста среднего звена.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: автотранспортные средства; техническая документация; технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств; первичные трудовые коллективы
4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (автотранспорта). 4.3.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.
4.3.3. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. 4.4.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.
4.4.3. Разработка технологической документации для технического обслуживания, ремонта и модернизации модификаций автотранспорта.
4.4.4. Подбор технологического оборудования для производственных целей.
4.4.5. Выполнение работ по одной или неск
Выберите один вид деятельности, для выбранного вида деятельности заполните табл. 2.
Таблица 2 – Профессиональные компетенции, соответствующие виду деятельности
Вид деятельности |
Профессиональные компетенции |
1. Техник |
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес . ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
|
Укажите профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников образовательной программы (не менее 3-х):
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ВПД 1 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
ВПД 2 Организация деятельности коллектива исполнителей
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта
Укажите профессии рабочих, должностей служащих, рекомендуемые к освоению в рамках образовательной программы (не менее 3-х):
Техник
Авто- слесарь
Старший техник
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
(шифр) (название специальности)
Дисциплина « Дисциплина «Устройство автомобиля» принадлежит к профессиональному циклу.и изучается в течение 2-3 семестра1-2 курса.
Формой итогового контроля является: Зачет 2 семестр, Экзамен 3 семестр
На изучение дисциплины «Устройство автомобиля» отводится
Количество часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 477часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 318 часов;
самостоятельной работы обучающегося 159 часов.
Дисциплина «Устройства автомобилей» является логическим продолжением курсов,: «Система охлаждения», «Смазки», «Автомобильных эксплуатационных материалов», , и служит основанием для изучения курсов «Ремонта автомобилей», «Технического обслуживания автомобилей.
«Устройство автомобиля»
1.3.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
1.3.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Устройство автомобиля» принадлежит к профессиональному циклу.
1.3.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Целью освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися профессиональными знаниями и умениями по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта и формирование у них соответствующих профессиональных компетенций:
-диагностирование автомобиля, его агрегатов и систем;
-выполнение работ по различным видам технического обслуживания;
-разборка, сборка узлов и агрегатов автомобиля и устранение неисправностей;
-оформление отчетной документации по техническому обслуживанию и ремонту.
уметь:
-снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
-определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
-определять способы и средства ремонта;
-применять диагностические приборы и оборудование;
-использовать специальный инструмент, приборы, оборудование;
-оформлять учетную документацию.
знать:
-основные методы обработки автомобильных деталей;
-устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
-назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;
-технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;
-виды и методы ремонта.
владеть:
-технологией выполнения ремонта деталей автомобиля;
-методами снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
-и пользоваться диагностическими приборами и техническим оборудованием;
-технологией выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей.
1.3.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Количество часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 477часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 318 часов;
самостоятельной работы обучающегося 159 часов.
1.4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.4.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
477 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
318 |
в том числе: |
|
практические занятия |
110 |
контрольные работы |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
159 |
1.4.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Тематический план и содержание учебной дисциплины «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
РАЗДЕЛ 1. . Двигатели внутреннего сгорания |
104 |
1-3 |
|
Тема 1.1. Общие положения. Основные понятия и термины Тема 1.2. Рабочие циклы |
Содержание учебного материала |
4 |
1-3 |
Требования к знаниям студентов Студент должен знать: - назначение, классификацию, общее устройство двигателя. Содержание учебного материала Определение понятия "двигатель". Назначение и классификация двигателей. Механизмы и системы двигателя. Преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала двигателя. Термины и определения: верхняя и нижняя мертвые точки, ход поршня, объем камеры сгорания, полный и рабочий объемы цилиндра, литраж, степень сжатия. Самостоятельная работа :Определения, термины, классификация. |
2 |
||
Содержание учебного материала |
12 |
||
Определение терминов: рабочие циклы, такт, четырехтактный двигатель, двухтактный двигатель.Рабочие циклы четырехтактных карбюраторных и дизельных двигателей. Преимущества и недостатки карбюраторных двигателей по сравнению с дизельными и газовыми. взаимного расположения цилиндров в многоцилиндровом двигателе. Порядок работы многоцилиндрового двигателя. Работа четырехтактных двигателей с однорядным расположением цилиндров и двухрядным V-образным расположением цилиндров. Преимущества и недостатки многоцилиндровых двигателей. Самостоятельная работа: Описание тактов ДВС в зависимости от маркок |
2 |
||
Тема 1.3. .Кривошипно-шатунный механизма |
Содержание учебного материала |
12
4 |
1-3 |
Тема 1.3. Кривошипно-шатунный механизм Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство и работу кривошипно-шатунного механизма (КШМ); уметь: - практически применять правила сборки КШМ, определять характерные неисправности. Содержание учебного материала Назначение КШМ, устройство КШМ, деталей КШМ. Правила сборки деталей КШМ. Самостоятельная работа: Устройство и принцип работы КШМ |
|||
Тема 1.4. Механизм газораспределени |
Содержание учебного материала |
||
Механизм газораспределения Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство, работу механизма газораспределения; уметь: - практически применять правила сборки механизма газораспределения, определять характерные неисправности. Содержание учебного материала Назначение механизма газораспределения, типы механизмов. Установка механизма и деталей. Взаимодействие деталей механизма с нижним и верхним расположением клапанов. Преимущества и недостатки. Тепловой зазор в механизме. Фазы газораспределения, их влияние на работу двигателя. Самостоятельная работа: Принцип работы КШМ и ГРМ |
10
4 |
||
Тема 1.5. Система охлаждения |
Содержание учебного материала |
12 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство и работу системы охлаждения; уметь: - определять характерные неисправности системы охлаждения. Содержание учебного материала Назначение системы охлаждения. Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения. Типы систем охлаждения. Общее устройство и работа жидкостной системы охлаждения. Значение постоянства теплового режима двигателя. Охлаждающие жидкости. Устройство узлов системы охлаждения. Подогрев системы перед пуском двигателя. Устройство и работа пускового подогревателя двигателя. Преимущества и недостатки жидкостной и воздушной систем охлаждения. Самостоятельная работа: устройство и работу системы смазки жидкостной и воздушной систем охлаждения |
|||
4 |
|||
Тема 1.6. Система смазки |
Содержание учебного материала |
12 |
|
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство и работу системы смазки; уметь: - определять характерные неисправности системы смазки. Содержание учебного материала Назначение системы смазки. Применяемые масла. Способы подачи масла к трущимся поверхностям. Общее устройство и работа системы смазки. Фильтрация масла. Сравнение различных видов фильтров по качеству фильтрации и постоянству фильтрующей способности. Вентиляция картера двигателя. Назначение и типы вентиляции, устройство и работа. Влияние вентиляции двигателя на загрязнение окружающей среды. |
|||
Тема 1.7. .Система питания карбюраторного двигателя |
Содержание учебного материала |
16 |
1-3 |
Система питания карбюраторного двигателя Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство и работу системы питания карбюраторного двигателя; уметь: - регулировать систему питания карбюраторного двигателя; - определять характерные неисправности. Содержание учебного материала Назначение системы питания. Общее устройство и работа системы питания. Топливо для карбюраторных двигателей. Понятие о детонации. Определение понятий: горючая смесь, рабочая смесь, составы горючих смесей, коэффициент избытка воздуха. Пределы воспламенения горючей смеси. Требования к горючей смеси. Влияние смеси на экономичность и мощность двигателя, на загрязнение окружающей среды. Простейший карбюратор. Назначение, устройство и работа простейшего карбюратора. Требования к карбюратору. Режимы работы двигателя и составы смесей на этих режимах. Главная дозирующая система, назначение, типы систем изучаемых карбюраторов, их устройство и работа. Вспомогательные устройства карбюраторов, устройство карбюраторов, ограничители максимальной частоты вращения коленчатого вала. Управление карбюратором. Устройство и работа узлов системы подачи топлива и воздуха, горючей смеси и отвода отработавших газов. Влияние состава отработавших газов на загрязнение окружающей среды. Способы снижения токсичности отработавших газов. Электронная система впрыскивания топлива. Устройство и работа каталитических нейтрализаторов. Самостоятельная работа: Карбюратор Солекс описание и принцип его работы |
4 |
||
Тема 1.8. . Система питания двигателя от газобаллонной установки |
Содержание учебного материала |
8 |
1-3 |
Система питания двигателя от газобаллонной установки. Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство и работу системы питания двигателя от газобаллонной установки; уметь; - регулировать систему, определять характерные неисправности. Содержание учебного материала Преимущества использования газообразного топлива для автомобилей. Общее устройство и работа газобаллонных установок для сжатых и сжиженных газов. Топливо для газобаллонных автомобилей. Устройство узлов и приборов системы питания двигателей от газобаллонных установок. Пуск и работа двигателя на газе. Основные требования техники безопасности и пожарной безопасности. Самостоятельная работа: Описание газового редуктора авт. ВАЗ2109 |
4 |
||
Тема 1.9. Система питания дизельного двигателя. Трансмиссия. |
Содержание учебного материала |
18 |
1-3 |
Тема 1.9. Система питания дизельного двигателя. Трансмиссия. Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство и работу системы питания дизельного двигателя; уметь: - регулировать систему питания дизельного двигателя, определять характерные неисправности. Содержание учебного материала Экономическая целесообразность применения дизелей. Общее устройство и работа системы питания дизельного двигателя. Дизельные топлива. Смесеобразование в дизельных двигателях. Понятие о периоде задержки самовоспламенения топлива. Устройство и работа приборов системы питания дизельных двигателей. Влияние работы дизельного двигателя на загрязнение окружающей среды. |
|
||
Раздел 2. Трансмиссия Тема 2.1. Общее устройство трансмиссии |
Содержание учебного материала |
60 |
|
Требования к знаниям студентов Студент должен знать: - назначение, типы трансмиссии, агрегаты и их расположение на автомобилях; Содержание учебного материала Назначение трансмиссии, типы трансмиссий. Колесная формула. Схемы механических трансмиссий автомобилей с колесными формулами 4x2, 4x4, 6x4, 6x6, 6x8. Агрегаты трансмиссии, их назначение и расположение на автомобиле. колесными формулами 4x2, 4x4, 6x4, 6x6, 6x8. Агрегаты трансмиссии, их назначение и расположение на автомобиле. сцепление. Содержание учебного материала Назначение сцепления. Типы сцеплений. Устройство однодисковых и двухдисковых сцеплений. Гаситель крутильных колебаний. Устройство механического и гидравлического хода сцеплений. Свободный ход педали привода механизма выключения сцепления. Устройство усилителей приводов механизмов включения сцепления. |
4 |
1 |
|
Тема 2.2. Сцепление |
Самостоятельная работа: Основные виды трансмиссий Содержание учебного материала |
6 12 |
1-3 |
Студент должен знать: - назначение, устройство и работу сцепления; уметь: - определять характерные неисправности, собирать и регулировать сцепление. Содержание учебного материала Назначение сцепления. Типы сцеплений. Устройство однодисковых и двухдисковых сцеплений. Гаситель крутильных колебаний. Устройство механического и гидравлического хода сцеплений. Свободный ход педали привода механизма выключения сцепления. Устройство усилителей приводов механизмов включения сцепления. Самостоятельная работа: Сцепление авт.ЗИЛ-130 и КамАЗ 5320 |
4 |
||
Тема 2.3. Коробка передач |
Содержание учебного материала |
18 |
|
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство и работу коробки передач; уметь: - определять характерные неисправности, собирать коробку передач. Содержание учебного материала Назначение коробки передач. Типы коробок передач. Схема и принцип работы ступенчатой зубчатой коробки передач. Понятие о передаточном числе. Устройство 4-, 5- 10- ступенчатых коробок передач. Устройство синхронизатора. Устройство механизмов управления коробкой передач. Гидромеханические коробки передач. Электронные системы управления переключением передач. Назначение и устройство раздаточной коробки. Назначение и устройство спидометра. Привод спидометра. Самостоятельная работа: КПП легкового и грузового автомобилей |
6 |
||
Тема 2.4. Карданная Передача Тема 2 5. Мосты. |
Содержание учебного материала |
10 |
1-3 |
- назначение, устройство и работу карданной передачи; уметь: - определять характерные неисправности, собирать карданную передачу. Содержание учебного материала Назначение карданной передачи, ее типы. Устройство карданных передач, промежуточных опор, шлицевых соединений, валов, карданных шарниров управляемых ведущих мостов. |
|||
Содержание учебного материала |
16 |
||
Студент должен знать: - назначение, устройство и работу мостов; уметь: - определять характерные неисправности мостов, собирать и регулировать мосты. Содержание учебного материала Типы мостов. Ведущий мост, назначение, общее устройство. Балка ведущего моста, назначение, общее устройство. Главная передача, назначение, типы. Устройство одинарных и двойных главных передач. Преимущества и недостатки различных главных передач. мелколесного простого симметричного дифференциала и дифференциала повышенного трения. Устройство межосевого дифференциала. Полуоси, назначение, типы, устройство. Управляемый ведущий мост, назначие и устройцство |
|||
Самостоятельная работа: Устройство мостов, дифференциала, главной передачи |
6 |
||
Раздел 3. Несущая система, подвеска, колёса Тема 3.1. Рама Несущая система и подвески |
Содержание учебного материала |
74 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение и устройство рамы; уметь: - определять характерные неисправности рамы автомобилей.
Содержание учебного материала Назначение и типы рам. Устройство лонжеронных рам. Соединение агрегатов, механизмов, |
2
10 |
||
- определять характерные неисправности рамы автомобилей. Содержание учебного материала Назначение и типы рам. Устройство лонжеронных рам. Соединение агрегатов, механизмов |
|||
Устройство межосевого дифференциала |
|||
Управляемый ведущий мост, назначие и устройцство |
|||
Самостоятельная работа: Условия, при которых запрещена эксплуатация подвесок |
|||
Тема 3.2. Передний управляемый мост |
Содержание учебного материала |
10 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение и типы мостов, влияние установки колес на безопасность движения, износ шин и расход топлива; уметь: - устанавливать колеса, определять развал и схождение колес. Содержание учебного материала Назначение, типы мостов. Устройство неразрезных и разрезных передних мостов. Установка управляемых колес. Развал и схождение колес. Поперечный и продольный наклоны шкворня. Влияние установки колес управляемых мостов на безопасность движения, износ шин и расход топлива. |
|||
. Поперечный и продольный наклоны шкворня. Влияние установки колес управляемых мостов на безопасность движения, износ шин и расход |
|||
Самостоятельная работа: Мосты авт. ГАЗ2410 и МАЗ5340 6 |
|||
Тема 3.3. Подвеска |
Содержание учебного материала |
18 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство, принцип действия подвески; уметь: - определять характерные неисправности подвески. Содержание учебного материала Назначение подвески. Типы подвесок. Устройство зависимых и независимых подвесок. Задняя подвеска трехосного автомобиля. Рессоры, назначение, типы, устройство. Амортизаторы, назначение, типы, устройство. Стабилизатор поперечной устойчивости, назначение, устройство. Передача подвеской сил и моментов. Влияние подвески на безопасность дорожного движения. |
6 |
||
Амортизаторы, назначение, типы, устройство. Стабилизатор поперечной устойчивости, назначение, устройство. Передача подвеской сил и моментов. Влияние подвески на безопасность дорожного движения |
|||
Самостоятельная работа: Понятия и виды амортизаторов, телескопические стойки |
|||
Тема 3.4. Колеса, шины |
Содержание учебного материала |
4 |
1-3 |
Тема 3.4. Колеса, шины Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение и устройство колес, маркировку шин; уметь: - определять характерные неисправности колес, шин. Содержание учебного материала Назначение колес. Типы колес. Устройство колес с глубоким и плоским ободом. Способы крепления покрышки на ободе колеса. Крепление колес на ступицах, полуосях. Назначение шин. Типы шин. Устройство камерных и бескамерных шин. Понятие о диагональных и радиальных шинах. Маркировка шин. Нормы давления воздуха в шинах. Влияние конструкции и состояния шин на безопасность движения. |
2 |
||
Самостоятельная работа: Понятия и виды шин Характеристика автошин покрышек маркировка |
|||
Тема 3.5. Кузов и кабина |
Содержание учебного материала |
6 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение и устройство кузовов и кабин; Назначение кузова. Типы кузовов легковых автомобилей и автобусов. Устройство несущего кузова легкового автомобиля и автобуса. Устройство кабин и платформы грузового автомобиля. Уплотнение кузова и кабины, защита от коррозии. Устройство сидений. Способы крепления запасного колеса. Устройство дверных механизмов, замков дверей, багажника, стеклоподъемников, стеклоочистителей, зеркал, противосолнечных козырьков. Вентиляция и отопление кузова и кабины. Оперение, капот, облицовка радиатора, крылья, подножки. Защита от коррозии - регулировать запирающие устройства кузовов и кабин. Типы кузовов легковых автомобилей и автобусов. Устройство несущего кузова легкового автомобиля и автобуса |
|||
Способы крепления запасного колеса. Устройство дверных механизмов, замков дверей, багажника, стеклоподъемников, стеклоочистителей, зеркал, противосолнечных козырьков. Вентиляция и отопление кузова и кабины. Оперение, капот, облицовка радиатора, крылья, подножки. Защита от коррозии |
|||
Самостоятельная работа: Дать характеристику видам кузовов кабин автомобилей |
|||
Тема 3.6. Рулевое управление |
Содержание учебного материала |
16 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство и работу систем рулевого управления, перспективы развития систем рулевого управления; уметь: - определять и устранять характерные неисправности рулевого управления. Содержание учебного материала Назначение рулевого управления. Основные части рулевого управления. Схема поворотов автомобиля. Назначение рулевой трапеции. Рулевой механизм, назначение типы, устройство, работа. Рулевой привод, назначение, типы, устройство, работа. Понятие о люфтах рулевых тяг и люфте рулевого колеса. Усилители рулевого привода, назначение, типы, устройство, работа. Влияние состояния рулевого управления на безопасность движения. |
10 |
||
Самостоятельная работа: Рулевое управление легковых и грузовых автомобилей |
|||
Тема 3.7. Тормозная система. |
Содержание учебного материала |
18 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство и работу тормозных систем, перспективы развития тормозных систем;- определять и устранять характерные неисправности тормозных систем, осуществлять регулировки. Содержание учебного материала Назначение тормозной системы. Основные части тормозной системы. Расположение основных элементов тормозной системы на автомобиле. Тормозные механизмы, назначение, типы. Устройство и работа трансмиссионных тормозных механизмов. |
10 |
||
Самостоятельная работа: Тормозная система легковых и грузовых автомобилей |
|||
Раздел 4. Система электроснабжени Тема 4.1 Общие сведения о системе электроснабжени |
Содержание учебного материала |
38 |
1-3 |
Требования к знаниям студентов Студент должен знать; - назначение, основные требования, предъявляемые к системе, приборам, аппаратам; - общее устройство системы; основные направления развития системы электроснабжения на современных автомобилях. Содержание учебного материала Назначение системы электроснабжения. Основные требования, предъявляемые к системе, приборам и аппаратам Принципиальная схема системы. Принцип работы системы электроснабжения. |
2
2 |
||
Самостоятельная работа: Схемы электроснабжения легковых и грузовых автомобилей |
|||
назначение, основные требования, предъявляемые к системе, приборам, аппаратам; - общее устройство системы; основные направления развития системы электроснабжения на современных автомобилях. Содержание учебного материала Назначение системы электроснабжения. Основные требования, предъявляемые к системе, приборам и аппаратам Самостоятельная работа:. Основные требования, предъявляемые к системе, приборам и аппаратам |
4 |
||
Тема 4.2 Аккумуляторные батареи |
Содержание учебного материала |
10 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: -сущность процессов; устройство и принцип действия аккумуляторных батарей, характеристики; уметь: - определять характерные неисправности аккумуляторных батарей; пользоваться технологическим оборудованием. Содержание учебного материала Принцип действия свинцового аккумулятора. Стартерные свинцовые аккумуляторные батареи, назначения и требования, предъявляемые к ним. Устройство стартерной аккумуляторной батареи. Маркировка и применение аккумуляторных батарей. ГОСЬТ на стартерные аккумуляторные батареи. Основные характеристики аккумуляторов пи аккумуляторных батарей: э.д.с, напряжение, внутреннее сопротивление, емкость, разреженности. Основные факторы, влияющие на характеристики. Разрядные и зарядные временные характеристики. Подготовка аккумуляторных батарей к эксплуатации. Электролит, правила приготовления и исходные материалы. ГОСТы на исходные материалы для приготовления электролита. Величина плотности электролита в зависимости от климатических условий эксплуатации. Средства и правила изменения плотности электролита. Техника безопасности при приготовлении электролита. Методы заряда аккумуляторных батарей. Заряд при постоянстве напряжения, преимущества и недостатки. Особенности заряда аккумуляторных батарей на автомобиле. Выбор величины напряжения заряда в зависимости от климатических условий и места установки аккумуляторной батареи на автомобиле. Заряд аккумуляторных батарей при постоянстве силы электрического тока. Выбор силы электрического тока при заряде аккумуляторных батарей. Подбор аккумуляторных батарей в группы для заряда и расчет количества в зависимости от характеристики зарядного устройства. Контроль за процессом заряда, определение конца заряда, корректировка плотности электролита. Срок службы аккумуляторных батарей. Основные процессы, ограничивающие срок службы, отказы и неисправности, к которым они приводят. |
|||
Самостоятельная работа: Типичные виды аккумуляторных батарей и их классификация 10 |
|||
Тема 4.3 Генераторные установки |
Содержание учебного материала |
16 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен: знать: - назначение, сущность процессов; - устройство и работу генераторных установок; уметь: - определять характерные неисправности генераторных установок; пользоваться технологическим оборудованием. Содержание учебного материала Общие сведения о генераторных установках, назначение и требования, предъявляемые к ним. Условия работы генераторных установок на автомобиле. Краткие сведения о генераторных установках постоянного тока, их недостатки. Устройство генераторов переменного тока с номинальным напряжением 14В и 28В. Принципиальные схемы генераторов. Работа генераторов переменного тока, зависимость изменения напряжения генератора от чистоты вращения ротора генератора. Зависимость изменения силы тока генератора от чистоты вращения ротора и нагрузки. Самоограниченные силы тока. Отдаваемого генератором. Преимущества и недостатки генераторов переменного тока. Выпрямители, выпрямительные блоки генераторов. Типы современных регуляторов напряжения. Вибрационный регулятор напряжения, принципиальная схема и работа. Зависимость изменения напряжения, и силы тока возбуждения генератора при работе с регулятором напряжения. Улучшение характеристик генераторных установок при введении в регуляторы напряжения дополнительных элементов. Уменьшение пульсаций и стабилизация напряжения, способы их устранения. Принципиальные схемы полупроводниковых регуляторов напряжения: контактно-резисторного и бесконтактного. Уменьшение пульсаций напряжения и температурная компенсация. Обеспечение работы транзисторов в ключевом режиме. Встроенные регуляторы напряжения. |
|||
Вибрационный регулятор напряжения, принципиальная схема и работа. Зависимость изменения напряжения, и силы тока возбуждения генератора при работе с регулятором напряжения. Улучшение характеристик генераторных установок при введении в регуляторы напряжения дополнительных элементов. Уменьшение пульсаций и стабилизация напряжения, способы их устранения. Принципиальные схемы полупроводниковых регуляторов напряжения: контактно-резисторного и бесконтактного. Уменьшение пульсаций напряжения и температурная компенсация. Обеспечение работы транзисторов в ключевом режиме. |
|||
Самостоятельная работа: Устройство генераторов переменного тока с номинальным напряжением 14В и 28В. Принципиальные схемы генераторов. Работа.
6 |
|||
Тема 4.4. Схемы систем электроснабжения |
Содержание учебного материала |
6 |
1-3 |
Требования к знаниям студентов Студент должен знать: - принцип построения схемы; - сущность процессов, принцип действия, назначение узлов и деталей, характерные неисправности схем. Содержание учебного материала Схемы систем электроснабжения с генераторными установками переменного тока, применяющиеся на отечественных автомобилях. Описание работы и назначение узлов и деталей. Применение генераторных установок. |
2 |
||
Самостоятельная работа: Схемы систем электроснабжения с генераторными установками переменного тока. |
|||
Студент должен знать: - принцип построения схемы; - сущность процессов, принцип действия, назначение узлов и деталей, характерные неисправности Схемы систем электроснабжения с генераторными установками переменного тока, применяющиеся на отечественных автомобилях. Описание работы и назначение узлов и деталей. |
|||
Тема 4.5. Эксплуатация систем электроснабжения |
Содержание учебного материала |
4 |
1-3 |
6 |
|||
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - современные методы эксплуатации, проверки технического состояния, регулировки параметров; уметь: - проводить диагностику систем электроснабжения, определять характерные неисправности. Содержание учебного материала Операции технического обслуживания системы электроснабжения и рекомендации по их выполнению. Проверка технического состояния систем электроснабжения, отыскание неисправного элемента, регулировка параметров. Оборудование, применяемое при эксплуатации систем электроснабжения |
|||
- проводить диагностику систем электроснабжения, определять характерные неисправности. Содержание учебного материала |
|||
Самостоятельная работа: Выбор Операции технического обслуживания системы электроснабжения и рекомендации по их выполнению |
|||
Раздел 5. Система зажигания Тема 5.1. Контактная система зажигания. |
Содержание учебного материала |
18 |
1-3 |
- устройство и принцип действия контактной системы зажигания; - перспективы развития систем зажигания современных автомобилей; -определять и устранять характерные неисправности, проводить диагностику системы зажигания. Содержание учебного материала Назначение системы зажигания и основные требования, предъявляемые к ней. Принципиальная схема контактной системы зажигания и принцип ее работы. Назначение приборов контактной системы зажигания и их характеристика. Рабочий процесс системы зажигания. Факторы, влияющие на напряжение во вторичной цепи: состояние контуров, угол замкнутого состояния контактов, емкость конденсатора в первичной цепи, нагар на изоляторе свечи. Характеристика контактной системы зажигания, ее недостатки. Улучшение характеристик системы зажигания за счет установки переменного добавочного резистора, изменения параметров катушки зажигания и применения транзисторов. |
6
10 |
||
Самостоятельная работа: Виды систем зажигания авт. ВАЗ ГАЗ КамАЗ и ЗИЛ |
|||
Факторы, влияющие на напряжение во вторичной цепи: состояние контуров, угол замкнутого состояния контактов, емкость конденсатора в первичной цепи, нагар на изоляторе свечи. Характеристика контактной системы зажигания, ее недостатки. Улучшение характеристик системы зажигания за счет установки переменного добавочного резистора, изменения параметров катушки зажигания и |
|||
Тема 5.2. Полупроводниковые системы зажигания |
1-3 |
||
Содержание учебного материала |
6 |
||
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - устройство и принцип действия полупроводниковых систем зажигания; уметь: - проводить диагностику и устранять характерные неисправности полупроводниковых систем зажигания. Содержание учебного материала Общие сведения о полупроводниковых системах зажигания. Принципиальная схема контактно-транзисторной системы зажигания и принцип работы. Обеспечение работы транзистора в ключевом режиме. Защита транзистора от напряжения, силы тока и температуры. Принципиальная схема бесконтактной системы зажигания, принцип работы и характеристика. |
|||
Тема 5.3. Устройство и характеристика приборов системы зажига ния |
Содержание учебного материала |
4 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать:136 - устройство и принцип действия приборов системы зажигания уметь: - пользоваться диагностическим оборудованием для снятия характеристик, устранять характерные неисправности. Содержание учебного материала Устройство приборов системы зажигания: катушки зажигания, конденсатора, распределителя, датчика-распределителя и коммутаторов. Влияние момента воспламенения рабочей смеси на работу двигателя в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на двигатель. Устройство и работа центробежного, вакуумного регуляторов и октан-корректора. Характеристики центробежного и вакуумного регуляторов. Характеристики совместной работы устройства, изменяющих угол опережения зажигания. Назначение и устройство свечей зажигания. Условия работы свечей зажигания. Тепловые характеристики свечей зажигания. Маркировка свечей по ГОСТу. |
|||
Влияние момента воспламенения рабочей смеси на работу двигателя в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на двигатель. Устройство и работа центробежного, вакуумного регуляторов и октан-корректора. Характеристики центробежного и вакуумного регуляторов. Характеристики совместной работы устройства, изменяющих угол опережения зажигания. Назначение и устройство свечей зажигания. Условия работы свечей зажигания. Тепловые характеристики свечей зажигания |
|||
корректора. Характеристики центробежного и вакуумного регуляторов. Характеристики совместной работы устройства, изменяющих угол опережения |
|||
Самостоятельная работа: Прерыватель-распределитель, катушка зажигания2ч |
|||
Тема 5.4. Эксплуатация системы зажигания. |
Содержание учебного материала |
2 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - современные методы эксплуатации приборов системы зажигания, оборудование, применяемое при эксплуатации систем зажигания; Содержание учебного материала Операции технического обслуживания приборов системы зажигания и рекомендации по их выполнению. Основные отказы и неисправности приборов системы зажигания и их влияние на работу двигателя. Проверка технического состояния, испытание и регулировка приборов системы зажигания. Оборудование, применяемое при эксплуатации систем зажигания. |
4 |
||
Основные отказы и неисправности приборов системы зажигания и их влияние на работу двигателя. Проверка технического состояния, испытание и регулировка приборов системы зажигания. Оборудование, применяемое при эксплуатации систем зажигания. |
|||
Самостоятельная работа: Проверка технического состояния, испытание и регулировка приборов системы зажигания. Оборудование, применяемое при эксплуатации систем зажигания. |
|||
1-3 |
|||
Раздел 6. Электропусковые системы Тема 6.1. Устройство стартера. Общие сведения. |
Содержание учебного материала |
8 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен: знать: - назначение, устройство и принцип действия стартера; - современные и перспективные электропусковые системы. уметь: - определять характерные неисправности, пользоваться технологическим оборудованием; устранять характерные неисправности, проводить испытания стартера. Содержание учебного материала Назначение электропусковой системы. Условия пуска двигателей внутреннего сгорания. Основные требования, предъявляемые к электропусковой системе. Стартеры, назначение и требования, предъявляемые к ним, принцип работы. Устройство стартеров. Типы электродвигателей. Схемы включения обмоток якоря и возбуждения электродвигателя. Механизм привода стартера, требования, предъявляемые к нему. Сцепляющий и расцепляющий механизмы привода. Работа роликовой, храповой муфт и механизма с самовыключением шестерни. Преимущества и недостатки сцепляющих механизмов стартеров. |
2 |
||
Самостоятельная работа: Механизм привода стартера, требования, предъявляемые к нему. Сцепляющий механизм привода 4ч |
|||
Тема 6.2. Характеристика и схемы электропусковых систем |
Содержание учебного материала |
2 |
1-3 |
4 |
|||
Требования к знаниям студентов Студент должен знать: - построение и принцип действия схем электропусковых систем. Содержание учебного материала Основные зависимости, характеризующие работу электропусковых систем. Факторы, влияющие на характеристики. Технические характеристики стартеров. Схемы электропусковых систем |
|||
- построение и принцип действия схем электропусковых систем. Содержание учебного материала Основные зависимости, характеризующие работу электропусковых систем. Факторы, влияющие на характеристики. Технические характеристики стартеров. Схемы электропусковых систем |
|||
. Устройство стартеров. Типы электродвигателей. Схемы включения обмоток якоря и возбуждения электродвигателя. Механизм привода стартера, требования, предъявляемые к нему. Сцепляющий и расцепляющий механизмы привода. Работа роликовой, храповой муфт и механизма с самовыключением шестерни. Преимущества и недостатки сцепляющих механизмов стартеров. Самостоятельная работа: Устройство стартеров. Типы электродвигателей. Преимущества и недостатки сцепляющих механизмов стартеров. |
|||
Тема 6.3. Устройства для облегчения пуска холодного двигателя |
Содержание учебного материала |
2 |
1-3 |
- назначение, устройство и принцип действия устройств для облегчения пуска холодного двиг Типы устройств, применяемых при пуске холодного двигателя. Устройство и характеристика электрофакельного подогревателя. |
|||
- назначение, устройство и принцип действия устройств для облегчения пуска холодного двиг Типы устройств, применяемых при пуске холодного двигателя. Устройство и характеристика электрофакельного подогревателя. |
|||
назначение, устройство и принцип действия устройств для облегчения пуска холодного двигат Типы устройств, применяемых при пуске холодного двигателя. Устройство и характеристика электрофакельного подогревателя. |
|||
- назначение, устройство и принцип действия устройств для облегчения пуска холодного двигателя. Содержание учебного материала Типы устройств, применяемых при пуске холодного двигателя. Устройство и характеристика электрофакельного подогревателя. |
|||
Самостоятельная работа: . Устройство и характеристика электрофакельного подогревателя. 4ч |
|||
Тема 6.4. Эксплуатация электропуско вых систем |
Содержание учебного материала |
2 |
1-3 |
- современные методы эксплуатации электропусковых систем Операции технического обслуживания электропусковых систем и рекомендации по их выполнению. Основные отказы и неисправности электропусковых систем, их влияние на работу, проверка технического состояния, испытание и регулировка стартеров. Оборудование, применяемое при эксплуатации электропусковых систем. |
2 |
||
назначение, устройство и принцип действия контрольно-измерительных приборов; уметь: |
|||
- современные методы эксплуатации электропусковых систем Операции технического обслуживания электропусковых систем и рекомендации по их выполнению. Основные отказы и неисправности электропусковых систем, их влияние на работу, проверка технического состояния, испытание и регулировка стартеров. Оборудование, применяемое при эксплуатации электропусковых систе |
|||
Самостоятельная работа: Система электропуска автомобиля КамАЗ 431410 |
|||
Раздел 7. Контрольно-измерительные приборы, системы освещения и световой сигнализации Тема 7.1. Контрольно-измерительные приборы |
Содержание учебного материала |
8 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: -назначение, устройство и принцип действия контрольно-измерительных приборов; уметь: - определять характерные неисправности, пользоваться технологическим оборудованием.
Содержание учебного материала Назначение контрольно-измерительных приборов, требования, предъявляемые к ним, классификация. Принцип действия указывающих приборов. Устройство и работа приборов измерения температуры, давления, уровня топлива, контроля зарядного режима, спидометров и тахометров. Принцип действия сигнализирующих приборов. Устройство и работа сигнализаторов аварийной температуры, давления, исправности генераторной установки. Эксплуатация контрольно-измерительных приборов. |
2
3 |
||
Самостоятельная работа: Фары головного освещения и их эксплуатация, КИП |
|||
Тема 7.2. Осветительные приборы |
Содержание учебного материала |
2 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство и принцип действия осветительных приборов; уметь: - определять технические характеристики и проверять техническое состояние осветительных приборов. Содержание учебного материала Общие сведения о приборах освещения. Требования к приборам освещения. Светораспределение ближнего и дальнего света. Видимость дороги и объектов на ней при ближнем и дальнем свете. Устройство приборов освещения и их применение. Конструкция оптических элементов фар и назначение основных элементов. Отражатель, рассеиватель и лампы, применяемые в фарах. Маркировка фар по ГОСТу. |
|||
. Конструкция оптических элементов фар и назначение основных элементов. Отражатель, рассеиватель и лампы, применяемые в фарах. Маркировка фар по ГОСТу. |
|||
Общие сведения о приборах освещения. Требования к приборам освещения. Светораспределение ближнего и дальнего света. Видимость дороги и объектов на ней при ближнем и дальнем свете. |
|||
Тема 7.3. Приборы световой сигнализации\ |
Содержание учебного материала |
2 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство и принцип действия приборов световой сигнализации; уметь: - определять технические характеристики и проверять техническое состояние светосигнальных приборов. Содержание учебного материала Назначение приборов светосигнализации, требования, предъявляемые к ним. Устройство светосигнальных приборов, их характер |
2 |
||
Самостоятельная работа:- назначение, устройство и принцип действия приборов |
|||
Тема 7.4. Схемы включения и эксплуатация светотехнических приборов. |
Содержание учебного материала |
2 |
1-3 |
2 |
|||
Студент должен знать: - принцип действия схем включения светотехнических приборов. Содержание учебного материала Схемы включения приборов освещения и световой сигнализации. Устройство и работа прерывателей указателей поворота. Основные факторы, влияющие на эксплуатационные характеристики светотехнических приборов. Параметры, характеризующие предельное состояние приборов. Операции обслуживания и применяемое оборудование. Основные отказы и неисправности системы освещения и световой сигнализации и их поиск. |
|||
эксплуатационные характеристики светотехнических приборов. Параметры, характеризующие предельное состояние приборов. Операции обслуживания и применяемое оборудование. Основные отказы и неисправности системы освещения и световой сигнализации и их поиск |
|||
Самостоятельная работа: Неисправности систем освещения |
|||
Устройство и работа прерывателей указателей поворота. Основные факторы, влияющие на эксплуатационные характеристики светотехнических приборов. Параметры, характеризующие предельное состояние приборов |
1-3 |
||
Раздел 8. Дополнительное электрооборудование. Бортовая сеть Тема 8.1. Звуковые сигналы, электродвигати |
Содержание учебного материала |
8 |
1-3 |
- назначение, устройство, работу звуковых сигналов, электродвигателей, стеклоочистителей, их характерные неисправности; уметь: - определять и устранять характерные неисправности звуковых сигналов, электродвигателей Сигналы электрические звуковые: назначение, типы, устройство, работа. Реле сигналов, назначение, устройство, работа. Стеклоочиститель с электроприводом. Его устройство и работа. Электродвигатели для привода стеклоочистителя, отопителя, вентилятора и других приборов. Изменение частоты вращения якорей электродвигателей |
2
2 |
||
Самостоятельная работа: Стеклоочиститель с электроприводом. Его устройство и работа |
|||
8.2. Система управления экономайзером принудительного холостого хода |
Содержание учебного материала |
2 |
1-3 |
Требования к знаниям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство, принцип действия, характерные неисправности, способы устранения неисправностей. Содержание учебного материала Особенности режима принудительного холостого хода двигателя. Назначение экономайзера принудительного холостого хода. Устройство системы управления экономайзером принудительного холостого хода. |
2 |
||
Самостоятельная работа: Устройство системы управления экономайзером принудительного холостого хода. |
|||
. 8.3. Схемы электрооборудования современных автомобилей |
Содержание учебного материала |
2 |
1-3 |
Требования к знаниям и умениям студентов Студент должен знать: - принцип действия схем электрооборудования автомобилей; уметь: - определять характерные неисправности схем электрооборудования с помощью диагностического оборудования. Содержание учебного материала Принципы построения схем электрооборудования. Правила включения источников и потребителей электрической энергии. Принципиальная схема соединений. Условные обозначения приборов электрооборудования и маркировка выводов приборов и проводов по ГОСТу и ОСТу. Защита электрических цепей от перегрузки, применяемые провода. |
2 |
||
Самостоятельная работа: Принципы построения схем электрооборудования. Правила включения источников и потребителей электрической энергии |
|||
Тема 8.4.
. Коммутационная аппаратура, устройства для снижения радиопомех |
Содержание учебного материала |
2 |
1-3 |
Требования к знаниям студентов Студент должен знать: - назначение, устройство, принцип действия, характерные неисправности коммутационной аппаратуры и устройств для снижения радиопомех. Содержание учебного материала Назначение коммутационной аппаратуры и ее классификация. Конструкция замков-выключателей, их схемы коммутации. Переключатели и выключатели. Устройства для снижения радиопомех. Подавительные резисторы напряжения |
|||
|
|||
Всего 477 часов |
Конспект учебного материала по теме «Тема 2.2. Сцепление»
1. Цель: Ознакомиться с устройством различных видов сцеплений, уметь анализировать их конструктивные особенности.
2. Краткие сведения
Сцеплением называется силовая муфта, в которой передача крутящего момента обеспечивается силами трения, гидродинамическими силами или электромагнитным полем. Такие муфты называются соответственно фрикционными, гидравлическими и электромагнитными.
Сцепление служит для временного разъединения двигателя и трансмиссии и плавного их соединения. Временное разъединение двигателя и трансмиссии необходимо при переключении передач, торможении и остановке автомобиля, а плавное соединение – после переключения передач и при трогании автомобиля с места. При движении автомобиля сцепление во включенном состоянии передает крутящий момент от двигателя к коробке передач и предохраняет механизмы трансмиссии от динамических нагрузок, возникающих в трансмиссии. Так, нагрузки в трансмиссии возрастают при резком торможении с двигателем, пре резком включении сцепления, неравномерной работе двигателя и резком снижении частоты вращения коленчатого вала, наезде колес на неровности дороги и т.д.
На автомобилях применяют различные типы сцеплений (схема 1).
Все указанные сцепления, кроме центробежных, являются постоянно замкнутыми, т.е. постоянно включенными и выключаемыми водителем при переключении передач, торможении и остановке автомобиля.
На автомобилях наибольшее применение получили фрикционные сцепления. Однодисковыесцепления применяются на легковых автомобилях, автобусах и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности, а иногда и большой грузоподъемности.
Двухдисковые сцепления устанавливают на грузовых автомобилях большой грузоподъемности и автобусах большой вместимости.
Многодисковые сцепления используются очень редко – только на автомобилях большой грузоподъемности.
Гидравлические сцепления, или гидромуфты, в качестве отдельного механизма на современных автомобилях не применяются. Ранее они использовались в трансмиссии автомобилей, но только совместно с последовательно установленным фрикционным сцеплением.
Электромагнитные сцепления имели некоторое применение на автомобилях, но широкого распространения не получили в связи со сложностью их конструкции.
Требования к сцеплениям
1. Плавность включения. В эксплуатации она обеспечивается квалифицированным управлением, но некоторые элементы конструкции предназначены для повышения плавности включения сцепления даже при низкой квалификации водителя.
2. Чистота выключения. Абсолютное выключение, при котором крутящий момент на выходном вале сцепления равен нулю, труднодостижимо, но если момент, передаваемый выключенным сцеплением, достаточно мал и не мешает включать передачи, то можно считать, что такое сцепление выключено практически чисто.
3. Надежная передача крутящего момента при любых условиях эксплуатации. Слишком низкое значение коэффициента запаса приводит к увеличению времени буксования сцепления при трогании автомобиля (особенно в тяжелых эксплуатационных условиях), повышенному его нагреву и износу. Излишне большая величина коэффициента запаса сопровождается увеличением размеров и массы сцепления, повышением усилия, необходимого для управления им, и ухудшением предохранения трансмиссии и двигателя от перегрузок. Обычно значениекоэффициента запаса сцепления составляют 1,4 – 1,7 для легковых и 1,5 – 2,0 для грузовых автомобилей, увеличиваясь до 2,3 на тяжелых тягачах.
4. Минимальная величина момента инерции ведомых частей. Нарушение этого требования не скажется на выполнении сцеплением своих функций, однако будет приводить к удлинению процесса переключения передач и снижению срока службы синхронизаторов коробки передач.
5. Удобство управления. Это общее для всех органов управления требование конкретизируется в виде требований к ходу педали и требуемому для ее нажатию усилию. Действующие в России ограничения в настоящее время составляют 150 Н усилия для автомобилей, имеющих усилители привода сцепления, и 250 Н для автомобилей без усилителей. Ход педали обычно не более 160 мм.
Типовое устройство сцепления - однодисковое, фрикционное
Фрикционным сцеплением называется дисковая муфта, в которой крутящий момент передается за счет силы сухого трения.
Широкое распространение на современных автомобилях получили однодисковые сухие сцепления.Однодисковым сцеплением называется фрикционная муфта, в которой для передачи крутящего момента применяется один ведомый диск.
Однодисковое сцепление (схема 2, а) состоит из ведущих и ведомых деталей, а также из деталей включения и выключения сцепления.
Ведущими деталями являются маховик 3 двигателя, кожух 1 и нажимной диск 2, ведомыми – ведомый диск 4, деталями включения – пружины 6, деталями выключения – рычаги 12 и муфта с подшипником 7.
Кожух 1 прикреплен болтами к маховику. Нажимной диск 2 соединен с кожухом упругими пластинами 5. Это обеспечивает передачу крутящего момента от кожуха на нажимной диск и перемещение нажимного диска в осевом направлении при включении и выключении сцепления. Ведомый диск 4 установлен на шлицах первичного (ведущего) вала 9 коробки передач.
Сцепление имеет привод, в который входят педаль 8, тяга 10, вилка 11 и муфта с выжимным подшипником 7.
При отпущенной педали 8 сцепление включено, так как ведомый диск 4 прижат к маховику 3 нажимным диском 2 усилием пружин 6. Сцепление передает крутящий момент от ведущих деталей к ведомым через поверхности трения ведомого диска с маховиком и нажимным диском. При нажатии на педаль 8 (схема 2, б) сцепление выключается, так как муфта с выжимным подшипником 7 перемещается к маховику, поворачивает рычаги 12, которые отодвигают нажимной диск 2 от ведомого диска 4. В этом случает ведущие и ведомые детали сцепления разъединены, и сцепление не передает крутящий момент.
Однодисковые сцепления просты по конструкции, дешевы в изготовлении, надежны в работе, обеспечивают хороший отвод теплоты от трущихся поверхностей, чистоту выключения и плавность включения. Они удобны в обслуживании при эксплуатации и ремонте.
В однодисковых сцеплениях сжатие ведущих и ведомых деталей может производиться несколькими цилиндрическими пружинами, равномерно расположенными по периферии нажимного диска. Оно также может осуществляться одной диафрагменной пружиной или конической пружиной, установленной в центре нажимного диска.
Сцепление с периферийными пружинами несколько сложнее по конструкции (большое количество пружин). Кроме того, поломка одной из пружин в эксплуатации может быть не замечена, что приведет к повышенному износу сцепления.
Сцепление с одной центральной пружиной проще по конструкции и надежнее в эксплуатации. При центральной диафрагменной пружине сцепление имеет меньшие массу и габаритные размеры, а также меньшее количество деталей, так как пружина кроме своей функции выполняет еще и функцию рычагов выключения сцепления. Кроме того, она обеспечивает равномерное распределение усилия на нажимной диск. Сцепления с центральной диафрагменной пружиной применяются на легковых автомобилях из-за трудности изготовления пружин с большим нажимным усилием при малых габаритных размерах сцепления.
Сцепление с центральной конической пружиной имеет преимущество в том, что нажимная пружина не соприкасается с нажимным диском и поэтому при работе сцепления меньше нагревается и дольше сохраняет свои упругие свойства. Кроме того, благодаря конструкции нажимного механизма сцепление может передавать большой крутящий момент при сравнительно небольшой силе пружины. Такие сцепления применяются на грузовых автомобилях большой грузоподъемности.
Приводы сцеплений
Приводы фрикционных сцеплений могут быть механическими, гидравлическими и электромагнитными. Наибольшее применение на автомобилях получили механические и гидравлические приводы.
Механические приводы просты по конструкции и надежны в работе. Однако они имеют меньший КПД, чем гидравлические приводы сцеплений.
Гидравлические приводы, имея большие КПД, обеспечивают более плавное включение сцепления и уменьшают усилие, необходимое для выключения сцепления. Но гидравлические приводы сложнее по конструкции и в обслуживании, менее надежны в работе, более дорогостоящи и требуют больших затрат при обслуживании в эксплуатации.
Для облегчения управления сцеплением в приводах часто применяют механические усилители в виде сервопружин, пневматические и вакуумные. Так, сервопружины уменьшают максимальное усилие выключения сцепления на 20…40%.
Сцепление автомобиля очень важный элемент на который приходится
большая нагрузка. Выбор механизма сцепления зависит от мощности и крутящего
момента двигателя. Самый
распространённый вариант - недорогое однодисковое сцепление с простой
конструкции с органическими накладками ведомого диска, оно применяется на 95%
автомобилей с механической коробкой передач.
Принцип работы заключается в следующем: ведомый диск зажимается двумя
ведущими (роль которых выполняет маховик и корзина сцепления) и на него
передаётся энергия от двигателя - колёсам. Органические материалы не любят
высокой температуры, и расчитаны на эксплуатацию в спокойных условиях, без
чрезмерных нагрузок. В случае резких стартов, езде по бездорожью, органический
диск нагревается и начинает дымить.
В автоспорте на сцепление приходится большая нагрузка, так
как переключение передач осуществляется в диапазоне 6000-10000 об/мин на
максимальной мощности двигателя. Стандартное сцепление не выдерживает таких
нагрузок, и заменяется на более надёжную конструкцию.
Самый простой способ - корзина с увеличенной прижимной силой на 30, 50
или даже 100%. Такое сцепление жёстко держит ведомый диск, но имеет свои
недостатки. Возрастает усилие на педаль сцепления, что ухудшает скорость
переключения передач. К тому же на переднеприводных ВАЗах выжим происходит с
помощью тросика, который может порваться при чрезмерных нагрузках. В таких
случаях устанавливают гидравлический привод выжима сцепления.
Спецификация учебных элементов
№ |
Учебный элемент |
Опорное понятие |
Новое понятие |
Уровень усвоения |
1 |
Сцепление |
+ |
|
I |
2 |
Диск |
+ |
|
I |
3 |
Однодисковые сцепления |
|
+ |
I |
4 |
Двухдисковые сцепления |
|
+ |
I |
5 |
Многодисковые |
|
+ |
I |
6 |
Привод |
+ |
|
II |
7 |
Механический привод |
|
+ |
I |
8 |
Гидравлический привод |
|
+ |
II |
9 |
Нажимное усилие |
+ |
|
II |
10 |
Периферийные пружины |
|
+ |
II |
11 |
Центральная пружина |
|
+ |
I |
12 |
Центробежное усилие |
+ |
|
I |
13 |
Полуцентробежное |
+ |
|
II |
14 |
Привод |
+ |
|
I |
15 |
Механические приводы |
|
+ |
II |
16 |
Гидравлические приводы |
|
+ |
I |
17 |
Керамика |
|
+ |
II |
18 |
Карбон |
|
+ |
II |
19 |
Кевлар |
|
+ |
II |
20 |
Ведомые части |
+ |
|
II |
21 |
Фрикционное Маховик |
|
+ |
II |
22 |
Гидравлическое
|
|
+ |
I |
23 |
Электромагнитное |
|
+ |
II |
24 |
Беспружинные диски |
|
+ |
II |
25 |
Коническая пружина |
|
+ |
I |
1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Методика профессионального обучения» / сост. Л. Д. Старикова; Рос. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург, 2013. 60 с
2. Шалунова М. Г. Практикум по методике профессионального обучения: учебное пособие для вузов / М. Г. Шалунова, Н. Е. Эрганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 66 с.
Интернет-ресурсы:
1. Российское образование. Федеральный образовательный портал. Электронный ресурс. – [Режим доступа]: https://fumo-spo.ru/?p=news&show=271.
2. Сравнительные характеристики ГОС и ФГОС [Электронный ресурс] // ГБОУ СПО «Колледж городской инфраструктуры и строительства № 1»: официальный сайт. Режим доступа: http://sc1.ucoz.ru/ load/sravnitelnye_kharakteristiki_gos_i_fgos.
3. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития: Учебное пособие / С.Д. Якушева. - М.: (Электронный ресурс – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=392282)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.